Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 2.1. Виды эксплуатационных материалов

Для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии в процессе технического обслуживания и ремонта применяют различные технологические материалы: материалы для обработки металлов резанием, сварочные материалы, лакокрасочные покрытия и др. Для непосредственного функционирования автомобиля с целью выполнения его главного предназначения – автомобильных перевозок (грузов и пассажиров) - необходимы эксплуатационные материалы: топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Классификационная схема автомобильных материалов представлена на рис.1.

Приведенные на схеме конструкционные металлические материалы занимают особое место в производстве и ремонте автомобилей. Наибольшее значение, при этом, имеют железоуглеродистые сплавы: чугуны и стали, а также сплавы на основе цветных металлов: меди и алюминия. Выбор материала деталей, особенно металлических, которые составляют 65…70% стоимости автомобиля, определяется необходимостью обеспечения работоспособности конструкции в течение заданного промежутка времени исходя из условий их работы: характера и величины нагрузки, условий трения и смазки, температурных воздействий. Учитывая важность и распространенность конструкционных металлических материалов, подробные сведения об области их применения, физико-механических и технологических свойствах будут изложены в нижеследующем разделе.

Из конструкционных неметаллических материалов наибольшее практическое применение находят пластмассы и резинотехнические изделия, подробные сведения о которых будут также изложены в последующих разделах. Остановимся кратко на древесных материалах и технических стеклах.

Благодаря ценным свойствам древесины и большим лесным ресурсам Российской Федерации (до 25% общей лесной площади мира), древесные материалы находят достаточное применение в качестве конструкционных в виде досок, брусьев и фанеры для изготовления грузовых платформ и некоторых деталей кузовов и кабин автомобилей. Они также применяются


в виде шпона для сепараторов аккумуляторных батарей. Физико-механические свойства древесины характеризуются многими показателями, такими, как твердость, влажность, сопротивление сжатию, растяжению и изгибу. Одним из важных показателей качества древесных материалов является влажность. Для изготовления деталей автомобиля из древесных материалов применяют, главным образом, ель и сосну с влажностью не более 12…15%.

Из неорганических технических стекол, которые применяются для остекления автотранспортных средств, наибольшее распространение получили триплексы и закаленные стекла. Важнейшими специфическими свойствами неорганических стекол являются их оптические свойства: светопрозрачность, отражение, рассеяние и преломление света. Обычное листовое стекло пропускает до 90%, отражает 8% и поглощает около 1% видимого света, ультрафиолетовое излучение поглощается почти полностью. С целью повышения физико-механических свойств стекол применяют закалку, которая заключается в нагреве стекла до температуры порядка 425…600°C с последующим быстрым и равномерным охлаждением в потоке воздуха или масла. При этом сопротивление статическим нагрузкам увеличивается в 3…6 раз, а ударная вязкость в 5…7 раз. В зависимости от химического состава стеклообразующего вещества стекла подразделяются на силикатные, алюмосиликатные, боросиликатные и др. Наибольшее применение для остекления автотранспортных средств находят силикатные стекла. Силикатные триплексы, которые применяют, главным образом, для лобовых стекол автомобиля, представляют собой два листа закаленного стекла (толщиной 2…3 мм), склеенных прозрачной эластичной полимерной пленкой. При разрушении триплекса образовавшиеся неострые осколки удерживаются на полимерной пленке.

Представленные на вышеприведенной схеме технологические материалы служат, как отмечалось, для поддержания и восстановления работоспособности подвижного состава в ходе соответственно текущего (ТР) и капитального (КР) ремонтов двигателей и силовых агрегатов автомобилей. Подробные сведения о технологических материалах будут, как отмечалось, изложены ниже в соответствующем разделе.

Заключительный раздел настоящих письменных лекций посвящен эксплуатационным материалам: топливам, смазочным материалам и техническим жидкостям (охлаждающим, тормозным и др.), определяющим функциональную принадлежность подвижного состава при выполнении автомобильных перевозок в зависимости от конструктивных особенностей различных видов автомобильного транспорта.


Автомобильные материалы


Конструкционные металлические


Конструкционные неметаллические


Технологические


Горюче-смазочные и специальные жидкости


 


Железоуглеродистые сплавы

Чугуны

Стали


Сплавы цветных металлов

Сплавы на основе С и

Сплавы на основе Al


Дерево

Стекло

Пластмассы

Резинотехнические изделия


Лакокрасочные материалы

Материалы для

обработки

металлов резанием

Сварочные материалы


Топливо

Смазочные материалы

Специальные жидкости


Подшипниковые сплавы

Рис. 1. Классификационная схема автомобильных материалов


 

Приведенная на рис.1 схема не является исчерпывающей и, в известной степени, носит условный характер. Так, наряду с приведенными на схеме металлическими и неметаллическими конструкционными материалами, пока ограниченно используемыми, но весьма перспективными, являются сплавы на основе титана и магния, а также керамические (металлокерамические) и другие материалы, подробные сведения о которых приведены в соответствующей технической литературе. К технологическим материалам, не нашедшим отражения на приведенной схеме с целью ее упрощения, следует отнести, например, разнообразные моечные и другие очистные средства, применяемые в ходе соответствующих работ на автотранспортных предприятиях, а к эксплуатационным материалам – электролиты. Условность схемы заключается еще в том, что одни и те же материалы могут быть использованы как конструкционные, так и технологические. Например, резинотехнические изделия, применяемые при изготовлении шин, используются в качестве технологических (починочных) материалов при восстановлении их работоспособности.

Подробные сведения об указанных и отсутствующих на схеме автомобильных материалах приведены в соответствующих источниках технической литературы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормы СанПина для школ и жилых помещений | Старение автомобилей и их составных частей


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных