ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».Поэма «Двенадцать» (1918) самое значительное произведение в творчестве А. Блока после октябрьского периода. В произведении нашли отражение главные для творчества Блока темы: 1) народ и революция; 2) революция и интеллигенция. 3) Судьба России. Революция представлена в поэме не только явлением российской истории, но и явлениям космическим. Блок, пропел отходную всему старому миру, который представлен в образах буржуя, который «в воротник упрятал нос», невесёлого «товарища попа», барыни в каракуле, писателя - витии. Поэт зло смеется над этими персонажами, язвительно их характеризует, заставляет барыню поскользнуться и упасть. Весь этот уходящий в прошлое буржуазный мир Блок неоднократно уподобляет безродному псу, поджавшему хвост: Стоит буржуй, как пёс голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Важное место в структуре поэмы занимают образы стихий: метали, вьюги, ветра, белого снега. Они проходят через весь текст своеобразными лейтмотивами. скрепляя главы, передавая музыку происходящего и неся символическую нагрузку. Раньше эти стихи отождествляли с «очистительной революционной бурей». Сейчас мы связываем с ними анархическую стихию, разыгравшуюся в революционные дни. Люди «дна» подняты событиями на поверхность жизни. Чёрный цвет символически отражает у Блока всё тёмное, земное, хаотичное. Снежный вихрь. белая буря не являются светлой стихией, а олицетворяют тёмную силу, забвение, и мешают идти двенадцати. Собирательный образ двенадцати в поэме противоречива. С одной стороны, это дозор, охраняющий порядок, укрощающий стихию. К тому же это символ, намекающий на двенадцать апостолов, провозвестников нового учения. С другой стороны, это бывшие люмпены и бродяги, на лицах которых черная злоба и в которых живёт разрушающее начало, вырвавшееся на волю. На миг впереди появляется Христос, становящийся смысловым центром поэмы: В белом венчике uз роз – Впереди – Исус Христос. Существуют различные трактовки образа. В нём видели символ святости революционного дела, выразителя идеи добра и справедливости,олицетворениеидеи возмездия, символ будущего. В современных работах подчеркивается: Христос не мог благословить убийцу, поэтому в нём желательно видеть антихриста. Очевидна двойственность блоковского Христа. С одной стороны, он выражает святые начала, присущие двенадцати, и в этом плане он противопоставляется псу-волку, символизирующему их темные стороны души. С другой стороны, Христос появляется из метельной мглы и в снежной метели он пропадает. Вьюга скрывает его от двенадцати. Он наделён чертами таинственности, загадочности, призрачности, недосягаемости. Таким образом, он не слит с реальными персонажами. Он словно следит за ними. Он, как и автор, вслушивается в музыку революции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|