Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие понятия, сущность конкуренции и конкурентоспособности, методы анализа




 

1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности

Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка.

Термин «конкурентоспособность» вошел в экономический оборот сравнительно недавно, но уже достаточно четко сформировались два подхода к его определению:

1) со стороны товара:

– характеристика товара, которая отличает его от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение;

– совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;

– соответствие товара условиям рынка не только по своим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации.

2) со стороны предприятия:

– возможность предоставлять покупателям преимущества по цене, качеству и условиям поставки;

– преимущества по факторам производства и реализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание и др.);

– способность продать товар на рынке или способность организации постоянно увеличивать свою долю на рынке[5].

 

1.2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия

 

Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности.

Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг.

Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано.

В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель - определить положение предприятия на исследуемом рынке.

В настоящее время можно выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий:

1)Матричные методы. Этот подход основывается на маркетинговой оценке хозяйственной деятельности производителя и его продукта. Суть метода – анализ конкурентоспособности предприятия с учетом жизненного цикла продукции.

2)Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции. Данная группа методов основывается на том, что конкурентоспособность продукта и предприятия имеют прямо пропорциональную зависимость. Для определения конкурентоспособности продукта применяются квалиметрические и маркетинговые методы, большинство из которых заключается в нахождении соотношения цена-качество.

3)Методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Смысл данного подхода заключается в балльной оценке возможностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Все сформулированные в ходе анализа его возможности, направленные на достижение конкурентных преимуществ, оцениваются экспертами с позиции имеющихся ресурсов и факторов.

4)Комплексные методы. В рамках подобных методов оценка ведется на основании определения потенциальной и текущей конкурентоспособности. Как правило, текущая конкурентоспособность определяется на основе оценки конкурентоспособности его продуктов, а потенциальная – по принципу методов, которые основаны на теории эффективной конкуренции[2].

 

1.3 Содержание мероприятий по управлению конкурентоспособного предприятия

Управление конкурентоспособностью предприятий – это постоянный, планомерный процесс управления в рыночных условиях своими конкурентными преимуществами на уровне предприятия, стратегических единиц бизнеса, функциональных подразделений путем воздействия на определенные факторы конкурентоспособности, результатом чего являются лучшая позиция по отношению к конкурентам и стабильное положение предприятия за счет получения достаточной прибыли, позволяющее ему развиваться.

Управление конкурентоспособностью предприятия возможно осуществлять, опираясь на совокупность различных научных подходов системного, логического, воспроизводственно-эволюционного, инновационного, комплексного, глобального, интеграционного, виртуального, стандартизационного, маркетингового, эксклюзивного, функционального, процессного, структурного, ситуационного, нормативного, оптимизационного, директивного, поведенческого, делового, микроэкономического, инженерного, макроэкономического, качественного, креативного. Научные подходы не дублируют, а дополняют друг друга, более глубоко освещая определенный аспект управления. К управлению конкурентоспособностью предприятия необходимо подходить системно и комплексно, что реализуется наиболее полно на основе принципа системного подхода.

Технология управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя следующие этапы.

1 этап. Стратегический анализ ситуации на целевом рынке. Анализ основывается на изучении основных факторов, определяющих конкурентное

положение предприятия, и включает анализ макроокружения; непосредственного окружения; внутренний среды охранного предприятия.

Непосредственное окружение предприятий – заказчики охранных услуг, контролирующие организации, конкуренты, поставщики и др. Анализ внутренней среды предполагает изучение потенциала предприятия по следующим направлениям: менеджмент, производство, маркетинг, кадры, финансы. Анализ должен выявить отраслевые особенности рынка охранных услуг и региональные рыночные условия функционирования предприятий данной сферы.

2 этап. Анализ конкурентоспособности предприятия включает в себя определение показателей оценки конкурентоспособности охранных предприятий (общих и специфических); оценку конкурентоспособности предприятия, определение конкурентных преимуществ и слабостей и пр.

3 этап. Определение целей управления конкурентоспособностью. На основе анализа внешней и внутренней среды устанавливаются цели для предприятий сферы охранных услуг: укрепление позиции на завоеванном сегменте рынка, выход на новые рынки, поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности и т.д.

4 этап. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности охранного предприятия должно осуществляться на уровнях самого предприятия, стратегических единиц бизнеса, функциональных подразделений. Между данными видами стратегий и внутри каждой из них должна существовать взаимосвязь и взаимообусловленность.

5 этап. Выбор методов и средств достижения целей и реализации стратегии. Методы управления конкурентоспособностью охранного предприятия могут быть направлены на различные объекты: на предприятие, на структурное подразделение, на функциональное звено, персонал, услугу.

По специфике приемов и способам воздействия необходимо использовать методы, различающиеся по содержанию: организационные, административные, экономические, социально-психологические, самоуправления; по организационной форме – прямые и косвенные. На данном этапе определяются средства. Средства охранных предприятий, как правило, ограничены, поэтому их необходимо использовать на направлениях, которые дадут наивысшую отдачу.

6 этап. Планирование мероприятий по реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности организации. Определяются реальные и потенциальные конкурентные преимущества предприятия. Реальные конкурентные преимущества - факторы, по которым фирма превосходит конкурентов. Потенциальные – преимущества, по которым предприятие превзойдет конкурентов в будущем, если будут выполнены определенные управленческие действия. На данном этапе определяются нормативы показателей конкурентоспособности, по которым следует осуществлять контроль, разрабатывается стратегический план реализации стратегии, включающий комплексный стратегический план и план составляющих стратегий.

7 этап. Организация выполнения мероприятий по реализации стратегии

обеспечения конкурентоспособности. Осуществляется разработка конкретных мероприятий по выполнению разработанной стратегии, которая включает формирование конкретных программ тактических действий, организационного механизма реализации стратегии, выбор ответственных исполнителей и др. На основе программы осуществляется обеспечение необходимыми ресурсами и осуществление на практике всех запланированных мероприятий.

8этап. Мотивация персонала на решение поставленных задач по

управлению конкурентоспособностью предприятия. Мотивация должна включать не только инструменты материального стимулирования, но и обеспечение профессионального и карьерного роста, морального поощрения.

9 этап. Стратегический и тактический контроль, координирование и

корректировка выполнения конкурентной стратегии. Контроль обеспечивает

обратную связь между ходом процесса достижения целей и самими целями по достижению конкурентоспособности. Основные задачи контроля: сбор и

обработка информации о реализации стратегии; оценка полученных данных,

выявление отклонений состояния объекта по сравнению с принятыми нормативами, стандартами или другими объектами; выяснение причин

отклонений; при необходимости и возможности осуществление корректировки как самой стратегии, так и целей фирмы.

10этап. Оценка реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия. Этап включает оценку уровня реализации стратегии и оценку экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности. Оценка может проводиться путем сравнения достигнутых результатов с поставленными целями, с показателями до проведения запланированных мероприятий, с показателями конкурентов. Оценка экономической эффективности позволяет проанализировать результат с затратами на его осуществление. Сама оценка выступает в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии[13].

Представленная технология управления конкурентоспособностью

предприятия, включает в себя следующие элементы, которые находятся в прямой взаимосвязи: цель – метод - фактор - результат. Между данными категориями существует прямая взаимосвязь (рисунок 1).

При постановке цели определяются методы управления, которые выступают способами достижения необходимого результата. Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления. В данном случае объектом управления выступают факторы конкурентоспособности.

 


Рисунок 1 - Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов управления конкурентоспособности предприятия.

Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, которая оказывает влияние на изменение показателей конкурентоспособности.

Показатель – это данные, по которым можно судить о состоянии чего-нибудь, в нашем случае о состоянии объекта конкурентоспособности. Речь идет не об изменении содержания показателей, а об их качественном и количественном значении. Результатом воздействия на факторы является изменение показателей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия является показателем, интегрирующим показатели конкурентоспособности оказываемых услуг, результативности финансово - хозяйственной деятельности с учетом специфики

отрасли, в которой работает предприятие, организационно-правовой формы, статуса, имиджа, положения во времени и пространстве и зависит от ряда факторов внутренней и внешней среды. Факторы конкурентоспособности являются непосредственными причинами для изменения показателей конкурентоспособности. Воздействуя на факторы, мы осуществляем процесс управления конкурентоспособностью.

 

2. Управление конкурентоспособностью ООО Оптика «Плюс-Минус»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных