Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовые основы политической системы. Политические партии




Специальные правовые акты о партиях были приняты лишь в конце 90-х гг. 20 в. Это Акт о регистрации политических партий 1998 г. и Акт о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г. Данные акты упоминают несколько видов партий: парламентские партии (имеющие представителей в Палате общин), малые партии (не имеющие представителей), третьи партии (парламентские партии, не относящиеся к числу правящей и оппозиционных, а также все малые партии).

В Великобритании действует двухпартийная система, которая представлена Консервативной партией и Лейбористской партией.

Консервативная партия является одной из самых крупных и старых, насчитывает около 2 млн. сторонников. Официально членство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются. Партия не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты.

Структурно партия состоит из центральных и местных организаций: ежегодная партийная конференция, Центральный совет, Исполнительный комитет, региональные организации и местные ассоциации. Кредо партии «Разумный прогресс с сохранением традиций». Позиции партии сильны в сельской местности, а в не крупных городах.

Лейбористская партия представляет собой политическую организацию социал-демократического характера. В ней существует индивидуальное и коллективное членство – профессиональные союзы. Партия имеет устав. Постоянной программы нет, программное положение формируется в период предвыборной кампании. Кредо партии «посторенние демократического общества с динамичной экономикой». Организационно партия состоит из ежегодной конференции, Национального исполнительного комитета и партийных ассоциаций, создаваемых в каждом избирательном округе. Сторонниками партии являются работающие в промышленности и других секторах экономики наемные работники с малым и средним уровнем доходов. Важную роль в деятельности партии играют профсоюзы.

Регистрация политических партий осуществляется Избирательной комиссией путем внесения соответствующей записи в реестр политических партий. Комиссия ведет два таких реестра: один – для партий, действующих в Великобритании или ее части, а другой – для партий, охватывающих Северную Ирландию. Одна партия не может быть зарегистрирована в обоих реестрах.

В регистрации может быть отказано, если партия с таким названием уже зарегистрирована, если название или эмблема партии могут вызвать у избирателей ассоциацию с уже зарегистрированной партией, если название партии является непристойным или оскорбительным, содержит более 6 слов либо написано не латинским шрифтом.

По истечении года и трех месяцев со дня регистрации партия должна перерегистрироваться.

Государственное финансирование деятельности политических партий в Великобритании не распространено. Преобладает частное финансирование.

 

3. Парламент: структура, полномочия, внутренняя организация

Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» и состоит из двух палат – палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.

Палата общин – общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства. Каждый избирательный округ представлен одним депутатом. Всего 659 депутатов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключе5ние составляют лица, находящиеся на государственной службе и банкроты.

Лицо, баллотирующееся в Палату общин должно представить «чиновнику по выборам» документ о выдвижении и внести избирательный залог. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается.

Руководит палатой спикер, имеющий большие полномочия в области руководства деятельностью палаты, избираемый палатой из числа своих членов. Важную роль в ее деятельности играют парламентские комитеты: постоянные, временные и комитет всей палаты. Спикер не участвует в дебатах, не принадлежит ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, старейший и уважаемый член Палаты общин.

Палата лордов – это верхняя палата парламента.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

Духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви;

Лорды-юристы;

Наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны;

Пожизненные пэры. Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим Законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате Лордов.

Несмотря на многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на 5 лет. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти: он является главным советником правительства по вопросам правосудия, возглавляет судебную власть, является председателем высших судебных органов, играет важную роль при назначении судей.

Лорд-канцлер имеет двух заместителей. Палата лордов создает комитеты, наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Роли палат в осуществлении функций Парламента неодинаковы. Наибольшей значимостью и в законодательном процессе, и в осуществлении парламентского контроля обладает Палата общин. Только она может выразить Правительству недоверие. Большинство законопроектов вносится в Палату общин, а проекты финансовых законов могут быть внесены только в эту палату. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты. Возражения Палаты лордов на обычные законы преодолеваются Палатой общин путем голосования: если дважды в течение года, после того как верхняя палата отклонила закон, Палата общин примет его в прежней редакции, закон считается принятым Парламентом и направляется монарху для дачи санкций.

Еще проще преодолеваются возражения Палаты лордов на финансовые законы: если в течение месяца Палата общин не согласится с такими возражениями, они считаются преодоленными автоматически.

Парламентарии не обладают иммунитетом. Лорды же могут быть судимыми только своей палатой. Деятельность депутатов Палаты общин является оплачиваемой, а лордов – нет.

Компетенция Парламента является неопределенной. Считается, что парламент может урегулировать любой вопрос, связанный с осуществлением управления страной. По известному выражению швейцарского исследователя английской конституции Ж.-Л. Де Лольма (18 в.) «английский Парламент может все, он не может только превратить мужчину в женщину и наоборот».

Важнейшей функцией Парламента является законодательная. Право законодательной инициативы формально принадлежит только парламентариям. На деле почти все билли исходят от Правительства. Внесенный в Палату общин билль проходит три чтения.

В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству.

У палат есть и контрольные полномочия, которые сосредоточены в Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ; через специализированные или временные специально созданные комитеты; путем выражения сожаления о политике правительства. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий является вынесение недоверия либо отказ в доверии правительству.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных