Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Первое в мире цветное изображение на основе фотографического метода получил английский физик Джеймс Клерк Максвелл 17 мая 1861 г. Галогенсеребряные фотоэмульсионные слои в то время обладали чувствительностью только к коротковолновой части видимого спектра, и развитие цветной фотографии было невозможно, если бы не случайное открытие в 1873 г. профессором Берлинского университета Германом Фогелем спектральной сенсибилизации.

Благодаря научной оценке неожиданного эффекта, полученного при добавлении в галогенсеребряную эмульсию, чувствительную к синим, фиолетовым и ультрафиолетовым лучам, некоторых красителей, Г. Фогель открыл новую и очень важную страницу в истории цветной фотографии.

Однако многим до сих пор непонятно, как же Д. Максвелл еще задолго до открытия спектральной сенсибилизации, используя несенсибилизированные фотопластины, продемонстрировал большой группе ученых в Лондоне аддитивный метод получения цветного изображения. Съемка цветного объекта проводилась за синим, зеленым и красным светофильтрами на несенсибилизированную фотопластину, а затем черно-белые цветоделенные позитивы за этими же светофильтрами проецировались на экран. В технической литературе по этому вопросу высказываются различные мнения, порой даже неправильные. Сегодня благодаря исследованиям в области цветной фотографии английского фотографа Джона Хеджкоу стало известно, что красные цвета на снимаемой клетчатой ленте отражали ультрафиолетовые лучи, которые и регистрировались фотопластиной в процессе съемки, а зеленый светофильтр не был строго зональным и пропускал синие лучи.

Спустя два года после открытия спектральной сенсибилизации французский ученый Луи Хайрон получил за синим, зеленым и красным светофильтрами цветоделенное изображение, используя сенсибилизирующее действие хлорофилла. Он же сообщил о хромоскопе — приборе, в котором - три цветоделенных позитива объединялись с помощью систем зеркал, что позволяло довольно просто синтезировать цветное изображение аддитивным методом.

Ответ на вопрос, как получить цветное изображение с помощью фотографического метода, можно найти и в книге Луи Дюко дю Орона «Цвета в фотографии», опубликованной в 1869 г. Автор впервые изложил принципы цветной аддитивной (от лат. additio — прибавление) и субтрактивной (от лат. subtrahe—извлекаю) репродукции, включая и схему современной цветной фотографии на многослойных фотоматериалах. Им же была изготовлена и первая в мире цветная фотография на основе субтрактивного метода, которая находится в музее Национальной техники в Лондоне. Сначала Луи Дюко дюОрон получил три цветоделенных черно-белых негатива, снимая цветной объект за зональными светофильтрами: синим, зеленым и красным. Копируя с цветоделенных негативов на три желатиновые фолии, содержащие в слое красители (желтый, пурпурный, голубой), дополнительные к цветам светофильтров, за которыми велась съемка объекта, он изготовил три цветоделенных окрашенных позитива, Затем, совмещая и освещая их белым светом, он синтезировал цветное изображение субтрактивным методом.

Заслуга Луи Дюко дю Орона заключалась в том, что он, используя на начальной стадии аддитивный метод Д. Максвелла, разработал основы субтрактивного метода получения цветного изображения и увидел большую его перспективу. Но уровень техники и технологии того времени не позволял ему на практике реализовать свои идеи, которые он обстоятельно рассмотрел в книге «Цветная фотография», написанной в 1878 г. вместе с братом.

Созданию современных многослойных цветных фотоматериалов предшествовали растровые аддитивные методы образования цветного изображения. Одним из первых, кто достиг больших успехов в области растровой фотографии, был Джон Джоули. В 1893 г. он сумел сделать комбинированный трехцветный светофильтр, нанеся на 1 еж стекла около 80 параллельных полос синего, зеленого и красного цветов. Затем он экспонировал в фотокамере за таким светофильтром изопанхроматическую пластину, а потом позитив совмещал с растром и проецировал на экран.

Изготовление цветных растровых фотопластин было в свое время излюбленным: занятием изобретателей, работающих в области цветной фотографии. Они стремились решить задачу: какой должна быть структура растровых фильтров — регулярной иди нерегулярной?

Некоторые исследователи пытались использовать четыре цвета для достижения лучшей цветопередачи, в качестве четвертого обычно брали желтый. Но всякий раз возвращались все же к трехцветному принципу.

Сначала фотопластины и растр изготовляли отдельно, а во время фотосъемки цветной растр совмещали с панхроматической фото пластиной. После химико-фотографической обработки получали негатив, а затем с негатива позитив, Этот позитив и цветной растр, за которым проводилась съемка, перед рассматриванием совмещали, что, естественна, вызывало большие трудности. Поэтому вскоре фотопластины начали изготовлять двухслойными, т. е. цветной мозаичный растр в панхроматическую эмульсию наносили на одну подложку. С помощью пишущей машины на пластину, покрытую желатиновым слоем, наносили пером три цветные линии, лежащие очень близко друг к другу. Ширина этих линий сначала составляла 0,12, а позднее 0,08 мм. Некоторые фирмы применяли для фотопластин нерегулярный цветной растр, который изготовляли напылением на покрытую клеем подложку точно составленной смеси окрашенных мельчайших частиц смолье

 



Разновидности нерегулярного (а-автохромная пластина братьев Люмьер; б-растрфирмы Агфа) и регулярного (в,г,д) линейчатого растра

 

Большой вклад в развитие растровой фотографии внесли братья Опсют и Луи Люмьер, которые в 1907 г. в Лионе наладили производство растровых фотопластинок под названием «Автохром». Высокое качество и простота получения цветного изображения обеспечивали большой спрос фотолюбителей на данный вид фотопродукции более 30 лет.

Это был, пожалуй, самый первый технический метод получения цветного изображения. При разработке этого метода цветной фотографии авторы руководствовались принципом: технические сложности — производству, простоту - потребителю.

На стеклянную основу, покрытую липким подслоем из каучука, наносили мозаичный растр из крахмальных зерен одинакового размера (0,015 мм), окрашенных в синий, зеленый и красный цвета, а затем спрессованных. Просветы между нерегулярно расположенными в один слой, окрашенными зернами крахмала заполняли углеродной сажей. Затем растр защищали прозрачным водонепроницаемым слоем, на который сверху наносили панхроматический эмульсионный слой. Экспонирование автохромных фотопластин велось через основу и нерегулярный цветной растр, химико-фотографическая обработка проводилась по методу черно-белого обращения (первое черно-белое проявление, отбеливание, осветление, общая засветка, второе черно-белое проявление, фиксирование).

Существовали и другие методы растровой цветной фотографии, в которых вместо водорастворимых крахмальных зерен применяли водонерастворимые окрашенные зерна из искусственной смолы



Разновидности нерегулярного (а-автохромная пластина братьев Люмьер; б-растрфирмы Агфа) и регулярного (в,г,д) линейчатого растра

 

расположенные хаотически, как и в автохромном процессе.

На смену растровой фотографии с нерегулярным растром пришла цветная фотография с регулярным растром. И сегодня она находит широкое применение, так как позволяет получать в очень короткие сроки цветные изображения, очень близкие по цвету к оригиналу.

Линзово-растровая цветная фотография могла стать основой производства цветных художественных фильмов, если бы не была вытеснена цветной фотографией на многослойных фотоматериалах. Габриэль Липман, получивший Нобелевскую премию за разработку способа получения цветных изображений за счет интерференции света, заложил основы линзово-растровой фотографии, предложив сделать на обратной стороне кинопленки линзообразное тиснение, аналогичное тому, которое имеют глаза некоторых насекомых.

Эту идею Г. Липмана в 1908 г. во Франции осуществил совместно с Бертоном А. Келлер, а в 1923 г. он же изготовил первый цветной художественный фильм. В свою очередь фирма «Кодак» с 1928 г. начала выпускать линзоворастровые фотопленки для любительских целей, причем в 1 мм2 такой пленки находилось 22 линзовых ячейки. Подобные линзово-растровые фотоматериалы начала выпускать и фирма «Агфа». В 1937г. в Германии фирма «Сименс», используя этот способ, изготовила экспериментальный цветной линзово-растровый фильм. Однако ее опыт не нашел продолжения из-за больших уровней освещенности при съемке и печати, обусловленных очень высокой плотностью цветных растровых светофильтров.

В то время как много средств и усилий вкладывалось в развитие и усовершенствование линзово-растрового метода, немецкий ученый Рудольф Фишер пошел другим путем. Основная заслуга Фишера состояла в том, что он выполнил большую часть подготовительных работ, которые через 20 лет привели цветную фотографию к неожиданному подъему.

В первом патенте 1912 г. Фишер предложил способ изготовления цветных изображений, отличающийся от предыдущих тем, что проявитель для проявления скрытого изображения в галогенсеребряных слоях наряду с проявляющим веществом содержал вещества, способные образовывать с продуктами его окисления трудно растворимые красители.

Низкий уровень эмульсионной технологии и техники того времени не позволил осуществить замыслы Фишера, только 17 октября 1936 г. сотрудники фирмы «Агфа» в г. Вольфене Вильгельм Шнайдер и Густав Вильманнс, опираясь на патенты Фишера и применив недиффундирующие цветообразующие компоненты, изготовили сначала цветную обращаемую многослойную пленку, а вскоре и негативную. Последняя была малоинтересна для фотолюбителей, но зато она открывала дорогу цветной кинематографии.

Однако первая в мире цветная обращаемая пленка «Кодахром» была изготовлена в 1935 г. в США двумя одаренными фотолюбителями, музыкантами по профессии: пианистом Леопольдом Маннесом и виолончелистом Лео Годовски. В июле 1931 г. они заключили договор с фирмой «Истмен Кодак», по которому могли проводить свои исследования в фотографической лаборатории г. Рочестера. Пять лет спустя они завершили работу и опубликовали статью «Процесс „Кодахром" для любительской кинематографии в натуральных цветах».

Первая цветная многослойная пленка «Кодахром» была 16-мм обращаемой и не содержала в слоях цветообразующих компонент. Маннес и Годовски предложили совершенно другой принцип получения цветного изображения, отличающийся от способа Р. Фишера. Их способ основывался на использовании диффундирующих цветообразующих компонент, которые, взаимодействуя с окисленной формой проявляющего вещества, давали нерастворимые в воде красители.

В 30-40 гг. нашего столетия появилась идея использовать кинокамеры со светорасщепляющей системой для получения сначала трех черно-белых цветоделенных негативов, а затем окрашенных цветоделенных позитивов, которые после последовательного переноса на особую пленку, называемую бланк-фильм, позволяли получать хорошее цветное киноизображение. Этот метод тиражирования цветных кинофильмов предложен фирмой «Техниколор» и называется гидротипия.

В основе гидротипного метода получения цветного изображения лежат бессеребряные, так называемые пигментные процессы. После получения трех черно-белых цветоделенных негативов печать ведется на слоях из хромированного желатина, содержащего хромовые соли (K2Cr2O7). Под действием ультрафиолетового излучения возникают соединения трехвалентного хрома, задубливающие желатин. При погружении экспонированного слоя из хромированного желатина в горячую воду в местах, на которые не действовал свет, желатин плавится (температура 40°С), а в тех участках слоя, где в процессе экспонирования образовывались соединения трехвалентного хрома в высокой концентрации, происходит дубление желатина в температура плавления слоя повышается. В результате возникает рельеф вымывания. Затем полученный рельеф окрашивают в цвет, дополнительный к цвету светофильтра, за которым производилась съемка соответствующего черно-белого цветоделенного негатива. После окраски желатинового рельефа в водорастворимых красителях желтого, голубого и пурпурного цветов получают три цветоделенные матрицы, которые последовательно переносят на бланк-фильм. В процессе совмещения и последовательного контакта окрашенных матриц и бланк фильма за счет диффузии красителей из матриц на нем возникает цветное позитивное изображение.

Несмотря на сложность процесса получения цветного изображения гидротипным методом, он по сравнению с цветным негативно-позитивным способом тиражирования фильмов до недавнего времени обладал очень важным достоинством большой светопрочностью гидротипных красителей, которые практически не выцветают длительное время под действием света. При больших тиражах фильмов гидротипный метод более экономичен, так как применяются кинопленки без серебра или с малым его содержанием. Однако наиболее перспективными техническими способами цветной фотографии на сегодня все же остаются негативно-позитивный и обращаемый цветофотографические процессы, которые имеют ряд существенных преимуществ: простота цветоделения, съемка обычной фотокамерой, автоматическое совмещение окрашенных цветоделенных изображений и т. д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-территориальное деление и местное самоуправление | Подходы к определению человеческого капитала


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных