Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольные задания. 1. Самостоятельные и служебные части речи.




План занятия

1. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Грамматические категории и способы их выражения.

3. Морфологические нормы.

4. Морфолого-стилистические ошибки.

Основные сведения по теме. Морфология (греч. morphe – форма и logos – слово, учение) – раздел языкознания, который изучает слово как часть речи. Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемой грамматикой.

Части речи

Часть речи Вопросы Примеры
Самостоятельные части речивключают слова, называющие предметы, их действия, признаки. Являются членами предложения.
имя существительное кто? что? стол, стена, окно
глагол что делать? что сделать? пилить, выпилить, учить, переучить
имя прилагательное какой? чей? хороший, синий, мамин, дверной
имя числительное сколько? который? пять, пятеро, пятый
наречие как? когда? где? и др. весело, вчера, близко
местоимение кто? какой? сколько? как? и др. я, он, такой, мой, столько, так, там
причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) мечтающий, мечтавший
деепричастие как? (что делая? что сделав?) мечтая, решив
Служебные части речиобслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений. Не являются членами предложения.
предлог в, на, из, из-за
союз и, а, но, однако, потому что, чтобы
частица бы, ли, же, не, даже, именно, только
Междометиязанимают особое положение, передают чувства.
междометия ах, ох, бр-р, ой
       

Контрольные вопросы

1. Что изучает морфология? Расскажите о самостоятельных и служебных частях речи русского языка.

2. Перечислите способы выражения грамматических значений.

3. Приведите примеры наиболее частотных ошибок при образовании форм имени существительного, имени прилагательного, местоимения, числительного, глагола.

Тестовые задания

1. Падежные формы числительных употреблены правильно в словосочетаниях. …

1) планы на двух тысяча девятый год;

2) в полутора километрах;

3) в одной тысяче девятисот пятьдесят пятом;

4) дом с сорока четырьмя квартирами.

2. Существительное употреблено в соответствии с морфологической нормой в словосочетании …

1) питать зародыш; 2) уничтожать микробы; 3) исследовать бактерий; 4) победить вируса.

1. Неправильно образована форма повелительного наклонения глагола…

1) лечь – ляг; 2) бежать – беги; 3) махать – маши; 4) ехать – едь.

2. Падежные формы числительного 647 употреблены верно в словосочетаниях …

1) шестистам сорок семи страницам; 2) шестистам сорока семи страницам; 3) шестистам сорокам семи страницам; 4) шестьюстами сорока семью страницами.

3. Правильно образованы степени сравнения прилагательных …

1) серьёзнейший; 2) более надёжный; 3) самый надёжнейший; 4) более проще.

4. Нельзя образовать страдательное причастие от глагола …

1) красить; 2) слушать; 3) блестеть; 4) покрасить.

5. Морфологической ошибкой является

1) неверное образование форм превосходной степени прилагательного;
2) тавтология;

3) неоправданное употребление устаревших слов;

4) неверное согласование сказуемого с подлежащим.

6. Существительным женского рода является …

1) кофе; 2) толь; 3) мозоль; 4) шампунь.

7. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего простого времени от глаголов …

1) класть; 2) победить; 3) убедить; 4) тянуть.

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры; 2) ихней работой; 3) в течение тридцати пяти ми-нут; 4) дамских туфель.

Упражнение 1. В приведенных ниже предложениях найдите существительные общего рода. Определите, лицо какого пола обозначает каждое из них. Как выражен род этих существительных? По словарям современного русского языка определите их стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску.

Образец: А между тем дорога ужасная, с которой не справиться казенному почтарю, а не то что такому лежебоке, как токарь Григорий (А. П. Чехов). Лежебока – слово обозначает лицо мужского пола, что видно из контекста (токарь Григорий), является разговорным и выражает эмоционально-экспрессивную оценку неодобрительности.

1. Какая ты, однако, ломака (А. П. Чехов). 2. Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают (А. С. Пушкин). 3. К хозяйке скоро приехала гостья, какая-то пустомеля и болтунья (Н. В. Гоголь). 4. Один – простой мужик, другой – какой-то заезжий кулак и пройдоха, в синей сибирке (Н. В. Гоголь). 5. Кто бы мог быть этот удивительный плакса? (М. Булгаков.) 8. Про такого говорят: он плохой, неряха (В. Маяковский).

Упражнение 2. От существительных общего рода следует отличать и существительные женского рода, употребляющиеся в переносном значении для характеристики (чаще негативной) лиц мужского и женского пола. Например: пила, юла, оса, ворона, ехидна, змея, лиса, собака и под. При этом независимо от того, лицо какого пола называется таким словом, определение всегда согласуется с ним в женском роде, а на реальный пол лица указывает контекст, глагол-сказуемое в форме прошедшего времени или сослагательного наклонения: Этот мальчик настоящая юла – Эта девочка настоящая юла.

Распределите слова по колонкам: общий род, мужской род, средний род.

Соня, врач, юла, зануда, сластёна, лауреат, каракатица, злюка, директор, запевала.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Укажите основания выбора соответствующей формы.

Образец: Живописн… Онтарио. – Живописн ое Онтарио (ср.р.): род определяется по грамматическому роду существительного, являющегося родовым понятием: озеро (ср. р.).

Густонаселенн… Сан-Франциско, пустынн… Гоби, величествен… Килиманджаро, дружествен... Перу, приближающ...ся Капри.

Упражнение 4. Определите грамматический род приведенных аббревиатур. Мотивируйте свой выбор.

Образец: вуз – м. р., сложносокращенное слово склоняется аналогично словам м. р.: вуз, вуз а, вуз у, вуз ом, (о) вуз е. МГУ – м. р. грамматический род данной несклоняемой буквенной аббревиатуры определяется по стержневому (главному) слову словосочетания, от которого она образована: Московский государственный университет.

ГУМ, НАТО, роно, СНГ, ВАК, ЦСКА, МХАТ, ВВЦ.

Упражнение 5. Слова, заключенные в скобки, поставьте в необходимую по контексту форму. Мотивируйте свой выбор. Помните, все имена существительные делятся в русском языке на одушевленные и неодушевленные. У одушевленных существительных вин. п. совпадает с род. п., у неодушевленных – вин. п. совпадает с им. п.

1. Вот ты узнаешь, как (куклы) воровать (А. Аверченко). 2. Гроссмейстер жертвовал (пешки), тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже (ферзь) (И. Ильф и Е. Петров). 3. Пахнет рыбой и лимоном, и духами парижанки, что под зонтиком зеленым и несёт (креветки) в банке (Н. Гумилёв). 4. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял её за («нравственный эмбрион») (Ф. М. Достоевский).

Упражнение 6. Поставьте имена собственные, заключенные в скобках, в нужной форме. Объясните свой выбор.

1. Воспитанники Станислава Алексеевича (Жук) завоевали для нашей страны 141 медаль чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (газета). 2. Поставленные (Жюль Берн) проблемы, его научные поиски, созвучные современной эпохе, не могут не волновать наших читателей. 3. Всемирная известность внезапно пришла к Борису (Пастернак) в конце его долгого подвижнического литературного пути (Е. Евтушенко). 4. Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александрийском театре в Петербурге. Роль (Сквозник-Дмухановский) играл И. И. Сосницкий. 5. О значении драмы (Александр Дюма) «Генрих III и его двор» Андре Моруа писал: «Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы (Вальтер Скотт)».

Упражнение 7. Выберите правильный вариант. Прокомментируйте.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмыслен. 3. Мы были еще в более худших условиях. 4. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 8. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 9. Самый способнейший студент. 10. Это самое плохое его произведение. 11. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

Упражнение 8. Выберите правильный вариант.

1) трое юношей, 2) три девушки, 3) трое студенток, 4) 22 ножниц, 5) 22 штуки ножниц, 6) 22 пары ножниц, 7) обеими руками, 8) обоими руками, 9) двестипятидесятилетие города, 10) двухсотпятидесятилетие города.

Упражнение 9. Отредактируйте предложения, в которых содержатся ошибки в употреблении местоимений.

1. Для ней нет имени. 2. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 3. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 4. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 5. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

Упражнение 10. Выберите правильный вариант.

1. Я (а) убежу, б) убеждю, в) смогу убедить, г) сумею убедить) его в правильности решения. 2. Он (а) откликается, б) откликался) на события окружающей жизни и (в) отмечал, г) отмечает) зарождающиеся в ней явления. 3. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. Продавец закрывает магазин в восемь часов вечера.

Контрольные задания

1. Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

А. 1.Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 3. Лёня рос круглой сиротой. 4. Инженера везде требуются 5. Я напою тебя отличным кофем. 6. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 7. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 8. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 9. Обои девочки были очень хорошенькие. 10. Едьте быстрее – время позднее.

Б. 1. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 2. Катя научила меня танцевать старинный танго. 3. На Кавказе много глубоких ущельев. 4. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. 5. Аргументы Шмелёва менее весомее. 6. У ней совсем не было времени. 7. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 8. На обеих коленях были царапины. 9. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. 10. На столе стоит букет цветущихся астр.

В. 1.Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 2. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 3. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 4. Наш интерес к медицине вполне понятный. 5. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 6. Ейное предложение было неуместно. 7. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу 8. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 9. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 10. Он жаждает бурь и приключений.

2. Определите части речи слов, выделенных в предложении.

А. Песчаные косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем, как холсты, что раскладывают по берегам казачки (К. Г. Паустовский).

Б. В течение дня воздушная разведка подтвердила сведения, принесённые пришедшим из окружения раненым лейтенантом (В. С. Гроссман).

В. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (И. Гончаров).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных