Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сведения о целевых группах (физические и юридические лица), на которые направлено действие государственной программы, и обоснование их выделения




 

В развитии Концепции патриотического воспитания[2], с учетом необходимости обеспечения охвата всех россиян, патриотическое воспитание направлено на следующие категории и группы граждан:

семью как основную социальную ячейку общества;

детей, молодых граждан и молодежные общественные объединения;

военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работников системы правоохранительных органов;

трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей; представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, государственных и муниципальные служащих;

работников культуры и науки, представителей средств массовой информации;

преподавателей и воспитателей;

пенсионеров и граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

общественные объединения, некоммерческие и другие организации.

При этом представители всех вышеуказанных категорий и групп граждан могут выступать как активные участники и организаторы работы в области патриотического воспитания.

Государственная политика Российской Федерации, направленная на достижение необходимого уровня готовности членов российского общества к защите Родины и ее национальных интересов, базируется на принципах адресного подхода к формированию патриотического сознания, с учетом особенностей каждой возрастной группы населения.

При разработке и реализации мероприятий в сфере патриотического воспитания населения страны необходимо учитывать особенности его возрастной структуры и степень участия в общественно-полезном труде:

а) В дошкольном возрасте (0-6 лет): патриотическая культурно-образовательная политика государства призвана помочь ребенку в формировании у него правильных представлений о малой и большой Родине и базовой системы духовных ценностей любви, добра, труда, дружбы, честности путем поддержки и продвижения детских литературных и музыкальных проектов, развития отечественной мультипликации, создания специальных образовательных программ для этой целевой аудитории.

б) В начальном школьном возрасте (7-10 лет): на первый план патриотического воспитания выходит просветительская работа, проводимая как в школе, так и во внеклассном формате, целью которой является воспитание уважения к культуре и традициям народов, населяющих конкретный регион, закрепление понимания консолидирующей роли русского языка и литературы, начальное обучение основам светской этики и знаниям о традиционных конфессиях в России, выработка уважительного отношения к разным вероисповеданиям.

Одним из наиболее значимых факторов, способствующих патриотическому воспитанию школьников этого возраста, является их вовлечение в занятия спортом, что способствует формированию культуры здорового образа жизни и полезных привычек, умения взаимодействовать в команде и коллективе, развитию товарищества и культуры взаимопомощи, а также формированию основы для воспитания когорты будущих российских спортсменов, чьи победы на международных соревнованиях разного уровня способствуют повышению уровня гордости российских граждан за свою страну, консолидации российского общества.

Государственная политика в сфере патриотического воспитания, направленная на данную возрастную группу, выражается в поддержке разнообразных образовательных и просветительских, в том числе, музейных проектов, реализуемых в учебной и внеучебной работе, в формате экскурсий, в том числе краеведческих, в интерактивном формате, в вовлечении школьников в самостоятельное изучение воспитывающих патриотизм материалов, а также в создании условий для увеличения уровня представленности в издательской деятельности, на телевидении, в театральном и киноискусстве, СМИ и контенте государственных и общественных ресурсов сети Интернет, в иных сферах направленной на данную возрастную категорию деятельности, материалов и продукции историко-просветительского, культурно-просветительного характера, популяризирующих здоровый образ жизни.

Следует отметить, что указанный подход соответствует проекту Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в котором важное место отводится патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности подрастающего поколения, включающим, в том числе:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающее ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

в) В подростковом школьном возрасте (11-17 лет): наряду с обеспечением условий для продолжения работы по физическому, творческому и духовному развитию школьников, государственная политика должна предусматривать меры и мероприятия, направленные на социализацию подростков и развитие у них способности к ответственному выбору будущей профессии, полезной для общества.

В научных работах, посвященных проблемам патриотического воспитания, подчеркивается его деятельный, активный характер, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Чувство патриотизма, формируясь в школьные годы, в дальнейшем становится более осознанным. Именно поэтому активное вовлечение обучающихся в общественную деятельность на благо родного города, региона, страны в целом является наиболее серьезным вкладом образовательной организации и общественных наставников в процесс патриотического воспитания в данной возрастной группе.

В этот период актуальной становится популяризация достижений российской науки, промышленности, культуры и созидательного труда, введение в образовательный процесс, в том числе через дополнительные и интерактивные формы обучения, профессионально ориентирующих, в том числе, научно-технических дисциплин, проведение межшкольных тематических конкурсов, олимпиад, а также мероприятий, направленных на сохранение памяти об истории народа, его традициях, боевых и трудовых подвигах, повышение уровня знаний российской литературы, культуры, географии, краеведческих знаний, понимания современных процессов в России в целом и в регионе проживания.

Центрами воспроизводства ценностей высокой культуры и здорового образа жизни в обществе призваны стать специализированные учебные заведения: музыкальные и театральные школы и студии, школы художественных искусств, детско-юношеские спортивные школы, другие школы для одаренных, процесс патриотического воспитания в которых осуществляется на основе лучших образцов отечественной народной и классической музыки, всенародно любимых песен, признанной в мире российской школы театра и балета, живописи, скульптуры и архитектуры, достижений науки и инженерной мысли, на победных традициях отечественных спортсменов на Олимпиадах, Паралимпийских играх, других крупных международных соревнованиях.

В этот возрастной период патриотическое воспитание ставит цель выработать у подростка социально активную гражданскую позицию, которая откроет перед ним новые возможности самореализации, подготовит к осознанию культурной и духовной самобытности Отечества. Программы воспитания российской гражданственности должны предусматривать добровольное включение детей и молодежи в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, региона, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества, советы, иные органы. Они должны иметь социально значимые цели и программы их достижения.

Большое значение имеет военно-патриотическое воспитание: изучение подрастающим поколением военной истории России, участие школьников в деятельности военно-патриотических и военно-спортивных клубов и центров, военно-исторических общественных объединений, поисковых отрядов повышает престиж военной службы. Преодолению возможной тенденции уклонения от службы в российской армии может способствовать развитие системы шефства и наставничества между воинскими частями и общеобразовательными учреждениями.

На решение подобного рода проблем нацелена государственная поддержка деятельности военно-патриотических центров и клубов, кадетских корпусов и кадетских классов в общеобразовательных школах, суворовских училищ, организаций по допризывной подготовке, в том числе в рамках ДОСААФ («Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»).

Исключительно важное значение имеет повышение уровня знания подростками географии, социально-экономического и политического устройства нашего государства, истории России, понимания ими закономерностей исторических процессов, осознания роли участников событий. В связи с этим целесообразно значительно увеличить количество всероссийских и региональных конкурсных мероприятий (в том числе школьных и студенческих олимпиад), направленных на привлечение к изучению детьми и молодыми гражданами как российской истории и культуры в целом, так и истории конкретного региона, а также географии, других общественно-гуманитарных сфер знаний о России. Кроме того, целесообразно активизировать развитие внутреннего туризма школьников, занятия их краеведением, вовлечение их в популяризацию знаний о России, в том числе, для младших поколений, поддержку историко- и культурно-просветительских проектов, направленных на данную возрастную категорию, реализуемых в СМИ и сети Интернет, в иной продукции всех видов.

г) В период молодости (18-24 года): в связи с тем, чтона этот период жизни гражданина Российской Федерации приходится призывной возраст и время обучения в высших гражданских и военных учебных заведениях, патриотическое воспитание должно быть особенно интенсивным в рамках таких направлений как военно-патриотическое, духовно-нравственное, образовательное, культурно-просветительское.

Целесообразно, чтобы во всех высших учебных заведениях, независимо от их профиля, существовали и эффективно работали кафедры российской истории и культуры, на базе которых должны быть разработаны соответствующие программы патриотического воспитания, соотнесенные с особенностями основного профиля подготовки специалистов.

Для того, чтобы лучшие выпускники российских вузов имели возможность и желание работать на Родине, трудиться на благо ее развития и процветания, особенно важно активное взаимодействие вузов с работодателями, а также с институтами развития по созданию условий для самореализации наиболее перспективных и одаренных выпускников, содействию в их трудоустройстве и активному вовлечению в профессиональную деятельность уже на ранних этапах обучения.

Патриотическое воспитание молодежи, исполняющей конституционный воинский долг по призыву или обучающейся в военном учреждении, сконцентрировано на военно-патриотическом профиле обучения и воспитания. Что касается студенчества, то государственная политика в области его патриотического воспитания должна заключаться в создании условий для активизации общественной жизни студентов, включающей развитие студенческого спорта, культурного досуга, вовлечение студентов в научную, инновационно-техническую и предпринимательскую деятельность, добровольческое и волонтерское движение.

Развитие студенческого и молодежного самоуправления, активное вовлечение молодежи в решение реальных проблем и планирование развития образовательной организации, города, региона, страны – важное направление работы по патриотическому воспитанию. С другой стороны, патриотическое воспитание должно стать одним из основных направлений деятельности студенческих советов, самодеятельных общественных объединений, студенческих клубов, существующих в высших учебных заведениях. В этом плане важную роль могло бы сыграть воссоздание клубов интернациональной дружбы, ориентированных на гармонизацию межнациональных отношений и формирование у студентов, представляющих разные народы нашей страны, российской гражданской идентичности.

Задача государства – укрепить веру молодежи в справедливость, в то, что образование должно служить базовым социальным лифтом прежде всего в России, а не за ее пределами.

д) Во взрослом, зрелом периоде жизни (25-59 лет): в воспитании патриотизма и духовно-нравственных ценностей среди российских граждан взрослого, зрелого возраста акцент смещается на созидательный общественно-полезный труд, повышение общей и правовой культуры, развитие волонтерской активности, информирование через разнообразные источники о ходе современных социально-политических и экономических процессов на глобальном, национальном и региональном уровнях, развитие условий для повышения гражданской ответственности.

Поддержка со стороны государства социальной активности граждан Российской Федерации, распространение идей благотворительности и волонтерского движения нацелены на закрепление чувства ответственности за судьбу Родины, ее развитие и сохранение самобытности, которые должны быть переданы последующим поколениям россиян.

Исключительно важное значение для реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан имеет поддержка инициатив преподавателей (прежде всего, молодых) образовательных организаций всех типов, ученых, наставников молодежи на производстве, на государственной службе, в других значимых отраслях экономики по созданию и реализации образовательных, просветительских, социальных и других проектов различного масштаба и уровня, направленных на решение задач патриотического воспитания, а также содействие формированию всероссийских и региональных сообществ специалистов в данной сфере.

е) В возрасте старше 60 лет: гражданам данного возраста необходимо обеспечить признание родительских, трудовых и воинских заслуг со стороны государства и общества. Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, послевоенное поколение – это люди, которые защитили Родину от фашизма, восстановили экономику страны, участвовали в создании передовых на тот момент отраслей промышленности, такие как атомная и космическая, достижений социальной сферы, культуры, образования и обеспечили защиту страны от наиболее серьезных внешних и внутренних угроз.

Отношение государства, негосударственных структур, социальных институтов, всего общества и отдельных граждан к пенсионерам – важнейшая составляющая воспитательного процесса. Отношение к старшему поколению, поколению родителей большинства представителей экономически активного населения станет примером для аналогичного отношения к старшим нынешних детей и молодежи. Помимо социальной защиты пенсионеров и ветеранов, важную роль в этом вопросе играет поддержка государством мероприятий, посвященных дням воинской славы России, памятным датам в истории страны, включая эпохальные события, оказавшие влияние на всю мировую историю, а также героям и великим деятелям российской истории, начиная от древних времен до наших дней, в том числе, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Труда, другим выдающимся россиянам.

Учет возрастных особенностей при организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации обязателен для организации работы в этой сфере как на федеральном уровне (в том числе при реализации государственной программы Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы), так и на региональном и муниципальном уровнях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных