Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания для студентов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «Иммунитет, виды. Факторы неспецифической резистентности»

Методические указания для студентов

 

Дисциплина иммунология

Специальность: 060101 «лечебное дело» (очно-заочная)

курс 3

Семестр 6

 

 

Уфа-2013

 

Тема: Иммунитет, виды. Факторы неспецифической резистентности.

на основании рабочей программы учебной дисциплины:

«иммунология», утвержденной 2013г.

 

Автор: проф. Ахтариева А.А.

 

Рецензенты: проф. Мавзютов А.А.

проф. Ефимов Г.Е.

 

Утверждение на заседании№ кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии

 

от«____»__________2013 г

 

 

1.Тема: Иммунитет,виды. Факторы неспецифической резистентности.

Актуальность темы: Иммунная система функционирует в двух главных режимах:

1) Врожденный (неспецифический) иммунитет

2) Альтернативный (приобретенный), механизм, которого действует в тесном содружестве. Иммунный ответ всегда начинается с неспецифических реакций.

Неспецифические факторы иммунной защиты – это выработанные в процессе филогенеза генетически закрепленные и передающиеся по наследству факторы определенного вида организма к различным антигенам, зависит от биологических особенностей каждого организма. Неспецифические и специфические факторы защиты функционируют составляя единую целостную систему защиты от антигенов (например, возбудителей инфекционных заболеваний). В зависимости от характера антигенного воздействия ведущими могут быть или одна, или несколько форм реагирования. Представления о защитных факторах реактивности организма имеет огромное значение в профилактической и клинической медицине, что обосновывает важность знаний данного раздела, которыми должны овладеть студенты.

2. Учебные цели: Изучение основных неспецифических факторов иммунной системы.

.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

-определить напряженность врожденного иммунитета;

-выявить наличие агглютинации и установить титр нормальных антител;

-определить незавершенный фагоцитоз.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- анатомо-физиологические особенности органов иммунной системы.

-факторов неспецифической резистентности.

3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

:1) Современное определение понятия «иммунитет».Виды иммунитета, их основные отличия.

2) Неспецифические факторы иммунитета: механические, физико-химические, клеточные и гуморальные.

3) Фагоцитоз; фагоцитирующие клетки; основные стадии фагоцитоза; завершенный и незавершенный фагоцитоз.

4) Система комплемента, пути активации. Роль комплемента в хемотаксисе, опсонизации микробов, развитии аллергических и иммунопатологических процессов.

5)Пропtрдиновая система

6) Интерфероны; классификация; иммуно - биологическое значение.

7)Белки теплового шока.

4. Вид занятия -:практическое занятие.

5. Продолжительность – 3 часа.

6.Оснащение: телевизор, таблицы, микроскопы.

7.Содержание занятия

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений с применением тестов.

7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3 Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

1.РА на обнаружение нормальных АТ

Состав: 1.Сыворотка здорового человека

2.Диагностикум S typhi

3.Электролит – физиологический раствор

Схема постановки реакции

Ингредиенты В мл Пробирки
опытные Контроль на Аг
       
Изотонический раствор хлорида натрия (мл)   1,0   1,0   1,0   1,0   1,0
Сыворотка здорового человека 1:10 (мл)   1,0   1,0   1,0   1,0   -
Разведения сыворотки   1:20   1:40   1:80   1:160   -
Диагностикум (0.1 мл=2 капли) 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
Результат
Заключение

 

 

Для определения нормальных антител берут у здорового человека шприцем кровь из локтевой вены в количестве 2-3 мл и дают ей свернуться. Образовавшийся сгусток отделяют, а сыворотку отсасывают в чистую пробирку и готовят ряд разведений 1:10 до 1:160 следующим образом: во все пробирки разливают по 1 мл (20 капель) физиологического раствора, затем в 1-ю пробирку этой же пипеткой наливают 1 мл сыворотки, разведенной 1:5,перемешивают с физиологическим раствором, получают разведение 1:20 и так же получают разведения 1:40,1:30 и 1:160.

В отдельную контрольную пробирку и наливают 1 мл физиологического раствора без сыворотки (контроль антигена).Во все пробирки закапывают по 2 капли брюшнотифозного диагностикума. Штатив ставят в термостат на 2 часа при температуре 37,а затем оставляют на сутки при комнатной температуре.

При учете реакции сначала просматривают контрольную пробирку. В ней при легком встряхивании наблюдается равномерное помутнение, хлопьев не должно быть. Опытные пробирки просматривают одновременно с контрольной, держа в одной руке и встряхивая. При положительной реакции обнаруживаются хлопья из склеенных бактерий. Учитывают максимальное разведение сыворотки,при котором произошла отчетливая агглютинация (титр сыворотки)

2. Микроскопия и зарисовка готового препарата «незавершенный фагоцитоз при острой гонореи».Микробиологический диагноз острой гонореи ставится на основании микроскопии мазков гноя из уретры или вагины, окрашенных синькой и по Грамму. Присматривая такой мазок, обязательно нужно найти поле зрения, в котором было бы видно лейкоцит, содержащий большое количество (незавершенный фагоцитоз).

7.5 Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний.

:

ТЕСТЫ

  Основная функция иммунной системы: 1. Контроль процессов пролиферации 2. Поддержание молекулярного постоянства организма 3. Поддержание генетического гомеостаза организма 4. Обеспечение оптимальных условий тканевого обмена 5. Обеспечение рециркуляции клеток  
  Альтернативный путь активации комплемента запускается: 1. Комплексом АГ - АТ 2. Комплексом АГ - Ig М 3. Комплексом АГ – Ig М 4. Липополисахаридами микробов 5. Через пропердиновую систему 4,5
  Классический путь активации комплемента запускается: 1. Комплексом АГ – АТ 2. Комплексом АГ – Ig М 3. Комплексом АГ – Ig G 4. Липополисахаридами микробов 5. Через пропердиновую систему 1,2,3
  Активированные компоненты комплемента: 1. Разрушают клетки 2. Усиливаю фагоцитоз 3. Участвуют в анафилактических реакциях 4. Вызывают хемотаксис 5. Стимулируют антителообразование 1,2,3,4
  Компоненты системы комплемента, обладающие опсонизирующими свойствами: 1. С 5 2. С 7 3. С 9 4.С3в С4в  
  Компоненты системы комплемента, обеспечивающие литическое действие: 1. С2 2. С3В 3. С8, С9 4. С3А, С3В 5. С1  
  Незавершенный фагоцитоз обусловлен: 1. Капсулообразованием бактерии 2. Подавлением слияния лизосом с фагосомой 3. Выходом микробов из фагосом 4. Образованием псевдоподии 5. Спорообразованием 1,2,3
  К моноцитарно – макрофагальной системе относятся все, кроме: 1. Моноцитов 2. Дендритных клеток 3. Астроцитов 4. Клеток Купфера 5. Клеток Лангерганса 6. Естественных киллеров  
  На макрофагах имеются рецепторы для: 1. Fc - Ig G 2. Fc – Ig A 3. Комплемента 4. Цитокинов 5. Эритроцитов 1,3,4
  Основные функции макрофага: 1. Фагоцитоз 2. Презентация антигена к Т – клетками 3. Секреция цитокинов 4. Повреждение клеток – мишеней 5. Синтез АТ 1,2,3,4
  Интерфероны: 1. Разновидность цитокинов 2. Образуются только при вирусных инфекциях 3. Видоспецифичны 4. Факторы врожденного иммунитета 5. Факторы приобретенного иммунитета 1,3,4
  На первой стадии серологических реакций происходит: 1. Агглютинация 2. Преципитация 3. Соединение АГ с АТ 4. Лизис 5. Связывание комплемента  
  Для постановки реакции агглютинации с целью серодиагностики необхидимы: 1. Диагностикум 2. Испытуемая сыворотка 3. Физиологический раствор 4. Диагностическая сыворотка 1. 5. Комплемент 1,2,3
  В реакции агглютинации участвуют антигены: 1. Растворимые 2. Корпускулярные 3. Любые  
  Повышением чувствительности бактерий к фагоцитозу является реакция: 1. Агглютинации 2. Нейтрализации токсина 3. Опсонизации 4. Связывание комплемента 5. Преципитации  
  Назовите методы постановки реакции агглютинации: 1. В специальных пробирках диаметром 0,5 см 2. На стекле 3. В геле 4. Развернутая реакция в пробирках 5. Иммуноэлектрофорез 2,4
  Какие антигены участвуют в РА? 1. Белки 2. Полисахариды 3 Экзотоксин 4. Экстракты клеток  
  ?Какого из перечисленных неспецифических гуморальных факторов иммунитета определяется его ферментативной активностью? 1) Лизоцим 2) Интерферон  
  Какие из перечисленных компонентов системы комплемента обладают анафилактическим действием? 1) С1,С2 2) С8,С9 3) СЗА, С5А  
  КАКАЯ ЧАСТЬ МОЛЕКУЛЫ АНТИТЕЛА ОТВЕТСТВЕННА ЗА АКТИВАЦИЮ КОМПЛЕМЕНТА ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ПУТИ ПОСЛЕ взаимодействия с антигеном? 1) «L» -ЦЕПИ 2) FC -ФРАГМЕНТЫ 3) FAB – ФРАГМЕНТЫ  
  Положения, справедливые для понятия «адаптивный иммунитет». 1. Приобретаемость 2. Специфичность 3. память 4. Целиком базируется на образовании антител. 5. Единственный механизм противоинфекционной резистентности. 6. Антигензависимость. 1,2,3,6
  Положения, справедливые для понятия «врожденный иммунитет» 1. Специфичность 2. Индуцируется антигенами 3. Базируется на лимфоцитарных реакциях. 4. Включает факторы и механизмы первой линии противоинфекциооной защиты. 5. Обладает иммунологической памятью.  

Основная и дополнительная литература.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов; под ред. А. М. Земскова. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 319 с.

Земсков, А. М. Клиническая иммунология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов; под ред. А. М. Земскова. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 432 с.- Режим доступа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970407752.html

2. Хаитов, Р. М. Иммунология: учебник для вузов с компакт-диском / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 311 с.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: учебник / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 320 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412220.html.

3. Ярилин, А. А. Иммунология [Электронный ресурс]: учебник/ А. А. Ярилин. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 749 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413197.html

4. Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии [Электронный ресурс]: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 640 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419748.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы клинической иммунологии [Электронный ресурс] / Э. Чепель, М. Хейни, С. Мисбах, Н. Сновден; под ред. Р. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970406458.html

2. Иммунология. Практикум. Клеточные, молекулярные и генетические методы исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Ковальчук, Г. А. Игнатьева, Л. В. Ганковская [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 176 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413173.html

3. Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418581.html

4. Медуницына, Е. Н. Методы диагностики в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Е. Н. Медуницына, Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0001.html

5. Клинические синдромы в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / О. Г. Елисютина, Е. С. Феденко, С. В. Царёв, С. А. Польнер. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0007.html

6. Вылегжанина, Т. Г. Памятки и рекомендации по аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Т. Г. Вылегжанина. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0025.html

7. Вакцинопрофилактика в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Н. Ф. Снегова, Р. Я. Мешкова, М. П. Костинов, О. О. Магаршак. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0005.html

Подпись автора методической разработки «» 20 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Практическая работа 2. Тема:ROM BIOS.Основные опции


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных