ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические указания для студентовПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Иммунитет, виды. Факторы неспецифической резистентности» Методические указания для студентов
Дисциплина иммунология Специальность: 060101 «лечебное дело» (очно-заочная) курс 3 Семестр 6
Уфа-2013
Тема: Иммунитет, виды. Факторы неспецифической резистентности. на основании рабочей программы учебной дисциплины: «иммунология», утвержденной 2013г.
Автор: проф. Ахтариева А.А.
Рецензенты: проф. Мавзютов А.А. проф. Ефимов Г.Е.
Утверждение на заседании№ кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии
от«____»__________2013 г
1.Тема: Иммунитет,виды. Факторы неспецифической резистентности. Актуальность темы: Иммунная система функционирует в двух главных режимах: 1) Врожденный (неспецифический) иммунитет 2) Альтернативный (приобретенный), механизм, которого действует в тесном содружестве. Иммунный ответ всегда начинается с неспецифических реакций. Неспецифические факторы иммунной защиты – это выработанные в процессе филогенеза генетически закрепленные и передающиеся по наследству факторы определенного вида организма к различным антигенам, зависит от биологических особенностей каждого организма. Неспецифические и специфические факторы защиты функционируют составляя единую целостную систему защиты от антигенов (например, возбудителей инфекционных заболеваний). В зависимости от характера антигенного воздействия ведущими могут быть или одна, или несколько форм реагирования. Представления о защитных факторах реактивности организма имеет огромное значение в профилактической и клинической медицине, что обосновывает важность знаний данного раздела, которыми должны овладеть студенты. 2. Учебные цели: Изучение основных неспецифических факторов иммунной системы. . Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: -определить напряженность врожденного иммунитета; -выявить наличие агглютинации и установить титр нормальных антител; -определить незавершенный фагоцитоз. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: - анатомо-физиологические особенности органов иммунной системы. -факторов неспецифической резистентности. 3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: :1) Современное определение понятия «иммунитет».Виды иммунитета, их основные отличия. 2) Неспецифические факторы иммунитета: механические, физико-химические, клеточные и гуморальные. 3) Фагоцитоз; фагоцитирующие клетки; основные стадии фагоцитоза; завершенный и незавершенный фагоцитоз. 4) Система комплемента, пути активации. Роль комплемента в хемотаксисе, опсонизации микробов, развитии аллергических и иммунопатологических процессов. 5)Пропtрдиновая система 6) Интерфероны; классификация; иммуно - биологическое значение. 7)Белки теплового шока. 4. Вид занятия -:практическое занятие. 5. Продолжительность – 3 часа. 6.Оснащение: телевизор, таблицы, микроскопы. 7.Содержание занятия 7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений с применением тестов. 7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3 Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: 1.РА на обнаружение нормальных АТ Состав: 1.Сыворотка здорового человека 2.Диагностикум S typhi 3.Электролит – физиологический раствор Схема постановки реакции
Для определения нормальных антител берут у здорового человека шприцем кровь из локтевой вены в количестве 2-3 мл и дают ей свернуться. Образовавшийся сгусток отделяют, а сыворотку отсасывают в чистую пробирку и готовят ряд разведений 1:10 до 1:160 следующим образом: во все пробирки разливают по 1 мл (20 капель) физиологического раствора, затем в 1-ю пробирку этой же пипеткой наливают 1 мл сыворотки, разведенной 1:5,перемешивают с физиологическим раствором, получают разведение 1:20 и так же получают разведения 1:40,1:30 и 1:160. В отдельную контрольную пробирку и наливают 1 мл физиологического раствора без сыворотки (контроль антигена).Во все пробирки закапывают по 2 капли брюшнотифозного диагностикума. Штатив ставят в термостат на 2 часа при температуре 37,а затем оставляют на сутки при комнатной температуре. При учете реакции сначала просматривают контрольную пробирку. В ней при легком встряхивании наблюдается равномерное помутнение, хлопьев не должно быть. Опытные пробирки просматривают одновременно с контрольной, держа в одной руке и встряхивая. При положительной реакции обнаруживаются хлопья из склеенных бактерий. Учитывают максимальное разведение сыворотки,при котором произошла отчетливая агглютинация (титр сыворотки) 2. Микроскопия и зарисовка готового препарата «незавершенный фагоцитоз при острой гонореи».Микробиологический диагноз острой гонореи ставится на основании микроскопии мазков гноя из уретры или вагины, окрашенных синькой и по Грамму. Присматривая такой мазок, обязательно нужно найти поле зрения, в котором было бы видно лейкоцит, содержащий большое количество (незавершенный фагоцитоз). 7.5 Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний. : ТЕСТЫ
Основная и дополнительная литература. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов; под ред. А. М. Земскова. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 319 с. Земсков, А. М. Клиническая иммунология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов; под ред. А. М. Земскова. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 432 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970407752.html 2. Хаитов, Р. М. Иммунология: учебник для вузов с компакт-диском / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 311 с.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: учебник / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 320 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412220.html. 3. Ярилин, А. А. Иммунология [Электронный ресурс]: учебник/ А. А. Ярилин. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 749 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413197.html 4. Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии [Электронный ресурс]: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 640 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419748.html ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Основы клинической иммунологии [Электронный ресурс] / Э. Чепель, М. Хейни, С. Мисбах, Н. Сновден; под ред. Р. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970406458.html 2. Иммунология. Практикум. Клеточные, молекулярные и генетические методы исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Ковальчук, Г. А. Игнатьева, Л. В. Ганковская [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 176 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413173.html 3. Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418581.html 4. Медуницына, Е. Н. Методы диагностики в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Е. Н. Медуницына, Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0001.html 5. Клинические синдромы в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / О. Г. Елисютина, Е. С. Феденко, С. В. Царёв, С. А. Польнер. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0007.html 6. Вылегжанина, Т. Г. Памятки и рекомендации по аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Т. Г. Вылегжанина. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0025.html 7. Вакцинопрофилактика в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Н. Ф. Снегова, Р. Я. Мешкова, М. П. Костинов, О. О. Магаршак. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0005.html Подпись автора методической разработки «» 20 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|