Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






народ должен был лишиться своей земли и остаться в рассеянии.




Иногда понимают этот вопрос так, что народ, оказавшись в рассеянии, стал передавать родство по матери. Смысловая последовательность перемен, постигших еврейский народ с пришествием Господа, была иной: народ «восстал» на Бога и «заклал» Мессию, – с тем он принял печать Каина, отверг свое родство с отцами, лишился земли и остался в рассеянии. Еврейскиеженщины стали играть «особую роль в жизни народа» – подобную той роли, какую играли до Потопа женщины каинитянки.

 

В

озвращаемся к Ламеху и его женам. Время было кризисное, переломное… Имена Ламеха и его жен допускают противоречивые толкования.

ЛАМЕХ ― $ml Лéмех. Это имя производят от глагола мух $wm и получают, что Лемех – идущий «к слабости».

АД А ― hd[. Есть два глагола адá hd[, соответственно, имя этой жены Ламеха может означать: 1) «украшение, привлечение»; 2) «наступательница».

ЦИЛЛ А ― hlc. 1) Если это имя происходит от глагола llc, что более вероятно, то оно означает «(приятная) тень», может быть, и «темная»; 2) если же от глагола hlc, то Цилла – «жгучая, жарящая».

При Ламехе (идущем «к слабости») женщины каинитянки начинают играть особую роль в общественной жизни. Этот же Ламех был первый агрессор, он первый использовал орудие убийства, изобретенное сыном Цилл ы (об этом ниже).

7. Дети Ламеха (дети жен Ламеха), упомянутые в Писании, все были изобретателями.

(а) ИАВАЛ, сын Ад ы. Он изобрел особую форму пастушеской жизни, Иавал был «отец того, кто селится (в) шатре и (со) стадом» [8]. Авель тоже был пастухом, но он вел оседлую жизнь, Иавал – устроитель нового, кочевого образа жизни. Оседлая жизнь, по Библии, древнее кочевой. Имя Иавал означает «тот, кто водит» стада.

(б) ИУВАЛ, сын Ад ы – изобретатель инструментальной музыки [9]. Согласно ТМ, Иувал изобрел струнный и духовой инструмент: «он был отец всякого, кто владеет киннором и угавом» (играет на кинноре и угаве). Киннор – это струнный инструмент; угав bgw[ – духовой, может быть, рожок, свирель. В пользу того, что угав духовой инструмент, говорит, во-первых, имя его изобретателя: Иувал lbwy того же корня и созвучно слову иовел – рог (барана) как инструмент извлечения звуков (отсюда происходит название важного института в жизни древних евреев и наше слово «юбилей»). Во-вторых, есть текст, где угав противопоставлен струнным: «Хвалите Его во струнах и угаве» (Пс. 150:4). ― Сын Ад ы открыл и струнную музыку, и духовую.

(в) ТУВАЛ-КАИН [10] (LXX: Qobel), сын Цилл ы. В еврейском тексте мастерство Тувал-каина обозначено двумя глаголами: первый имеет значение «острить», второй – «вырезать, начертывать, пахать» [11]. Тувал-каин был и кузнец, и изготовитель орудий, которые требовали заточки (меч, например), также он был и резчик по металлу (это могли быть украшения из металла). В допотопный век знали обработку железа (сначала упомянута медь, затем железо).

В потомках Каина возникла «цивилизация – эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога. В цивилизации люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, или же заменить Его праздником искусства, томительным утешением музыки» [12].

Изобретения сыновей Ады и Циллы с нравственной точки зрения – амбивалентны (двузначны).

(а) Кочевое скотоводство. Кочевник пастух более чувствует себя странником и пришельцем на земле. Патриарх Авраам вел такую жизнь, «обитал в шатрах» (Евр. 11:9). Иное дело потомки Каина: для них кочевое скотоводство могло быть способом приноровиться к жизни в «проклятом» состоянии: земля не дает силы для каинитян в земледелии, – дает для скота, перегоняемого с места на место.

(б) Инструментальная музыка возникла в эпоху, когда человечество еще могло помнить райское пение. По силе непосредственного воздействия всякая музыка, особенно инструментальная, и более всех духовая, – может быть крайне опасна для души. Замечательно, что еврейское слово угав, – оно обозначает инструмент скорее духовой [13], чем струнный, – имеет тот же корень, что глагол агав bg[ – «похотеть, вожделеть». А если инструментальная музыка использовалась в религиозном культе потомков Каина, а сам Каин был основателем оборотнической религии, то что это было?

(в) Обработка всяких орудий из металла предполагает изобретение орудий для земледелия, скотоводства, музыки, охоты, войны… и просто убийства (см. ниже: песнь Ламеха).

В цивилизации не все изобретения амбивалентны с нравственной точки зрения: есть и однозначно порочные. Одно таковое связано с дочерью Ламеха (дочерью жены Ламеха), которую мы знаем (внимание!) – по имени.

(г) НОЕМА, Наамá – «прелестная, привлекательная». Если жены Ламеха упомянуты в связи с мужем, то Ноема упомянута вне связи с мужем.

От Ноемы берет свое начало ритуальная проституция. На еврейском языке храмовая блудница называлась кедешá (того же корня, что кадош – «святой»), то есть «посвященная» в служение. Плату блудница кедеша вносила в сокровищницу храма богини, которой служила. У финикийцев упоминается женское божество «Наама». Мы не знаем, какие культовые действия совершали Каин и его потомки, знаем только, что это были религиозные люди. Еще мы знаем, что оборотническая религия ничего нового изобрести не может: она заимствует культовые действия, сообщая им противоположный знак. Так, вместо священника мужчины может поставляться женщина, вместо отношений брака, где муж и жена – одна плоть, выставляется свальный грех, когда плоть священствующей жены принимает в себя многих и многих мужей…

Если мы хотя бы немного освоили язык, на котором говорит Священное Писание, то можем заметить, насколько необычно появление женщины – имени безбрачной женщины в перечне имен рода. «Ноема» – это точно знак, серьезное указание на какое-то особое явление в общественной жизни каинитян, по своему значению сопоставимое с изобретениями братьев Ноемы. Думается, что это сфера культовых действий и начало ритуальной проституции. «Каин» – это эмблема духа, также и «Ноема».

Ноема – фигура настолько загадочная, что для уяснения причин появления ее имени в тексте нам придется упомянуть о событиях, которые привели к Потопу… «Прелестная» дочка Каина… Было на земле гнездо, откуда «дочери человеческие» прилетали к «сынам Божиим» (потомкам Сифа) и обращали их на себя (Быт. 6:1, 2). Следствием такого смешения – мужчин из рода Сифа и женщин из рода Каина – был Потоп.


[1] Статья из серии «Каин»: 1) Жертвоприношение Авеля. 2) Жертвоприношение Каина. 3) Усыновление диаволу. 4) Проклятие Каину. 5) Каинова печать. 6) Каинитяне – первая цивилизация. 7) Песнь Ламеха – кончина первой цивилизации. 8) Опознание каинитян в мировой истории.

[2] Об оборотнической религии см. третью статью из серии «Каин» – «Усыновление диаволу».

[3] В философии Нового времени, как результат анализа природы научного знания, явилось положение, что «мы познаем то, что сами произвели» (И. Кант).

[4] Толковая Библия. Т. 1. Петербург. 1904, с. 37.

[5] Д. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Т. 1. Книга Бытия. Москва, 2000. С. 68.

[6] См. Д. Щедровицкий, указ. соч., с. 68.

[7] Знали и язычники; см.: Е.А. Авдеенко. Гомер. Илиада. Мировоззрение эпоса. (В печати.)

[8] LXX: «отец обитающих в шатрах скотопитателей».

[9] Согласно LXX, он «был открывший псалтирь и кифару (kiq£ran)», то есть изобретатель струнной музыки.

[10] Есть мнение, что три брата носили имена одного корня. «Все три имени – Иавал, Иувал, Тувал-каин – этимологически связаны с корнем буль lwb – «стремиться вперед», «производить», «разрастаться», что указывает на разрастание, расширение впервые созданного ими типа бездуховной технократической цивилизации» (Д. Щедровицкий, указ. соч., с. 69). Красивым было бы такое рассуждение, однако в древнееврейском языке нет глагола lwb, наличие самого корня lwB (продукт) под вопросом. Корнесловие в данном случае безнадежное дело.

[11] LXX: «и был млатобоец, ковач меди и железа».

[12] В.Н. Лосский. Догматическое богословие. Смысл Ветхого Завета.

[13] Кстати, угав, который был изобретен Иувалом, на современном иврите означает орган. Духовный опыт православного богослужения не допускает никакой инструментальной музыки в храме: на богослужении звучит только голос. В этой связи спрашивают: а как же в ветхозаветные времена славили Бога «во струнах и органе», да еще с ударными инструментами? Ответ заключен в вопросе: когда в Новом Завете открылась человеку возможность райской жизни, инструментальная музыка из богослужения ушла.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных