Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Тема5. Правовой режим земель водного фонда.

План темы:

1. Состав земель водного фонда.

2. Правовой режим земель водоохранных зон водных объектов.

3. Право водопользования и государственное управление землями водного фонда.

 

 

1.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

С 1 января 2007 года введен в действие новый ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ. По целому ряду вопросов необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 72 Конституции водное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, что предполагает регулирование водных отношений актами не только на федеральном, но и на региональном уровне. При этом в случае противоречия между ФЗ и иным актом, регулирующим водные отношения, действует ФЗ.

Среди федеральных законов следует особо отметить ФЗ «Об охране озера Байкал».

Кроме того, правовой режим земель водного фонда может регулироваться и иными законами, например: Законом: «О Государственной границе Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими.

В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся:

Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Согласно Водному кодексу РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (изменение во времени уровней, расхода и объема воды).

Водные объекты подразделяются на:

Поверхностные;

Подземные.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, то естьповерхностный водный объект рассматривается как единство поверхностных вод и покрытых ими земель, а также земель в пределах береговой линии. Таким образом, закреплен определенный ориентир для разграничения предметов права собственности на водные объекты и близлежащие земельные участки, имеющие других хозяев. Вместе с тем, в понятие водного объекта не входит погруженная, плавающая и донная растительность, водная живность, микроорганизмы, а также наносы.

Если по ВК-95 водным объектом признавалось сосредоточение вод только в природных границах и с постоянным либо длительным сосредоточением вод, то по новому ВК водный объект – не только природный, но и искусственный объект, как с постоянным, так и с временным сосредоточением вод.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Перечисленные уровни воды должны определяться для природных водных объектов по данным Росгидромета, для искусственных водоемов – по данным проектной документации. Проблема в том, что на многочисленных малых водоемах и водотоках уровень вод Росгидрометом не отслеживался, а многие искусственные водоемы сооружались без проектной документации.

От береговой линии следует отличать береговую полосу. Береговая полоса – этополоса земли вдоль береговой линии водного объекта, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров – пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

 

ВК не устанавливает минимума вод, которые образуют водные объекты. Это объясняется тем, что в разных регионах и климатических зонах скопление вод неодинаково. Таким образом, понятие «водный объект» по новому ВК имеет более широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды. Однако на практике водным объектом может считаться лишь тот, сведения о котором включены в государственный водный кадастр, ведение которого осуществляет ФАВР.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Право собственности на водные объекты. Важной особенностью права собственности на водные объекты является невозможность применения в полном объеме понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна его особенность заключается в запрете на отчуждение водных объектов (кроме замкнутых водоемов).

В отличие от земельного водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По новому ВК РФ собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. При этом названные водоемы воспринимаются законодателем как составная часть земельного участка.

 

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено законом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, иными способами.

 

2.

Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, для сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны водных объектов. В них вводится особый правовой режим использования земель.

В соответствии со статьей 65 ВК водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохраной зоны и ширина их прибрежной защитной полосы естественных водных объектов за пределами территорий поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии.

Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 километров – в размере 50 метров;

2) от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;

3) от 50 километров и более – в размере 200 метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохраной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.

Ширина водоохраной зоны озера Байкал установлена Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 N 368-р <Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал>.

Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 метров.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 метров для уклона три и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение ( места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохраной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В настоящее время правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения устанавливается в соответствии с санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.027-95», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

На территории города действует постановление мэра г. Иркутска от 2607.96 № 37/748 «О зонах санитарной охраны источника водоснабжения г.г. Иркутска и Шелехова».

 

3.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

 

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное;

2) обособленное.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся:

1. в собственности физических лиц, юридических лиц;

2. находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

 

Кроме того, по субъектному составу и признаку целевого назначения водопользование подразделяется на следующие виды:

общее и специальное.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законом (публичный водный сервитут).

Установление ВК береговой полосы можно рассматривать как установление допускаемого статьей 23 ЗК публичного сервитута, то есть права ограниченного пользования чужим земельным участком для неопределенного числа лиц.

Общедоступность означает, что каждый может пользоваться водным объектом и его береговой полосой для личных бытовых нужд (купание, рыбалка и др.). Однако статья 6 ВК ограничивает общедоступность пользования водными объектами. В соответствии с ней общедоступны:

1. только находящиеся в государственной или муниципальной собственности (неприватизированные) водные объекты;

2. поверхностные (неподземные) водные объекты;

На практике не являются общедоступными также водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, но переданные по договору в пользование конкретному лицу, которое ограничивает других лиц в праве пользования водными объектами различными способами: например, устанавливая плату (платные пляжи), граждане получают доступ к воде водного объекта в других местах берега.

Пруды и обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности, тоже могут использоваться как водные объекты общего пользования, но с разрешения собственника.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На сегодняшний день действует Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 года N 351 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей".

Никто не вправе постоянно занимать участок береговой полосы общедоступного водного объекта либо принимать решения, допускающие постоянное занятие воды или места на его береговой полосе конкретным лицом, а также земельного участка в водоохраной зоне и даже за ее пределами так, что это ограничивает общедоступность береговой полосы. В случае если к береговой полосе и воде невозможно подойти из-за построенных вдоль нее ограждений частных лиц, которые тянутся на большие расстояния, суд по требованию заинтересованного лица может обязать правообладателей таких ограждений предусмотреть в них пространство для проезда до береговой полосы, образовав его между ограждениями. Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается (пункт 8 статьи 27 ЗК, введенный статьей 14 Вводного закона).

Одним из примеров водного сервитута является статья 10 ФЗ "О племенном животноводстве", в соответствии, с которой граждане и юридические лица вправе в установленном порядке проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, производить забор воды и организовывать водопой из водного объекта, принадлежащего другому лицу.

Береговая полоса отделена новым ВК от водного объекта и не относится к ЗВФ, что представляется серьезным недостатком и пробелом данного закона, поскольку использовать водный объект, не затрагивая его береговую полосу, практически невозможно. Исключение мыслимо разве что в отношении использования акватории для разовой посадки самолета и последующего взлета без выхода на берег. В связи с этим представляется необходимым дополнить ВК и ЗК положениями о том, что береговая полоса является частью водного объекта.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, иными способами.

 

Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водные объекты только на основании договора или разрешения.

Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) водных ресурсов, предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям. Режим охраны окружающей среды и использования земельных участков и водных объектов определяется целями водопользования.

Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов, с использованием любых земельных участков и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

 

Водный объект может предоставляться в пользование:

1. на основании договора водопользования;

2. на основании решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование;

3. без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.

ВК отдает приоритет общедоступному бесплатному водопользованию: для любительского рыболовства, купания, полива садовых участков и др.

 

Поскольку вода и земля при пользовании водным объектом неотделимы друг от друга и фактически являются единым природным и имущественным объектом, к договору водопользования в связи с пользованием землей могут применяться также правила об аренде земельных участков (с водными объектами), содержащиеся в статье 22 ЗК "Аренда земельных участков».

Согласно статье 12 ВК договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в ГВР. Без госрегистрации договор водопользования считается незаключенным и поэтому водопользование на его основании не может осуществляться.

Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в соответствии с общей системой госуправления природными ресурсами. Оно подразделяется на общее и ведомственное.

Общее государственное управление осуществляется:

органами общей компетенции – Президент, Правительство, органы представительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Конституция (статьи 114) возложила на Правительство обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области экологии, а на Президента - утверждение структуры ФОИВ и назначение на должности федеральных министров.

Специальной компетенции – Министерство природных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов, Росприроднадзор, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

МПР осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росводресурсов и Росприроднадзора, вносит в Правительство проекты нормативных правовых и других документов, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к сфере ведения МПР и подведомственных ему органов. В области использования и охраны водных объектов МПР самостоятельно принимает нормативные акты, прямо предусмотренные законом.

Детальное разграничение полномочий органов управления землями водного фонда устанавливается Водным кодексом РФ.

Статья 78 Конституции устанавливает, что ФОИВ для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий по соглашению с ними, если это не противоречит Конституции и ФЗ. Передача федеральных "водных" полномочий ОГВ субъектов РФ предусмотрена статьей 26 ВК.

К полномочиям ОМС относится решение нескольких вопросов в отношении прудов и обводненных карьеров, находящихся в их собственности; установление правил использования водных объектов общего пользования и информации о них, если такие водные объекты, в том числе не находящиеся в муниципальной собственности, находятся в пределах территории соответствующего муниципального образования, а также весьма затратное и потому непосильное для многих местных бюджетов осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод любых водных объектов и ликвидации его последствий.

Особенностью в области государственного управления водными ресурсами является бассейновый принцип управления. Основной единицей такого управления названы бассейновые округа (всего 20, точные границы всех округов предстоит утвердить Правительству.). Бассейновый округ состоит из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и "наземных" морей. Для каждого бассейнового округа предполагается создание бассейнового совета (координационного органа).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
д) Правовой режим земель особо ценных земель | Лесные участки и земли лесного фонда


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных