Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примерная тематика контрольных работ по курсу

ФГАОУ ВО "КФУ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО" В Г.ЯЛТЕ

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

УТВЕРЖДАЮ Директор институт педагогики, психологии и инклюзивного образования   _______________Н. В. Горбунова «___» _____________ 2015 г. Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры социальной педагогики Протокол № 6 «09» января 2015 г.   Зав. кафедрой ______ Ю.В. Богинская

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ»

 

группа СП, ЗСП

Ст. преподаватель: Власов М.И.

 

Ялта, 2015

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов по дисциплине “Основы дефектологии ”

Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.

 

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

 

Цель выполняемой работы:

 

- получить специальные знания по выбранной теме;

 

Основные задачи выполняемой работы:

 

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

 

2) выработка навыков самостоятельной работы;

 

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

 

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

 

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

 

б) сбор научной информации, изучение литературы;

 

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

 

г) обработка материала в целом.

 

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.

 

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

 

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

 

2. Требования к содержанию контрольной работы

 

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

 

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

 

Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

 

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

 

1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).

 

2. Учебники, учебные пособия.

 

3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

 

4. Периодическая печать.

 

Первоисточники 2,3,4 даются по алфавиту.

 

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

 

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

 

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

 

3. Место издания.

 

4. Год издания.

 

5. Общее количество страниц в работе.

 

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты.

 

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

 

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.

 

Структурно контрольная работа состоит только из нескольких вопросов (3-6), без глав. Она обязательно должна содержать теорию и практику рассматриваемой темы.

 

3. Порядок выполнения контрольной работы

 

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

 

На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.

 

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

 

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

 

Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

 

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (размер шрифта 12-14) через полуторный интервал на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15мм, левое –25мм, правое –10мм.

 

В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

 

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена.

Примерная тематика контрольных работ по курсу

«Основы дефектологии»

1. Предмет и задачи дефектологии. Психологические проблемы и методы диагностики нарушенного развития.

2. Роль вербальных и невербальных методов в диагностике нарушенного развития.

3. Проблема дизонтогенеза в дефектологии.

4. Классификация и причины дизонтогений.

5. Подходы к пониманию «нормального-анормального» развития в общепсихологическом и специально-психологическом контексте.

6. Общие закономерности нормального и нарушенного развития.

7. Типология нарушенного развития в дефектологии.

8. Компенсация как «обходной путь развития» в теории Л.С. Выготского.

9. Психофизиологические механизмы компенсации.

10. Понятие умственной отсталости. Клиническая характеристика группы.

11. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей.

12. Особенности личности умственно отсталых детей.

13. Клиническая картина задержек психического развития.

14. Психологические особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

15. Дифференциальная диагностика педагогической запущенности, задержки психического развития и умственной отсталости.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

17. Клиническая характеристика детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

18. Особенности личности учащихся с церебральным параличом.

19. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения.

20. Особенности психических нарушений у слепых детей.

21. Клиническая и психолого-педагогическая картина слепоглухоты.

22. Вопросы диагностики и психологического сопровождения детей с ранним детским аутизмом.

23. Понятия "реактивного состояния" и "невротической реакции". Причины возникновения неврозов, связанные с конфликтными переживаниями.

24. Виды неврозов и формы их проявления.

25. Понятие "психопатии", факторы, вызывающие ее (наследственные, органические, социальные факторы). Органическая и функциональная психопатии.

26. Структура дефекта и особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Система воспитания и направленность лечебно-коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с детьми данной группы.

27. Дети с объединением сенсорного и интеллектуального дефектов: причины возникновения и особенности структуры дефекта (усугубление одного дефекта другим), особенности психического развития, обусловливающие трудности коррекционной работы с детьми этой группы.

28. Описать особенности жестовой речи, ее значение для развития словесной речи глухого ребенка.

29. Дать определение предмета и задач тифлопедагогики. Основы деятельности дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.

30. Раскрыть содержание, принципы и методы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

31. Охарактеризовать особенности формирования и развития у слепых и слабовидящих детей зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки;

32. Раскрыть особенности обучение слепых и слабовидящих специальной графике: задачи и основы методики.

33. Дать понятие "олигофренопедагогика". Особенности системы учебно-воспитательных учреждений для умственно отсталых детей. Особенности построения содержания образования во вспомогательных школах.

34. Раскрыть особенности принципов и методов обучения умственно отсталых детей.

35. Раскрыть сущность, задачи, принципы воспитания умственно отсталых детей.

36. Раскрыть понятие "задержка психического развития" (ЗПР). Раскрыть отличия ЗПР от умственной отсталости. Причины возникновения ЗПР.

37. Охарактеризовать типы ЗПР: гармонический психофизический инфантилизм, органический инфантилизм и соматогенная задержка психического развития;

38. Охарактеризовать типы ЗПР: церебрально-органическая задержка психического развития, задержка психического развития в связи с педагогической и микросоциальной запущенностью.

39. Охарактеризовать особенности развития высших психических функций (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) при различных типах задержки психического развития.

40. Особенности развития психических процессов умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях.

41. Развитие умственно отсталого ребенка в деятельности.

42. Раскрыть понятие “олигофрения”. Дать классификацию олигофрении по степени выраженности дефекта.

43. Охарактеризовать особенности недоразвития познавательных процессов у олигофренов.

44. Охарактеризовать понятие “деменция”. Описать причины, вызывающие ее, дать психологическую характеристику таких детей.

45. Анатомо-физиологический механизм речи.

46. Виды речевых нарушений

47. Принципы и методы логопедического воздействия.

48. Особенности логопедической работы при нарушении слуха.

49. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.

50. Система специальных учреждений для детей с нарушением речи.

51. Отбор детей в специальные учреждения.

52. Предупреждение речевых нарушении

53. Основные клинические проявления раннего детского аутизма.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Бельтюков В.И.. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. «Педагогика», 77 г.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д. Феникс, 2004.

3. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей: Пос. для логопедов. - М.,Просвещение, 1979.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

5. Дефектология: Словарь-справочник/Авт.- сост. С.С.Степа-

6. нов; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.:Новая школа, 1996.

7. Дульнев Г.М. (Под редакцией) Книга для учителя вспомогательной школы. Москва,55 г.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пос. для учителя. - М.,Просвещение, 1990.

9. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение: Учеб.лит., 1996.

10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М.,Просвещение:Владос, 1995.

11. Залмаева Л. Сам себе логопед. Пос. для родителей - С-Пб., 1995.

12. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М. Просвещение, 1974

13. Захаров А. И..Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез.

14. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПБ.: Питер, 2006. - 368 с: ил.

15. Логопедия/Волкова Л.С. - М..Просвещение, 1989.

16. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. М. Просвещение, 1973.

17. Максимова Н.Ю., Мiлютiна К.Л., Пiскун В.М. Основы дитячоi патопсихологii: Навч. посiбник. - К., Перун, 1996.

18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., Просвещение, 1992.

19. Матвєєва М.П., Миронова С.П.Корекційнаробота в системі освіти дітей з вадами розумового роз­витку: Навчально-методичний посібник. — Кам'янець-Подільський, Кам'янець- Подільський державний університет, 2005. - 164 с.

20. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. “Питер 2002”

22. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: Пос. для учителей/Под ред. В.Г.Петровой. - 2-е изд., перераб. - М.,Просвещение, 1983.

23. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., Дельта, 1996.

24. Певзнер М.С. Лебединская К.С. (Под редакцией) Учащиеся вспомогательной школы. М. Педагогика,79 г.

25. Правдина О.В. Логопедия. Уч. пос.для деф.факов педвузов. - М., Просвещение, 1969.

26. Практикум по детской логопедии: Учеб. пос. для студентов пед.институтов/Под ред. В.Н.Селиверстова. - М.,Владос, 1995.

27. Пузанов Б.П (под редакцией) Коррекционная педагогика. М. Академия, 2001 г.

28. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей. - М., Просвещение, 1969.

29. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,Просвещение, 1979.

30. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., Владос, 1994.

31. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.,Владос, 1994.

32. Синьов В.М., Коберник Г.М. Основы дефектологii: Навч.посiбник. - К.,Вища шк., 1994.

33. Специальная педагогика. Под редакцией Н. М. Назаровой

 

34. Спеціальна методика викладання математики в допоміжній школі: Курс лекцій: Навчальний посібник / Упорядники О.В.Гаврилов, О.М. Ляшенко. - Хмельницький: ПП Пантюк С.Д., 2003. - 272 с.

35. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательных школ. Киев “Радянська школа”, 1980

36. Сурдопедагогика: Учеб. пос. для студентов дефектол. фак пед. ин-тов/Под ред. М.И.Никитиной. - М.,Просвещение, 1989.

Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф.

37. 0-75 Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил.

38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.

39. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М.,Просвещение, 1989.

40. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М.,Просвещение, 1989.

41. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М., СПб.:Дельта, 1996.

42. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Питер, 2005.

43. Хрестоматия. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. С-Пб, 97.

44. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

45. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заявление на обработку персональных данных участника | Оборотные средства ПОП


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных