Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. 2. Основные требования к методике изложения лекции




Ш^шшшшшш

2. Основные требования к методике изложения лекции

Методика изложения лекции подчиняется интересам наиболее доходчивого и убедительного преподнесения основного содержания темы, активизации мыслительной деятельности слушателей.

Структурно выступление руководителя группы состоит из трех взаимосвязанных частей: вступления, основной части и заключения. Психологически, удачное начало - половина успеха. Цель вступления - вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, установить контакт со слушателями, направить их внимание и ход мыслей на предмет предстоящего разговора. При этом вступление должно быть кратким, не превышать, как правило, 3-5 минут.

Во вступлении руководитель группы напоминает, о чем шла речь на предыдущем занятии, дает под запись название темы, распределение времени на нее, вопросы лекции и рекомендуемую литературу. Затем обосновывает важность изучения данной темы, ее актуальность, привлекает внимание аудитории к учебным целям лекции (воспитательные цели обычно не объявляются). При этом действует общее методическое правило: чтобы вдохновить слушателей на активное участие в занятии, надо поставить перед ними такую цель, какой они сами хотят добиться.

Элементы структуры вступительного слова могут меняться местами. Для пробуждения у слушателей интереса к обсуждаемой проблеме лекцию можно начать с зачина — краткой, образной «фразы-крючка»:

- острого постановочного вопроса;

- какого-нибудь яркого факта, события, явления, которое непосредственно касается интересов аудитории;

- авторитетной цитаты, высказывания знаменитого человека:

- отсылки к датам, событиям, месту, времени, эмблемам, символам и др.;

- автобиографического факта-воспоминания; i

демонстрации какого-либо предмета, копии редкого.«некого документа, кино- или видеофрагмента и т.д. Некогда не следует начинать выступление с извинений или стремиться ^ать свое остроумие. Шутливые истории должны быть к месту и

Iо*83

юстрировать какое-либо высказанное положение.

Переходя к изложению основного содержания темы, руководитель группы jobtopho формулирует перед аудиторией первый вопрос лекции как исходный -езис, доказательству которого будет подчинена логика всех его дальнейших

рассуждений.

Особенности человеческой психики, воспринимающей все логичное как истинное, а нелогичное как ложное, диктуют лектору необходимость построения своей речи в виде стройной цепочки посылок и следствий, логических мостиков-переходов от одной мысли к другой. Поэтом) в ходе объяснения Учебного материала применяется несколько приемов:

- детализация вопроса (тезиса), подкрепление его ярки ми, впечатляющими фактами, конкретными примерами из жизни подразделения, действий отдельных военнослужащих, выстраивая связи между фактами, идти от частного к общему, наоборот,

-опора на хорошо известные всем слушателям положения, истинность которых ни у кого не вызывает сомнений;

- рассуждение методом сравнений и аналогий. используя принцип сходства подобного и эмоциональную наглядность образов;

- использование метода доказательства «от противного»у когда, кроме доводов в защиту изложенного тезиса (утверждения), приводятся контраргументы и т. д.

Раскрытие учебных вопросов, как правило, осуществляется с использованием дедуктивного и индуктивного методов изложения, которые Должны дополнять друг друга. Сочетание двух методов в рамках одной лекции ^воляет учитывать как неоднородность состава групп, так и различия в

уровне сложности отдельных вопросов (разделов) темы 1 предусматривать:

I Постановку проблемы в форме вопроса и, вслед

3(| I

этим, после небольшой паузы (чтобы слушатели заду^-ц, краткий ответ на него в виде тезиса или теоретического положения, котортребуется доказать (начало, характерное для дедуктивного метода).

2. Обоснование выдвинутого положения к°нкретными

фактами и примерами, в том числе из жизни войск (продолжение изложения по дедуктивному методу или начало индуктивного, если на поставленный вопрос руководитель не дает немедленного ответа, а подводит слушателей к нему через известные факты).

3. Установление причинно-следственной связи между

приведенными фактами и формулирование обобщающего вывода (завершает изложение индуктивным методом и повторяет исходный тезис руководителя при дедуктивном способе рассуждения).

При этом в группах офицеров приоритет отдается дедуктивному методу, а в jpynnax солдат (матросов) - индуктивному. Использование в лекции различных способов изложения позволяет сделать ее более интересной.

При раскрытии вопросов темы любым из методов руководитель группы выделяет и подчеркивает основные положения, разъясняет основные понятия (термины), чтобы слушатели обратили на них особое внимание, увязывает материал лекции жизнью и задачами подразделения и части, стремится поддерживать внимание и познавательную активность обучаемых с помощью различных методических приемов.

По каждому основному вопросу темы после рассмотрения всей подготовленной лектором системы аргументации делаются выводы. При этом в соответствии с «законом края» самые сильные доводы следует приводить в

конце рассуждения.

Как и вступление, завершение занятия несет большую логическую | психологическую натрузку и требует заблаговременной подготовки.

аключительные слова руководителя группы продолжают звучать в ушах цзателей, когда он уже закончил говорить и их будут помнить дольше всего.

Заключительная часть занятия представляет собой выводы. Обычно в них бобшаются наиболее существенные, содержательные фрагменты занятия и тем самым вновь привлекается внимание к главному. Для выводов характерна конспективность изложения. Это способствует не только более прочному усвоению слушателями материала изучаемой темы, но и помогает направить их дальнейшую самостоятельную работу, дает стимул для собственных размышлений и выводов.

Структура заключительного слова:

1. Краткие теоретические выводы по лекции в целом.

2. Краткие практические выводы для слушателей.

3. Оценка участия слушателей в ходе занятия и степени достижения поставленных целей.

4. Постановка конкретных задач слушателям на самостоятельную подготовку (семинар), информация о дополнительной литературе и т.д.

5. Ответы на вопросы слушателей по теме лекции.

6. «Концовка» выступления (занятия в целом).

Основное методическое требование к «концовке» (последним словам выступления) - ее «мажорная» тональность, запоминающаяся форма подачи и мобилизующий характер. Она может содержать:

- призыв к действию (например, к самостоятельной работе по какой-либо проблеме, к самообразованию и т.д.);

- яркую цитату, образное выражение, пословицу, поговорку, афоризм;

- подходящий комплимент аудитории, хорошую шутку;

- резюме;

т

1 обращение к началу и др.


3- Методика пронесении рассказа

Рассказ - -это сюжетное повествование, в котором все важные выыми

строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий

фактов, поведения личности, конфликтных ситуаций и их разрешение.

Основная особенность рассказа - создание у слушателей образных

представлений о событии, явлении, процессе. При этом живость, наглядность и

убедительность рассказа достигаются не обилием фактов, примеров, а особыми

приемам и (средствами) его конкретизации.

В рассказе важно использовать:

1. Характеристику конкретных признаков времени, когда

совершалось это событие,

2. Характеристику места события, то есть создание конкретных

представлений о том, как оно выглядело.

Ъ. Бытовой материал, который дает возможность усилить

яркость и достоверность в отражении обстановки.

4. Цифровой (статистический) материал. За 1 час человек

со средними способностями может усвоить до 20 цифр при условии

соблюдения следующих правил:

- цифры необходимо округлять;

- использовать образность в подаче цифр (сравнить их с чем-то наглядным, осязаемым);

- разбивка цифр на группы (по 2 — 3) с последующим показом динамики развития и т.д.

5. Исторические документы, яркие примеры-описания

минской доблести и мужества из художественной и военно- мемуарной литературы.

Материал из жизни данного подразделения, части, юрода (района), анализ примеров сплоченности, взаимовыручки, умелых и слаженных дейстчий личного состава при


выполнении поставленных задан в сложной обетами», боевого пути «сти. ясТории и перспектив развития города, района и т.д.

Рекомендации по повышению эффективности проведения занятии методом рассказа:

1. При изложении сложных вопросов значительно замелят, темп, вводить паузы, периодически переходить к детальному разбору и объяснению

2.Сосредоточивать внимание аудитории на главном, давать больше информации (примеров, подробностей) по главным, существенным вопросам и меньше | по второстепенным, играющим роль фона.

3. Добиваться четкого деления излагаемого материала на пункты (во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.)

4. Своевременно, доходчиво, акцентируя внимание слушателей, разменять им смысл основных терминов и понятий.

5. Сократить до минимума использование иностранных слов.

6. Умело использовать метод повтора. Для запоминания основного понятия (главной мысли) его рекомендуется повторить в ходе рассказа в различных вариациях и связях с другими, уже известными, понятиями не менее 7 раз, а тезис - не менее 4.

7. Рационально использовать имеющийся запас аргументов, придерживаясь следующих правил:

- в аудиториях с более высоким уровнем образования эффективно действует двухсторонняя аргументация (столкновение суждений, фактов, противопоставление точек зрения);

- в аудиториях с низким уровнем образования требуется больше разнообразных, но хорошо знакомых слушателям аргументов;

- выбор, время и место подачи аргументов в ходе выступления зависит от конкретных обстоятельств (сложности вопроса, внимания, интереса слушателей и др.).

8. Активно применять средства оживления и усиления выразительное речи (сравнения, художественные образы, красочные эпитеты, MeTKjj пословицы и поговорки и т.д.).

9.Излагать материал ясным и доступным языком, отказаться от штампов заученных выражений, неуместных сокращений, жаргонных слов и т.д.

10. Краткость, лаконичность изложения. Умение выражать максимальную по объему информацию минимальным количеством слов.

1 ]. Использовать эмоциональные приемы при изложении учебного материала (пафос и ирония, сдержанность и гаев и т.д.).

Установлено, что эмоциональность рассказа повышает уровень его восприятия до 40 процентов.

4. Методика организации самостоятельной работы (подготовки) слушателей в системе общественно-государственной подготовки

Самостоятельная работа является одной из важнейших активных форм занятий в системе общественно-государственной подготовки. В ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления и творческой активности слушателей, что позволяет обучаемым глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, превратить полученные на лекции знания в моральные установки и личные ценностные ориентации, руководство в практической деятельности.

Основными условиями, обеспечивающими высокую эффективность самостоятельной работы, являются:

- формирование у слушателей активного стремления к самостоятельному добыванию и углублению знаний, навыков и умений;

- создание организационно-материальных условий для самостоятельной работы, обеспечение личного состава в достаточном количестве необходимой литературой, наглядными пособиями и т.д.;

- постановка перед слушателями задач на самостоятельную работу;

j обучение воинов навыкам работы j книгой, умению самостоятельно анализировать и осмысливать теоретические положения, жизненные факты, события, явления и т.д.;

. организация взаимопомощи в работе;

- систематический контроль и действенная помощь слушателям в ходе

самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа слушателей по изучению рекомендованной литературы и учебных пособий проводится:

а) в ходе плановых занятий - руководителем группы;

б) во внеучебное время - помощником руководителя группы.

Структура проведения самостоятельной работы не отличается от других

форм занятий по ОГП. Однако имеются особенности содержательного и методического плана.

Порядок проведения самостоятельной работы.

1. Принять доклад помощника руководителя труппы о расходе личного состава и готовности труппы к занятию.

2. Проверить наличие и внешний вид слушателей.

3. Предоставить слово слушателю, выступающему с сообщением о событиях в стране и за рубежом (5 минут).

4. Вступительная часть:

- объявить тему и цель занятия, показать ее значение для слушателей группы;

напомнить вопросы семинара (беседы), указать, на что обратить основное внимание;

I определить тему фиксированного выступления (доклада) на семинаре и назначить докладчика;

распределить литературу, исходя из уровня образования слушателей. Более подготовленным рекомендовать дополнительные источники и материалы по изучаемой теме. Остальным слушателям раздать учебные пособия;


1 пояснить, какие наглядные пособия можно использовать и по какому

вопросу;

1 если необходимо, напомнить порядок чтения и конспектирования

каждого вопроса, определить контрольное время их отработки. 5. В ходе самостоятельной работы: - осуществлять контроль за ходом занятия;

учить слушателей умению работать с книгой, выделять основное из прочитанного и составлять конспект;

I разъяснять отдельным слушателям непонятные вопросы и термины, встретившиеся при чтении рекомендованной литературы, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

индивидуально работать со слабоуспевающими и про пустившими занятия;

помогать докладчику в подборе литературы, составлении плана доклада (фиксированного выступления).

6. Подведение итогов занятия (до 5 мин.):

I отметить положительное в самостоятельной работе слушателей и указать недостатки;

I назвать фамилии лучших слушателей, проявивших трудолюбие и усердие в работе с литературой, а также тех, кто мало изучил и законспектировал, работал не в полную силу;

- назвать дату проведения семинара (беседы);

- поставить задачи на доработку недостаточно усвоенных вопросов, дальнейшее изучение рекомендованной литературы и подготовку к семинару (беседе) по теме;

I ответить на вопросы.

После окончания занятия руководитель группы дает указания своему помощнику по организации самоподготовки во внеучебное время, изучению политической карты мира и Российской Федерации, просмотру видеофильмов, рекомендованных по данной теме.

J

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы-'

1 Четко планировать и рационально распределять учебное время.

2. Уметь заинтересовать слушателей в изучении темы. Постоянно учить их самостоятельной работе с книгой, побуждать делать

ыписки, фиксировать свои мысли, вопросы.

3. Направлять мыслительную работу слушателей путем постановки вопросов-заданий по содержанию темы, побуждая слушателей к активному поиску ответов в учебном пособии, или путем организации кратких консультаций по наиболее трудным вопросам.

4. Доходить до каждого обучаемого, для чего работу с группой строить дифференцированно: давать индивидуальные задания наиболее сильным и слабоуспевающим, при необходимости, организовать среди слушателей группы взаимопомощи и т.д.

5. Контролировать ход самостоятельной работы, не пускать ее на самотек.

5. Методика проведения семинара (беседы) и hi особенности

Различие между семинаром и беседой:

- на семинар, как правило, определяются докладчик (выступающий с рефератом) и его оппоненты, а при подготовке беседы, за редким исключением, выступление с докладом (рефератом) не планируется;

- на семинаре последовательно обсуждаются основные вопросы темы. Руководитель делает краткие выводы по каждому вопросу и заключительное слово в конце семинара. В ходе беседы основные вопросы обычно разбиваются на подвопросы. Руководитель группы принимает активное участие в их обсуждении вместе со слушателями и подводит итог по каждому подвопросу, в конце беседы выступает с заключительным словом.

Методика проведения семинара (беседы).

Семинар (беседа) начинается со вступительного слова руководите.^ группы (2-3 мин.), в котором он:

во-первых, раскрывает значение темы семинара (беседы), учебные целн занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить;

во-вторых, доводит порядок проведения семинара (беседы): последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей (как выступать — по вызову или добровольно; как строить выступление — коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного; примерное время на выступление и т. д.);

в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами.

После вступительного слова руководитель группы в соответствии с планом. предоставляет слово выступающему с рефератом или ставит перед всей аудиторией для обсуждения первый вопрос семинара (беседы).

В целях стимулирования активности слушателей слово для первого выступления, как правило, предоставляется по желанию. При необходимости руководитель вызывает слушателей по своему усмотрению. Однако во всех случаях действует общее методическое правило: вопрос ставится перед всей группой, чтобы все его обдумывали.

В ходе обсуждения основного вопроса (подвопроса), в зависимости от глубины его раскрытия, может задаваться любой из дополнительных (уточняющих и наводящих) вопросов, что придает выступлению остроту и конкретность.

Общая логика ведения семинарского занятия (беседы) может быть следующей:

Представив слово одному из слушателей, руководитель группы внимательно следит за содержанием его выступления, делая для памяти, в
пр6ддверии предстоящего разбора занятия, соответствующие пометки рабочей тетради.

Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, следует прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного выступающим. Например: «Почему Вы утверждаете, что...», «Можете ли Вы объяснить сказанное... (обосновать, доказать и т.д.)».

Если на этот вопрос он отвечает правильно и коротко, то дать ему возможность продолжить выступление до 3 - 5 минут.

Если на заданный уточняющий вопрос выступающий ответить не может, то его выступление следует прекратить, а вопрос обратить ко всей группе.

Если вся группа не находит правильного ответа на вопрос, то его необходимо «раздробить», конкретизировать.

Если один или несколько человек ответили на вопрос правильно, то нужно дать слово очередному выступающему (по этому или следующему вопросу плана семинара).

Если речь слушателя по своему содержанию удовлетворяет руководителя, то следует дать ему возможность продолжить выступление. Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

После окончания выступления (или прервав его по истечении 3-5 минут) спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса.

Если есть вопрос из аудитории, то переадресовать его ко всем и предложить высказаться желающим. При наличии желающих выступить, предоставить им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления именно по желанию, а не по принципу принуждения, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам, на занятиях угаснут мысль и инициатива.


 

 


 

I



■-вторых, в вооружений н I шввость и кгаборомы, и, в-j I» резервов".

fa сMtfKM ТЛъишр

Ашал 'Советского! Н Л-А. Говоров!


Методика проведения семинара (беседы).

Семинар (беседа) начинается со вступительного слова руководи группы (2-3 мин.), в котором он:

во-первых, раскрывает значение темы семинара (беседы), учебные

4CJ1H I

занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить;

во-вторых, доводит порядок проведения семинара (беседы) последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей (как выступать — по вызову или добровольно; как строить выступление — коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного; примерное время на выступление и т. д.);

в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами.

После вступительного слова руководитель группы в соответствии с планом. предоставляет слово выступающему с рефератом или ставит перед всей аудиторией для обсуждения первый вопрос семинара (беседы).

В целях стимулирования активности слушателей слово для первого выступления, как правило, предоставляется по желанию. При необходимости руководитель вызывает слушателей по своему усмотрению. Однако во всех случаях действует общее методическое правило: вопрос ставится перед всей группой, чтобы все его обдумывали.

В ходе обсуждения основного вопроса (подвопроса), в зависимости от глубины его раскрытия, может задаваться любой из дополнительных (уточняющих и наводящих) вопросов, что придает выступлению остроту и конкретность.

Общая логика ведения семинарского занятия (беседы) может быть следующей:

Представив слово одному из слушателей, руководитель группы внимательно следит за содержанием его выступления, делая для памяти, |


ЛреДДвеРии пРеДстояЩего разбора занятия, соответствующие пометки в

рабочей тетради.

Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, следует прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного выступающим. Например: «Почему Вы утверждаете, что...», «Можете ли Вы объяснить сказанное... (обосновать, доказать и т.д.)».

Если на этот вопрос он отвечает правильно и коротко, то дать ему возможность продолжить выступление до 3 -1 минут.

Если на заданный уточняющий вопрос выступающий ответить не может, то его выступление следует прекратить, а вопрос обратить ко всей группе.

Если вся группа не находит правильного ответа на вопрос, то его необходимо «раздробить», конкретизировать.

Если один или несколько человек ответили на вопрос правильно, то нужно дать слово очередному выступающему (по этому или следующему вопросу плана семинара).

Если речь слушателя по своему содержанию удовлетворяет руководителя, то следует дать ему возможность продолжить выступление. Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

После окончания выступления (или прервав его по истечении 3-5 минут) спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса.

Если есть вопрос из аудитории, то переадресовать его ко всем и предложить высказаться желающим. При наличии желающих выступить, предоставить им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления именно по желанию, а не по принципу принуждения, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам, на занятиях угаснут мысль и инициатива.

Jk 59


Если желающих нет, то руководителю семинара следует поставив дополнительный (уточняющий или дискуссионный) вопрос, обращенный Ко всем. Если группа не сумела правильно ответить на дополнительный вопрос, То ответить на него самому и сделать выводы.

После обсуждения первого основного вопроса плана семинара сделать общий вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей (и так далее по схеме обсуждения первого вопроса). После обсуждения всех вопросов плана семинарского занятия или истечения времени занятия, подвести итог обсуждения (8 — 10 мин.), в котором:

I оценить степень обсуждения вопросов и глубину их усвоения, какую реальную пользу принес семинар, какие новые знания получили слушатели и чему научились;

I оценить качество выступления каждого слушателя, выразить свое отношение к тем, кто выступал и кто проявлял пассивность, похвалив одних и покритиковав других;

- порекомендовать конкретным слушателям подготовиться к выступлению на следующем семинаре;

| поставить задачу группе и слушателям на дальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.

Возможные трудности при проведении семинара и пути их преодоления:

]. Слабая первоначальная подготовка отдельных обучаемых и связанная с этим пассивность в ходе семинара (беседы). В этом случае целесообразны:

- постановка перед этими слушателями узких, конкретных и посильных вопросов, чтобы они были в состоянии участвовать в обсуждении рассматриваемой проблемы;

обязательное поощрение любого, даже маленького, но удачного ответа, желания высказаться одобряющей репликой, похвалой, хорошей оценкой в заключительном слове;

Л6(


постепенное усложнение заданий и повышение требований при льном поощрении их старания.

„бяза

2 При ответах на так называемые трудные вопросы:

ач если руководитель группы не готов ответить из-за недостаточной еретической подготовки (информированности), откровенно признаться, что сегодня он затрудняется дать ответ на поставленный вопрос, но что на ледук>щем занятии ответ будет дан. Обязательно сдержать свое обещание;

б) если поставлены острые вопросы, касающиеся отдельных конкретных фактов или событий жизни (службы), то ответить в принципе, исходя из общих положений, подходов по этой проблеме или же обратить вопрос к задающему его слушателю: «А как Вы сами думаете?» (часто бывает так, что у спрашивающего есть свой ответ на вопрос, но он хочет проверить или себя, или руководителя. Его ответ может вовлечь в беседу и остальных слушателей);

в) если слушатель высказывает явно ошибочное мнение, то не отчитывать и не обрывать его, а разъясняя суть ошибки, учить на ней всех присутствующих правильному пониманию и рассуждению. Не спешить сразу самому давать готовый правильный ответ, а добиваться, чтобы обучаемые пришли к нему сами, поощрять полемику, стремление переубедить ошибаю­щихся или заблуждающихся.

Особенности проведения беседы.

Беседа проводится в основном так же, как и семинар. Вместе с тем это более простая, чем семинар, форма обсуждения изучаемого материала. Обсуждение организуется путем диалога руководителя со слушателями, обязательно включающего в себя обороты из разговорной речи. Вопросы ставятся в простой, доступной форме и охватывают значительно меньший объем информации, чем на семинаре. После обсуждения каждого вопроса руководитель сам дополняет и разъясняет отдельные положения. Остальные методические приемы и требования такие же, как и на семинаре.

В ходе беседы, как правило, используются психологические, речевые и другие приемы. К психологическим приемам относятся: снятие нервного

лГ>ч., 61 напряжения; обращение (по имени, по имени и отчеству, по фамилии или ]1(званию и т.д.); упоминание об изменениях, происшедших с момента последу встречи; обращение за советом, прямота постановки вопроса; прием «стимулирования воображения» и другие. К речевым приемам относятся- интонация, «разговорное» построение фраз, сокращение длины и упрощение конструкции предложений, придание им чеканности и четкости; изменение ритма речи (от скороговорки до растянуто-вялого разговора); логическая заостренность, повышенная доказательность, доступность, простота и другие.

По своему характеру беседа бывает 3 видов:

]. Обсуждение вопросов по заранее составленному плану.

2. Ответы на вопросы слушателей.

3. Свободная дискуссия.

Проведение беседы по первому варианту требует от руководителя группы подготовить не только основные, но и дополнительные вопросы (конкретизирующие и дополняющие основные), а также вспомогательные вопросы, наводящие слушателей на правильные ответы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных