Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Малая шпаргалка проблематизации




– «Что мне интересно (если я собираюсь писать диссертацию по заявленной теме)?» Необходимо определить тот проблемный «вопрос», который не только отражен в теме, но и дает четкое понимание цели и результата исследования. Подобный «вопрос» всегда является отражением некоей интригующей нас «проблемной ситуации», то есть существующего или существовавшего когда-либо противоречия в общественных отношениях, социальных или интеллектуальных практиках, развитии институтов и т.д.

– «Что именно я собираюсь исследовать?» Опираясь на понимание сферы своего научного интереса необходимо сформулировать первичное описание предмета исследования (предмет – это то, что нас интересует как «научная проблема», то есть проблема, требующая интеллектуальных действий по ее анализу, истолкованию, пониманию и решению).

– «В рамках какой “системы координат” следует рассматривать то, что меня интересует как научная проблема?» Опираясь на формулировку предмета своего научного интереса необходимо уточить свое понимание той «проблемной ситуации», которая этот научный интерес вызвала, то есть сформулировать объект исследования (объект исследования – это те процессы и явления, которые породили изучаемую нами проблемную ситуацию). По сути, формулировка объекта показывает тот смысловой ракурс, в рамках которого исследователь считает необходимым изучать интересующее его явление. Взаимосвязь предмета и объекта формирует проблемное поле работы.

– «А почему то, что я собираюсь изучать, требует научного исследования?» Формулируя предмет, исследователь волен опираться только на свой собственный интерес. А вот взаимосвязь предмета и объекта должна позиционироваться как нечто большее – как проблемное поле, имеющее значение для современной науки и общества, а не только данной исследовательской работы. Эта значимость проблемного поля описывается как актуальность исследования. Опираясь на формулировку объекта и характеристику актуальности проблемного поля следует уточнить первоначальную формулировку предмета исследования (уточнить значимые характеристики изучаемого явления, процесса или события, хронологические и пространственные рамки, участвующих субъектов).

– «Какую цель я преследую, работая в этом актуальном проблемном поле

Сочетание формулировок актуальности, объекта и предмета позволяет исследователю «поставить научную проблему», требующую не просто изучения, а доказательного (аргументированного) решения. Суть научной проблемы показывает формулировка цели исследования. Цель – это то, что планируется получить в качестве интеллектуального результата при раскрытии поставленной научной проблемы. Для формулировки цели необходимо, с одной стороны, опираться на конкретизированный предмет исследования, а с другой, выбрать продуктивный тип научного анализа, в русле которого будет раскрыта поставленная проблема («доказать...», «выявить...», «обобщить...», «разработать..», «объяснить...», «систематизировать...» и т.п.).

– «Как можно достичь поставленной цели?» Формулировка цели показывает аналитический «профиль» работы, ее концептуальную направленность и гипотетически предполагаемый результат. Но для выбора конкретных технологий исследовательской работы необходимо определить методологическую основу диссертации. Действуя в рамках той или иной «методологической ниши» исследователь априори занимает некую концептуальную позицию, выбирает соответствующие способы и приемы анализа. Поэтому описание методологических основ не сводится к банальному перечислению «методов» – описывается концептуальный подход к исследованию подобных проблем, характерный для него алгоритм исследовательских действий.

– «Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?» Выбор определенной «методологической ниши» дает понимание общего алгоритма исследовательской работы, ее понятийного языка, смысловой логики. Но эту общую установку необходимо перевести в пошаговый «план работы» (то, что в тексте диссертации станет параграфами). Иными словами, необходимо сформулировать задачи исследования, последовательное решение которых позволит реализовать поставленную цель.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных