Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория происхождения государства

теологическая (Фома Аквинский 1225-1227 гг.) - если бог сотворил мир, то он же и создал государство и законы. Следовательно, гос. власть вечна и незыблема. - патриархальная теория (Аристотель 384-322 г. до н.э.) - связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в государстве - монарх. - теория договора (Гоббс, Локк, Руссо) - гос. власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Заключив договор, люди передали гос. власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Гос. власть, т.о., приобрела законную силу по воле народа. - теория насилия (Дюринг 1833-1921) - гос. власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения - государство. - органическая теория (Платон 427-348 г. до н.э.) - структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. - психологическая теория (Петражицкий, Фрейд) - объясняет гос. и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями человека, напр., стремление к власти, потребность находиться в обществе и др. - расовая теория (Гобино) - деление людей на «высшую» (хозяев) и «низшую» (рабов) расы. - классовая (материалистическая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин) - главные причины возникновения государства лежат в сфере экономических отношений. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появление государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов – эксплуататоров     Государство – центральный институт политической системы. Понятие «государство» используется в двух значениях: 1) Гос-во – организатор политической жизни общества 2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей. 3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории. 4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение. 5) Право взимания налогов и сборов с населения 6) Обязательность гражданства 7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага. Функции государства: 1) Политическая 2) Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся: 1) Представительные 2) Исполнительно-распорядительные 3) Судебные 4) Охраны общественного порядка 5) Национальной безопасности 6) Надзорно-контрольные. Структура органов управления: Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица . Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками: а) Действуют от имени государства б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций.   Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Государство и право неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий. Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса. Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима. Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы: § форма правления — определяет кому принадлежит власть; § форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей; § политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Форма государственного правления Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности) При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Монархия может быть: § абсолютная (всевластие главы государства); § конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). Республика может быть: § парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); § президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом); Формы государственного устройства Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: § Унитарные § Федеративные § Конфедерации Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты). Унитарное государство Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: § существование одноуровневой системы законодательства; § подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); § существование только одного гражданства; С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти. Федеративное государство Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: § союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; § наличие двухуровневой системы государственных органов; § двухканальная система налогообложения. Федерации можно классифицировать: § по принципу формирования субъектов: § административно-территориальные; § национально-государственные; § смешанные. § по юридической основе: § договорные; § конституционные; § по равенству статусов: § симметричные; § ассиметричные. Конфедерация Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: § межгосударственные союзы; § содружества; § сообщества государств. Политический режим Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества. Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным. Характеристика Российского государства Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства. В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Понятие и основные положения конституционного (государственного) права Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации. Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов. Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г. Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов. В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России. Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти. Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность. Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления. Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти. В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности. Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства. В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства. Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются. Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы | ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных