Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическое сотрудничество учителя и учащихся как технология процесса социализации




Общение между педагогом и учащимся – один из основных видов отношений, в котором дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человеком.

Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учениками в реализации процессов развития, воспитания, обучения, образования с целью совершенствования школьника как субъекта, как личности, как индивидуальности.

В процессе педагогического общения решаются четыре определенные задачи: развивающая, воспитывающая, обучающая, образовательная.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование, самосовершенствование и самовоспитание личности.

Решая воспитывающие задачи с помощью общения, налаживают добрые отношения между сторонами, психологический контакт между педагогом и детьми, что в значительной степени способствует творческой деятельности учащихся, формированию их личности; при этом преодолеваются барьеры психологического плана, формируется классовый коллектив.

При решении обучающей задачи общение позволяет

- обеспечить реальный психологический контакт с учащимися;

- сформировать положительную мотивацию обучения;

- создать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных усилий.

Практика многих школ убеждает нас в том, что любовь к предмету определяется любовью к учителю [6].

Принципы реализации воспитательной деятельности.

Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

На наш взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

- принцип гуманизма,

- принцип социального закаливания,

- принцип сотрудничества и

- принцип ценностной ориентации.

Итак, принцип сотрудничества направляет учителя для формирования взаимной ответственности, а так же учит сопереживанию и взаимопомощи при возникновении проблем. Он предусматривает необходимость развития потребностей у детей в совместном участии и действии, а также оценке и понимании друг друга.

Условия данного принципа:

- необходима социальная совместная цель деятельности коллектива;

- развитие детского самостоятельного управления и инициативы, создание различных кружков;

- воспитание положительного эмоционального фона;

- формирование взаимной ответственности.

Правила реализации принципа в практической деятельности

Следует учитывать определенные правила:

- детям необходимо стать частью коллектива;

- между учителем и учениками должна быть взаимопомощь;

- нужно доверять детям;

- необходимо создать потребность во взаимном понимании друг друга;

- обязательно учитель должен соучаствовать в жизни детей [7]!

Педагогика сотрудничества возникла в СССР в середине 1980-х годов из-за обновления классических форм и содержания образования. Она является направлением, которое указывает новую позицию между педагогом и учеником, имеющим свои технологии и специфические черты совместной деятельности участников педагогического процесса. Отечественные представители педагогики сотрудничества: К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой; советские: А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский; зарубежные: Ж.-Ж. Руссо и Э.Берн[11]. В педагогике сотрудничества основной задачей является – демократизация образования и создание гуманного общества. Ребенок – это личность творческая и ей нужно раскрыться полностью [12].

В настоящее время «педагогика сотрудничества» рассматривается в качестве гуманистической идеи деятельности учеников и педагогов, которая совместно развивается и построена на общности целей педагогического процесса. Педагоги и учащиеся считаются равноправными партнерами учебно-воспитательного процесса. Однако, несмотря на это педагог стоит выше ученика, потому что выступает в качестве авторитетного советчика, а ученик приобретает самостоятельность в процессе приобретения знаний и формирования жизненного опыта [13].

Педагогическое сотрудничество – это есть деятельность педагога и обучающихся, которая предусматривает доминирование обучающегося и не большая помощь педагогом. Оно учитывает интересы учеников, их цели, возможности, помогает избежать или преодолеть трудности при достижении цели, сопутствует улучшению общения и творческого мышления. Педагогическое сотрудничество показывает внутреннюю свободу и развивает творчество обучающихся, их отношения строятся на 2-х принципах: принцип демократии и гуманизма.

Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача учителя помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно. Постепенно, шаг за шагом учителя формируют у учащихся навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий. Благодаря этому сотрудничеству у учащихся развивается свободное, самостоятельное мышление и в то же время закрепляются в сознании нравственно-культурные нормы. В процессе учебной деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях [5].

Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача учителя помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно. Постепенно, шаг за шагом учителя формируют у учащихся навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий. Благодаря этому сотрудничеству у учащихся развивается свободное, самостоятельное мышление и в то же время закрепляются в сознании нравственно-культурные нормы. В процессе учебной деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях [5].

В настоящее время в педагогической науке проблема педагогического сотрудничества является весьма актуальной. Так, ученый Б. Ф. Леонов рассматривает «сотрудничество» как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, при которой происходит обмен различными мнениями, интересами, идеями и установками. В процессе такого общения каждый индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта. Вместе с тем через сотрудничество он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется сотрудничество в жизни индивида. Современные педагогические технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Концепция Протогора: «Человек есть мера всех вещей» - положена в основу педагогики сотрудничества, которая является одной из главных педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Педагогическая поддержка – это один из способов разрешения проблем детей. Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С. Газманом в 1995 году. Какое же место занимает педагогическая поддержка в образовании, спорят ученые и практики. Этой проблеме посвящены работы академика О.С.Газмана, С.Д.Полякова, С.М. Юсфина и Н.Н. Михайловой.

Специфика деятельности, реализуемой при педагогической поддержке, заключается в создании условий для процесса индивидуализации и развития личности ребенка (раскрытия индивидуальных возможностей и способностей ребенка для успешной самореализации в жизни). Она предполагает творческую, тонкую работу педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями и профессиональными компетенциями классного руководителя.

Поддержка включает систематическую индивидуальную помощь каждому ребенку и подростку. В силу этого педагогическая поддержка очень разнообразна в своих формах, приемах и определяется индивидуальными потребностями растущего человека.

Поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер, она не может быть формальной и поверхностной, поэтому далеко не каждый разговор с ребенком или подростком – это педагогическая поддержка. Благодаря такой форме общения, ребенок вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым.

В процессе обучения школьников, студентов в школе, вузе, особенно в период их адаптации к образовательному процессу, важное значение приобретает эффективное педагогического сопровождение личности, учебной группы.

Понятие «педагогическое сопровождение» появилось в отечественной науке сравнительно недавно. Некоторые ученые считают, что данный термин тесно взвимосвязан с педагогической поддержкой, но выступает в качестве самостоятельного педагогического инструмента [14], другие пишут о том, что педагогическое сопровождение является независимым явлением [7]. Отмечается, что понятие педагогической поддержки является первичным по отношению к педагогическому сопровождению [13]. В педагогических словарях термин «педагогическая поддержка», определяется, как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, деловым, а так же межличностным отношением, с успешным продвижением в обучении, личным и профессиональным самоопределением» [8; 15].

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической поддержки научно была сформулирована О.С. Газманом, который предложил определение педагогической поддержки как деятельности преподавателя, направленной на оказание оперативной помощи ученикам в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении [5]. Педагогическая поддержка направлена на преодоление проблем, которые препятствуют благоприятному развитию личности в сфере получения знаний.

В свою очередь, педагогическое сопровождение представляет собой понятие более широкого значения, указывающее на следующую стадию развития педагогической поддержки. Если педагогическая поддержка предназначена чаще всего для учеников младших классов, то педагогическое сопровождение — для обучающихся старшего возраста (старшеклассников, студентов). По мнению Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение характеризуется не столько уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс образования, сколько умением самого воспитанника решать свои учебные и личностные проблемы [2].

Необходимо отметить, что значительная часть толкований дефиниции «педагогическое сопровождение» связана с характером действий педагога по отношению к воспитанникам. Так, например, Е.А. Александрова говорит о педагогическом сопровождении как об умении педагога находиться вместе с учениками, сопровождать их в индивидуальном освоении получаемых знаний [2]. При этом под сопровождением понимается не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса обучаемого. В качестве недостатка приведенной трактовки следует выделить то, что в ней не раскрывается возможность применения педагогических методов и средств.

В.А. Сластенин, наоборот, подробно раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы актуальной педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение — это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [14].

В.А. Айрапетов пишет, что педагогическое сопровождение является формой партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений [1]. Однако в данном определении не раскрывается системное взаимодействие субъектов педагогической деятельности.

По мнению Е.К. Исаковой, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченковой, педагогическое сопровождение — это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [2; 13]. Данное определение подробно раскрывают цели сопровождения как конкретные результаты развития личности.

В настоящее время сопровождение рассматривают в различных аспектах деятельности. В связи с этим, Е.А. Бауэр и А.В. Малышев выделяют психолого-педагогическое сопровождение, под которым понимается совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования [9; 3].

А так же выделяют медико-педагогическое сопровождение (А.В. Шишова), которое предполагает применение дифференцированных подходов к воспитанию, обучению и проведению индивидуального оздоровления и осуществление образовательной организацией комплекса мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с учебной деятельностью [17].

 

1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005. — 241 с.

2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

3. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: Автореферат дис.... докт. псих. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2012. — 40 с.

4. Власова О.А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. — 351 с.

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. — С. 58—64.

6. Гутман Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе: Автореферат дис.... канд. псих. наук по специальности 13.00.08. М., 2013. — 36 с.

7. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

9. Малышев А.В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве: Автореферат дис.... докт. псих. наук: 19.00.07 Нижний Новгород, 2013. — 42 с.

10. Савицкая Н.В. Социально-педагогическое сопровождение развития безопасности и жизнедеятельности обучающихся учреждений среднего-профессионального образования. Автореф…канд. пед. наук, М. 2013. С. — 35 с.

11. Салахутдинова Е.А. Педагогическое сопровождении адаптации студентов в учебной группе. автореферат дис.... канд. пед. наук. 13.00.01. Кострома, 2014. — 36 с.

12. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. — 310 с.

13. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827

14. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.

15. Педагогический словарь: учеб. пособие. / Звягдинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 352 с.

16. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. Минск, «Современное слово», 2006. — 928 с.

17. Шишова А.В. Формирование здоровья детей 7—11 лет и дифференцированная система их медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения: Автореферат дис. докт. мед. наук: 14.01.08, Иваново, 2010. — 51 с.

 

1.3. Культура взаимоотношений учителя и учащихся как основа социализации школьников: стили данных взаимоотношений

Ирина Алексеевна Зимняя пишет что, вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы еще в работах теоретиков общей и педагогической психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, и передовых практиков современной школы таких как А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и других представителей. Эти мысли воплотила в себя педагогика сотрудничества, которая является главной из основ современного обучения. Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности учеников и учителя, которая содержит в себе взаимное понимание, совместное решение проблемы и анализ результатов данной деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся».

Технологии сотрудничества, по А.Д. Сахарову, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Обучение в сотрудничестве предусматривает решение не только познавательной и творческой цели, но и психолого-социальной цели, так как при выполнении задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает по А.А. Леонтьеву такие уровни общения как: 1. деятельность; 2. взаимодействие; 3. общение; 4. контакт. Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Существуют три основных принципа:

- награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);

- индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);

- равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Общение преподавателя со своими учениками таит в себе всегда много неожиданного. Ежедневный духовный рост, формирование характера (от спокойного в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом), перепады в настроении, не поддающиеся сиюминутному анализу, не дают учителю возможности самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учениками, ибо в каждом конкретном случае педагог должен найти только одно правильное направление общения.

Далее представим социально-психологическую характеристику личности подростка. Итак, подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускоренное физиологическое взросление, высокая материальная обеспеченность и высокий образовательный уровень родителей, значительная информированность) на жизни подростков сказались во многом отрицательно, так как у большей части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характерны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

Изменение общественных отношений в нашей стране поставило перед учителем новые проблемы. Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок и другие социальные процессы значительно влияют на семью и на детей. Изменение отношений сломало устоявшиеся пропагандистские школьные догмы, развенчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели общественного строя, новой модели человека, ученика. Зато все это отразилось на мировоззрении школьника. Их поведение в школе, на улице, дома взаимоотношения во взрослыми стали свободными, порой излишне раскованными.

Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от учителя в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимание того, что и почему происходит с его подопечным.

Общение учителя со своими учениками представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Особую роль в этой цепочке имеет преподаваемый учителем учебный предмет.

Любой предмет содержит определенные основания для воспитательного воздействия, но чтобы содержание урока могло вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, необходима постоянная работа над качеством преподавания. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеют одно общее основание – интерес к общению.

Интерес – это всегда направленность и сосредоточение нашего ума, чувств и воли на чем-то определенном, значимом для нас. Интересно все то, что возбуждает, действует на наш интеллект и чувство, захватывает воображение. Интересным может быть все таинственное, загадочное, неведомое, все, что выходит за рамки обычного. Любой учебный предмет будет увлекательным, если будут интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Для этой цели необходимо так строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в нем было как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют необычные, оригинальные примеры, вопросы, задания.

Процесс учебы станет для ребят привлекательным, если учитель будет использовать дискуссионно представленные гипотезы, контрастные предположения, сказки, легенды, разные варианты прочтения материала (там, где это возможно).

Методическое обеспечение преподавания по формированию интереса к изучаемому предмету невозможно без знания некоторых особенностей психологии общения на уроке.

Урок – это передача информации и одновременно с этим – преломление данной информации под углом воспитательного воздействия на учащихся. Нет информации, которая не имела бы смысловой нагрузки для практики, не несла бы воспитательных функций.

Содержание науки – это та информация, которую учитель сообщает детям через общение с ними на уроке. Привычка трудиться даже тогда, когда и неинтересно, и трудно, свойственна лишь взрослым. Для поддержания интереса учащихся к уроку педагог должен заботиться о разнообразии формы занятий (лекции, экскурсии, зачеты, деловые игры и так далее). Очень важно, чтобы урок всегда нес в себе творческое начало.

Урок – это прежде всего деловое общение учителя с классом как с коллективом, где должна создаваться общая, единая для всех атмосфера совместного поиска, работы, где должен возникать азарт совместных усилий. Но урок должен быть и деловым общением учителя с каждым учеником отдельно.

Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учеников, – задача очень трудная. Она реализуется, прежде всего, в лабораторных или практических работах, но такая форма общения и на других типах уроков, и к ней надо стремиться.

В организации делового общения на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проведенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников, и даже самые благие намерения учителя вызывают апатию или даже противодействие. Апатия и противодействие возникают и там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, изложение страдает сухостью и схематизмом. Быстро надоедает то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется.

По данным психологов в памяти человека остаются приблизительно 10% из того, что он слышал, 50% - из того, что он видел, и 90% из того, что он делал (см. диаграмму 1).

 

Интерес как относительно устойчивая концентрация внимания на чем-либо необходимом для человека в каждый момент вызывает и поддерживает все то, что эмоционально возбуждает и требует воображения, мыслительного напряжения. Если учитель подает материал бесстрастно, неэмоционально, однообразно, то никакая новизна информации не спасет урок. На помощь методике проведения урока учитель привлекает тщательно продуманную организацию общения. Формы общения необходимо разнообразить.

Жесткая схема «опрос – объяснение нового – закрепление», непрерывное повторение одного и того же, отсутствие собственных мыслей или, наоборот, их избыток, когда требуется слишком большое напряжение ума, порождают скуку и инерцию мышления. В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно использовать разнообразные игры, диафильмы, книги – в общем все то, что оживляет общение на уроке, притягивает внимание. Не следует перегружать урок, так как интенсивность ведет к усталости, но урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья – дети постоянно должны быть заняты. Надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории снижается. Мозг хочет отдохнуть от строго логического, поэтому должны использоваться различные приемы активизации мышления: шутка, красочный пример, афоризм, метафора, рисунок и тому подобное. Подбор этих приемов должен быть произведен заранее, они должны быть хорошо увязаны с темой.

Для аудитории школьников, в отличие от взрослых, не так уж важно, какова на уроке прибавка знаний, но и здесь следует помнить, что введение нового материала должно быть постепенным и последовательным, ибо необходимо учитывать и привычную лень, и психологический барьер новизны. Опытные педагоги при подаче нового материала одновременно осуществляют и повторение. Переход от одного вида работы к другому не должен быть резким, чтобы исключить угрозу «двойки» за невнимательность.

Очень важно определить и удержать оптимальный темп общения. Учителю следует помнить, что умело заданный темп и его переходы в общении во многом способствуют превращению неинтересного в интересное.

Интерес в значительной мере формируется и закрепляется благодаря самостоятельному действию, активному отношению к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыденных дел, повседневных обязанностей школьника, его родных, знакомых.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая, игра. В такой игре, предлагаемой и организуемой учителем, школьники имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводятся действия и отношения, которые складываются в реальных жизненных ситуациях.

В таких играх преследуются самые разнообразные цели, но прежде всего осуществляется формирование позитивных установок на овладение и практическую проверку знаний учеников, выработку определенных умений и навыков. Игры необычайно оживляют урок именно как вид общения. В них осуществляется психическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата в коллективе; формируется дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания усваиваются в результате постоянного диалога, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Такие игры:

- включают в работу практически весь класс;

- дают возможность каждому попробовать себя в разных ролях;

- могут быть проведены как устно, так и письменно;

- могут быть перенесены на другой урок;

- оставлены для домашнего задания и тому подобное.

Кроме того, игровые ситуации:

- развивают сам процесс общения;

- вносят в него импровизацию;

- развивают воображение и смекалку;

- дают возможность проявления творчества; раскрывают индивидуальность.

В целях успешного проведения учебной игры учителю необходимо следовать одному существенному правилу: вопросы и все то, что образует само содержание, условия игры должны быть реальными, максимально приближенными к конкретной жизненной ситуации, то есть необходимо сохранить логику существования предметной области игры, обеспечить определенную степень свободы для игроков. В каждой игре должны соблюдаться условия: она должна быть стройной, убедительной, непротиворечивой и обязательно привлекательной.

Нельзя забывать о наглядных и технических средствах обучения, которые активизируют внимание на уроке, способствуют запоминанию учебного материала и выполняют функции регуляции и варьирования рассуждений учителя. Но следует помнить, что во всем должна быть мера.

Учитель должен вовремя начинать урок и заканчивать его. Соблюдение этого условия заметно сказывается на отношении учащихся к педагогу. Интерес должен обязательно стимулироваться, то есть развиваться. У учителя большой арсенал поддержки интереса, в котором особую роль играет отметка.

Отметка – важный инструмент, с помощью которого осуществляется измерение знаний школьника; это стимул, фиксирующий его отношение к преподаваемому предмету, это важнейший фактор, влияющий на отношение родителей с вашим учеником и вами, на отношения его с другими ребятами, ибо она может воздействовать на его престиж во внеклассных ситуациях. Выставление оценки – дело весьма деликатное. Нельзя спешить ставить плохую оценку, необходимо разобраться в причинах неподготовленного задания, необходимо быть очень внимательным даже к весьма робким успехам, не ущемлять самолюбие учащегося. Надо учиться не бояться хвалить подростка, одобрять, поддерживать.

Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными.

Порицание необходимо соотносить с индивидуальными особенностями ученика. Для одного достаточно укоризненного взгляда, а для другого даже приглашение родителей может не иметь никакого эффекта. У подростка всегда есть некоторая эталонная группа (друзья, знакомые, чьим мнением он дорожит). При выборе наказаний необходимо исходить из установок этой эталонной группы или характеристик личного самомнения ученика в том случае, если общественно-психологическая среда не солидаризируется с его проступком. И, конечно же, ни в коем случае нельзя подчеркивать недостатки характера или внешних данных, ибо подросток и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Опыт показывает, что подростки всегда обладают рядом достоинств. Слабо успевая по физике, химии, они прекрасно танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своем ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставить проступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену, музыканту. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло (без нарочитости). Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему.

Если вас не устраивает поведение учащегося, не торопитесь с выводами и наказанием, дайте возможность ученику самостоятельно прочувствовать его изъяны. Если же появилась необходимость сделать замечание на уроке, используйте шутку, иронию, сарказм.

На старшеклассников весьма удачно порой действуют замечания, поданные в виде афоризма, изречений, взятых из литературных произведений: и учитель не раздражается, и для класса разрядка. Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некоторую «боязнь» – кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Учитель должен много читать, иметь большой запас значимых, ценных мыслей.

Максимальная требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, мобилизуют всех учеников на выполнение задач обучения.

Требовательность учителя на уроке должна исходить из правила: на занятиях нет мелочей – все важно, все подчинено работе. Без внешнего порядка нет класса, коллектива, определенных правил работы. Учитель не должен забывать о социально-психологической закономерности: внешнее становится внутренним. Поэтому очень важно:

- как учитель заходит в класс;

- как здоровается;

- как определяет готовность учащихся к уроку;

- когда позволяет сесть и начать работу.

Голос, походка, жесты, стиль одежды, настроение, физическое состояние – все работает на учителя. «Посеешь привычку – пожнешь характер», – гласит народная мудрость. Но:

- требовательность не должна превращаться в мелочную придирчивость;

- манера выражения требований учителя должна быть достойной и тактичной;

- требование должно быть лаконичным, предельно четким, последовательным, причем следует соблюдать единство требований от урока к уроку;

- эффектны требования в виде предложений, просьб («Не могли бы вы...»).

В общении с классом часто возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Вспыльчивость может помочь, но победа будет достигнута тяжелой ценой. «Крик – самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений», – писал В.А.Сухомлинский.

Сдержанность – существенно важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию эмоций и чувств (гнев, ярость, недовольство, ненависть). Если такие эмоции овладевают сознанием, они отравляют ум, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни.

Чтобы избавиться от душевной напряженности, надо изменить отношение к предметам, людям, ситуациям, которые вызывают беспокойство. Нужно сначала разрушить старую и создать новую психологическую установку.

Установка – это относительно устойчивая система представлений о каком-либо объекте, предрасполагающая к определенному реагированию. Другими словами, социальная установка – это всегда готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Смена установок выступает мощным средством психологической нейтрализации нежелательных, отрицательных эмоций (см. рис. 1).

Управление эмоционально-волевой сферой – это умение заранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательного в положительное.

На формирование установок влияют механизмы внушения и убеждения. Для закрепления той или иной установки необходимо новую информацию всякий раз ставить в связь с уже имеющейся. Большое значение в формировании установки, как и общения в целом, имеет настроение. Настроение как устойчивое эмоциональное состояние, как некоторая направленность чувств играет важную роль в процессе деятельности. Настроение имеет разную динамику, проявляется индивидуализованно, зависит от многих факторов; обусловливается конкретной ситуацией, средой, взаимоотношениями друг с другом; изменяется благодаря смене установки. Учитель должен следить за своим настроением. Учителю неплохо овладеть искусством перевоплощения, чтобы не приносить в школу настроение, возникших в результате неудовлетворения каких-то запросов и стремлений. Для оптимизации общения необходимо следить и за настроением ребят на уроке, экскурсии. Ученика с пониженным настроением лучше меньше беспокоить, деликатно выяснить причины и сделать все возможное, чтобы успокоить и оказать реальную помощь.

Индивидуальное общение учителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Наиболее часто практикуемые формы общения:

- беседы после уроков;

- задушевный разговор в неофициальной обстановке;

- индивидуальная консультация;

- краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия.

Наиболее традиционная форма общения – беседа, в которой высказываются претензии и пожелания учителя к ученику. Недоброжелательно проведенная беседа может привести к конфликтным ситуациям, обиде, озлоблению. Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но учитель должен проявить особую осмотрительность.

Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы. Важным психологическим условием оптимизации общения с любым ученикам является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Следует обратить внимание на очевидное нежелание детей идти за советом и вообще с какими-то своими проблемами к учителю. Учитель перестал быть авторитетом для родителей и учеников. Причин много и задача сегодняшнего дня – развивать демократический стиль общения.

Сегодня власть учителя проявляется во взвешенном, доказательном и квалифицированном суждении; авторитет – в знаниях и опыте. Инициатива в поисках контакта с учениками должна исходить от учителя. И пусть не обескуражит педагога отсутствие мгновенно последующего результата таких попыток. Только неустанная затрата душевных сил, неформальное упорство, настойчивость духовных исканий учителя смогут «созидать сердце ребенка».

Особое, напряженное общение складывается у учителя с «трудными» учениками, у которых с детства произошло смещение шкалы ценностей. Залогом успешной работы общения с «трудными» является постоянный объективный и самокритичный анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно «проигрывать» варианты бесед, разговоров, искать и находить союзников в борьбе за душу ребенка. И, конечно, самое главное коллектив, сплоченный для умной, яркой школьной работы; а в таком коллективе всегда найдется способ воздействия на каждого ученика.

Большую помощь в общении с детьми могут оказать школьные психологи. Психолог должен иметь представление о статусной структуре каждого класса, уровне благополучия взаимоотношений в классных коллективах, уровне самооценки учащихся. Если же должность психолога отсутствует, несложные социометрические исследования в состоянии выполнить каждый классный руководитель. Такой анализ психологического климата в классе может быть прекрасной базой для формирования отношений педагога со своими учащимися, в том числе и с «трудными» [2].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных