Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Теоретические основы активного социально-психологического обучения




План:

1. Основные социально-психологические механизмы психологического воздействия:

а) заражение

б) внушение

в) подражание

г) убеждение.

2. Основные теоретические понятия активного социально-психологического обучения. Понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная ситуация».

Задание для самостоятельной работы:

1. Определите, какие социально-психологические механизмы воздействия на личность работают в описанных ситуациях.

· Ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, хотя и не получает от него никаких прямых указаний, касающихся плохого или хорошего выполнения заданий.

· Подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг.

· Женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после того как продавец объяснил ей достоинства модели другой фирмы.

· Когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в классе почувствовали смущение и вину.

· Служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает.

2. Рассмотрите ситуацию.

Б., сотрудник одного из отделов, столкнулся с трудностями при составлении отчета, и в дружеской беседе, после его жалоб, ему посоветовали обратиться к В., служащей из соседнего отдела, которая уже выполняла подобную работу. Вернувшись на рабочее место, Б. позвонил В. Представившись, он спросил, чем В. в данный момент занята. В. ответила, что выполняет обычную работу. Тогда Б. сказал: «Через 10 минут попрошу зайти ко мне» и повесил трубку.

- Какова будет реакция В. на эту просьбу?

- Каково содержание коммуникативной компетентности у сотрудника Б.?

- Какова структура данной коммуникативной ситуации?

3. Проанализируйте элементы коммуникативной ситуации для следующих ситуаций:

а) ситуации общения людей в очереди;

б) ситуация первого свидания;

в) ситуации сдачи экзамена.

4. Опишите любую ситуацию межличностного взаимодействия (из художественного произведения, кинофильма, реальную жизненную ситуацию) и проанализируйте ее по следующей схеме.

  • Проявление механизмов межличностного влияния, преобладающий тип воздействия у каждого из персонажей.
  • Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками.

Литература:

Основная

1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 184 с.

2. Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

3. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871&sr=1

Дополнительная

1. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология / Матяш Н. В., Павлова Т. А. - М.: Академия, 2007. - 96 с.

2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М.: Академия, 2007. — 96 с.

3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург: [б. и.], 2008. — 220 с.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –512с.

5. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с. 5

6. Петрушин С. В. Большая контактная группа: монография / Петрушин С. В. - СПб.: Речь, 2010. - 255 с.

7. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь, 2005.-224с.

8. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

9. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

10. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. - М.: Издательство института психотерапии, 2005. – 298 с.

11. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе: [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.

12. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб.: Речь, 2008. - 126, [1] с.

13. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов / Шепелева Л. Н. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534&sr=1

Тема 3. Психологические вопросы организации тренинговой группы

План:

1. Понятие «Тренинговой группы» и ее характеристика.

2. Принципы работы тренинговой группы.

3. Основания для создания тренинговой группы. Численный состав группы. Формы работы в группе. Преимущества групповой работы.

4. Этапы тренингового занятия в группе.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Укажите основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга (выберите из перечисленных вариантов).

- Высокая внушаемость.

- Серьезные личные переживания и проблемы.

- Нормальное психическое здоровье.

- Высокий уровень интеллекта.

- Наблюдательность.

- Высокий уровень обучаемости.

- Интерес к проблемам психологии.

- Низкий уровень психологической защиты.

- Кризисная жизненная ситуация.

- Общительность.

2. Выберите из перечисленных ниже вариантов основные условия, критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга.

• Депрессия, т.е. общая подавленность и пассивность поведения.

• Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости.

• Психическая болезнь.

• Выраженная акцентуация характера.

• Замедленность психических реакций.

• Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К. Леонгарду).

• Резкое изменение поведения под влиянием критики.

• Психопатии.

• Кризисная жизненная ситуация.

• Завышенная самооценка, неадекватное стремление к лидерству.

Литература:

Основная

1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 184 с.

2. Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

3. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871&sr=1

Дополнительная

1. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология / Матяш Н. В., Павлова Т. А. - М.: Академия, 2007. - 96 с.

2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М.: Академия, 2007. — 96 с.

3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург: [б. и.], 2008. — 220 с.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –512с.

5. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с. 5

6. Петрушин С. В. Большая контактная группа: монография / Петрушин С. В. - СПб.: Речь, 2010. - 255 с.

7. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь, 2005.-224с.

8. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

9. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

10. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. - М.: Издательство института психотерапии, 2005. – 298 с.

11. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе: [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.

12. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб.: Речь, 2008. - 126, [1] с.

13. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов / Шепелева Л. Н. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534&sr=1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных