ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рабочая программа дисциплиныМинистерство образования и науки Российской Федерации
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет
Рабочая программа дисциплины Региональные проблемы современных международных отношений
Иваново, 2015 г. 1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Дисциплина «Региональные проблемы современных международных отношений» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 41.03.05. – «Международные отношения» и готовит студентов-международников к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной деятельности. Подготовка конкретно заключается в следующем: v организационно-административная: в рациональной организации и планировании своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умении грамотно применять полученные знания, v проектная: в умении по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста, а также в готовности работать рядовым исполнителем проекта, v исследовательски-аналитическая: в ведении первичной аналитической работы с использованием материалов на иностранных языках и применении полученных навыков владения основами международно-политического анализа для ответов на семинарских занятиях, выполнения индивидуальных заданий и написания курсовой работы. v учебно-организационная: в ведении учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях, имеющих международные связи; в выполнении функций исполнителей со знанием иностранного языка в профессиональной работе подразделений государственных учреждений, корпораций и неправительственных организаций. Многофакторная цель дисциплины: v расширить и закрепить методические и методологические навыки самостоятельного анализа региональных аспектов современных международных отношений, v изучить механизм функционирования современных региональных подсистем международных отношений в Азии, Африке и в Латинской Америке в контексте общих закономерностей международных отношений и всемирно-исторического процесса, v выявить и исследовать общие закономерности функционирования региональных подсистем международных отношений в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи: v дать студентам представление о диалектическом взаимодействии в условиях формирования полицентричного мира глобальных и региональных процессов, v дать студентам компактный минимум фактического материала по истории и современному состоянию подсистем международных отношений в Азии, Африке и Латинской Америке, v показать место ведущих государств Азии, Африки и Латинской Америки в регионализации и интеграции современных международных отношений; v сформировать у студентов представление об основных типах региональных систем (режимов) безопасности (включая типологию региональных конфликтов).
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Региональные проблемы современных международных отношений» входит в обязательные дисциплины вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Международные отношения» профиля «Мировые политические процессы» (Б.3.В.ОД). Осваивается в восьмом семестре. Полученные при освоении дисциплины знания, умения и владения должны помочь в закреплении материала, полученного за период обучения. Дисциплина «Региональные проблемы современных международных отношений» тесно сопряжена с дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла «Антропология и основы этнографии» (1 семестр); с дисциплинами базовой части профессионального цикла «История международных отношений (1900—1991)» (3 семестр), «Современные международные отношения (1991—2010) (4 семестр), «Теория международной безопасности» (5 семестр), «Теория международных отношений» (5, 6 семестры), «Международные конфликты XXI в.» (6 семестр) «Мировая политика» (7 семестр), «Россия в глобальной политике (7 семестр), «Экономические и политические процессы в СНГ» (7 семестр), Для освоения дисциплины «Региональные проблемы современных международных отношений» студент должен отвечать следующим характеристикам: v в указанные сроки и в полном объеме выполнять получаемые задания, v уметь рационально использовать время, с целью получения максимального результата, v осуществлять под руководством преподавателя и самостоятельно поиск необходимых источников информации, v освоить базовые документы и основные исследования, v уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное, v аргументировано и лаконично отвечать на вопросы преподавателя, v аргументировано обосновывать свой взгляд на проблему. v быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций: v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1); v умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); v готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); v способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); v способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); v стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); v умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); v осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); v навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9); v способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); v владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); v способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); v мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22); v настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30); v знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2); v умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПДК-3); v понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России (ПДК-4); v ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5); v знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на политику России и других государств мира (ПДК-6); v понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПДК-7); v понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК-8); v знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией (ПДК-13); v умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: v общие принципы системного мышления, субъективные условия успешного обобщения информации и анализа проблем современных региональных отношений международных отношений в ХХ в., способы выявления международно-политических и дипломатических смыслов проблемы (ОК-1); v основы риторики, публичной речи, процедур обсуждения, ведения публичной дискуссии (ОК-2); v основные принципы работы в команде (коллективе), правила ведения дискуссии, правила проведения мозгового штурма, принципы обратной связи, трудности работы в коллективе, в том числе типичные причины конфликтов (ОК-3); v технологии распределения и взятия поручений на себя в коллективе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9); v критерии критического самоанализа собственных достижений и недочетов с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений и навыков (ОК-6, 7, 8); v значение информации в развитии современного общества, способы ее получения, хранения и обработки, а также методологии исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14); v базовые понятия архитектуры и работы компьютера, основные компьютерные программы, возможности основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа региональных проблем современных международных отношений (ОК-13, 14); v место, стадии и этапы решений в процессе управления, виды ответственности за последствия принимаемых решений, правовые и гражданские основы, а также социальную значимость получаемой профессии (ОК-4, 5, 8); v способы непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8); v нормативные правовые документы, определяющие региональныое измерение современных международных отношений (ОК-5); v основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов, а также ведущие тенденции регионального развития современных международных отношений (ОК-10); v общенаучные методы (анализ, синтез, интуитивно-логический), методы прикладного политического и юридического анализа международных документов, основы теории международных отношений и политологические теории (ОК-22, 30); v сущность глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2); v основы международного законодательства, определяющие ключевые характеристики и параметры международной безопасности (право международной безопасности); историю крупнейших межправительственных организаций, действующих в области обеспечения международной и региональной безопасности; уставы межправительственных организаций, действующих в сфере обеспечения международной и региональной безопасности; основы российского законодательства, определяющего позицию Российской Федерации по ключевым и наиболее спорным проблемам международной безопасности, а также в обеспечении национальной безопасности; основы общей европейской безопасности; принципы международно-правовых основ разоружения (ПДК-3); v основных участников глобальной НТР; основы глобальных и региональных процессов НТР и их взаимодействия (ПДК-4); v основные процессы и тенденции развития мира начала XXI вв.; глобальные региональные проблемы экономического развития (энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая); основные интеграционные процессы в сфере экономического, политического и военно-политического сотрудничества, основные виды интеграционных объединений (ПДК-5); v международные договора, предопределившие трансформацию Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и переход от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6); v типологию региональных конфликтов, базовые понятия конфликтологии; причины, факторы и механизмы возникновения международных конфликтов, логику и фазы эскалации конфликта; механизм и концепцию «управления конфликтами»; ключевые идеологические концепции — «жесткой силы» и «мягкой силы»; структуру конфликтности в международных отношениях; нормы и основы международного права по вопросу урегулирования конфликтов (ПДК-8); v основы и базовые принципы миротворческой деятельности; политические способы разрешения конфликта; несиловые средства урегулирования конфликтов; силовые (насильственные) методы разрешения конфликта; юридические средства разрешения конфликтов; основные подходы к использованию технологий информационно-психологического воздействия на современные международные конфликты (ПДК-8); v источники информации/источниковые ресурсы, влияющих на позиции РФ по основным международным региональным проблемам; содержание программных документов; содержание позиций первых лиц государства по основным международным региональным проблемам; экспертные оценки (ПДК-12); v основные периоды развития международных отношений и направления внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., особенности их взаимоотношений (ПДК-13); v основы международного законодательства и законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, свободе слова, защите информации (информационной безопасности), авторском праве, а также иные законные и подзаконные акты из сферы социально-политических коммуникаций; основы информационно-аналитического процесса и прогнозной деятельности; основы методологии исследования социально-политических коммуникаций (ПК-14). Уметь: v использовать принципы системного мышления (синтез интуитивного и аналитического методов) при анализе региональных проблем современных международных отношений, выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблемы (ОК-1); v соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения (ОК-2); v вести диалог (дискуссию) в коллективе, ярко и аргументировано представлять свою позицию (ОК-2); v кооперировать собственные усилия с усилиями коллег, формулировать собственные цели и задачи, исходя из интересов коллектива, участвовать в диалоге, доносить свою точку зрения до членов команды (коллектива), слушать и анализировать чужое мнение (ОК-3); v находить оптимальные технологии для распределения и взятия на себя поручений в группе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9); v критически оценивать собственные достижения и недочеты с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений и навыков (ОК-6, 7, 8); v получать, хранить и обрабатывать информацию, а также использовать методологии исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14); v раскрывать базовые понятия архитектуры и работы компьютера, основные компьютерные программы, возможности основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа проблем, связанных с региональными проблемами современных международных отношений (ОК-13, 14); v определять место, стадии и этапы решений в процессе управления, виды ответственности за последствия принимаемых решений, раскрывать правовые и гражданские основы, а также социальную значимость получаемой профессии (ОК-4, 5, 8); v использовать технологии непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8); v раскрывать и применять нормативные правовые документы, определяющие региональное развитие современных международных отношений (ОК-5); v использовать основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов, а также вычленять ведущие тенденции развития современного регионального развития международных отношений (ОК-10); v классифицировать различные источники информации, используя методы прикладного политического и юридического анализа, находить, извлекать и интерпретировать получаемую информацию, генерировать новые идеи, исходя из полученных результатов, видеть лучшее (нестандартное) решение (идею) из числа возможных (ОК-22, 30); v выявлять сущностные тенденции глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2); v вычленять и анализировать ключевые структурные компоненты международной и региональной безопасности; выявлять и анализировать с использованием прикладных политических методов и методик, статистических и математических методов тенденции и изменения в системе международной безопасности; анализировать механизм и процесс принятия внешнеполитических решений, направленных на регулирование сферы международной безопасности, в том числе принимаемых руководством Российской Федерации (ПДК-3); v классифицировать основных участников глобальной НТР; раскрывать и объяснять закономерности глобальных и региональных процессов НТР, а также взаимодействие в различных сферах по внедрению научно-технологических инноваций; анализировать взаимодействие с региональными участниками глобальной НТР и российских представителей НТР (ПДК-4); v понимать закономерности становления, развития и функционирования международных организаций, глобализационных и региональных процессов, мировой и региональной интеграции; использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде (ПДК-5); v анализировать международные договора, выявлять и характеризовать особенности трансформации Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и переход от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6); v анализировать и разделять конфликт и кризис, определять латентный или открытый конфликт; анализировать и обобщить особенности межэтнических конфликтов (ПДК-8); v системно оценивать развитие международных отношений, выделять основные периоды развития международных отношений и направления внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., выявлять и раскрывать особенности их взаимоотношений (ПДК-13); v применять на практике знания правовых актов для осуществления юридически законной и рациональной деятельности в качестве исполнителя младшего и среднего звена в государственных, муниципальных органах власти, на предприятиях и в организациях (учреждениях); подготавливать информационно-аналитические (делопроизводственные) документы различной степени сложности; подготавливать информационные материалы для средств массовой информации различной формы (печатной, электронной и т.п.); анализировать информацию, содержащуюся в доступных средствах массовой информации (ПК-14); Владеть:
v навыками системного мышления (синтез интуитивного и аналитического методов) для анализа региональных проблем современных международных отношений, выявления международно-политических и дипломатических смыслов проблемы (ОК-1); v приемами самоконтроля над правильностью речи и письменного изложения материала на основе норм современного русского литературного языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических) (ОК-2); v навыками риторики, публичной речи, процедур обсуждения, публичной дискуссии (ОК-2); v навыками кооперации с коллегами, согласования собственных целей и интересов с целями и устремлениями коллектива, участия в диалоге, убеждения, аргументации собственной точки зрения, критическим отношением к собственному вкладу в достижение коллективной цели (ОК-3); v технологиями распределения и взятия на себя поручений в группе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9); v навыками критического самоанализа достижения и недочеты с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений (ОК-6, 7, 8); v методами получения, хранения и обработки информацию, а также методологиями исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14); v навыками раскрытия базовых понятий архитектуры и работы компьютера, основных компьютерных программ, возможностей основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа проблем, связанных с региональными проблемами современных международных отношений (ОК-13, 14); v навыками определения места, стадий и этапов решений в процессе управления, видов ответственности за последствия принимаемых решений, раскрытия правовых и гражданских основ, а также социальной значимости получаемой профессии (ОК-4, 5, 8); v технологиями непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8); v навыками раскрытия и применения нормативных правовых документов, определяющих региональное развитие современных международных отношений (ОК-5); v технологиями анализа социально-значимых проблем и процессов, а также навыками вычленения ведущих тенденций современного регионального развития международных отношений (ОК-10); v навыками классификации различных источников информации, использования методов прикладного политического и юридического анализа, нахождения, извлечения и интерпретации полученной информации для генерирования новых идей, исходя из полученных результатов, видения лучшего (нестандартного) решения (идеи) из числа возможных (ОК-22, 30); v навыками выявления и анализа глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2); v навыками анализа и оценки международной ситуации с помощью прикладных политических методов и методик; навыками подготовки аналитической документации; навыками работы со специализированными программными комплексами, обработки неструктурированной и структурированной информации по вопросам международной безопасности (ПДК-3); v навыками описания участников глобального НТР, глобальных и региональных процессов НТР; навыками классификации участников глобального НТР, раскрытия и объяснения закономерности глобальных процессов НТР, анализа взаимодействия региональных акторов НТР с российскими представителями (ПДК-4); v навыками использования междисциплинарных подходов для теоретического анализа региональных международных экономических и политических процессов, навыками анализа и оценки современной региональной международной ситуации с помощью прикладных политических методов и методик; навыками работы с международными и российскими данными базами данных EBSCO, INTEGRUM, etc. (ПДК-5); v навыками анализа международных договоров, выявления и характеристики особенностей трансформации Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и перехода от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6); v категориальным аппаратом и модификациями понятий информационно-психологических технологий (ПДК-8); v системным мышлением, навыками выделения основных периодов развития международных отношений и направлений внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., выявления и раскрытия особенностей их взаимоотношений (ПДК-13); v навыками выстраивания профессиональной деятельности на основе действующей правовой базы; навыками сбора первичной информации из доступных внутренних и внешних источников; навыками обработки информации с использованием прикладных социологических, филологических и политологических методик и технологий; навыками обобщения информации, составления обзоров прессы (ПК-14). Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов. Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 36 часа. Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, докладам и презентациям, эссе) – 36 часов. Экзамен – 36 часов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|