Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика представлений о личности




Личность изучается в разных науках (психология, философия, история). Во всех науках личность представлена своими различными свойствами, способностями, характеристиками. Существуют обыденные, житейские представления о личности. Когда говорят о личности, то подразумевают особенные, значительные свойства и способности человека.

В европейских языках «личность» обозначается словом персона. Это слово обозначало маску, надеваемую актером в древнем театре. Маска была двойником, помогающим актеру выполнять волю богов. С помощью маски, жестов человек приближался к божественному.

В 17 веке в Европе появляется идея об ответственности человека перед обществом за свои поступки, об обязанностях и правах (Рогов). Возникает понятие личности.

В психологии личностью называют не того человека, который существенно отличается от других, заметен, одарен, а любого человека определенного возраста, который вступает в социальные связи и владеет речью. Посредством них личность и совершает свою деятельность.

Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определенного возраста. Если ребенок развивается вне социума, то его личностью не называют. Также личностью не считают животное и ребенка до 3 –х лет.

Личность исторична. Личность человека, живущего сто лет назад отличается от нынешней личности. Личность выступает как продукт исторического развития. Она несет все особенности той исторической эпохи, в которой живет, а также социальной группы, в которой вступает в контакт с другими людьми.

Личность отличается от другого, т. е. в индивидуальных характеристиках.

Личность не развивается в одиночестве. В ходе деятельности человек оценивает условия своей жизни, объекты, результаты, свое участие. Освоение социальных знаний, умений, способов регуляции происходит через речь.

Личность человека зависит от генетических, культурных факторов, она функционирует на сознательном и бессознательном уровне и изменяется во времени.

Ребенок, становясь личностью, идет от первичной привязанности к обретению независимости и ответственности за свои поступки и решения.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно – мотивационная сфера- это направленность личности, ее отношение к будущему, отдельным людям, к себе, своим трудовым обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе.

Особенностью личности является ее обособленность (Еникеев). Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладания в критических условиях.

С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я –концепции», личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивые ценности, ориентация в жизненных ситуациях. При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется только текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация, сужаются его духовные и интеллектуальные запросы.

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологии? Существует множество ответов, которые свидетельствуют о сложности самого феномена личности. И.С. Кон пишет: «С одной стороны она обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми».

Каждое из определений личности подкрепляется экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Чаще под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

Каковы же проблемы изучения личности?

1. Соотношение биологического и социального в личности

2. Соотношение индивидуального и общественного в личности

3. Филогенез и онтогенез личности

4. Структура личности

5. Методы исследования личности и т. д.

П одходы к изучению человека.

Современная наука все более охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (человек – природа, человек – общество, человек – техника…).

В разных науках человек изучается то как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens, то как объект и субъект исторического процесса – личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой.

Во второй половине 20 века изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются науки физико – математические.

Новые возможности научного изучения человека открылись с возникновением биофизики, биохимии.

В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Так появляется возрастная физиология и морфология. Они изучают возрастные особенности развития (детская, возрастная, генетическая). Благодаря этим наукам можно определить первичные свойства индивида.

Современная наука связана с новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку психология является средством объединения разных разделов естествознания и общественных наук.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных