Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тренинговая группа: понятие и виды. Общие принципы.




 

Тренинговая группа – это группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповаяпсихотерапия.

Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму)

Группы Центрированные на
Руководителе Участнике
Рациональные Т-группы Т-группы
Аффективные Гештальт-группы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством Т-группы Группы встреч

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов.

Принцип активности Активность - это способность человека производить общественно значимые преобразования в своем окружении, это социальная деятельность личности, выражающая ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности. Выделяют два уровня активности:

1) объектная активность, где индивид выступает объектом воздействия, т.е. управляемым объектом, но выполняет продуктивную, воспроизводящую деятельность;

2) субъектная активность, где индивид выступает субъектом, выполняет деятельность творческого, преобразующего характера.

Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы и особенности.

Работа тренера при этом заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Принцип объективации (осознания) поведения. Возможность производить изменения в тренинговом пространстве за счет эффективной обратной связи, создание условий для которой - важная задача тренера. Одним из дополнительных средств объективации поведения является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Это сильное средство воздействия, способное оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью и, что самое важное, профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения как участников тренинга между собой, так и тренера с группой в целом: психологическое равенство, согласование интересов и соблюдение определенных правил. Каждый участник группы имеет равные права выражать свое мнение, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения и тл., что внимательно и доброжелательно принимают все участники и тренер. Это, как показывает практика, не всегда оказывается просто, не всегда выгодно обеим сторонам процесса взаимодействия, общения.

 

33. Групповая динамика. Фазы развития группы.

1.Начало. Это так называемая стадия рождения группы. На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в учебном сообществе.

2.Знакомство друг с другом. Это «раннее детство» группы: участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач.

Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности.

3.Начало работы. Эту стадию можно сравнить с «начальной школой». Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый).

4.Период конфронтации. Этот период можно сравнить с «подростковым возрастом» группы. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы.

5.Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение.

6.Завершение работы группы. Если группа работала хорошо и возникла высокая степень синергии, то участники ощущают печаль в связи с окончанием встреч и втайне желают продолжения. Кому-то расставание дается легче, и он чувствует облегчение от возможности покинуть группу.

Групповая сплоченность является необходимым условием дей- ственности и эффективности групповой работы. Групповой сплоченности содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников за- дач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участ- никами; ожидание ими несомненной пользы от участия в тренинге; престиж группы и ее ведущего; положительная мотивированность участников и др.Групповое напряжение возникает в случае несовпадения ожида- ний участников с реальной групповой ситуацией, несовпадения ак- туальных личных устремлений участников; появления неудовлетво- ренности характером и особенностями их межличностного взаимо- действия в группе и др. Напряженность является ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворенности и стремлению участников к измене- ниям.

Интерперсональное влияние: этот фактор является важнейшим и наиболее специфичным для групповой психотерапии. Если все другие факторы в меньшей степени, но действуют и в индивидуальной психотерапии, то этот фактор характеризует основные механизмы лечебного действия именно групповой психотерапии.

В этом факторе можно выделить три основных аспекта.

Первое — это получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению представления о себе образа «Я», то есть конфронтация. Второе — это возможность возникновения в группе эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с которыми он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осознание и переработка, то есть коррективный эмоциональный опыт. Третье — возможность увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффективность и неконструктивность, а также обучение новым формам поведения и закрепление их в процессе группового взаимодействия, то есть научение.

 

34. Функции ведущего тренинга. Предмет работы ведущего в группе. Стиль ведения группы. Ко-тренерство.

К. Рудестам выделяет в психокоррекционных группах следующие функции ведущего группы: эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника.
1. Функция эксперта
• комментарии групповых процессов на уровне одного участника или группы в целом;
• комментарии простых поведенческих актов;
• комментарии поведения в целом «здесь и теперь», «когда-то и там».
2. Функция катализатора
• побуждает группу к действиям;
• привлекает внимание участников к чувствам;
• побуждает к рефлексии действий;
• создание в группе положительной обратной связи;
• стимулирует высвобождение индивидуального и группового потенциала.
3. Функция дирижера
• помогает группе решать проблемы и достигать целей;
• регуляция вариантов внутригруппового поведения;
• поддержка попыток обсуждения мыслей и чувств, возникающих у участников;
• регуляция порога тревожности в группе (умеренная тревожность полезна для общения).
4. Образец участника
В группе обычно участники подражают поведению руководителя, и таким образом, в качестве образцов поведения они выступают не намерено.

 

После исследований Курта Левина и др., проведенных в 1939 г., обычно выделяют следующие стили:

· скорее демократический;

· скорее авторитарный;

· скорее попустительский.

Среди начинающих тренеров также встречается т.н. «заигрывающий» стиль общения.
Традиционно считается, что наиболее оптимальным является демократический стиль ведения, но в иногда необходима именно авторитарность – например, в случаях:

нежелательной относительно результата групповой динамики;

значительного «разрыва» между квалификацией участников и решаемой задачей;

стресса, внешних воздействий и т.п.

Некоторые авторы делают акцент на темпе ведения группы: быстром, напористом или медленном, спокойном.

«Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая команда тренеров не только полезна для участников, но и может быть огромным источником обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга.

При этом важно спланировать действия, согласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно своей работы. Тренеры, работающие в команде, должны действовать на дополнение и поддержку друг друга.

Группа не должна быть местом их «поиска истины». Полезно иметь соглашение о том, как и в какой момент дополнять друг друга, предоставлять дополнительную информацию.

Если второму тренеру есть что добавить, то это должно быть сделано в подходящий момент. Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с другом. Участникам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спорят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но если все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его напарник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать «да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но
говорить только в свою очередь».

 

 

35. Этапы построения содержательной работы в тренинге.

 

Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психологическом тренинге используют схожую логику построения группового процесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева выделяет три основных этапа построения содержательной работы в тренинге, которые при незначительной модификации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.

1. Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации окружающего мира.

2.Второй этап – построение во внешнем плане идеальной модели (программы) поведения и соответствующих когнитивных конструктов.

3.На заключительном этапе происходят модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепления во внутреннем плане.

 

36. Подготовка и конструирование тренинга. Отбор участников тренинга (исключающие критерии и критерии включения).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных