ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизниПодростковый период самый сложный, т.к. формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, закладываются основы нравственности и происходит становление личности. В этом же возрасте стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возраста связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознание, самовыражение, самоуважение. В этом возрасте появляется стремление быть похожим на старших и иногда подросток преждевременно начинает считать себя взрослым, требуя отношения к себе как к взрослому человеку. Самый легкий путь достижения взрослости – подражать внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом: лексикон, манеру поведения, одеваться, отдыха, украшений и т.д. Изменяются взаимоотношения подростков. Подросток предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, сопротивляется и протестует против общения с ним как с подростком: Формы протеста: · открытое неповиновение; · негативизм; · неподчинение; · непослушание.
Если взрослый понимает причину конфликта и берет инициативу перестройки взаимоотношений, то эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает внешний и внутренний конфликт, называемый “кризисом подросткового возраста”, в который вовлекается и подросток, и взрослый. Результатом конфликта, или его разрешением, может быть – изменение отношения к подростку и переход на новый стиль общения, или максимально полная отдача подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы действия. Промедление со стороны взрослого всегда вызывает сопротивление со стороны подростка и, при неблагоприятных условиях, может перерасти в стойкий межличностный конфликт, который в конечном итоге приводит к задержке в личностном развитии подростка. У подростка появляется безразличие, апатия, отчуждение, чего не понимает взрослый и утрачивает, тем самым, способность влиять на подростка. Существуют три вида взаимоотношений между подростками: · эпизодические – “деловые” контакты – служат удовлетворению сиюминутных интересов; · общение на уровне товарищеских взаимоотношений – обмен знаниями, умениями, навыками; · дружеские – позволяют решать вопросы эмоционально-личностного характера.
Для того чтобы завоевать себе друзей, товарищей подростки делают все возможное, часто идут на социальные конфликты, тем самым, способствуя появлению трудных подростков. В воспитании необходима особая чуткость, деликатность и такт. Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы, эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, т.к. они обычно временны. У подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток может найти выход в курении, алкоголизме, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям. В этой связи в последние годы остро стоит вопрос ранней нежелательной беременности у девочек 12-16 лет. Такую беременность девочке обычно прерывают абортом, а поскольку эта беременность первая, то часто развиваются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для предотвращения этого, необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т.д. Подростков необходимо ориентировать на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, они должны обращаться за советом к родителям, психологам, к специалистам-медикам. Чем раньше состоится такое общение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение. Контрольные вопросы для закрепления: 1. Назовите продолжительность и основную особенность периода старшего школьного и юношеского возраста 2. Какие анатомо-физиологические особенности кожи и опорно-двигательного аппарата характерны для старшего школьного и юношеского возраста? 3. Какие анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы характерны для пубертатного возраста? 4. Перечислите стадии и сроки полового созревания мальчиков. 5. Перечислите стадии и сроки полового созревания девочек. 6. Назовите формулы нарастания массы и роста в старшем школьном возрасте. 7. Охарактеризуйте понятие «акселерация».. 8. Как изменяются универсальные потребности подростка? 9. Перечислите психологические проблемы перехода к взрослой жизни 10. Перечислите и охарактеризуйте «вредные привычки» подростков. Литература: Основная: Крюкова Д. А.,. Лысак Л. А, Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с. Фукалова Н.В. Пивоварова Т.В. Здоровый человек и его окружение. Курс лекций, - Красноярск красноярский медико- фармацевтический колледж – 2004 – 250 с. Дополнительная Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010 Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М. ГЭОТАР_Медиа. 2009 – 368с. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под. ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова, М., 2002 Электронные ресурсы: Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URL http://meduniver.com/ Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей [Электронный ресурс] URL http://www.pediatrinfo.ru/ Уход за ребенком [Электронный ресурс] URL http://neonatus.info/ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|