Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 1.3. Эмоционально-волевая сфера человека




Считается, что в филогенезе любой живой организм был изначально обеспечен простейшими формами эмоционального реагирования (удовлетворенность, неудовлетворенность, страх, радость, гнев), связанными с его адаптацией к окружающей среде и регуляцией жизнедеятельности. Приоритет в таком выводе приписывают Ч. Дарвину. Так, страх и гнев обеспечивали выживание первобытному человеку в опасных ситуациях через готовность дать отпор или бегство. Впоследствии эмоциональная сфера человека расширилась за счет приобретения таких эмоций, как чувства, страсти, настроения и т.п. Эти эмоции приобретаются человеком в социальной среде как способность к переживаниям. В онтогенезе современного человека сразу после рождения ребенок способен проявлять эмоции типа «удовольствие - неудовольствие», направленные на удовлетворение его органических потребностей в пище, сне и тепле. Чуть позже появляются эмоции в форме гнева и страха, связанные со сферой его бессознательного. Далее в играх со сверстниками, в контактах с родителями и взрослыми развиваются более сложные, социально обусловленные эмоции, такие, как переживания чувств (сострадание, привязанность и, естественно, обратные им), связанные с сознанием. Какую приоритетную направленность получают эмоции (положительную или отрицательную), обусловлено особенностями окружающей социальной среды (поведение родителей, воспитателей детского сада и др.). От этого во многом зависит, будет ли человек оптимистом или пессимистом, великодушным или мстительным, тревожным или уверенным, любознательным или безразличным.

Человек, умеющий управлять своими переживаниями, считается эмоционально зрелой личностью. Это качество относится к его способности контролировать и подавлять чрезмерно интенсивные эмоциональные проявления. Отсутствие навыков управления эмоциями приводит к различного рода нарушениям. В народе известна истина: «Люди умирают не от старости, а от болезней». Статистика же показывает, ЧТО более чем в 70 % случаев причиной заболеваний служат психоэмоциональные факторы. Некоторые эмоции создают основу для определенных видов заболеваний. Так, зависть опасна заболеваниями печени, желчного пузыря, сердечно-сосудистой системы. Ревность приводит к снижению зрения, слуха, появлению диабета и рассеянного склероза. Агрессивность и злобность грозят облысением, ожирением, болезнями легких, поражением зубов, кожными заболеваниями, варикозным расширением вен. Чрезмерное себялюбие («гордыня») может вызвать бесплодие, эпилепсию, псориаз. Список наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека довольно велик. Какое полушарие должно взять на себя большую часть «вины» за расстройства и нарушения эмоциональной сферы личности? Ответ на этот вопрос до сих пор разделяет психологов. Одни призывают во время телефонного разговора слушать собеседника только правым ухом, чтобы не задействовать в активную работу правое, по их мнению, «эмоциональное», полушарие. Другие, наоборот, предупреждают о том, что опасность бурного эмоционального реагирования угрожает независимо от того, каким ухом идет прием информации. Тем самым они уравнивают оба полушария мозга в правах на возбуждение эмоционального процесса. Существует гипотеза и о том, что левое полушарие как полушарие здравого смысла и строгой логики ответственно за позитивные эмоции, а правое - за негативные. Установление истины требует глубоких экспериментальных исследований. Сложность проблемы же заключается в том, что полученные на текущий момент данные свидетельствуют о чрезвычайно сложном межполушарном взаимодействии, не позволяющем выстроить последовательную разорванную цепь автономных процессов.

Волевая сфера личности — это совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность. Следует ожидать, что волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу», обладающему высоким уровнем самостоятельности действий, и берущему всю ответственность за принимаемые им решения на себя. Склонность к риску - характеристика поведения человека в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:

- мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах или голова в кустах»);
- мотивацией избегания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью типа «тише едешь - дальше будешь»).

 

1.3.1. Понятие об эмоциях. Виды и формы эмоциональных

состояний

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Эмоции двухвалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Чувственный или эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждащее субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тро-пизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида. В зависимости от того, в каком из двух факторов в балансе мотивации и возможностей субъекта быстрее наступает несоответствие, можно выделить две категории причин, вызывающих возникновение эмоций: недостаточность приспособительных возможностей, избыточная мотивация. В первом случае эмоция возникает вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью или внезапностью). Во втором случае имеют место избыточная мотивация, не находящая применения (перед действием, после действия), и избыточная мотивация в социальном поведении (социально значимое, социально нежелательное, социально непонятное поведение). Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интра-индивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей его среды, так же как от более общих этологических и экологических факторов.

Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

Супрасть — интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, взывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня прекрасное настроение» (от музыки). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия — склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

 

1.3.2. Механизмы и свойства воли.

Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – способность человека к самодетерминации и саморегуляции. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации.

Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель же деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, тормозя все другие отвлекающие желания. В волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием мира, объективными его закономерностями.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ ("возьми мяч", "возьми чашку"), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума. Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Воля наряду с другими сторонами психики имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Материальной основой воли являются нервные структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. При поражении лобных долей мозга, в частности так называемых префронтальных участков коры, наступает аппраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе, и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия. В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться вокруг себя, не зная, что делать дальше. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия. Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для многих психических процессов: мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства. И.П.Павлов подчеркивал, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного мозга.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает в себя отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию. Волевое действие может быть реализовано как в простых, так и в сложных формах, в простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В случае сложного волевою акта действию предшествует сознательный учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Волевые качества личности. Входе жизненной практики проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Закрепившиеся у человека волевые свойства обозначаются специальными терминами: целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям: настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения: решительность - умение принимать и Претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; самостоятельность — умение не поддаваться влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других; организованность - разумное планирование и упорядоченная организация деятельности; дисциплинированность — сознательное подчинение поведения установленному порядку; смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели; исполнительность — старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.

Важнейшее проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция. В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим: оно отделяет человека от человечества. Быть человеком – значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отдалено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий. Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости. Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида – один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения. Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины – в форме умысла и неосторожности).

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли. Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли -– это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности. Воля представляет собой сознательную концентрацию психической активности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности. В процессе постоянного сознательного самоконтроля личности над своим поведением у нее формируется система социально значимых волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость и др.).

 

Заключение

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.

В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности - как исходный вопрос любого познания - является сложным и дискуссионным. В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т. д.

Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.

Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий. В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию. Додонов указывает, что психология личности изучает: как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека, как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики. Асмолов указывает, что область психологии личности включает: структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности; общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом; индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.

Несмотря на то, что существует множество концепций в психологии личности и теоретические разногласия авторов, многие исследователи придерживаются единых взглядов по ряду аспектов психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.

Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности. Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути. Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.

Личность может быть определена как внутренний опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения (Клонингер С).

Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.

Первое направление - это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность ф индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря: личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с.385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.

Второе направление - выделение схемы детерминации развития личности.

Третье направление - это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.

 

Список используемой литературы

· Занковский А.Н., Психология деловых отношений

· Максименко С.Д., Общая психология

· Ефимова Н.С., Основы общей психологии

· А. Н. Леонтьев - Индивид и личность

· Мельник С.Н., Психология личности

· Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010

· Штейнмец А.Э., Общая психология

· Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008

· Столяренко Л.Д., Основы психологии

· Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010

· Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010

· Еникеев М.И., Общая и социальная психология

· Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных