Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».




Поэма «Двенадцать» (1918) самое значительное произведение в творчестве А. Блока после октябрьского периода. В произведении нашли отражение главные для творчества Блока темы:

1) народ и революция;

2) революция и интеллигенция.

3) Судьба России.

Революция представлена в поэме не только явлением российской истории, но и явлениям космическим.

Блок, пропел отходную всему старому миру, который представлен в образах буржуя, который «в воротник упрятал нос», невесёлого «товарища попа», барыни в каракуле, писателя - витии. Поэт зло смеется над этими персонажами, язвительно их характеризует, заставляет барыню поскользнуться и упасть.

Весь этот уходящий в прошлое буржуазный мир Блок неоднократно уподобляет безродному псу, поджавшему хвост:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Важное место в структуре поэмы занимают образы стихий: метали, вьюги, ветра, белого снега. Они проходят через весь текст своеобразными лейтмотивами. скрепляя главы, передавая музыку происходящего и неся символическую нагрузку.

Раньше эти стихи отождествляли с «очистительной революционной бурей». Сейчас мы связываем с ними анархическую стихию, разыгравшуюся в революционные дни. Люди «дна» подняты событиями на поверхность жизни.

Чёрный цвет символически отражает у Блока всё тёмное, земное, хаотичное. Снежный вихрь. белая буря не являются светлой стихией, а олицетворяют тёмную силу, забвение, и мешают идти двенадцати.

Собирательный образ двенадцати в поэме противоречива. С одной стороны, это дозор, охраняющий порядок, укрощающий стихию. К тому же это символ, намекающий на двенадцать апостолов, провозвестников нового учения. С другой стороны, это бывшие люмпены и бродяги, на лицах которых черная злоба и в которых живёт разрушающее начало, вырвавшееся на волю.

На миг впереди появляется Христос, становящийся смысловым центром поэмы:

В белом венчике uз роз –

Впереди – Исус Христос.

Существуют различные трактовки образа.

В нём видели символ святости революционного дела, выразителя идеи добра и справедливости,олицетворениеидеи возмездия, символ будущего.

В современных работах подчеркивается: Христос не мог благословить убийцу, поэтому в нём желательно видеть антихриста.

Очевидна двойственность блоковского Христа.

С одной стороны, он выражает святые начала, присущие двенадцати, и в этом плане он противопоставляется псу-волку, символизирующему их темные стороны души.

С другой стороны, Христос появляется из метельной мглы и в снежной метели он пропадает. Вьюга скрывает его от двенадцати. Он наделён чертами таинственности, загадочности, призрачности, недосягаемости.

Таким образом, он не слит с реальными персонажами. Он словно следит за ними. Он, как и автор, вслушивается в музыку революции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных