Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Героико-романтическая и социально-психологическая драма 30-х годов




В драматургии 30-х годов господствующее положение занимали героико-романтическая и социально-психологическая драма. Героико-романтическаядрама изображала тему героического труда, поэтизировала массовый повседневный труд людей, героизм во время гражданской войны. Такая драма тяготела к масштабному изображению жизни.

Вместе с тем пьесы подобного типа отличались односторонностью и идеологической направленностью. В истории искусства они остались как факт литературного процесса 30-х годов и в настоящее время не пользуются популярностью.

Более художественно полноценными были пьесы социально-психологические. Представителями этого направления в драматургии 30-х годов были А.Афиногенов и А.Арбузов, призывавшие художников исследовать то, что происходит в душах, «внутри людей».

Литература 40-х годов 20 века

Литература периода Великой отечественной войны развивалась в сложных условиях. Ведущей темой в литературе (во всех ее жанрах) стала тема зашиты Родины. Развитию литературы во многом способствовала критика, которая на первых порах войны ратовала за развитие малых жанров. Появились попытки узаконить их в литературе, это - очерк, памфлет, фельетон. К этому, в частности, призывал И. Эренбург, который в эти годы успешно работает в таком жанре, как публицистическая статья.

В активизации литературного процесса в годы войны большую роль сыграли дискуссии, которые проходили на страницах журналов. Большое значение имели критические выступления и дискуссии, в которых осуждались ложная патетика и лакировка в изображении войны некоторыми писателями, попытка эстетизировать войну. Критике подверглись в журнале "Знамя" (выступление Е. Книпович "Красивая неправда о войне") некоторые рассказы о войне К. Паустовского, В. Каверина, Л. Кассиля, за надуманность, красивость и несоответствие жизненной правде. В книге рассказов Паустовского "Ленинградская ночь" отмечено отсутствие подлинного накала испытаний, через которые прошли осажденные Ленинград и Одесса, где люди умирали не в шутку.

Многие произведения, в которых дана была суровая правда войны, подверглись несправедливой критике. В пессимизме, нагнетании мрачных подробностей при описании блокадного быта, в любовании страданиями были обвинены О. Бергольц и Вера Инбер.

2.1«Сороковые,роковые…».Расссвет поэзии

Поэзия в период ВОВ была ведущим жанром литературы.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе Родины, народа - вот основные мотивы поэзии этих лет. В дни войны обострилось чувство отчизны. Представление о Родине как бы опредметилось, приобрело конкретность. Поэты пишут о родных деревенских проселках, о земле, на которой родились, выросли (К. Симонов, А. Твардовский, А. Прокофьев).

Лирическая исповедальность в сочетании с широтой объективной картины мира характерна для стихотворения К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Для лирического героя Родина - это прежде всего народ на трагических дорогах отступлений. Душа лирического героя изнывает в печали и скорби, полна прощальных слез и раскаяния

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами га русских могил.

В стихотворении "Родина" поэт, возвращаясь к теме земли, нации, народа, конкретизирует понятие родины, сводит его к "клочку земли, припавшему к трем березкам.".

Видоизменяется в лирике военных лет и характер лирического героя. Он стал интимно близким. Конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное чувство. В характере лирического героя выделены две основные национальные черты: любовь к Отечеству и ненависть к врагу. В поэзии военных лет выделяются три основные жанровые группы стихов: собственно-лирические (ода, элегия, песня), сатирические и лиро-эпические (баллады, поэмы).

Набат и призыв становятся одним из основных мотивов одической поэзии: А. Сурков - "Вперед!", "В наступление!", "Назад ни шагу!", "Порази в черное сердце черного зверя", А. Твардовский - "Ты враг! И да здравствует кара и месть!", О. Бергольц - "Опрокинь врага, задержи!", В. Инбер - "Бей врага!", М. Исаковский - "Наказ сыну".

К одическим стихам можно отнести многочисленные послания городам-героям: Москве, Ленинграду, обращения и призывы, наказы.

Поэтика одических стихотворений во многом традиционна: большое количество риторических фигур, восклицаний, обилие метафор, аллегорий, гипербол. "Убей его!" К. Симонова - лучшее из них.

Большую популярность приобрели в годы войны лирические стихи поэта. В центре внимания лирики К. Симонова - моральная проблематика. Честность бойца, верность его товариществу, прямота, откровенность раскрываются Симоновым как категории, определяющие как сам боевой дух человека, его стойкость, так и его преданность своему полку, Родине ("Дом в Вязьме", "Другу", "Смерть друга").

Большой популярностью пользовались стихи из цикла "С тобой и без тебя". Наиболее выразительно стихотворение из этого цикла "Жди меня".

Жанровое многообразие отличает песню военных лет - от гимнической и маршевой ("Священная война" А. Александрова, "Песня смелых" А. Суркова) до интимно-любовной. Выделяется несенная лирика М. Исаковского, связанная с войной, ее тревогами, обострившимся чувством любви к родине ("В прифронтовом лесу", "Ой туманы, мои растуманы", "Где вы, где вы, очи карие?"), с любовью, молодостью ("Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет", "Услышь меня, хорошая. ").

Анна Ахматова в первые дни войны пишет "Клятву", "Мужество". В дни блокады Ленинграда пишет стихотворение "Птицы смерти в зените стоят", где говорит о великом испытании Ленинграда. Стихи А. Ахматовой полны трагедийного пафоса.

"И вы, мои друзья военного призыва,

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!"

На первом плане у Ахматовой, как и во всей поэзии ВОВ, общечеловеческие ценности, которые призваны были защищать советские люди: жизнь, дом, семья (внуки), товарищество, Родина. В стихотворении "Памяти Вани" Ахматова обращается к погибшему во время ленинградской блокады сыну соседки по квартире. В Ленинграде Ахматова провела первые месяцы войны, откуда ее в сентябре 1941 г. эвакуировали в Ташкент. Впечатления, полученные в средней Азии, породили такой цикл, как "Луна в зените", стихотворение "Когда лежит луна куском чарджуйской дыни", "Ташкент зацветает", где поэтесса затрагивает тему человеческого тепла, и др. В августе 1942 года Ахматова заканчивает первую редакцию "Поэмы без героя" (начатую в конце декабря 1940 г.)

Примечателен цикл стихов Б. Пастернака "На ранних поездах". Стихи этого цикла посвящены людям фронта и тыла, прославляют выдержку, внутреннее достоинство и благородство народа, подвергшегося суровым испытаниям.

Получает развитие жанр баллады. Ее острая сюжетность, напряженность конфликта отвечали стремлению не только запечатлеть "состояние души", но и художественно воспроизвести войну в ее контрастно-событийных проявлениях, передать ее драматизм в реальных жизненных коллизиях. К балладе обращались Н. Тихонов, А. Твардовский.А. Сурков, К. Симонов.

П. Антокольский тяготеет в балладах к созданию обобщенного образа ("Ярославна").А. Твардовский создает тип баллады психологической ("Баллада об отречении", "Баллада о товарище").

Для поэзии послевоенных лет характерно стремление к фи-лософско-историческому осмыслению действительности. Поэты не ограничиваются выражением патриотического чувства, а стремятся глубже осознать недавнее прошлое, уяснить истоки победы, видя их в верности героическим, национальным традициям. Таков пафос стихотворений "Отчизне", "Кремль зимней ночью" Я. Смелякова.

Славную историю России воспевает поэт в стихотворении "Пряха", где создает аллегорический, сказочный образ пряхи, которая плетет нить судеб, соединяя настоящее и прошедшее.

Образ воина-патриота, отстоявшего свою страну в борьбе, создает М. Исаковский в стихотворении "Летят перелетные птицы". Трагедийным пафосом отмечено его же стихотворение "Враги сожгли родную хату". С ним по пафосу перекликаются стихотворения А. Твардовского "Я убит подо Ржевом" и "Сыну погибшего воина".

Плеяда фронтовых поэтов заявила о себе сразу после войны. Их творческое самоопределение совпало с ВОВ. Это С. Орлов, М. Дудин, С. Наровчатов, А. Межиров, С. Гудзенко, Е. Винокуров. Тема войны, тема подвига, солдатской дружбы - ведущие в их творчестве. Эти поэты стремились осмыслить в своем творчестве место и роль своего поколения, поколения, вынесшего на своих плечах всю тяжесть жестокой войны.

Мерилом нравственной оценки человека для поэтов этого поколения становится участие его в войне (Луконин: "Но лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой. ").

В стихотворении "Мое поколение" С. Гудзенко говорит о нравственной стороне подвига, о высокой правде солдатского долга:

Нас не нужно жалеть.

Ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией

И в трудное время чисты.

С. Гудзенко именно с войной связывает рождение своего творчества, настоящего творчества, способного зажигать людские сердца. Для стихов поэтов этого поколения характерны напряженность ситуации, романтический стиль, интонации реквиема, высокая символика, что помогало выявить глобальный характер деяний простого солдата.

"Его зарыли в шар земной., а был он лишь солдат." (С. Орлов).

Несправедливым нападкам были подвергнуты многие поэты. Критика считала, что поэты должны писать не о личном, пережитом, а об общенародном, забывая, что общее можно выразить через глубоко личное.

Значителен цикл "По войне" Ю. Друниной, где преобладает тема трагедии войны, тема мужания поколения на войне. Эти же темы находят отражение и в стихах М. Луконина (Пролог") и А. Межирова (цикл "Ладожский лед").

Проза

1.Жанровое многообразие прозы.
а) публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов);
б) эпос (К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов, Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов)
2.Стилевое своеобразие прозы 40-х годов.
а) тяготение к героико - романтическому изображению войны (Б. Горбатов, Э. Казакевич);
б)тяготение к изображению будней войны, рядовых участников войны
(К. Симонов, А. Бек, В. Панова, В. Некрасов);

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных