Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОБИЛИЗАЦИЯ — психофизическая готовность к выполнению предстоящего действия, в котором могут быть разные неожиданности.




С точки зрения телесных ощущений оптимальная мобилизация — это слегка подтянутый живот, приятная напряженность спины, в пле­чах, особый взгляд и, конечно, ощущение прилива энергии. Между лопатками и на лбу Вы чувствуете легкую прохла­ду, грудь заполняется возду­хом — еще миг и Вы... сделае­те то, к чему Вы психофизически подготовились.

Мобилизация подразделяется на 11 степеней готовности: от 0 до 10. Познакомимся с некоторыми из них поподробнее.

Нулевая степень: человек спит: Все мышцы тела рас­слаблены, находятся в состоянии покоя, отдыхают. Мозг тоже отдыхает, глаза закрыты. В нулевой мобилизации человек ниче­го не хочет, ни к чему не готов, ему ничего не надо.

Десятая степень: человек именно сейчас ре­шает вопрос жизни или смерти в прямом или пере­носном смысле. Представь­те себе, что Вы перебегаете широкую улицу на красный свет светофора, так как Вам НУ, ОЧЕНЬ НУЖНО ус­петь вовремя на свидание. Все тело напряжено, и в этом состоянии повышен­ной готовности Ваши мысли только об одном — скорее бы доб­раться до противоположного тротуара.

Теперь, представив себе эти крайние "степени мобилиза­ции, легко определить промежуточные состояния. Запомните: оптимальная готовность к Вашему предстоящему действию — это пятая степень. Тогда весь Ваш облик как бы говорит: я хочу, ребята, с вами работать, хотя и догадываюсь, что меня ждут всякие неожиданности вашего поведения, но я к этому готов, более того, я хочу, чтобы мы с вами хорошо и с пользой сейчас потрудились.

Попробуйте мысленно повторить эти слова, одновре­менно добиваясь тех ощущений в Вашем теле, о которых гово­рилось немного раньше. Пусть в этот момент за Вами кто-нибудь наблюдает и выскажет потом свои впечатления. Сразу не получилось? Попробуйте еще и еще, и Вы обязательно найдете свою "пятерку", сугубо индивидуальную по ощущениям своего тела. Один студент после наших тренинговых занятий жаловал­ся мне, что никак не может ощутить себя в оптимальной пятой мобилизации. Но однажды, подойдя ко мне, радостно сообщил, что наконец-то "схватил" свое состояние в "золотой пятерке". На мой вопрос, где и как это произошло, он ответил, что это случилось с ним за столом, когда он сел обедать. Я спросил его, очень ли он хотел есть. Студент рассмеялся и сказал, что силь­ного голода он не испытывал, но и отсутствия аппетита — тоже; просто он хотел есть, обед выглядел весьма соблазнительно, то­ропиться ему было некуда, и вот тут он поймал себя на мысли, что четко ощущает все те особенности положения своего тела, о которых я говорил на занятиях.

Отсюда напрашивается вывод: Вы должны сами настроиться, ощутить, понять и запомнить состояние своего тела, когда оно готово к выполнению запланированного действия. Пятая степень мобилизации — это своего рода точка отсчета Вашей готовности что-либо сделать.

Почему-то, говоря о пятой степени мобилизации, мне представляется дирижер оркестра за пультом. Вот он поднял руки, внимание музыкантов сосредоточено на нем, через секун­ду он взмахнет дирижерской палочкой, и послушный ему ор­кестр слаженно и слитно с ним начнет играть...

Разобравшись с "пятеркой", давайте спустимся от нее вниз. Как выглядит человек, например, в третьей степени мобилизации?

Вспомним типичную, наверное, картину из школьной жизни конца учебного года. За окнами весна и теплое солнце, звенит звонок на последний в этот день урок. В класс входит учительница и пытается начать этот шестой или седьмой урок. Класс, естественно, шумлив, невнимателен. И тут учительница говорит: "Я понимаю — вы устали, а я, думаете, не устала? А ведь у меня еще вторая смена... Я понимаю, вам не хочется си­деть в классе в такую погоду, а мне, думаете... Так, начнем

Как, по-вашему, она выглядела? Наверное, усталой, недовольной учениками, собой и при этом ее внешний облик не только не настраивал учеников на работу, но, наоборот, еще больше их расхолаживал. Иными словами, эта учительница всем своим расслабленным внешним обликом говорит (и ей охотно веришь): "Вы устали? Я тоже. Вы не хотите работать? Я тоже. Вы хотите на улицу? Я тоже. Но, увы, надо работать..." По-моему, от такого урока проку не будет никакого: учитель не столько словами, сколько всем своим видом демонстрирует явное нежелание и низкую степень готовности к проведению урока. Ученики реагируют соответственно: отсидим как-нибудь, а уж там...! И тут уже принципиально не столь важно, первая степень мобилизации (почти умираю), вторая (сплю на ходу), третья (чуть-чуть расслаблюсь), четвертая (не очень-то хочется) — главное, что готовность к деятельности понижена, и, следовательно, человек выглядит вялым, безынициативным, ему не очень-то что-то надо, он не очень-то этого хочет.

Другое дело — повышенные мобилизации, Если пятая степень — это оптимальная готовность и желание действовать, то шестая — все то же самое плюс дополнительная энергич­ность, а вот седьмая... Человек в седьмой степени мобилизации производит впечатление неугомонности, он всех тормошит, то­ропит, подгоняет, так как сам хочет и готов сделать очень мно­гое. Но вот в чем загвоздка: учитель настроен на очень активные действия, а хотят ли этого его ученики, готовы ли они вот так же активно следовать за своим учителем? Дело в том, что начи­нать общение с людьми в седьмой и выше степенях мобилизации не рекомендуется, поскольку другие люди не готовы сразу воспринять повышенную активность человека к действиям. Они находятся в ожидании начала контактами степень их мобилизо­ванности будет в лучшем случае 4 или 5. Тогда учитель в "се­мерке" может и будет раздражать своей повышенной активно­стью окружающих. Возникает отторжение такого учителя из-за большой разности энергетических психофизических потенциа­лов между двумя сторонами в общении.

Восьмая степень — это уже лихорадочные действия, де­вятая — панические, а о десятой мы уже говорили.

Значит, только 5 или 6? Нет, здесь не все так просто. На­чинать урок или вообще любое общение с людьми лучше всего с "пятерки", а уж потом, если этого требует замысел совместной деятельности с другими, искреннее желание учителя активизи­ровать своих учеников, постепенно повышать свою мобилизацию до нужного уровня активного взаимодействия. Учащиеся незаметно для себя включаются в предложенный темп работы, становятся более подвижными, энергичными, как бы заряжаясь от учителя. Здесь следует знать и помнить законы воздействия мобилизации.

Мобилизация как психофизическая готовность к деятельности воздействует на подсознание окружающих.

Люди воспринимают желание или нежелание человека взаимодействовать с ними большей частью не отдавая себе в этом отчета.

Любая степень мобилизации является заразительной для окружающих, и при правильном ее распределении в процессе общения другие люди принимают ту степень моби­лизации, в которую их вовлекают. То есть учитель в пони­женной мобилизации расслабляет своих учеников, в повышен­ной — активизирует (при соблюдении правила постепенного увеличения готовности и желания действовать).

Любая степень мобилизации есть определенное пси­хофизическое напряжение. Чем выше мобилизация, тем больше нагрузка на психическое и физическое состояния человека. То есть чем выше мобилизация, тем больше затрачи­вается душевных и физических сил человека. И соответственно чем ниже — тем меньше усталости испытывает человек во вре­мя и после взаимодействия с другими.

Отсюда следует понимание своих действий и практиче­ский совет: там, где это возможно, там, где это оправдано самой сущностью поведения в ситуациях взаимодействия, следует не­сколько понижать свою мобилизацию, давая тем самым себе некоторый отдых. Говоря об учителе, то в те моменты, когда ученики самостоятельно работают с учебником, списывают примеры с доски, он может немного расслабиться. Но ни в коем случае нельзя понижать свою мобилизацию во время ответов учащихся. Здесь требуется как минимум "пятерка", которая без слов говорит отвечающему, что учитель весь внимание, хочет, готов слушать ученика и с интересом это делает.

Теперь немного пофилософствуем о мобилизации как таковой и, в частности, в плане психодиагностики.

Конечно, можно потренироваться и запросто переходить из одной степени в другую. Приученные мышцы тела легко и быстро будут расслабляться или, наоборот, напрягаться. Но по­добная "механизация" поведения ни к чему хорошему не приве­дет. Мобилизация — это скорее образ жизни, даже можно ска­зать — часть мировоззрения. Я имею в виду собранность, под­тянутость, готовность к выполнению любого предстоящего дей­ствия, особенно если речь идет о профессиональной деятельно­сти.

Через доминирующую степень мобилизации человека в процессе его трудовой деятельности можно диагностировать его отношение к своей работе и к самому себе: если преобладают пониженные степени, то тогда — дурацкая работа, никому не нужная работа, меня здесь не ценят, они меня не достойны, пусть спасибо скажут, что я вообще пришел. Напрягаться — еще чего! Если преобладают повышенные степени мобилиза­ции, причем там, где в этом нет необходимости, то тогда это может быть вызвано неуверенностью в себе (излишняя суетли­вость), боязнью потерять работу, стремлением выпятиться среди других в коллективе и т.д. Хотя это может быть и следствием холерического темперамента, но в таком случае данный холерик не будет очень уж раздражать окружающих, так как к нему и к особенностям его поведения привыкнут и не будут обращать внимания на характер его действий при положительном в целом отношении к нему со стороны других.

А вот еще одна сторона жизнедеятельности Человека в отношении мобилизации. Встречались ли Вам люди, которые всюду опаздывают, хотя, вроде бы, и имеют достаточный запас времени? Любое пустяковое дело занимает у них чуть ли не весь день; они постоянно жалуются, что устали, у них, мол, совсем нет сил и т.п. С ними постоянно что-то случается: то споткнутся там, где ровно, то их больно толкнут, то что-то выронят из рук — в общем, 33 несчастья и все на одну бедную голову! А ведь это не проклятие и не сглаз. С большой долей уверенности можно сказать, что подобные несчастные живут и действуют преимущественно в пониженных степенях мобилизации. Пред­ставьте себе их мысленно. Корпус прямой или даже немного откинут назад, но это не горделивая осанка балерины, а просто расслабленная спина, движения вялые, замедленные, и самое главное — совершенно специфический взгляд: какой-то равно­душно-спокойный, невыразительный. Они не готовы к пред­стоящему действию, не мобилизованы, не сосредоточены на нем. Отсюда и неточность движений, неуверенность походки — общая психологическая неготовность к возможным неожидан­ностям.

Мобилизация — это не просто напряжение мышц живо­та, спины, шеи, это состояние психофизической готовности к грядущим действиям. Первенствует здесь некая потребность, выраженная в мыслях, причем четко сформулированным и осознанным. Это осознание должно "включать" Ваше тело именно на тот уровень, который требуется для качественного выполнения задуманного. Конечно, если Вы действительно хотите его совершить. Вашу мысль никто не видит. Вас выдадут глаза интенсивность взгляда, и все тело передаст окружаю­щим информацию о Вашем намерении что-либо сделать. Так что ученики на задних партах, которым не очень-то видны Ваши глаза, приготовятся к деятельности, увидев Вашу позу, получив от нее сигнал в подсознание о Вашем желании действовать.

Итак, Вы познакомились с мобилизацией. Теперь дело за формированием умений диагностировать степень мобилизации другого человека и умений владения своим телом. На страницах этой книги я не могу давать описание упражнений по приобре­тению физической комфортности. Могу лишь порекомендовать побольше прислушиваться к своим физическим ощущениям и начать формировать психологические установки на предстоя­щие действия, при этом помня все то, о чем мы с Вами только что говорили.

Помните, что мобилизация — индикатор готовности, желания, хотения человека сделать что-либо. Поэтому, по­смотрев на человека, задайте себе вопрос, хочет ли он, готов ли к неким действиям, к взаимодействию со мной или ему это не нужно.

Хотеть жить и действовать разумно, эффективно и плодотворно не только не вредно, но и просто необходимо для удачливости в делах и к удовольствию окружающих.

К домашнему заданию урока 1.

Скорее всего лучшие качества Вашего любимого учите­ля у Вас начинаются с таких определений, как справедливый, доброжелательный, с юмором, внимательный, терпеливый и т.п. А это есть общечеловеческие качества личности. Следователь­но, профессионально-педагогические черты учителя — это пре­жде всего общечеловеческие положительные его свойства. Зна­ние предмета практически ни о чем не говорит. Иной учитель может досконально знать литературу, русский язык, математи­ку, физику, но при этом на его уроках мухи будут дохнуть от скуки. Позволю себе крамольную мысль: иногда учитель не очень хорошо разбирается в том предмете, который преподает, но ученики не обращают на это внимания, и учитель становится любимым, если в его поведении ярко выражены общечеловече­ские ценностные характеристики. Учащиеся не прощают отсут­ствия любви учителя к своему учебному предмету, отсутствия увлеченности в преподавании. Если же эти два параметра при­сутствуют, тогда ученики в один голос говорят: "Как интересно объясняет и рассказывает!"

 

Домашнее задание

Понаблюдайте за учителями на уроках, определяя степе­ни их мобилизации, и установите взаимосвязь между ними и Вашим состоянием на уроке. Какова будет Ваша реакция на те действия, которые совершает учитель?

Перечислите на листе бумаги 10 зверей в порядке убы­вания Ваших симпатий к ним. Написали? Листок не выбрасы­вайте: он нам еще пригодится.

 


УРОК 2

 

ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?

 

Если мобилизация — это индикатор готовности челове­ка что-то сделать, то во внешнем его облике можно увидеть еще один измеряемый параметр, который свидетельствует об эмо­циональном состоянии этого человека. Данный параметр назы­вается "вес", но, в отличие от физического веса, он не измеря­ется килограммами Вашей физической массы. Наш физический вес остается практически неизменным в течение одного дня, а вот "вес", о котором я говорю...

В класс входит учитель. Но что это с ним? Плечи опущены, как бы придавлены невидимой ношей, ноги ступают тяжело, взгляд устремлен вниз. Все его движения замедленны и, тяжеловесны. Какие ощущения вызовет у Вас такой внешний вид человека? Скорее всего отрицательные: Вы ведь видите, что у учителя случилось что-то неприятное, возможно, стряслась беда, и вот он как бы придавлен обрушившимся на него несчастьем.

Какая "ноша" может "утяжелить" вес человека, да еще так, что это заметно окружающим?

Во-первых, это может быть физическая боль: сильно болит зуб, страшно ломит виски и т.п. Естественно, все это отразится на Вашем внешнем облике. Во-вторых, это могут быть какие-то неприятности дома, по службе; человеку могут очень сильно испортить настроение в транспорте, в магазине — и все это найдет отражение в его внешнем виде. В-третьих, причиной затяжеленности облика могут быть настоящие эмоциональные потрясения, вызванные потерей близкого человека, реальными несчастьями, обрушившимися на него.

В принципе сейчас не важно, какие причины вызвали негативное эмоциональное состояние человека — важно то, что ему плохо, и вокруг него создаетсянекая аура отрицательно за­ряженных эмоциональных частиц. Учительница в начале урока: "Ребята, у меня очень сильно болит голова. Поэтому я попрошу вас вести себя потише. Начнем урок. Пойдет к доске..." Понят­но, как выглядит эта учительница и какое эмоциональное воздействиеона оказывает на учащихся. А что будет происходитьв классе через 12—15 минут? В большинстве случаев начнетсяшум, гул, разговоры. Наша учительница, прервав отвечающего и с усилием превозмогая боль: "Ну я же просила вас по-человечески вести себя тихо, а вы?!" Класс на какое-то время затихнет, а потом опять станет шумно. После такого урока наша учительница по дороге домой будет горько сетовать на невоспи­танных и неблагодарных детей,которые не любят, не уважают ее и специально делали ей назло, чтобы еще больше ухудшить ее состояние.

Она права? Дети действительно неблагодарны и черствы по отношению к ее переживаниям? Думаю, нет.

Дело в том, что наш инстинкт самосохранения срабаты­вает в том числе и в плане защиты нас с Вами от отрицательных эмоций, негативныхпереживаний. Та учительница, у которой сильно болела голова, сама не ведая того, пришла на работу как бы окутанная сильными отрицательными эмоциями, и они в ви­де крохотных частиц стали распространяться на ее учеников. Но у тех-то голова не болела, у них-то было все в порядке, а тут те ­ бе волей-неволей портят настроение. Конечно, жалко учитель­ницу, конечно, понимаем, как это плохо, когда что-нибудь бо­лит, но ведь помочь не можем...

И вот тут-то и вступает в силу закон самосохранения: надо защититься от этого "дождя" отрицательно заряженных эмоций. И дети начинают защищаться; Кто-то из них, склонный к интроверсии, начнет читать книжку под партой или что-нибудь рисовать. А кто-то, склонный к экстраверсии, начнет вести посторонние разговоры с соседкой по парте. Но защитить­ся от плохого самочувствия, просто нейтрализовать отрицатель­ные эмоции, изливающиеся на тебя, для нас маловато. И мы, взамен возникающим негативным переживаниям, начинаем конструировать в себе положительные чувства. Отсюда и пой­дут некие шутливые действия с окружающими, разговоры на ярко выраженные положительные темы (мода, кинокомедии, музыка, просто сплетни). Вот и начнется шум и гул в классе — ученики спасают самих себя, отвлекаясь от мощного потока от­рицательных чувств и переживаний, заменяя их на положитель­ные.

Это естественная реакция, и нельзя здесь обвинять детей в черствости и эгоизме. Взрослые тоже ведут себя похожим об­разом. Так, на поминках по ушедшему близкому человеку муж­чины, выйдя покурить на лестницу, обмениваются информацией о своей работе, рассказывают о своих семейных делах, а то и анекдоты, при этом, конечно, осознавая и помня о печальном поводе, их собравшем, но, будучи не в силах кардинально изме­нить обстановку, на подсознательном уровне стараются немного облегчить тот тяжелый эмоциональный груз, который в данный момент они испытывают.

Но вернемся к понятию "вес". "Вес" — индикатор, фи­зического и эмоционального самочувствия человека. А то, что Вы себе могли представить, когда я рассказывал об учи­тельнице с больной головой, называется "тяжелым весом".

Образно говоря, "тяжелый вес" — это состояние челове­ка в горе, в несчастье, в беде, когда появляются какие-то суще­ственные неприятности или возникает физическая боль. Когда же все не так страшно, но тем не менее настроение и самочувст­вие все-таки неважное, то человек находится в "весе с неохо­той". Данное психофизическое состояние характеризуется слабовыраженной негативной эмоциональной аурой и, как правило, пониженной мобилизацией. То есть человек может быть чем-то раздражен, испытывать какие-то отрицательные чувства уме­ренного толка, при этом не очень-то желая что-либо делать, действует с явной неохотой.

Антиподом "тяжелого веса", как Вы уже, наверное, до­гадались, будет "легкий вес". Как выглядит человек в "легком весе"? Он не идет, а парит над землей, у него не просто хоро­шее, а прекрасное настроение, ему все удается, все его любят, а он тоже любит всех, он широко улыбается — вообще все хоро­шо и удивительно! Всем своим видом: улыбкой, поднятой голо­вой, расправленными плечами, легкими движениями и упругой походкой, человек будет, как магнит, притягивать к себе окру­жающих, щедро делясь своей радостью и отличным настроени­ем. Понятно, что в данный момент у него ничего не болит. А у окружающих на лицах появляется непроизвольная улыбка.

Вы часто встречали учителей в таком "весе"? Наверное, нет. А почему это такое редкое явление в школе? Ответ на этот вопрос многозначен, и мы с Вами на страницах данной книги будем понемногу находить составляющие этого ответа. А пока давайте посмотрим, как выглядит разный "вес" в комбинациях с разными степенями мобилизации.

"Тяжелый вес" и низкая мобилизация.

Видите: на скамейке в летнем загородном лагере сидит воспитатель, плечи опущены, спина согнута, лицо закрыто ру­ками. Весь его облик как бы говорит: "Мне очень плохо, уйдите, оставьте меня в покое".

Скажите, Вы сможете в таком состоянии работать? На­верное, нет.

И не важно, какая здесь причина: болит зуб или обо­крали квартиру. Важно сле­дующее — весь Ваш внешний вид распространяет вокруг Вас поле отрицательных эмоций. Вам тяжело? Но и другим тоже тяжело смотреть на Вас в та­ком состоянии, причем в их помощи Вы не нуждаетесь, так как низкая мобилизация сиг­налит: ничего не хочу, ничего не надо.

"Тяжелый вес" и оптимальная мобилизация.

Внешний облик человека говорит: "Мне плохо, но я хочу и готов действо­вать".

Классный час. Учитель говорит: "Осталось всего две не­дели до КВНа с 9"б", и мы... Ох!.. Зуб!!! Какая боль!.. У кого-нибудь есть анальгин?.." Лицо классного руководителя стра­дальчески морщится, ему действительно больно, но он все-таки продолжает активно действовать: "И мы сегодня должны отре­петировать наше смешное домашнее задание. Давайте соберем­ся и весело проиграем начало". Представили себе картинку? Скажите, будет ли данная репетиция действительно веселой и полезной? Вряд ли. Раз есть в наличии "тяжелый вес", значит есть поле отрицательных эмоций, которое будет соответствую­щим образом воздействовать на учащихся и создавать далеко не оптимальные условия для шуток, веселья и удовольствия.

"Тяжелый вес" и повышенная мобилизация.

То есть мне плохо, но я хочу и буду действовать!!!

В класс буквально врывается учительница: тело напря­жено, глаза горят и впиваются во всех сразу и в каждого по от­дельности, корпус устремлен вперед, голос очень громкий и на­пряженный. Еще секунда, и она выкрикнет: "Кто сейчас в кори­доре..." Тут возможны вариан­ты: разбил стекло, толкнул де­вочку, нагрубил завучу.

Как можно назвать по­добное состояние и поведение учительницы? Правильно, ярко выраженная агрессия. Пред­ставьте себя учеником этого класса. Ваши ощущения? На­верное, у каждого человека все-таки разные, но всех их будет объединять одно — сильное не­желание общаться с этой учи­тельницей, чувство незащищен­ности перед наступающими от­рицательными эмоциями, может быть, даже страх. Ваше тело напряжется, согнется — очень часто именно так наш организм реагирует на возникшую опасность — захочется стать невидимым или убежать, куда глаза глядят.

Вот теперь и подумайте, стоит ли увлекаться демонстра­цией своего плохого настроения, срывая свой гнев и раздраже­ние на окружающих. Ведь тогда Вы будете выглядеть так или почти так, как только что представили себе ту учительницу из моего описания. Вряд ли кому-нибудь захочется общаться с Ва­ми, более того, очень у многих ребят надолго останется в памя­ти именно этот Ваш облик, который быстро перейдет в собира­тельный образ, и избавиться от него Вам будет очень трудно.

Итак, "тяжелый вес" во всех комбинациях с разными степенями мобилизации не годится для общения с другими, для установления плодотворной совместной деятельности.

Теперь о противоположном эмоциональном состоянии.

"Легкий вес" и низкая мобилизация.

Воспитательница отряда в загородном лагере отдыха падает в изнеможении на стул, на лице блаженная улыбка, руки бессильно "стекают" с плеч. Она говорит своей коллеге: "Ох, мне так хорошо... А ты отведи ребят на обед, полдник, ужин — куда угодно, а я — все!"

Как мы видим, настроение у нее прекрасное, но ни сил, ни желания что-то делать нет — она вся погружена в свои радо­стные переживания, и ей ни до кого, ни до чего нет никакого дела.

"Легкий вес" и оптимальная мобилизация.

Очень неплохое сочетание. Человек весел, готов поде­литься с другими своим отличным состоянием и настроен на соответствующие действия.

"Легкий вес" и высокая мобилизация.

Бурная радость и буйное восторженное поведение. Все вокруг поет от счастья, и сам человек тоже! Глядя на такого человека можно, конечно, поневоле улыбнуться, ведь от него прямо-таки исходят и светятся лучи радости и счастья. Но... Как Вы помните, повышенная мобилизация — это всегда большая тра­та нервных и физических сил и, следова­тельно, быстрая утомляемость. И вот, как попрыгунья-стрекоза, наша молоденькая воспитательница, пропев и протанцевав от переполняюще­го ее счастья, в один прекрасный момент в изнеможении упадет на стул и с блаженной улыбкой скажет: "Ох, мне так хорошо... А ты от­веди ребят на обед, полдник, ужин — куда угодно, а я — все!"

Или другая ситуация: в палату, где спят дети, утром врывается воспита­тельница, переполненная счастьем и ра­достью: "Дети! Подъем! Солнце сияет, птички поют, жизнь прекрасна!!"

При этом, не в силах сдержать радостную энергию, она тормошит каж­дого ребенка, а вот реакция каждого ре­бенка... Ну, это, конечно, сугубо индивидуально, но бурной ра­дости у детей от подобного пробуждения ожидать не приходит­ся. Как Вы помните, повышенная мобилизация, которая обру­шивается на нас сразу и вдруг, может вызвать раздражение, ис­пуг, неприятие этого человека. Как мне представляется, самым мягким комментарием такого поведения нашей воспитательни­цы будет что-то вроде "Еще утро, а она уже свихнулась".

Все это нужно понимать так, что не всегда наше радост­ное настроение и поведение, в котором выражается это настрое­ние, доставляет удовольствие другим.

Где же тогда выход, если "тяжелый вес" с любыми мо­билизациями — плохо, "легкий вес" — тоже не всегда хорошо? Попытаемся изобразить проблему графически.

 

(-) ………………………………………………………(+)

тяжелый легкий

вес вес

Перед Вами две крайние точки эмоционального состоя­ния, два полюса испытываемых и проявляемых чувств. Неужели между ними ничего нет? Есть. Есть еще один принципиально значимый "вес". Попробуйте определить его на этой прямой и дать ему название.

Опыт работы со студентами говорит, что всегда на этот вопрос студенты, облегченно вздохнув, говорят: "Это — "сред­ний вес", и находится он посередине", или "Это нормальный вес!" Но между минусом и плюсом как раз посередине — ноль! А ведь "вес" — индикатор эмоционального и физического само­чувствия! Тогда как понимать "ноль эмоций", "ноль физическо­го самочувствия"? Простите, но это состояние трупа. Вот он-то действительно ничего не ощущает, ничего не чувствует. -

Давайте-ка представим себе молодого учителя, который, войдя в класс, всем своим видом демонстрирует искреннюю готовность к работе с Вами (мобилизация 5—6); движения его энергичны, но не суетливы, выражение глаз внимательное, доб­рожелательное, заинтересованное (Что же его заинтересовало? Да Вы! Вы, его ученики, интересуете этого учителя!); на губах легкая полуулыбка, и с них готовы слететь слова одобрения, по­хвалы, внимания; во всем облике этого педагога сквозит уваже­ние к Вам, его ученикам, к самому себе, к делу, которым Вы и он будете вместе заниматься.:

Какие эмоции появятся у Вас? Только не говорите "нор­мальные"! Мы уже разобрались, что "нормально" — это все-таки "ноль" (не жарко — не холодно), это граница между "очень хорошо" и "очень плохо". Вслушайтесь в себя. Мы всегда испы­тываем какие-то эмоции и ощущения. Они могут быть не ярко выражены, но они есть. А в случае с молодым учителем, которо­го я описывал чуть раньше? Какие чувства вызовет у Вас обще­ние с таким человеком? Скорее всего Вы будете испытывать положительные эмоции. Они не будут такими яркими и выпук­лыми, но это будут эмоции со знаком "плюс". Пусть небольшой, но все-таки положительно окрашенный фон общения.

Человек в таком психофизическом самочувствии будет находиться в "весе с достоинством". Почему дано такое назва­ние? Если Вы задумаетесь над содержанием слова "достоинст­во", то многое станет понятным. Ведь достоинство есть нравст­венная категория, выражающая объективно-положительное от­ношение человека к самому себе. Достоинство — сколько я стою, какова моя ценность как личности в обществе, где все имеет свое значение и ценно больше или меньше. То есть чело­век осознает положительные и сильные стороны своей лично­сти, имеет представление о своих недостатках и слабостях, но не собирается выставлять их напоказ или потворствовать им. У него есть четко сформулированная идеология своего отношения к принципиальным положениям и законам нравственности и морали, к тем или иным жизненным ситуациям. И, рассматривая отдельные моменты своей жизнедеятельности, человек говорит себе, что вот этого, мол, я делать не буду, так как это ниже мое­го достоинства.

Слишком хорошо к себе относится человек, слишком многого, по его мнению, он стоит — мы говорим "самовлюб­ленный", "хам", "зазнайка", "ставит себя выше всех". Слишком низко себя оценивает, слишком плохо к себе относится, не уве­рен в себе — мы говорим "тряпка", "размазня".

Как Вы понимаете, эти рассуждения в известной мере схематичны, условны, упрощены и даже примитивны. Но я и не претендую на исчерпывающее определение понятия "достоин­ство". Нам с Вами сейчас важно проникнуться эмоциональным настроем состояния человека, который действительно обладает чувством собственного достоинства, а не гипертрофированными его разновидностями.

Откуда же берутся положительные эмоции у окружаю­щих, когда они взаимодействуют с человеком в "весе с достоин­ством"? Дело в том, что внешний облик и все сопутствующие действия такого человека (в частности, того учителя) как бы го­ворят: "Я уважаю вас, ребята, уважаю и себя. У меня хорошее настроение, оно должно передаться и всем вам, так как сейчас мы будем с вами заниматься настоящим достойным делом и главное — достойнейшим образом. В нашем деле нет места раздражению, обидам, унижению, а есть место приложению усилий к получению конкретного положительного результата". Или что-то другое в том же роде.

Комбинируя "вес с достоинством" с разными мобилиза­циями, мы получим в целом приятное впечатление от внешнего облика педагога. Судите сами: при степени 5 — это готовность, желание работать, сдержанная энергичность, деловитость, доб­рожелательность. В несколько повышенных степенях — та же энергичность, даже некоторая азартность, с той же доброжела­тельностью и уважительностью ко всем. На уроке в обоих слу­чаях будет деловая, рабочая, приятная атмосфера.

Но пониженные мобилизации противопоказаны "весу с достоинством". И вот почему. Либо человек хочет и готов что-то делать — тогда это достойно, либо не хочет дни не готов к действию, но делает нехотя, из-под палки, тогда ни о каком дос­тоинстве не может идти и речи. Вся деятельность поневоле ви­дится со стороны как нечто средненькое, кое-как, что унижает, согласитесь, как самого человека, так и его партнеров по совме­стной деятельности. В данном случае "вес с достоинством" не "читается" окружающими. Он, по сути, превращается в "вес с неохотой", где определенная "затяжеленность" облика и объяс­няется нежеланием человека что-либо делать хорошо, то есть собравшись с мыслями, настроившись на процесс труда и его результат, при этом еще и испытывая положительные эмоции к самому себе.

Теперь снова обратимся к схеме.

(-)……………………………(-)…..0……(+)…………………………….(+)

Тяжелый вес с вес с легкий

вес неохотой достоинством вес

 

В жизни семьи, производственного коллектива, в жизни класса бывает все: и минуты радостные, и минуты грустные, да и минуты равнодушия тоже. И участники этой жизни прожива­ют их вместе, естественно, по-разному, по-своему выражая в своем поведении отношение к тому или иному эпизоду кон­кретной ситуации. Поэтому на уроках у вас будет и "тяжелый вес", и "легкий", и "с достоинством", и было бы очень странно, если бы Ваше состояние оставалось неизменным не только на протяжении всей своей педагогической деятельности, но и на протяжении одного урока. Порадовали Вас ответом у доски? Пусть все видят, что у вас улучшилось настроение. Огорчил кто-то бездумной выходкой? Пусть видят, что вам не по себе. Счи­таете нужным не замечать чьей-то язвительности? Пусть ваш "вес с достоинством" тогда не изменится.

Но в любом случае Ваше эмоциональное состояние должно, во-первых, быть понятным детям (избегайте понижен­ных степеней мобилизации), во-вторых, быть созвучным каждой конкретной ситуации в классе, а в-третьих, как учитель, как ру­ководитель, как ведущий Вы должны вести своих учеников к тем чувствам и переживаниям, которые были бы им на пользу и обогащали бы их.

Благо, законы воздей­ствия бессловесных элемен­тов поведения на окружаю­щих это допускают. Если степень мобилизации "зара­зительна" для Вашего окру­жения, то и любой "вес" при определенных условиях так­же заразителен для других.

Главное — это опре­делить доминанту своего эмоционального состояния, в котором вам наиболее комфортно общаться и работать с детьми. Выберите свой "вес", научитесь владеть своим эмоциональным состоянием, то есть "властвовать собой" (помните совет Онеги­на Татьяне?) и действуйте соответственно, но...

Запомните: каждый "вес" — это объективная реаль­ность, которую никто не в силах отменить, а вот тот "вес", к которому мы чаще всего прибегаем, — это уже проявление нашей профессионально-житейской идеологии своей жизни и наша индивидуальность.

Вот здесь и стоит упомянуть диагностику психических категорий посредством наблюдения, выявления и измерения психических признаков. Видимое состояние эмоционального и физического самочувствия ("вес") учителя на уроке, домини­рующее в течение уроков на достаточно длительном временном промежутке, позволяет в известной мере точным образом оха­рактеризовать скрытые переменные (психические категории) личности педагога. Он получает некий ярлык от учащихся, в котором просматривается то эмоциональное состояние, которое присуще учителю чаще всего: "Злюка", "Блаженная", "Хохмач", "Солдафон", "Невменяемая", "Пофигист" и другие диагнозы личности учителей, может быть, даже более хлесткие, но тем не менее очень точные.

А теперь подумайте и скажите сами себе, на какого зверя Вы, по-вашему, больше всего похожи. Посмотрите на тот лис­ток, где Вы перечисляли 10 зверей в порядке убывания симпа­тий к ним. Есть ли там зверь, похожий на Вас? Где в списке он находится? Если в самом начале, то Вы склонны к завышенной самооценке; если в самом конце — к заниженной. А если где-то в середине, то Вы более или менее объективны в восприятии самого себя.

Кстати, что произошло с Вашим настроением, когда Вы только что делали этот тест? Ухудшилось, улучшилось, оста­лось неизменным? Вот последнее невозможно, так как отношение к самому себе всегда должно вызывать хоть маленькие, но вполне определенные эмоции и чувства.


УРОК 3

 

ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?

 

На этом уроке мы поговорим о третьем и последнем элементе бессловесных действий, который завершает основу внешнего облика человека.

Учитель готов к уроку (мобилизован), у него хорошее настроение ("вес с достоинством"), а вот как он относится к сво­им ученикам? Ни мобилизация, ни "вес" не покажут отношения учителя к учащимся, с которыми он сейчас должен проводить урок, классный час, экскурсию. Помимо готовности к действи­ям, затяжеленности, легкости, достоинства внешнего облика, проявляющихся в общих чертах состояния тела, у человека еще есть лицо, руки, ноги, плечи, спина, и они находятся в постоян­ном, пусть и не очень заметном, движении. Я говорю о "при­стройках" — непроизвольных приспособлениях тела к объ­екту предстоящего воздействия. Другими словами, "пристрой­ки" — это мимика, жесты, поза. А объекты воздействия у педа­гога — учащиеся, но не только они. Различные учебные нагляд­ные пособия, географические и исторические карты, таблицы, схемы, в конце концов, доска, тряпка, мел. Но о них чуть позже. А сейчас проясним понятие "воздействие".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных