Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ (УПРАЖНЕНИЯ)




Для формирования всех трёх типов учебно-языковых умений (см. главу «Содержание обучения русскому языку» в учебнике М.Т.Баранова) в методике выработаны специфические методы, называемые науке упражнениями.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:

· различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);

· смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);

· деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

· постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;

· группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.;

· определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:

· - обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;

· - определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);

· - расположите слова по алфавиту;

· - подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

· - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

· - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

· - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

· - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;

· - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);

· - составьте предложения с указанным значением данного слова;

· - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

· - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

· - обозначьте условными знаками части слова;

· - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

· - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик);

· - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

· - заполните таблицу, используя данные примеры;

· - разберите слова по составу;

· - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

· - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

· - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

· - определите способ образования слова;

· - подберите однокоренные слова к данному слову.

Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

· - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

· - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

· - постановка слова в указанной форме;

· - составление парадигмы слова;

· - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

· - группировка слов по частям речи, их разрядам;

· - составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

· - полный или частичный морфологический разбор слова.

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

· отграничение одних синтаксических структур от других;

· определение структуры данной синтаксической единицы;

· нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

· составление схем предложений;

· составление предложений по схемам;

· составление предложений указанной структуры;

· полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.

 

 

Для справки:

V Согласные звуки

В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков.

1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б'] [в] [в'] [г] [г'] [д] [д'] [з] [з'] [ж]
Глухие [п] [п'] [ф] [ф'] [к] [к'] [т] [т'] [с] [с'] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л'] [м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [j]
Глухие [х] [х'] [ч'] [щ']          

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Звонкие и глухие согласные

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б'] [в'] [г'] [д'] [з'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [х']

Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч'] [щ'] [ j' ]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных