Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрперенос в проф. взаимодействии психолога с клиентом.




Контрперенос, как и перенос, является предметом пристального внимания психологов. Согласно ранним представлениям о контрпереносе, он возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. З. Фрейд рассматривал сильную эмоциональную реакцию на пациента как свидетельство неполного знания аналитика о себе, а также свидетельство неспособности поддерживать эффективно позитивное, врачебное отношение к другой присутствующей личности. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо в форме внутренних переживаний консультанта. Психолог-консультант, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом.

Причины контрпереноса

1. Стремление консультанта понравиться клиентам.

2. Страх консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.

3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4. Очень бурная эмоциональная реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.

5. Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в выдаче клиентам навязчивых советов, как им следует жить, пророчествах («Я вас предупреждал», «Я же говорил вам…»).

 

 

19. Сопротивление: понятие и виды.

Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинно- следственных связей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений – все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента. Это противодействие носит название «сопротивление».

В разных направлениях акцентируются следующие характеристики сопротивления:

1. Сопротивление – здоровая и неизбежная реакция на изменения.

2. Сопротивление, как правило, не осознается клиентом.

3. Психолог должен уметь обнаруживать сопротивление клиента и прорабатывать его путем расширения зоны осознавания клиента.

Формы сопротивления

1. Клиент молчит.

2. Клиент в какой то момент рассказа останавливается и сообщает консультанту, что он не может больше говорить.

3. Клиент постоянно говорит, сессия заполнена его нескончаемым монологом.

4. Клиент использует слова как «дымовую завесу». Примером могут служить: • речевые клише («она мной манипулирует»; «хочется повысить эффективность нашего взаимодействия»); • психологические либо специальные термины («мое бессознательное мне подсказало»; «он настоящий параноик, все время выстраивает систему обвинений»); • жаргонные слова или сленг («сидим в чате, с чайником по аське болтаем»); • слова-преувеличения или преуменьшения чуть-чуть, совсем немного на него повысила голос; слегка ее ударил; принес огромный-преогромный торт моей подруге; я честно-пречестно ничего не сделала; мы действительно были очень-очень близки друг другу); • слова «как будто бы» реальности (я как бы хотела остаться с ним). Психолог может использовать прояснение («я не понял ваших слов», «поясните еще раз»), уточнение («что вы имели в виду, говоря о вашем бессознательном?»), интерпретацию («мне кажется, вы запутываете рассказ») и др.

5. Неконгруэнтность между рассказом и поведением клиента: очень сильные чувства в обычной ситуации; неуместные эмоциональные реакции; рациональные рассуждения при отсутствии чувств.

6. Отношение к психологу. В случае сильной идеализации или, наоборот, сильных негативных чувств к психологу можно предположить наличие сопротивления.

7. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: о политике, погоде, кинофильме; переводит разговор на другую тему, как только речь заходит о важных событиях.

8. Фиксация клиента в определенном времени. Клиент все время говорит о прошлом или, наоборот, о будущем.

9. Избегание определенных тем

10. Телесные проявления: «замороженность», одеревенелость позы, жестов, движений, оцепенение, «ригидность» телесных проявлений или, наоборот, чрезмерная расторможенность, подвижность (клиент не может усидеть на месте).

11. Клиент соглашается со всем, что говорит психолог, очень быстро и успешно продвигается «по пути к здоровью», и клиент хочет закончить терапию раньше времени под предлогом того, что с ним уже «все хорошо.

12. Клиент ничего не получает от консультирования: не изменяется, все в его жизни остается по-прежнему.

13. У клиента есть какая-то тайна, которую он не готов раскрыть психологу, и очень много энергии тратится на то, чтобы удерживать эту тайну в целости и сохранности.

14. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает платить.

 

20. Параметры, техники, средства при оказании псих. помощи.

Главным элементом любой психотерапии и консультирования является именно вербальное общение. Трудно представить себе успешно работающего и при этом косноязычного, не владеющего речью психолога. Единственным средством вербальной коммуникации является язык. Обычно психологи при взаимодействии с клиентом придерживаются правила вербального следования. Это значит, что психолог «идет» вслед за клиентом, за его темами и старается использовать тот же язык, которым пользуется клиент. При этом важно, чтобы психолог внимательно выслушивал все сказанное клиентом, избегая прерывания или изменения направления разговора во время его рассказа. Внимательное поведение, согласно взглядам большинства психологов, является центральным аспектом консультирования (А. Айви, К. Роджерс и др.). Внимательное поведение включает в себя 4 момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента. Селективное внимание – понятие, означающее, что психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Очень часто в своих рассказах клиенты перескакивают с одной темы на другую. В зависимости от взглядов психолога на то, что является более важным, он зачастую выбирает одну из альтернатив. Стереотип селективного внимания говорит больше о психологе, чем о клиенте. Для психолога-профессионала важнее фиксировать свое внимание на клиенте, а не на проблеме. Поэтому в случаях, когда в рассказе клиента присутствовало несколько тем, технически более правильно перечислить все темы, затронутые клиентом, и предложить самому клиенту выбрать, с какой темой ему хотелось бы поработать.

Техники слушания: открытые вопросы, закрытые вопросы, повтор (поддержка), перефразирование, пересказ, отражение чувств, выяснение (прояснение, уточнение), резюме (подведение итогов), фокус-анализ, нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания), рефлексивное(активное) слушание, эмпатическое слушание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных