ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЕ НАУКИ
Человеческая деятельность носит целенаправленный характер, а, следовательно, существенно связана с ценностными ориентациями. Человек чего-то хочет, к чему-то стремится, что-то считает благом. Без этого невозможно целеполагание, лежащее в основе любого деятельностного акта. Вспомним еще раз известную притчу о строительстве собора в средневековом городе Шартре. Спросили трех человек, каждый из которых катил тачку с камнями, что они делают. Первый пробормотал тяжелую качу, пропади она пропадом". Второй сказал: "Зарабатываю хлеб семье". А третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор!" Нам здесь важно следующее. У каждого из опрошенных мы наблюдаем один и тот же набор действий. Иными словами, с точки зрения физики пли физиологии они делают одно и то же. Однако деятельности их существенно различны, ибо различны цели и лежащие в их основе ценностные ориентации. Кстати, собор, несомненно, можно выстроить, используя труд людей, как первого, так и второго типа, хотя они и не ставят перед собой такой цели. В равной степени н хлеб семье зарабатывают, вероятно, все трое. Это значит, что общими для них являются по только действия, которые мы непосредственно наблюдаем, но и отдаленные последствия этих действии. Специфично для каждого только рефлексивное осознание того, что делается. Рефлексия как бы окрашивает последствия действий в разные цвета так, что один выделяется. а другие теряются па общем фоне. «Окраска» в данном случае — это оценка. В свете сказанного в каждом акте деятельности можно выделить, по крайней мере, два результата: основной, т. е. продукт деятельности, и побочный. Меняя их местами, мы получаем рефлексию симметричные акты, которые взаимно преобразуются друг в друга путем рефлексивной ценностной переориентации. При этом все остальные элементы деятельности, кроме самой их оценки, до поры до времени остаются неизменными. Так, например, деятельности второго и третьего строителей Шартрского собора рефлексивно симметричны, но симметрия будет нарушена. если первый из них ради более высокого заработка переплет на другое место работы. Он в этом случае будет по-прежнему зарабатывать хлеб семье, но уже не будет строить собор. Анализируя два симметричных акта, не следует упускать из виду возможность своеобразной маскировки. Один акт можно замаскировать под другой с помощью манифестации соответствующих целевых установок. Надо различать, поэтому подлинные цели и ценности, с одной стороны, и всякого рода маскирующие декларации пли манифестации — с другой. До поры до времени они эмпирически неразличимы, но становятся явными, когда симметрия нарушается. Притча о Шартрском соборе — это хорошая модель, отталкиваясь от которой удобно переходить к более сложным вопросам. Очевидно, что она должна работать при анализе не только производственной (материальной), но и познавательной деятельности. Ниже мы покажем, что она позволяет многое понять не только в деятельности индивидуального ученого, но и в функционировании науки как целого, как социального института. Но, прежде всего, остановимся более подробно на вопросе о том, что такое ценности.
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ Начнем с простого мысленного эксперимента, который, впрочем, легко превратить в реальный. Будем спрашивать у человека, который совершил или собирается совершить какой-либо поступок, ради чего он это делает. Допустим, человек собирается провести свой отпуск на побережье Черного моря. «Зачем?» — «Хочу отдохнуть».— «Зачем?" - «Хочу поправить здоровье».— «Зачем?»... Рано или поздно, но эксперимент придется прекратить, ибо окажется, например, что для нашего собеседника здоровье важно уже не как средство для чего-либо другого, а само по себе. Вот это «само по себе» и означает, что мы имеем дело с ценностью. Иными словами, ценности — это конечные основания целеполагание. Наличие таких конечных оснований четко осознавал уже Аристотель. В самом начале «Никомаховой этики» он рассуждает следующим образом. Целью всякого искусства или поступка является какое-нибудь благо. Так как существует много стремлений и много искусств, то существует и много благ: цель врачебного искусства — здоровье, кораблестроительного — корабль, военного — победа. Между искусствами существует известное подчинение: седельное искусство служит искусству верховой езды, последнее — военному искусству и т. д. Однако не все цели мы выбираем ради какой-то иной цели, ибо в противном случае мы уйдем в бесконечность. А это значит, что существует «некая цель, желанная нам сама по себе», т. е. собственно благо, пли наивысшее благо '. Но всегда ли человек четко осознает конечные основания своей деятельности? Не заставляем ли мы его впервые это сделать в ходе нашего эксперимента? Очевидно. что во многих случаях это действительно так. Как же тогда существуют ценности, если они не осознаны, не определены, не сформулированы? Они существуют на уровне конкретных образцов поведения, образцов выбора, предпочтения, эмоциональных реакции. Человек живет в этом: мире социальных образцов, в мире нормативных систем2 с первых н до последних дней своей жизни. Это некоторое «социальное поле», которое определяет его поступки, деятельность, отношение к миру. И в такой же степени, как человек; может не знать правил, грамматики своего родного языка, он может не осознавать своих конечных ценностных ориентации. Но можно ли тогда говорить об их существовании? Вопрос этот во многом аналогичен вопросу о существовании смысла слов. Остановимся на этом несколько более подробно. Каждый из нас, не задумываясь, использует слово «стол». Мы слышим и понимаем его в разных контекстах по нескольку раз в день и, вероятно, много тысяч раз в течение жизни. Но попробуйте дать определение. попробуйте точно указать, что именно это слово обозначает, н вы непременно столкнетесь с трудностями. Допустим, однако, что вы дали точное определение и начали им пользоваться. Не будет ли это означать, что ваше употребление слова «стол» существенно изменилось? Раньше оно было ситуативным и, вероятно, эволюционировало от ситуации к ситуации; теперь вы сформулировали точное правило, закрепив и абсолютизировав тем самым некоторый ограниченный прошлый опыт. Изменился сам механизм деятельности, ибо действовать по образцам — это не то же самое, что действовать в соответствии с правилом. Как же соотносятся, друг с другом правила, с одной стороны, и действия по образцам—с другой? Для ответа на этот вопрос мы воспользуемся вслед за Витгенштейном и Фейнмапом аналогией с игрой. «Представим себе,— пишет Фейнман,— что сложный строй движущихся объектов, который н ость мир,— это что-то вроде гигантских шахмат, в которые играют боги, а мы следим за их игрой. В чем правила игры, мы не знаем: все, что нам разрешили,— это наблюдать за игрой. Конечно, если посмотреть подольше, то кое-какие правила можно ухватить. Под основными физическими воззрениями, под фундаментальной физикой мы понимаем правила игры"3. Обратите внимание, правила игры при этом предполагаются существующими и неизменными, как это и имеет место в реальных шахматах. Но всегда ли боги играют по правилам? «Ведь мы легко можем представить себе,— пишет Витгенштейн,— что люди собрались на лугу поиграть в мяч, но, начав разные игры, многих не доиграли до конца, бесцельно бросая мяч в высоту, для забавы пиная и кидая мяч друг другу; и т. д. И вот один говорит: все это время люди играли в некоторую игру с мячом и совершали каждый бросок по определенным правилам»4. Кстати, такие правила, вероятно, всегда можно сформулировать. Достаточно просто описать происходящие события так, чтобы их можно было воспроизвести. А нет ли также и такого случая, спрашивает Витгенштейн, когда мы, играя, создаем и видоизменяем правила по ходу игры? Ответ напрашивается сам собой, ибо Витгенштейн уже привел фактически соответствующий пример. Смешивая разные игры и не доводя их до конца, мы можем описать происходящее в виде еще одной игры, после чего опять смешать игры, включая уже н вновь созданную, и получить еще одно описание... Важно, что комбинирование игр происходит случайным образом, т. е. безо всяких правил, что не мешает формулировать правила задним числом. Какой же из двух вариантов реализуется в случае языковых игр? Легко показать, что именно второй, т. е. вариант, когда правила формулируются в ходе самой игры. Представьте себе, что у вас есть образец употребления слова «стол». Следовать этому образцу - значит употреблять указанное слово аналогичным образом, использовать его в сходных ситуациях. Секрет, однако, в том, что псе ситуации в определенном отношении сходны, а сам образец не задает никаких правил сопоставления. Иными словами, реализация образца всегда включает в себя элементы случайности и ситуативности пли, что- то же самое, образец сам по себе не определяет четкого множества возможных реализации. Действительно, если вам указали на некоторый предмет н назвали его столом, то вы в равной мере имеете право называть так н любой деревянный предмет, и любой предмет, имеющий плоскую поверхность, н все, что окрашено сходным образом... Как же быть? Ведь очевидно, что мы постоянно пользуемся остенсивными определениями, достигая при этом определенного успеха. Все объясняется наличием множества других образцов. Стол, например, похож на табуретку, и последнюю вполне можно было бы назвать маленьким столом, но этому мешает слово "табуретка". Образно выражаясь, слова должны разделить между собой «сферы влияния", и именно это существенно сужает и стабилизирует употребление каждого слова. Обобщая, можно сказать, что реализация любого образца как более пли менее однозначная процедура возможна только в рамках определенного нормативного контекста, только в рамках универсума образцов. И тут мы подходим к самому главному. Противопоставление образцов и реализации — это относительное противопоставление, ибо каждая реализация способна стать образцом в ходе дальнейшего воспроизводства деятельности. Поэтому любая реализация имеющихся у нас образцов приводит к их замене или дополнению новыми образцами, т. е. к той или иной перестройке всего нормативного контекста. А это значит, что «правила», если о них и можно говорить в определенном смысле, меняются с каждым актом игры. Сказанное в равной степени относится и к сфере словоупотребления, и к сфере целеполагание. Как уже отмечено, ценности существуют, прежде всего, в форме практической реализации образцов предпочтения, выбора, оценки... Это исходный способ их существования. ___________________________________________________________ 1 Аристотель. Соч. В 4-х т. М.. 1983. Т. 4. С. 54—55. 2 См.: Розов М. Л. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977.
Но они существуют и на уровне четко сформулированных принципов. Важно, однако, что эти последние не соответствуют полностью и не могут соответствовать исходной практике целеполагание. Полное соответствие невозможно, ибо точных «правил игры» в мире практической реализации образцов вообще не существует. Описание этого мира наталкивается на явление дополнительности. Либо мы пытаемся точно сформулировать содержание реализуемых образцов, и получаем в этом случае почто такое, что не согласуется с реальными механизмами их реализации, либо мы описываем именно эти механизмы, но тогда вынуждены отказаться от описания образцов в виде точных правил5. Как же в таком случае существуют ценности? Их реальное бытие очень напоминает рассмотренную выше игру Витгенштейна. Стихийно сложившаяся практика целеполагание осознается и вербализуется в виде правил, которые, включаясь в действие, в какой-то степени перестраивают эту практику, по далеко не всегда н не полностью. Традиционные способы деятельности обладают чаще всего достаточной устойчивостью по отношению к различным формам их сознания6. Мы живем в мире огромного количества предписаний, правил, инструкций, которые постоянно нарушаются явным пли неявным образом. Иными словами, складывается новая стихийная ситуация, включающая в себя как образцы, так и уже сформулированные правила, и эта ситуация вновь как-то осознается и вербализуется.' Такой бесконечный процесс и образует, фигурально выражаясь, объективную «субстанцию» ценностей и ценностных ориентации. Мы не рассматриваем при этом тех социальных условий, под воздействием которых складываются исходные образцы целеполагание, ибо нас в данном случае интересует только онтологический статус ценностей, а не закономерности их исторического развития. Раньше надо понять, как и где существует данный объект, с какой в принципе реальностью мы имеем дело, н только потом можно наметить пути уже более конкретного исследования. Сказанное, в частности, позволяет выделить два принципиально разных подхода к рассмотрению ценностей, которые в той пли иной форме уже давно осознаны в истории этики. Первый подход — это изучение исторического развития ценностных ориентации, изучение реальных процессов их возникновения, существования и функционирования. Второй — это формулировка ценностных установок, формулировка тех принципов, которые как раз и представляют собой одну из форм существования ценностей. Реализуя этот подход, мы не столько изучаем ценности, сколько становимся участниками их изменения и функционирования, мы не исследователи, а проектировщики и созидатели. Мы при этом как бы воплощаем в себе одну из ипостасей того объекта, который исследуется в рамках первого подхода. Говоря о ценностях как о принципах или правилах надо сделать еще одно уточнение. Вербализация ценностных установок может приводить к выражениям двух разных типов: (1) «Некто Х стремится к достижению Y, считая его благом»; (2) «Y есть благо» пли «Y следует считать благом». В первом случае мы имеем дело с некоторым знанием о человеке и его деятельности, которое может быть истинным или ложным. Оно истинно, если Х действительно считает Y благом, и ложно, если он этого не считает. Выражения второго типа знанием не являются. Для того чтобы это пояснить, сравним, друг с другом следующие предложения: (1) "Береги здоровье, и ты будешь жить долго»; (2) «Береги здоровье!». Первое— это знание, обладающее истинностными характеристиками. второе — безусловное предписание, которое этими характеристиками не обладает. Но выражение: «Здоровье есть благо» фактически ничего больше не означает, кроме безусловного предписания: «Береги здоровье!». Выделенные формы вербализации ценностей оказываются тесно связанными друг с другом, если рассматривать их в контексте описания и воспроизведения, конкретных образцов целеполагание. Действительно, если поведение Х является для меня образцом и Х считает Y благом, то для меня это означает, что Y — благо или что его следует считать таковым. Именно это отношение к Y я и должен воспроизводить, следуя образцу. Поэтому безусловные предписания типа «Y есть благо» и представляют собой наиболее адекватную форму вербализации ценностных установок. Но они, как уже отмечалось, не являются знаниями, и поэтому, строго говоря, не могут быть доказаны или опровергнуты методами науки. Это, в частности, хорошо понимал А. Эйнштейн: «Когда же кто-либо спросит: "Зачем нам нужно поддерживать друг друга, облегчать друг другу жизнь, писать чудесную музыку, стремиться к созданию прекрасных творении ума?'', то ответить ему следует так: "Если ты сам этого не чувствуешь, то и объяснить тебе никто уж не сможет". Без этого первичного мы — ничто, и лучше бы уж тогда нам и не жить. Если кто-либо к тому же захочет попытаться обосновать эти принципы, стремясь доказать, что подобные вещи способствуют сохранению существования человеческой натуры и помогают стимулировать ее развитие, то тогда-то и возникнет вопрос "зачем?'' А научно обоснованный ответ окажется здесь еще более безнадежным»7. Итак, выделенные два подхода принципиально отличаются друг от друга, и если одни относится к сфере науки, то другой напоминает скорее деятельность проектирования. Их функции в культуре тоже различны. В первом случае речь идет о познании закономерностей развития человеческой деятельности, во втором — об обеспечении свободы человека. Конечно, для того, чтобы быть свободными, мы должны иметь определенные объективные основания, иметь объективные возможности выбора. Но этого мало, ибо мы должны еще и уметь выбирать. Иными словами, свободным может быть только тот человек, который знает, чего он хочет. И второй подход к ценностям -- это служба обеспечения субъективных основании выбора, субъективных оснований свободы человека.В этом свете необходимо сказать несколько слов о плане дальнейшего изложения. Следующий раздел статьи — это реализация в основном первого подхода, ибо речь пойдет о выяснении того, с какими именно ценностными ориентациями фактически связано развитие науки. Что касается третьего раздела, то здесь мы переходим к формулировке некоторых ценностных установок, диктуемых, как нам представляется, требованиями дня. Автор четко осознает, что он оказывается при этом в рамках второго подхода. ЦЕННОСТИ И НАУКА Мы традиционно привыкли связывать науку с такой ценностью, как истинное знание, и предполагать, что именно к этому стремится каждый ученый. Реальная картина намного сложнее. Существуют ценностные установки науки как целого, науки как надличностного образования, как социального института. Существуют наряду с этим личностные ценностные установки, т. е. установки отдельных ученых. II те и другие могут варьировать и далеко не всегда совпадают друг с другом. Кроме того, как уже сказано. ценностные ориентации ученого могут существовать и на уровне реальной практики предпочтении, и в виде сформулированных принципов. Нам предстоит хотя бы в самых общих чертах выяснить характер и взаимодействие всех этих элементов. Начнем с науки как целого. Ее ценностные ориентации по сути дела постоянно вербализуются и фиксируются в форме характеристик предмета и задач тех или иных научных дисциплин. Можно выделить два типа таких характеристик. Сравним друг с другом следующие определения: (1) «Минералогия—паука о минералах, их составе, строении, свойствах, условиях образования и изменения»8; (2) «...Лесная таксация является одной из основных лесоводственных дисциплин, которая изучает лес как объект измерения и разрабатывает технические приемы и способы учета древесины, производимой лесом»9. В первом случае, как это следует из формулировки, наука нацелена на получение знаний об определенных объектах и ее специфика осознается через указание тою, какие именно объекты и какие их стороны подлежат изучению. Иными словами, особенности научной дисциплины представлены здесь, прежде всего содержанием тех знаний, которые она получает. Во втором случае на передний план выступает не содержание знаний, a их функции при решении определенных задач. Цель пауки здесь не познание само по себе, а разработка методов, приемов, способов, необходимых для реализации какой-либо другой деятельности. В свете первого определения знание и есть конечная цель, или ценность: в свете второго — в качестве ценности выступает нечто другое, например продукты лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, короче — продукты той деятельности, которую обслуживает данная научная дисциплина. Перед нами пример двух разных ценностных ориентации в развитии науки: чисто познавательной, пли фундаментальной, с одной стороны, и прикладной, инженерной,— с другой. Разумеется, их нельзя слишком резко противопоставлять друг другу. Во-первых, фундаментальная ориентация сплошь и рядом соседствует с обсуждением вопроса о практической значимости получаемых знаний. Во-вторых. даже в рамках фундаментальных дисциплин влияние практических установок имплицитно присутствует в самом факте отбора материала, в критериях различения существенных и несущественных его сторон и аспектов. II все же научное знание в ряде случаев насколько полифункционально, что прикладная ориентация в ходе исследования оказывается крайне узкой и поэтому неэффективной. Мы не можем проследить всех направлении использования знания, всех аспектов его влияния на смежные дисциплины, на мировоззрение, на культуру в целом. В этих условиях знание и осознается как самодовлеющая ценность, или благо. Однако бывает и так, что появляется возможность переосмыслить весь накопленный в рамках фундаментальной ориентации материал в свете тех или иных вновь возникающих прикладных" задач. Это нередко приводит к перестройке науки н к формированию новых направлении. Так было, например, в лингвистике, когда появились задачи автоматического перевода, или в логике, когда она стала развиваться в тесном контакте с задачами обоснования математики. Смена ценностных установок науки, прежде всего, сказывается на отношении к знанию, на способах его интерпретации и обоснования. Знания-предписания, т. е. методы, оправдывают себя в сфере своего приложения. Метод оправдан, если, следуя ому, мы получаем требуемый результат. Знания-описания воспринимаются иначе: они должны адекватно отражать действительность. Очевидно, что в принципе обе эти установки тесно связаны и не должны противоречить друг другу, и все же их ни в коем случае не следует полностью отождествлять. Рассмотрим в качестве примера следующее рассуждение Галилея: «...Я прошу вас, не отказывать нашему Автору в праве, принимать то, что предполагалось и принималось другими известнейшими учеными, хотя и было неправильным. Авторитет одного Архимеда должен успокоить в этом отношении кого угодно. В своей механике и книге о квадратуре параболы он принимает как правильный принцип, что коромысло весов является прямой линией, равноудаленной во всех своих точках от общего центра всех тяжелых тел, и что нити, к которым подвешены тяжелые тела, параллельны между собой. Подобные допущения всеми принимались, ибо па практике инструменты и величины, с которыми мы имеем дело, столь ничтожны по сравнению с огромным расстоянием, отделяющим нас от центра земного шара, что мы смело, можем принять шестидесятую часть градуса соответствующей весьма большой окружности за прямую линию, а два перпендикуляра, опущенные из ее концов,— за параллельные линии»1". Итак, неверно, что два отвеса параллельны между собой, и все же это следует принять как правильный принцип, ибо он оправдывает себя практически. Здесь как бы сосуществуют, сменяя друг друга, обе выделенные установки и то, что оправдывает одна, отрицает другая. Пример показывает, что, переходя от одной ценностной установки к другой, мы как бы получаем каждый раз новые степени свободы. Познавательная установка оправдывает получение и систематизацию знаний, не имеющих непосредственных практических приложений. Инженерная установка освобождает от необходимости все как-то интерпретировать, что обеспечивает иногда выживание новых подходов и представлений на первых этапах их формирования. Так выживали мнимые числа, так выживали и методы дифференциального и интегрального исчисления. «Большинство людей -- писал Энгельс,— дифференцируют и интегрируют не потому, что они понимают, что они делают, а просто потому, что верят в это, так как до сих пор результат всегда получался правильный»11.Постоянное взаимодействие двух выделенных ценностных установок и переключение с одной на другую — это общая закономерность развития науки. Приведем еще два примера. Вот рассуждение Лобачевского: «Как бы то ни было, новая геометрия, основание которой уже здесь положено, если н не существует в природе, тем не менее может существовать в нашем воображении н, оставаясь без употребления для измерении па самом деле, открывает новое обширное поле для взаимных применений Геометрии и Аналитики»12. Здесь ясно видно, что, не имея возможности интерпретировать свою геометрию как описание реальной действительности. Лобачевский оправдывает ее существование ссылками на возможные приложения10 в сфере анализа. Примером противоположного переключения может служить следующий известный отрывок из работ Г. Бойля: «Химики до сих пор руководствовались чересчур узкими принципами, не требовавшими особенно широкого умственного кругозора; они усматривали свою задачу в приготовлении лекарств, в извлечении и превращении металлов. Я смотрю на химию с совершенно другой точки зрения; я смотрю на нее не как врач, не как алхимик, а как должен смотреть па нее философ»13. Философия для Бойля выступает здесь, вероятно, как образец чисто познавательной, фундаментальной ценностной установки. Перейдем теперь к другому вопросу. В приведенном отрывке Бойль говорит о своем понимании химии и ее задач, но отнюдь не о своих личностных ценностных установках. Он пытается навязать науке определенные ориентации, но полностью умалчивает при этом о своих собственных. С какой целью он хочет развивать химию в указанном направлении? Или его собственные задачи полностью совпадают с задачами пауки? Может быть, да, а может, и нет. Мы не будем рассматривать этот вопрос применительно к Р. Бойлю, но в общей постановке он не может нас не интересовать. Действительно ли каждый ученый, работающий в науке, ориентирован на те же ценности, которые паука несет на своих знаменах? А если нот, то как это влияет па науку? Начнем с анализа статьи А. Эйнштейна «Мотивы научного исследования». Речь идет здесь о фундаментальной науке, и мы тоже ограничим себя этими рамками, тем более что вопрос об инженерных дисциплинах может быть рассмотрен аналогичным образом. «Храм пауки,— пишет Эйнштейн,— строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из него тех, кто принадлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы. Все-таки кое-кто из людей, как прошлого, так и нашего времени в нем бы остался. К числу этих людей принадлежит и наш Планк, и поэтому мы его любим»''. К чему же стремятся люди, подобные Максу Планку? «...Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,— пишет по этому поводу Эйнштейн,— это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью н безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с топкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания»15. Речь, несомненно, идет о знании, об истине, и именно с этим Эйнштейн связывает ценностные ориентации людей, подобных Планку. Но совпадают ли и эти ориентации с ценностями науки, с ценностями, которые последняя официально декларирует? Полностью, конечно, не совпадают. Было бы странно приписывать науке стремление уйти от будничной жизни, от уз собственных прихотей и личных переживаний. Все формулировки Эйнштейна подчеркивают сугубо личную мотивированность ценностных установок ученого, их эмоционально насыщенный характер. Стремление к истине он сравнивает с тоской, которая влечет горожанина «от шумной и мутной окружающей среды к тихим высокогорным ландшафтам». Речь идет не о науке, а о человеке. Да и можно ли вообще полностью слить индивида и социальный институт Все очень напоминает строительство Шартрского собора с той, однако, разницей, что никто, строго говоря, не строит сам «собор». Действительно, один удовлетворяют свое честолюбие; другие проследуют утилитарные, например карьерные, цели; третьи хотят уйти от суеты и пустоты жизни, обретя покой и уверенность в объективности видения. Кто же тогда стремится к знанию и к развитию науки? Можно возразить, что объективное видение — это и есть истинная картина мира, истинное знание. Это так. Но дело-то в том, что каждый стремится к этому своим особым образом и строит, поэтому свой собственный «собор», а не «собор» в том абстрактном звучании, которое этот термин приобретает в составе общезначимых организационных предписаний. Конкретный пример можно позаимствовать из статьи Эйнштейна, посвященной памяти Карла Шварцшильда. «Побудительной причиной его неиссякаемого творчества,— пишет Эйнштейн,— по-видимому, в гораздо большей степени можно считать радость художника, открывающего топкую связь математических понятии, чем стремление к познанию скрытых зависимостей в природе.
10 Галилей Г. Соч. М.: Л.. 1934. Т. 1. С. 428-429. 11Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е пзд. Т. 20. С. 89. 12 Лобачевский Н. И. Поли. собр. соч. М.; Л., 1918. Т. 4. С. 209—210 13 Цит. по: Джуа М. История химии. М., 1966. С. 87 Поэтому понятно, почему его первые теоретические работы относились к небесной механике, отрасли знании, основы которой в гораздо большей степени можно считать окончательно установленными, чем основы какой бы то ни было другой области точных паук»16. Вот вам н личностные варианты стремления к знанию: можно выяснять первоосновы науки, а можно восхищаться красотами оформления. Но все же это варианты одной н тон же общей установки, отличные коренным образом от вариантов честолюбия пли утилитаризма. И это дает Эйнштейну основания утверждать, что без людей типа Планка храм науки никогда не поднялся бы, как не мог бы вырасти лес,из одних лишь вьющихся растений. Итак, есть ценностные установки науки, и есть личные ценностные ориентации работающих в науке людей. Полностью они никогда не совпадают, и совпадать, но могут, по один из них противоречат друг другу, а другие нет. У каждого ученого есть свое личностное отношение к знанию, к истине, обусловленное конкретной ситуацией, фактами биографии, наличием каких-то жизненных смежных установок. Кстати, возвращаясь к статье Эйнштейна, нельзя не учесть, что она опубликована в 1918 г. и скорей всего выражает точку зрения автора в период первой мировой войны. Это, возможно, и объясняет «желание уйти от будничной жизни с се мучительной жестокостью и безутешной пустотой». Но каковы бы ни были эти индивидуальные варианты, они суть конкретизации тех ценностей, которые начертаны на знамени науки как надличностного социального явления. Просто знание выступает для каждого чаще всего какой-то одной своей стороной, восхищая и привлекая либо обоснованностью и доказательностью, либо неожиданностью и глубиной прозрения, либо многообразием приложений, либо причастностью к вечности... Иными словами, само знание ученый часто рассматривает через призму других ценностей: практических, эстетических, логических... Как исторически формируется и развивается эта система ценностных установок, включающая в себя и ценности отдельных ученых, и общенаучные ценности? Начнем с более простого: будет ли строиться собор, если никто из 40.участников не кладет его в основу своего целеполагания? Вообще говоря, будет. Представим, например, такую ситуацию, когда непосредственные строители зарабатывают хлеб семье, архитектор жаждет славы, а отцы города хотят внушить мысль о своем богатстве и процветании. Все преследуют разные цели, но собор все же строится. Более того, есть основания полагать, что как раз этот собор и будет осознан задним числом как цель всего строительства, ибо, во-первых, он простейшим образом связывает все акты деятельности путем рефлексивно-симметричного преобразования, а во-вторых, именно он останется в культуре и будет ею ассимилирован в качестве функционирующего храма пли памятника архитектуры. Но нечто аналогичное происходит и в ходе накопления знаний. Первоначально они выступают как побочный результат деятельности, преследующей отнюдь не познавательные цели. Что бы ни делал человек, какие бы задачи не решал, побочным образом он накапливает опыт, продолжающий жить для последующих поколений. Естественно, что в сознании этих поколений все будет рефлексивно преобразовано и вся соответствующая деятельность представлена задним числом как деятельность познавательная. Так и возникают, вероятно, ценностные установки науки, порождающие затем действительно познавательную целенаправленную деятельность и научное сообщество, объединенное общностью целей. Приведенная абстрактная модель частично объясняет, как нам кажется, существование в истории культуры систем знаний, фактически не имеющих автора (медицинская рецептура типа травников и лечебников в России, списки математических задач с решениями и т. п.), и переход в последующем: к знаниям с фиксированной авторской принадлежностью, т. е. осознаваемых как продукт целенаправленного исследования. Существенно при этом, что ценностное отношение к знанию возникает первоначально как фиксация некоторой стихийно сложившейся ситуации, как осознание значимости продукта, полученного побочным образом в ходе сложного исторического процесса. Это отношение не соответствует реальной практике предпочтений ранее живших и работавших людей, но для новых поколений оно выступает уже как реальный фактор, как ориентир, действующий наряду с другими установками и образцами. Слово «наряду» хотелось бы подчеркнуть, ибо именно оно и дает ключ к пониманию ситуации. С одной стороны, новые ценностные установки фиксируют очевидную потребность в знании и претендуют на рефлексивное осознание деятельности огромного количества людей. Они приобретают, поэтому силу и авторитет социальной общезначимости, силу, знакомую каждому по воздействию «магической» формулы: «Так все делают!» Но, с другой стороны, никуда не ушли старые образцы предпочтений, старые проторенные траектории реальных жизненных ориентации. Одно как бы накладывается на другое, порождая возможность и необходимость подстраивания, маскировки, различных интерпретаций... В этих сложных условиях и формируется научное сообщество, т. е. сообщество людей, тем или иным образом связывающих себя с ценностями науки. Здесь имеют место, как реальная переориентация личностных ценностных устремлений, так и явная маскировка, ибо очевидно, что честолюбцы и карьеристы в пауке не пропагандируют своих подлинных установок. Нельзя при этом не согласиться с Эйнштейном, что без людей типа Планка никогда не поднялся бы храм науки. .___________________________________________________________ 14Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 19G7. Т. 4. С. 39. 15 Там же. С. 39-40 16 Там же.с33
Впрочем, история дает нам немало примеров самоотверженного служения истине, показывающих, что ценности науки живут в той или иной конкретной форме и в практике реальных предпочтений. Наоборот, маскировка различного рода давно получила моральное осуждение. Достаточно сослаться хотя бы на Маркса: «..человека, стремящегося приспособить пауку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой пауки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее интересами,— такого человека я называю,, низким"»17. Очевидно, что пропаганда и процветание таких внешних интересов должны неминуемо приводить к разложению научного сообщества. Учет этого особенно важен сейчас, когда профессия ученого стала достаточно престижной, а научные результаты дают не только материальное вознаграждение, но и власть. Одно из первых серьезных предупреждений — это широко известная пильтдаунская находка, которая морочила голову палеоантропологам всего мира в течение сорока лет и была разоблачена только в 1953 г. . Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|