Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение основным движениям




В системе физического вос­питания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, мета­ний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повсе­дневной трудовой деятельности человека и являются важ­ным средством физического воспитания.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опор­но-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.

Довольно часто можно встретить юношей и девушек или еще молодых по возрасту взрослых людей, у кото­рых отсутствует элементарная культура движений: поход­ка их некрасива, идут они вразвалку, часто сутулятся, шаркают ногами и слишком широко размахивают рука­ми. Если приходится перепрыгнуть через канавку или не­широкую лужу, они теряются, чувствуют себя скованно. Очевидно, что еще в дошкольный период родители не об­ращали должного внимания на такие, по их мнению, ме­лочи.

Многочисленными исследованиями доказано, что ста­новление навыков в жизненно важных движениях наибо­лее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягивается на более длительное время.

Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с ознакомления с опре­деленным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наимень­шей затратой сил. Рассмотрим методы обучения детей основным движениям.

Прежде всего широко применяется показ. В основе его исторически сложившаяся способность к имитации (подражанию), к воспроизведению того, что делается в окружающей среде. Ввиду того что внимание детей не­устойчиво и имеет непроизвольный характер, они часто не замечают главных деталей показанного движения. По­этому показ обязательно сопровождают объяснением, ла­коничным и понятным.

Детям 3-4 лет лучше всего давать образное объясне­ние упражнения, учитывая при этом высокую способность малышей к имитации, подражанию. Например, идти мяг­ко на носках, «как мышка»; во время бега поднимать колени, «как лошадка», и т. д. Однако имитация движе­ний имеет и свои отрицательные стороны: движение при этом выполняется обычно не точно, соблюдается лишь общая его схема и поэтому нужно постоянно исправлять замеченные ошибки.

Показ и объяснение на разных этапах обучения име­ют различное соотношение. Вначале добиваются, чтобы у ребенка создалось правильное представление о вы­полняемом движении. Впоследствии в процессе совершен­ствования движения показ применяется эпизодически, а объяснения приобретают характер указаний о его выпол­нении в лаконичной и доступной форме.

У младших дошкольников — образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт. Поэтому по­каз движений занимает у них ведущее место. В дальней­шем, с обогащением двигательного опыта ребенка, слово приобретает все большее значение. У детей 6-7 лет ве­дущее место занимают объяснения и указания. От них уже можно требовать сознательного выполнения движе­ния. По этому поводу известный отечественный ученый П. Ф. Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически, он не сумеет применить данный метод к частному случаю». Практика подтверждает, что дети, ко­торые понимают, что от них требуется и могут правильно объяснить выполнение движения, быстрее овладевают им и меньше допускают ошибок.

Поэтому во всех возрастных группах у дошкольников конкретность требований и заданий способствует бы­стрейшему и более эффективному обучению движениям. При этом обязательно учитываются психологические осо­бенности детей. Нечеткие, непонятные требования и зада­ния ребенок выполняет с грубыми ошибками.

Следует учитывать тот факт, что в начале обучения движение усваивается лучше, если оно выполняется не в полную силу. Например, ребенок стремится прыгнуть как можно дальше, но, неудачно приземляясь, теряет равно­весие, поскольку отдельные элементы прыжка им еще плохо усвоены. Вот почему на начальном этапе овладения движением нужно ограничивать разбег при прыжках в длину и высоту (до 3—4 м), сокращать расстояние до цели, когда ребенок бросает какой-либо предмет, и т. д.

Основные движения у дошкольников обычно разучива­ются целостным методом. Однако в процессе его выпол­нения следует сосредоточить внимание на наиболее важных деталях, соблюдая принцип постепенности. На­пример, обучая ребенка метанию мяча в цель или на дальность, вначале следят за исходным положением пе­ред броском — положением ног, туловища; затем контро­лируют, правильно ли выполнен замах рукой и бросок «из-за спины через плечо».

Очень важно также заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого перед ним ставят задачу как можно лучше выпол­нить упражнение, а также широко применяются задания игрового и имитационного характера.

Основные движения усваиваются быстро и правильно только в том случае, когда ребенок периодически упраж­няется в их выполнении. В процессе обучения необходи­мо доводить упражнение до определенно выраженного ре­зультата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся, во-первых, результаты действий детей (пере­прыгнул, попал в цель и т. д.) и, во-вторых, словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, непра­вильно).

Специальные исследования и практика физического воспитания детей дошкольного возраста показали, что в таких движениях, как ходьба, бег, некоторые виды прыж­ков и метаний, следует формировать прочные двигатель­ные навыки, стремиться к полному автоматизму в их выполнении. К этой группе можно также отнести ходьбу на лыжах, плавание, езду на велосипеде. И, хотя дета­ли их в дальнейшем забываются, основа движения оста­ется, и навык после определенного количества повторений снова восстанавливается.

Упражнения в основных движениях подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особен­ностей детей этого возраста. Дошкольникам не рекомен­дуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, пере­тягивание каната и др.).

Не следует применять упражнения с длительным мы­шечным напряжением, во время которых ребенок прикла­дывает максимальные усилия и задерживает дыхание; висы или подтягивания, сгибание рук в упоре лежа, под­нимание или переноска тяжелых для ребенка предметов и т. д.

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигатель­ного аппарата прыжки с большой высоты или на твер­дую опору. Все это может привести к травмам связок и мышц голеностопа (их растягиванию) и уплощению сво­да стопы ребенка.

Вредны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со ска­калкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способству­ют гармоничному развитию организма ребенка.

Рассмотрим особенности выполнения основных дви­жений детьми разных возрастных групп.

Ходьба

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходь­бе рано формирует прочный навык в этом движении. К началу дошкольного возраста дети уже довольно свобод­но владеют ходьбой. Наиболее характерной особенностью ходьбы является постоянное одиночное или двойное опор­ное положение, т. е. соприкосновение с землей одной или обеих ног. Скорость ходьбы зависит от частоты шагов (темпа) и длины шага. Средний темп ходьбы взрослого человека 120 шагов в минуту, а длина шага равна 70— 90 см. Темп ребенка-дошкольника колеблется в пределах 148—172 шага в минуту, длина шага равна 42—68 см.

Наблюдая за ходьбой детей 3—4 лет, нетрудно заме­тить у них лишние движения, неравномерный темп, сла­бый мах руками, причем у некоторых из них мах пра­вой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые до­школьники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага), шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею, смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление.

В этом возрасте особое внимание уделяют координа­ции движений рук и ног во время ходьбы, приучают де­тей свободному маху руками, развивают у них ориенти­ровку в пространстве (не наталкиваться на предметы, бы­стро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети млад­шего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к на­рушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоми­нать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голо­ву во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей 5 лет, по сравнению с предыдущими воз­растными группами, становится более уверенной и чет­кой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, сла­бое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным со­отношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет ре­комендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предме­ты (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35- -45 см и т. д.

С детьми 6—7 лет продолжают совершенствовать на­выки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого ма­ха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продол­жить движение и т. д.

Бег

Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагруз­ка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе.

Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрям­лением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опо­ру с носка.

В этом возрасте необходимо научить ребенка энергич­ному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном тем­пе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.), не наталкиваться друг на друга.

Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу — при­учить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок дол­жен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Овладеть навыком бега помогают разнообразные под­готовительные упражнения:

а) бег с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;

б) бег с переступанием через кубики, мячи, шишки и т. д.;

в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60—80 см друг от друга) и т. д.

В этом возрасте важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (на­чинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега).

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямоли­нейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом на­перегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эс­тафетных играх, где дети могут проявить свои скорост­ные способности.

Длительность бега со средней скоростью для детей 3—5 лет рекомендуется в пределах 20—25 с, для детей 6—7 лет — до 30—35 с. Дети 3—4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м, 5—6 лет — до 20—25, 7 лет —до 30—35 м.

Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольников рекомендуют следующие упражнени я: бег на носках, «как лисичка»; с высоким подниманием бед­ра, «как лошадка»; с наступанием на линии, начерчен­ные на земле на расстоянии 60—80 см; бег с измене­нием темпа и направления; с остановками по сигналу взрослого; бег с оббеганием предметов (кубики, мячи, шишки); бег наперегонки (вдвоем — втроем) —«кто быстрее»; бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони; бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.

Равновесие

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, на­черченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшен­ной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнени­ям: ходьбе по бревну или доске, один край которой при­поднят на высоту 15—20 см.

Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего до­школьного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время вы­полнения упражнений или подбадривал его. Вначале до­школьникам' предлагают сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

Для детей старшего дошкольного возраста упражне­ния в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуть­ся кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти упражне­ния желательно проводить с мешочком или медицинболом массой 300—500 г на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные поло­жения рук в некоторой степени усложняют упражнение, утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Для развития чувства равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения в соответствии с возрастом ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных