Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессиональный онтогенез: кризисы




В переводе с греческого кризис (kreses) означает - решение, поворотный пункт, исход.

Исследователи выделяю три вида событий, влияющих на профессиональное становление личности:

 

нормативные, обусловленные логикой становления личности; ненормативные, характеризующиеся случайным, благоприятным или неблагоприятным стечением обстоятельств;

сверхнормативные, возникающие вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности.

 

Ненормативные кризисы не имеют выраженного хронологически, временного характера. Возникают они в результате стечения благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Случайные события извне исподволь привносят в нашу жизнь хаос и беспорядок. Дезадаптируя нас, они нарушают линию развития личности. Выход из таких кризисов проблематичен. Сопровождаются они сильными отрицательными эмоциями. Профессиональный путь личности в современных условиях теряет черты линейности, нормативной стадиальности и непрерывности. Им на смену приходят ненормативные кризисы, связанные со страхом потерять работу и не найти новую. В то же время возникновение кризисов, сбоев в личностно-профессиональном развитии является закономерностью.

Большинство профессионалов проходят (и не один раз в своей профессиональной жизни) через кризис профессионального развития, многие – через кризис профессиональной разидентификации, часть вузовских преподавателей – через кризис занятости: в связи с демографическим спадом в 90-е годы прошлого века в последние несколько лет происходит сокращение преподавательского состава (более 100тыс. преподавателей).

1. Кризис профессионального развития - это определенный поворот на профессиональном пути. Это момент, когда перед личностью встает необходимость в самоопределении, поиске и постановке новых профессиональных целей. Кризис целесообразно рассматривать как столкновение двух реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей, установок, интересов и др. Это всегда конфликт внутренней психической реальности и внешней, объективной реальности, которая противоречит предыдущему опыту человека.

Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевые особенности кризиса профессионального развития:

1) локализация во времени и пространстве;

2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности;

3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни;

4) смысложизненные переживания, связанные с пониженным стремлением к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущение своей ненужности и никчемности;

5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения

 

В ситуации профессионального кризиса педагог сталкивается с «задачей на смысл», пытается найти «идею» дальнейшей профессиональной жизни, восстановить возможности реализации своих основных потребностей. Связано это с тем, что профессиональная деятельность выступает как способ удовлетворения практически всех потребностей человека: в профессии человек самореализуется, вступает в социальные контакты, получает материальное вознаграждение и т.д.

Фактором, побуждающим личность развертывать деятельность по преодолению профессионального кризиса, является мотив. Мотивом преодоления кризиса профессионального развития может явиться устранение психологического дискомфорта, вызванного невозможностью педагогом реализовать свой профессиональный замысел.

Не всегда личность ясно и четко осознает, что вызвало данный психологический дискомфорт. Внутреннее неясное ощущение тупика, бесперспективности профессионального развития, ощущение неправильности профессионального выбора педагог обосновывает усталостью, неудовлетворенностью трудом, низкой зарплатой, невысоким статусом профессии и другими причинами.

Мотив побуждает личность выстраивать цепочку действий по выходу из «тупика» профессионализации, вне зависимости от глубины осознания ситуации профессионального кризиса. При этом действия - основные составляющие деятельности по преодолению профессионального кризиса, подчинены представлению о том результате, который должен быть достигнут в ходе развертывания этой деятельности. Другими словами, действия соотносятся с целью деятельности.

Преодоление профессионального кризиса предполагает не только реализацию поведенческих стратегий (например, копинг-стратегий), но и «запуск» процессов смыслостроительства, смыслообразования.

Целью деятельности по преодолению профессионального кризиса должно являться самоопределение личности в новых для нее условиях профессионализации.

Однако, наличие мотива и постановка цели не являются достаточными основаниями для развертывания деятельности по преодолению кризиса. Важной составляющей этой деятельности становятся условия ее реализации, которые буду предопределять основные способы осуществления действия (операции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных