Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рабочая программа дисциплины




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ: _________________проф. А.А. Корников, декан исторического факультета «_ _2 __»____ _июня _____20 15 __ г.

Рабочая программа дисциплины

Региональные проблемы современных международных отношений

 

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка
Направление подготовки: 41.03.05. Международные отношения
Направленность (профиль) ОП: Мировые политические процессы
Тип ОП: программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения ОП: 4 года

Иваново, 2015 г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

 

Дисциплина «Региональные проблемы современных международных отношений» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 41.03.05. – «Международные отношения» и готовит студентов-международников к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной деятельности. Подготовка конкретно заключается в следующем:

v организационно-административная: в рациональной организации и планировании своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умении грамотно применять полученные знания,

v проектная: в умении по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста, а также в готовности работать рядовым исполнителем проекта,

v исследовательски-аналитическая: в ведении первичной аналитической работы с использованием материалов на иностранных языках и применении полученных навыков владения основами международно-политического анализа для ответов на семинарских занятиях, выполнения индивидуальных заданий и написания курсовой работы.

v учебно-организационная: в ведении учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях, имеющих международные связи; в выполнении функций исполнителей со знанием иностранного языка в профессиональной работе подразделений государственных учреждений, корпораций и неправительственных организаций.

Многофакторная цель дисциплины:

v расширить и закрепить методические и методологические навыки самостоятельного анализа региональных аспектов современных международных отношений,

v изучить механизм функционирования современных региональных подсистем международных отношений в Азии, Африке и в Латинской Америке в контексте общих закономерностей международных отношений и всемирно-исторического процесса,

v выявить и исследовать общие закономерности функционирования региональных подсистем международных отношений в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

v дать студентам представление о диалектическом взаимодействии в условиях формирования полицентричного мира глобальных и региональных процессов,

v дать студентам компактный минимум фактического материала по истории и современному состоянию подсистем международных отношений в Азии, Африке и Латинской Америке,

v показать место ведущих государств Азии, Африки и Латинской Америки в регионализации и интеграции современных международных отношений;

v сформировать у студентов представление об основных типах региональных систем (режимов) безопасности (включая типологию региональных конфликтов).

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Курс «Региональные проблемы современных международных отношений» входит в обязательные дисциплины вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Международные отношения» профиля «Мировые политические процессы» (Б.3.В.ОД). Осваивается в восьмом семестре. Полученные при освоении дисциплины знания, умения и владения должны помочь в закреплении материала, полученного за период обучения.

Дисциплина «Региональные проблемы современных международных отношений» тесно сопряжена

с дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла «Антропология и основы этнографии» (1 семестр);

с дисциплинами базовой части профессионального цикла «История международных отношений (1900—1991)» (3 семестр), «Современные международные отношения (1991—2010) (4 семестр), «Теория международной безопасности» (5 семестр), «Теория международных отношений» (5, 6 семестры), «Международные конфликты XXI в.» (6 семестр) «Мировая политика» (7 семестр), «Россия в глобальной политике (7 семестр), «Экономические и политические процессы в СНГ» (7 семестр),

Для освоения дисциплины «Региональные проблемы современных международных отношений» студент должен отвечать следующим характеристикам:

v в указанные сроки и в полном объеме выполнять получаемые задания,

v уметь рационально использовать время, с целью получения максимального результата,

v осуществлять под руководством преподавателя и самостоятельно поиск необходимых источников информации,

v освоить базовые документы и основные исследования,

v уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное,

v аргументировано и лаконично отвечать на вопросы преподавателя,

v аргументировано обосновывать свой взгляд на проблему.

v быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

 

Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций:

v умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

v умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

v готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

v способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

v способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

v стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

v умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

v осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

v навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

v способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

v владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

v способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

v мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22);

v настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30);

v знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);

v умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПДК-3);

v понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России (ПДК-4);

v ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5);

v знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на политику России и других государств мира (ПДК-6);

v понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПДК-7);

v понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК-8);

v знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией (ПДК-13);

v умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

v общие принципы системного мышления, субъективные условия успешного обобщения информации и анализа проблем современных региональных отношений международных отношений в ХХ в., способы выявления международно-политических и дипломатических смыслов проблемы (ОК-1);

v основы риторики, публичной речи, процедур обсуждения, ведения публичной дискуссии (ОК-2);

v основные принципы работы в команде (коллективе), правила ведения дискуссии, правила проведения мозгового штурма, принципы обратной связи, трудности работы в коллективе, в том числе типичные причины конфликтов (ОК-3);

v технологии распределения и взятия поручений на себя в коллективе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9);

v критерии критического самоанализа собственных достижений и недочетов с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений и навыков (ОК-6, 7, 8);

v значение информации в развитии современного общества, способы ее получения, хранения и обработки, а также методологии исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14);

v базовые понятия архитектуры и работы компьютера, основные компьютерные программы, возможности основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа региональных проблем современных международных отношений (ОК-13, 14);

v место, стадии и этапы решений в процессе управления, виды ответственности за последствия принимаемых решений, правовые и гражданские основы, а также социальную значимость получаемой профессии (ОК-4, 5, 8);

v способы непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8);

v нормативные правовые документы, определяющие региональныое измерение современных международных отношений (ОК-5);

v основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов, а также ведущие тенденции регионального развития современных международных отношений (ОК-10);

v общенаучные методы (анализ, синтез, интуитивно-логический), методы прикладного политического и юридического анализа международных документов, основы теории международных отношений и политологические теории (ОК-22, 30);

v сущность глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2);

v основы международного законодательства, определяющие ключевые характеристики и параметры международной безопасности (право международной безопасности); историю крупнейших межправительственных организаций, действующих в области обеспечения международной и региональной безопасности; уставы межправительственных организаций, действующих в сфере обеспечения международной и региональной безопасности; основы российского законодательства, определяющего позицию Российской Федерации по ключевым и наиболее спорным проблемам международной безопасности, а также в обеспечении национальной безопасности; основы общей европейской безопасности; принципы международно-правовых основ разоружения (ПДК-3);

v основных участников глобальной НТР; основы глобальных и региональных процессов НТР и их взаимодействия (ПДК-4);

v основные процессы и тенденции развития мира начала XXI вв.; глобальные региональные проблемы экономического развития (энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая); основные интеграционные процессы в сфере экономического, политического и военно-политического сотрудничества, основные виды интеграционных объединений (ПДК-5);

v международные договора, предопределившие трансформацию Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и переход от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6);

v типологию региональных конфликтов, базовые понятия конфликтологии; причины, факторы и механизмы возникновения международных конфликтов, логику и фазы эскалации конфликта; механизм и концепцию «управления конфликтами»; ключевые идеологические концепции — «жесткой силы» и «мягкой силы»; структуру конфликтности в международных отношениях; нормы и основы международного права по вопросу урегулирования конфликтов (ПДК-8);

v основы и базовые принципы миротворческой деятельности; политические способы разрешения конфликта; несиловые средства урегулирования конфликтов; силовые (насильственные) методы разрешения конфликта; юридические средства разрешения конфликтов; основные подходы к использованию технологий информационно-психологического воздействия на современные международные конфликты (ПДК-8);

v источники информации/источниковые ресурсы, влияющих на позиции РФ по основным международным региональным проблемам; содержание программных документов; содержание позиций первых лиц государства по основным международным региональным проблемам; экспертные оценки (ПДК-12);

v основные периоды развития международных отношений и направления внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., особенности их взаимоотношений (ПДК-13);

v основы международного законодательства и законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, свободе слова, защите информации (информационной безопасности), авторском праве, а также иные законные и подзаконные акты из сферы социально-политических коммуникаций; основы информационно-аналитического процесса и прогнозной деятельности; основы методологии исследования социально-политических коммуникаций (ПК-14).

Уметь:

v использовать принципы системного мышления (синтез интуитивного и аналитического методов) при анализе региональных проблем современных международных отношений, выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблемы (ОК-1);

v соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения (ОК-2);

v вести диалог (дискуссию) в коллективе, ярко и аргументировано представлять свою позицию (ОК-2);

v кооперировать собственные усилия с усилиями коллег, формулировать собственные цели и задачи, исходя из интересов коллектива, участвовать в диалоге, доносить свою точку зрения до членов команды (коллектива), слушать и анализировать чужое мнение (ОК-3);

v находить оптимальные технологии для распределения и взятия на себя поручений в группе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9);

v критически оценивать собственные достижения и недочеты с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений и навыков (ОК-6, 7, 8);

v получать, хранить и обрабатывать информацию, а также использовать методологии исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14);

v раскрывать базовые понятия архитектуры и работы компьютера, основные компьютерные программы, возможности основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа проблем, связанных с региональными проблемами современных международных отношений (ОК-13, 14);

v определять место, стадии и этапы решений в процессе управления, виды ответственности за последствия принимаемых решений, раскрывать правовые и гражданские основы, а также социальную значимость получаемой профессии (ОК-4, 5, 8);

v использовать технологии непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8);

v раскрывать и применять нормативные правовые документы, определяющие региональное развитие современных международных отношений (ОК-5);

v использовать основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов, а также вычленять ведущие тенденции развития современного регионального развития международных отношений (ОК-10);

v классифицировать различные источники информации, используя методы прикладного политического и юридического анализа, находить, извлекать и интерпретировать получаемую информацию, генерировать новые идеи, исходя из полученных результатов, видеть лучшее (нестандартное) решение (идею) из числа возможных (ОК-22, 30);

v выявлять сущностные тенденции глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2);

v вычленять и анализировать ключевые структурные компоненты международной и региональной безопасности; выявлять и анализировать с использованием прикладных политических методов и методик, статистических и математических методов тенденции и изменения в системе международной безопасности; анализировать механизм и процесс принятия внешнеполитических решений, направленных на регулирование сферы международной безопасности, в том числе принимаемых руководством Российской Федерации (ПДК-3);

v классифицировать основных участников глобальной НТР; раскрывать и объяснять закономерности глобальных и региональных процессов НТР, а также взаимодействие в различных сферах по внедрению научно-технологических инноваций; анализировать взаимодействие с региональными участниками глобальной НТР и российских представителей НТР (ПДК-4);

v понимать закономерности становления, развития и функционирования международных организаций, глобализационных и региональных процессов, мировой и региональной интеграции; использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде (ПДК-5);

v анализировать международные договора, выявлять и характеризовать особенности трансформации Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и переход от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6);

v анализировать и разделять конфликт и кризис, определять латентный или открытый конфликт; анализировать и обобщить особенности межэтнических конфликтов (ПДК-8);

v системно оценивать развитие международных отношений, выделять основные периоды развития международных отношений и направления внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., выявлять и раскрывать особенности их взаимоотношений (ПДК-13);

v применять на практике знания правовых актов для осуществления юридически законной и рациональной деятельности в качестве исполнителя младшего и среднего звена в государственных, муниципальных органах власти, на предприятиях и в организациях (учреждениях); подготавливать информационно-аналитические (делопроизводственные) документы различной степени сложности; подготавливать информационные материалы для средств массовой информации различной формы (печатной, электронной и т.п.); анализировать информацию, содержащуюся в доступных средствах массовой информации (ПК-14);

Владеть:

 

v навыками системного мышления (синтез интуитивного и аналитического методов) для анализа региональных проблем современных международных отношений, выявления международно-политических и дипломатических смыслов проблемы (ОК-1);

v приемами самоконтроля над правильностью речи и письменного изложения материала на основе норм современного русского литературного языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических) (ОК-2);

v навыками риторики, публичной речи, процедур обсуждения, публичной дискуссии (ОК-2);

v навыками кооперации с коллегами, согласования собственных целей и интересов с целями и устремлениями коллектива, участия в диалоге, убеждения, аргументации собственной точки зрения, критическим отношением к собственному вкладу в достижение коллективной цели (ОК-3);

v технологиями распределения и взятия на себя поручений в группе (обычно интернациональной) для рационализации своей деятельности и достижения максимального группового результата (ОК-3, 4, 9);

v навыками критического самоанализа достижения и недочеты с целью повышения своей квалификации, углубления знаний и приобретения новых умений (ОК-6, 7, 8);

v методами получения, хранения и обработки информацию, а также методологиями исследования социально-политических коммуникаций (ОК-12, 13, 14);

v навыками раскрытия базовых понятий архитектуры и работы компьютера, основных компьютерных программ, возможностей основных компьютерных технологий сбора и обработки разновидовой информации, в том числе из СМИ, с использованием средств поиска в глобальной сети для анализа проблем, связанных с региональными проблемами современных международных отношений (ОК-13, 14);

v навыками определения места, стадий и этапов решений в процессе управления, видов ответственности за последствия принимаемых решений, раскрытия правовых и гражданских основ, а также социальной значимости получаемой профессии (ОК-4, 5, 8);

v технологиями непрерывного самообразования, саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства как исполнителя младшего и среднего звена (ОК-6, 8);

v навыками раскрытия и применения нормативных правовых документов, определяющих региональное развитие современных международных отношений (ОК-5);

v технологиями анализа социально-значимых проблем и процессов, а также навыками вычленения ведущих тенденций современного регионального развития международных отношений (ОК-10);

v навыками классификации различных источников информации, использования методов прикладного политического и юридического анализа, нахождения, извлечения и интерпретации полученной информации для генерирования новых идей, исходя из полученных результатов, видения лучшего (нестандартного) решения (идеи) из числа возможных (ОК-22, 30);

v навыками выявления и анализа глобальных и региональных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической обусловленности, экономические и правовые основы глобальных и региональных процессов (ПДК-2);

v навыками анализа и оценки международной ситуации с помощью прикладных политических методов и методик; навыками подготовки аналитической документации; навыками работы со специализированными программными комплексами, обработки неструктурированной и структурированной информации по вопросам международной безопасности (ПДК-3);

v навыками описания участников глобального НТР, глобальных и региональных процессов НТР; навыками классификации участников глобального НТР, раскрытия и объяснения закономерности глобальных процессов НТР, анализа взаимодействия региональных акторов НТР с российскими представителями (ПДК-4);

v навыками использования междисциплинарных подходов для теоретического анализа региональных международных экономических и политических процессов, навыками анализа и оценки современной региональной международной ситуации с помощью прикладных политических методов и методик; навыками работы с международными и российскими данными базами данных EBSCO, INTEGRUM, etc. (ПДК-5);

v навыками анализа международных договоров, выявления и характеристики особенностей трансформации Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и перехода от биполярного к полицентричному миру (ПДК-6);

v категориальным аппаратом и модификациями понятий информационно-психологических технологий (ПДК-8);

v системным мышлением, навыками выделения основных периодов развития международных отношений и направлений внешней политики ведущих региональных акторов в начале XXI в., выявления и раскрытия особенностей их взаимоотношений (ПДК-13);

v навыками выстраивания профессиональной деятельности на основе действующей правовой базы; навыками сбора первичной информации из доступных внутренних и внешних источников; навыками обработки информации с использованием прикладных социологических, филологических и политологических методик и технологий; навыками обобщения информации, составления обзоров прессы (ПК-14).

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 36 часа.

Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, докладам и презентациям, эссе) – 36 часов.

Экзамен – 36 часов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных