ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная, аккумулятивная, оценочная, экспрессивная, прагматическая и др. Иерархия функций языка.
План проведения занятия: 1.Язык как общественное явление. 2.Природа языка. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке. 3.Соотношение языка и речи. Формы существования языка: язык, речь и речевая деятельность. Язык и речь в трактовке Ф.де Соссюра. Отечественные и зарубежные лингвисты о языке и речи. 4.Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная (мыслеобразующая), аккумулятивная (накопительная), оценочная, экспрессивная, прагматическая, эмоциональная, эмотивная, строевая. Иерархия функций языка: ведущее положение и единство коммуникативной и экспрессивной функций как определяющих природу человеческого языка.
Вопросы: 1. Что является существенным признаком языка как общественного явления? 2. Почему язык не относится к явлениям природы? 3. В чем заключается слабое место биологической концепции языка? 4. Можно ли считать, что язык – это только общее, а речь – только единичное? 5. Кто утверждал, что язык социален, а речь индивидуальна? Правильно ли это? 6. Почему необходимо разграничивать и нельзя разрывать понятия языка и речи? 7. Как соотносятся между собой язык, речь и речевая деятельность в разных лингвистических концепциях? Дайте определение этих понятий. 8. Какие функции языка относятся к основным, а какие – к частным? Почему? 9. Перечислите известные Вам частные языковые функции. 10.Как соотносятся частные функции языка с ведущими функциями? По каким основаниям их выделяют?
Задания и упражнения: 1. Сопоставьте концепции языка и речи у Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и Н. Хомского. Какие понятия используются этими учеными при интерпретации дихотомии «язык – речь»?
4. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях: Боровое (вывеска на железнодорожной станции); Переучет (табличка на дверях магазина); Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович; Равносторонний прямоугольник называется квадратом; Я в среду не приду на тренировку, не смогу. - Надо, Федя, надо; По-русски это тоже называется “принтер”; Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый; Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).
5. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»: - А вот если подойдет к тебе человек и спросит: “Парле ву франсэ?” - ты что подумаешь? - Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке. Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?
План проведения занятия: 1.Понятия элемента, структуры и системы. Язык как система систем. 2. Единицы языка и отношения между ними. 3. Иерархические отношения, парадигматические и синтагматические отношения в языке. 4. Уровни языка. Критерии выделения уровней. Вопросы: 1. Что имел в виду Фердинанд де Соссюр, говоря, что язык есть форма, а не субстанция? 2. Что такое “двойное членение” в языке? 3. Что такое система языка? Почему язык называют «системой систем»? 4. Что такое интегральные и дифференциальные признаки языковых единиц и какую роль они играют в структурировании языковой системы? 5. Какие существуют определения структуры языка и как последняя соотносится с понятием системы языка? 6. Приведите примеры парадигматических и синтагматических отношений в языке. 7. Назовите основные единицы языка и соответствующие языковые уровни. По каким принципам они выделяются? 8. Назовите известные Вам уровни языка и перечислите их единицы. 9. Что такое иерархия уровней языка и соответствующих им единиц? 10.Чем отличаются инвариантный (эмический) и вариантный (этический) аспекты языковой единицы? Почему фонема и ее аллофоны, морфема и ее алломорфы, лексема и ее аллолексы образуют одну и ту же единицу? 11.Почему аллофоны, алломорфы, аллолексы и т. п. употребляются во взаимоисключающих позициях (в дополнительной дистрибуции)? 12.Как Вы видите в контексте уровневого представления такие термины, как “слог”, “основа слова”, “словосочетание”?
Задания и упражнения: 1. Сравните определения фонемы, морфемы и лексемы и докажите, что первая из них является дифференцирующей, вторая – значащей, а третья – номинативной единицей.
5. Даны звуки [и], [е], [о] и [д], [р], [с]. Назовите интегральный признак, объединяющий первые три звука и отличающий их от остальных, и дифференциальные признаки этих первых трех звуков.
7. Сопоставьте систему гласных русского языка с системой гласных изучаемого вами иностранного языка (английского, французского, испанского, немецкого и др.) и покажите, в чем их сходство и различие. Сделайте аналогичное сопоставление системы времен глаголов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|