Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Право лесопользования и его основные виды.




Право лесопользования является одним из видов права природопользования (пользования землей, водой, недрами и т.д.). Правовое регулирование отношений по лесопользованию имеет свои особенности, соответствующие особенностям лесных ресурсов.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 25 Лесного кодекса содержит открытый перечень видов использования лесов, включая в него:

заготовку древесины;

осуществление рекреационной деятельности;

создание лесных плантаций и их эксплуатация;

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

и другие виды.

Лесной участок может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то есть иностранные компании лесопользователями быть не могут.

Одним из наиболее значительных нововведений является переход от смешанных к договорным методам правового регулирования лесных отношений, отказ от разрешительных документов (лесорубочного билета, ордера, лесного билета), переход на заявительный порядок осуществления лесопользования - подача лесопользователем ежегодной лесной декларации (заявления) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

По оценкам специалистов, полная отмена разрешительных документов в существующих реалиях лесохозяйственной деятельности приведет к резкому снижению эффективности государственного лесного контроля и юридической ответственности за лесонарушения. В отсутствие лесорубочного билета будет сложнее контролировать соблюдение законодательства лесопользователями, в частности, определять фактический объем рубок на арендованной территории. Как следствие - трудности доказывания незаконности порубок и их дальнейший количественный рост.

В качестве правовой основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов вводится лесохозяйственный регламент.

На лесопользователей возлагаются обязанности по составлению ранее не предусматриваемых документов - проекта освоения лесов (при постоянном (бессрочном) пользовании или аренде) и отчета об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов. Кодекс предусматривает проведение государственной или муниципальной экспертизы в отношении проектов освоения лесов.

 

Лесные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и организациям на следующих правах:

юридическим лицам аренду, безвозмездное срочное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование,
гражданам в аренду, безвозмездное срочное пользование

 

Также как и земельное законодательство, лесное законодательство устанавливает два вида сервитута (право ограниченного пользования чужими лесными участками): публичный лесной сервитут и частный лесной сервитут.

Публичный лесной сервитут является общим лесопользованием, т.е. лесопользованием, не требующим получения специальных разрешительных документов, во всех остальных случаях права пользования лесными участками возникают на основании договора либо разрешения.

Публичный лесной сервитут установлен для граждан.

Основными признаками публичного сервитута являются:

1. Свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах;

2. Право бесплатного сбора гражданами пищевых и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

3. Запрет сбора растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также сбора наркосодержащих растений и наркосодержащего сырья;

4. Обязанность соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления и правил ухода за лесами;

5. Право осуществления любительской и спортивной охоты в соответствии с лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Публичный лесной сервитут может быть ограничен в случаях, установленных законом: например, законом введены ограничения прав граждан в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.

 

4. Порядок предоставления лесных участков в пределах земель лесного фонда Осуществляют: Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства (его территориальные органы).

Федеральное агентство лесного хозяйства (его территориальные органы) предоставляет лесные участки:

1. в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации;

2. в случае изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во всех остальных случаях данные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Новый ЛК отказался от предоставления лесов в аренду по результатам конкурса. С аукцион, в отличие от конкурса процедура более прозрачная и, соответственно, менее коррупционная, однако, на практике, передача лесных участков в аренду по единственному критерию - предложению участником аукциона наибольшей арендной платы - может привести к монополизации лесопользования крупными предприятиями, вытеснению среднего и малого бизнеса. Кроме того, в условиях отсутствия каких-либо специальных требований к участникам аукционов, победителями могут оказаться структуры, не имеющие прямого отношения к лесному хозяйству и передающие затем свои арендные права в перенаем, субаренду профильным предприятиям, которые тем самым будут поставлены в экономически невыгодные условия.

 

Предоставление лесных участков в аренду

 

 

По результатам аукциона Без проведения аукциона

 

В зависимости от вида использования:

Все остальные, за исключением заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; осуществление рекреационной деятельности и т.д.     осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

Предельные сроки аренды

 

от 10 до 49 лет от 1 года до 49 лет

Конкретный срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший условия договора аренды лесного участка по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

По новому ЛК арендатор вправе: сдавать арендованный им лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Поскольку в законе не указано иного, такие сделки совершаются по общему правилу с согласия арендодателя.

В целях предотвращения монополизации лесного сектора Правительством РФ может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц.

 

На праве постоянного (бессрочного) пользования лесные участки предоставляются государственным, муниципальным учреждениям для осуществления научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности.

 

ЛК вводится новый вид договоров - договор купли-продажи лесных насаждений. Основное его отличие от договоров аренды - в предмете договора, поскольку такое лесопользование осуществляется без предоставления лесного участка, вне территориально-земельного контекста. Случаи заготовки древесины по данному договору рассматриваются как исключительные и должны быть установлены законами субъектов РФ. Непосредственно Кодексом регулируются договоры купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд.

 

Особенности перевода земель лесного фонда в земли других категорий (закрытый перечень оснований перевода) отныне будут установлены только для земель, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, при этом исключается компенсация потерь лесного хозяйства. Запрещается перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий. В остальном – в общем порядке.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных