Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Умственное воспитание. В широком смысле умственное воспитание – формирование интеллекта, осведомлённости, передача жизненного опыта; в узком смысле – формирование всех видов




В широком смысле умственное воспитание – формирование интеллекта, осведомлённости, передача жизненного опыта; в узком смысле – формирование всех видов мышления, умения использовать мыслительные операции, а также умения учиться самостоятельно.

В школе учителя занимаются в основном умственным воспитанием в узком смысле.

Задачи умственного воспитания

1. Формирование системы базовых знаний.

2. Формирование всех видов мышления.

3. Формирование умения использовать мыслительные операции.

4. Развитие познавательного интереса к отдельным предметам и к обучению в целом.

5. Развитие познавательной самостоятельности и познавательной активности.

1. Система базовых знаний – различные научные факты, формулы, законы, умения и навыки применять полученные знания как в знакомых ситуациях, так и в новых условиях.

Чтобы реализовать первую задачу, учителю нужно добросовестно готовиться к каждому уроку как по изучению нового материала, так и по закреплению старого. Все свои действия учитель должен сверять с принципами обучения, выбирая при этом оптимальные в данных условиях методы обучения.

2. Виды мышления.

Логическое – умение оперировать информацией, применяя при этом законы логики, а также умение доказывать и делать выводы.

Диалектическое – умение воспринимать различные явления в ходе их развития и изменения.

Индуктивное – умение рассуждать от частного к общему.

Дедуктивное – умение рассуждать от общего к частному.

Абстрактное – умение выделить существенные и общие признаки явлений, отвлекаясь от несущественных. Этот вид мышления также подразумевает умение формулировать определения понятий.

Теоретическое – умение делать теоретические выводы, основываясь на практических наблюдениях и опыте.

Обобщающее – умение видеть общие черты внешне различных явлений, а также умение находить общие пути действий (Этот вид мышления важно развивать прежде всего на уроках по предметам естественно-математического цикла).

Наглядно-образное – умение оперировать образами.

Алгоритмическое – умение действовать согласно заранее определённому алгоритму.

Все эти виды мышления учитель формирует в ходе учебного процесса: в зависимости от специфики предмета и учебного материала на одном уроке учитель может формировать от 3 до 5-6 видов мышления. Средство для этого одно: включение на каждом уроке учащихся в различные виды деятельности, чем больше видов деятельности, тем больше видов мышления формируется.

3. К мыслительным операциям относятся: сравнение, аналогия, моделирование, обобщение, систематизация, анализ, синтез, конкретизация.

Формирование всех этих операций происходит также в ходе урока, прежде всего во время устных ответов.

4. Познавательный интерес – направленность личности учащегося на процесс познания и получение ею удовольствия от самого процесса познавательной деятельности.

С целью формирования познавательного интереса целесообразно применять следующие средства:

1). Включение дидактических и ролевых игр в работу на уроке.

2). Представление учащимся возможности увидеть себя в роли учителя.

3). Использование на уроке различного вида занимательных заданий.

4). Проведение диспутов, дискуссий на учебные темы.

5). Включение учащихся в различные виды самостоятельной работы.

5. С целью формирования познавательной самостоятельности и познавательной активности необходимо:

1). Дифференцированный подход к процессу обучения (разноуровневые задания для учащихся на уроке и в домашнем задании).

2). Включение учащихся в самостоятельные работы творческого характера, подразумевающие изучение ими некоторых разделов программного материала самостоятельно.

3). Использование на уроках проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения.

4). Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся путём привлечения их к участию в олимпиадах по предметам и к конференциям Малой Академии Наук.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных