Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды семинарских занятий.




В современной вузовской практике сложился ряд видов семинаров.

Вопросно-ответный.

Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие / по очереди / вызываемые преподавателем, а преподаватель комментирует полученные ответы. В то же время современные методисты отзываются об этой форме проведения семинара как о самой малоэффективной.

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Это – наиболее распространённый вид семинарского занятия. Студентам заранее предлагаются темы для обсуждения. По желанию студента или по вызову преподавателя студенты выступают по каждой из тем, остальные дополняют и развивают сообщения своих товарищей, преподаватель резюмирует ход обсуждения. Плюсом этой разновидности семинара окзывается возможность вовлечь в обсуждение довольно большое количество студентов, хотя часть аудитории всё равно может оставаться пассивной (особенно при максимальной активности своих товарищей).

Устные доклады студентов с последующим их обсуждением.

В последнее время эта форма семинара приобретает всё больше сторонников среди вузовских преподавателей в связи с тем, что она в существенной степени прививает навыки творческой и/или научной работы, способствует развитию способностей к самостоятельному мышлению, поиску новых идей, фактов и т.д. С другой стороны, при недостаточной проработке этого семинара может получиться так, что докладчик не осветит тему полностью, а основная аудитория не изучит вопрос, понадеявшись на докладчика. Для расширения вовлеченности студентов в процесс обсуждения методисты рекомендуют назначать не только докладчиков, но и содокладчиков, и оппонентов, сообщения которых также должны быть подготовлены заранее. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы каждый студент был готов дополнить и проанализировать доклад своего товарища, прослушав его на занятии. Но слабая сторона этого вида семинаров очевидно заключается в том, что значительная часть аудитории может оказаться не вовлечённой в обсуждение.

Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем – до семинара – прочитанных всей группой.

Подготовка реферата – письменной работы, посвященной анализу какой-то проблемы на основе ряда книг, статей и под., – требует относительно длительного срока (около 2-3 недель), желательно, чтобы реферат перед семинаром был прочитан преподавателем, а в идеале – и всеми студентами группы, так что на организацию семинара в этой форме уходит гораздо больше времени. В связи с этим аспектом, а также с тем, что предметом реферативного изложения чаще всего становится либо фундаментальная теоретическая проблема, либо результат экспериментов/исследований студена под руководством преподавателя, заслушивать рефераты студентов методисты рекомендуют на последнем семинаре по теме, группе тем или дисциплине в целом.

Семинары в форме обсуждения рефератов продуктивны тем, что прививают студентам навыки как устной, так и письменной научной речи. Обсуждение рефератов происходит по тому же принципу, что и обсуждение докладов.

Теоретическая конференция в группе или на потоке.

Близкий по форме к обсуждению докладов или рефератов, семинар-конференция обычно проводится по итогам изучения дисциплины в целом, часто – для нескольких групп или потока в целом, по возможности – на «сдвоенном» занятии (4 академических часа). На обсуждение выносятся ключевые темы курса в целом, позволяющие закрепить представление о фундаментальных, системных вещах. Доклады не должны длиться больше 7-10 минут. Показателем эффективности подобной формы семинарского занятия является живое и заинтересованное обсуждение, превышающее время, отведённое на сам доклад.

Комментированное чтение первоисточников.

Этот вид семинара развивает у студентов навыки научного комментирования, умение находить в тексте фрагменты, нуждающиеся в комментарии, вскрывать дополнительные, внутренние слои и подтексты памятников, учитывать разные научные гипотезы и т.д.

Семинар – экскурсия в музеи или по памятным историческим местам.

Данная форма семинара актуальна главным образом для младшекурсников, позволяет им окунуться в атмосферу, окружавшую людей изучаемой эпохи, представить себе окружение рассматриваемых авторов и т.д. Основная трудность связана с тем, что время, требующееся на такого рода поездки, не укладывается в расписание занятий, так что чаще всего подобные экскурсии проводятся во внеучебное время.

Письменная контрольная работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением результатов.

Основная задача письменной контрольной работы – фронтальная проверка знаний студентов во всей группе. Контрольные работы можно проводить по всему ранее пройденному материалу или по заранее оговоренной теме/темам, предупреждая о ней студентов или без предупреждения. Редко семинар целиком посвящается контрольной работе – это возможно только в том случае, когда по результатам такой контрольной работы выставляется итоговая оценка (или зачёт) по дисциплине в целом. Чаще всего письменная контрольная работа занимает от четверти до половины занятия, иногда – 10-15 минут в начале или в конце пары. Методисты рекомендуют проводить контрольные работы один-два раза в семестр.

Семинар – коллоквиум.

Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателей со студентами. Обычно коллоквиум проводится силами всех преподавателей кафедры, ведущих данный курс (а иногда привлекаются и аспиранты). В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся. Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными студентами, либо по итогам глобальных, фундаментальных частей курса.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

1.2. Интерактивный метод (в отличие от пассивного – лекция и активного – традиционный семинар) предполагает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В этом случае задача преподавателя заключается только в том, чтобы направлять студентов к достижению целей, но непосредственно достигается цель лишь в процессе активной взаимонаправленной деятельности самих учащихся.

К интеративным видам семинаров относятся следующие.

Семинар - дискуссия / проблемный семинар.

В этом случае упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Особенно уместен этот вид семинара в тех случаях, когда надо познакомить студента с темами, получившими неоднозначное освещение в науке. При этом важно, чтобы источники информации, которыми пользуются студенты, были разнообразными, представляли разные точки зрения на проблему. При проведении семинара в такой форме преподаватель должен максимально корректно направлять дискуссию, задавать вопросы, оживляющие её течение, направлять её в нужное русло и т.д.

Семинар – пресс-конференция.

Данная форма семинара включает в себя выступление студента по заранее оговоренной теме, после которого каждый студент группы должен задать докладчику свой вопрос. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара. Формулировки вопроса являются показателем того, насколько тот или иной студент подготовился к обсуждению данной темы, изучил предложенную литературу и т.д. Если ответ докладчика кажется преподавателю недостаточным или поверхностным, преподаватель может попросить слушателей развить и дополнить ответ и только после этого может сам внести какие-то коррективы и дополнения.

Семинар – круглый стол.

За «круглым столом» учащиеся чаще всего встречаются со специалистами, учёными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, государственных органов и т.п. и впроцессе коллективной работы обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать.

Семинар – исследование.

На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма», групповой рефлексии. Для проведения такого семинара студенты должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д.

Семинар – ситуационный анализ.

Данный тип семинара направлен на разбор конкретной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью студента. Задача преподавателя – максимально полно смоделировать определённую профессиональную ситуацию. Студенты должны оценить причины возникновения данной ситуации или её последствия для участников, найти способы выхода / выведения из неё, выявить меры по предотвращению ситуации в действительности и т.д. Основная цель ситуационного анализа – научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения.

Семинар – мастер-класс.

В данном случае подразумеваются мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня. Это могут быть мастер-классы, проводимые старшекурсниками для младшекурсников или преуспевшими в овладении какими-то навыками студентами для других студентов той же группы.

Учебно-ролевые и деловые игры.

Ролевые и деловые игры имитируют тот или иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В ходе игры её участники получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в процессе игре. Игровые действия регламентируются жесткой системой правил, максимально приближенной к профессиональным условиям. При этом ролевая игра характеризуется ключевой функцией того или иного персонажа, деловая – концентрируется прежде всего вокруг той или иной профессиональной ситуации.

Игровые методы прежде всего необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». Такими традиционно считаются иностранные языки, право, некоторые составляющие экономического или государственно-управленческого образования и т.д. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с настоящей практикой (при условии, что обучающая игра построена корректно). Игры позволяют студентам проявить максимум активности (в отличие от других видов семинаров, всё же подразумевающих исполнительскую позицию учащегося по отношению к преподавателю). К работе по организации и проведению игры привлекаются сами студенты, а учащийся, проведший успешную игру, приобретает много полезных навыков в плане организационно-управлен7ческих навыков. С другой стороны, преподаватель должен иметь в виду, что в игре он теряет свои «инспекторские» функции и лишается возможности прямо воздействовать на игроков, как это происходит в обычной педагогической практике. Более того, в методической литературе по игровым методам неоднократно подчёркивается, что результаты игры, в отличие от других форм педагогической работы, непредсказуемы (в смысле жестко заданного результата), а задача организатора игры – сделать так, чтобы игрокам всё «приказала, наказала и объяснила» сама игра.


 

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.

2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.

3. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика- М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.

4. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 608 с.

5. Педагогический словарь./ под ред. Каирова И.А. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774 с., Т. 2 – 766 с.

6. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии, 2001 - № 5, - 76 с.

7. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России,2003 - № 1. - 87 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.Т.1.-М.,1993.

9. Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа, Варшава, 2000. - № 3. – 62 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 576 с.

11. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. – М.:2000.

12. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 2002.- 482 с.

13. Шкерина Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. – Красноярск: Изд. Центр «Знание», 2005, - 329 с.

14.. Этюды дидактики высшей школы: монография/Под ред. Чернышева А.П. –М., 1984.

15. Copyright, 1998/ Национальная электронная библиотека// http://www.nns.ru//.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных