ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессия— определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.Профессиональная этика – прикладная наука, изучающая морально-этическую культуру специалиста, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального взаимодействия. Для профессий, на которые распространяется такой феномен как профессиональная этика, характерно наличие отношений между людьми не только как субъектами труда (врач-врач, провизор-провизор), но и как субъектами и объектами (врач-пациент, провизор-клиент). Кроме этого, некоторые профессии (в том числе – провизора и врача) предполагают творческий характер труда (творчество предполагает общественно значимое, но индивидуально неповторимое самовыражение человека). Мораль представляет собой следование определенному стандарту поведения, но это не только не исключает, но и предполагает творческое применение стандарта. Главный смысл профессиональной этики – совмещение этических стандартов поведения с творческим характером деятельности. Функции профессиональной этики 1. Педагогически-воспитательная: осознанное освоение будущим специалистом (еще на студенческой скамье) конкретных этических норм, определяющих его мировоззрение, профессиональное мышление. Большинство из нас усваивает прочные надежные моральные принципы (что такое хорошо, а что – плохо) в процессе обычного воспитания, приобретая, таким образом, качество, называемое совестью. Наличие его вызывает состояние неудовлетворенности, если мы нарушаем усвоенные принципы, Многие принципы зависят также от «среды, в которой мы обитаем». Они не всегда бывают справедливыми (времена войны, репрессий). Действенным началом педагогически-воспитательной функции является знание заповедей Гиппократа: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии. 2. Практически-регулятивная: использование в профессиональной деятельности этических принципов и норм (заповеди Гиппократа) как алгоритма при разрешении сложных социальных коллизий и морально-этических дилемм. Пример. В аптеку вошли 2 клиента: первым встал в очередь за лекарством клиент, внешне напоминающий бомжа, а вторым – ваш знакомый, работник аппарата горисполкома. Вы работаете в отделе безрецептурного отпуска лекарственных средств. Каковы ваши действия?
Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика). Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это: · наука нормативная; · учение о нравственности; · система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей; · способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения; · «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми. Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".
Вопросы для самоконтроля 1. Что включает в себя этика публичных выступлений? 2. Что такое речевой этикет? 3. Какие этикетные модуляции речи допускает речевой этикет? 4. Что относится к этикетным формам?
Тема 15. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|