Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Риторика как наука об искусстве речи. Публичное выступление




Достоверно известно, что современный человек в устном общении проводит около 70% своего рабочего времени. Однако сказать с уверенностью, что всегда такое общение проходит успешно, всегда оно результативно — вряд ли можно. Как лучше донести информацию до собеседника, что необходимо сделать, чтобы тебя услышали — на эти и другие вопросы отвечает риторика. Большинство людей слово риторика связывают с ораторским мастерством, красноречием. И действительно, если обратиться к словарным статьям, то в качестве основного значения почти во всех находим определение риторики как «теории и искусства красноречия», «теории ораторского искусства».

Для многих оно означает скорее фразёрство (кстати, в словарях в качестве переносного значения указывается, что риторика — это напыщенная, бессодержательная речь), чем красноречие — умение с помощью красивых, но пустых фраз увести от истины, «заболтать» слушателя. Некоторые, понимая риторику как мастерство публичного выступления, считают, что она представляет интерес только для узкого круга людей, кто нуждается в этом профессионально (депутаты, политические деятели и т.д.).

Современная трактовка термина риторика такова: это теория и мастерство эффективной, совершенной речи. Почему теория? Прежде всего, потому что первенство, как считал Марк Туллий Цицерон, принадлежит образованному оратору. Именно Цицерон из трех необходимых для красноречия данных — природного таланта, навыка и знаний — на первое место ставил знания. Он сам только в двадцать шесть лет начал карьеру оратора, вооружившись разнообразными теоретическими знаниями и образцовой риторической техникой. Цицерону принадлежит формула, которую мы очень часто произносим: «Ораторами не рождаются, ораторами становятся». Теория — это еще и осмысление риторической практики древности, ведь риторика возникла в Греции в V веке до нашей эры.

Мастерство эффективной и совершенной речи — что вкладываем в эту часть определения? Эффективной признается речь, если она достигает цели (соответствует речевому намерению говорящего), обладает силой воздействия на адресата (никого не оставляет равнодушным), способствует гармонизации отношений говорящего и адресата (обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми). Совершенная речь предполагает соблюдение всех языковых норм, а также такие качества, как богатство, чистота, логичность, точность, уместность и т.д. Безусловно, каждый из нас хочет хорошо владеть словом, заинтересован в том, чтобы его поняли и приняли в обществе, поскольку «слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить» (Горгий).

Почему сегодня при таком разном понимании риторики, двойственности оценок интерес к ней все-таки возрастает?

Все мы, так или иначе, причастны к риторике, поскольку, как объясняет Аристотель, «всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять». Демократизация общества (а риторику часто называют «дитя демократии») предполагает умение каждого изложить свою точку зрения, владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Сегодня спектр проблем, затрагиваемых понятием риторика достаточно велик: от политического митинга до семейного диалога, от производственного собрания до разговора двух незнакомых людей в автобусе. Для нашего времени характерно расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, предполагающих вступление в коммуникацию.

Экономическую составляющую можно также рассматривать как одну из причин пристального внимания к риторике, потому что развитие предприятий, конкуренция, появление новых товаров породили необходимость в науке о рекламе, «завоевании» покупателей, «навязывании» товара (И.А. Стернин). Умение убеждать оказывается важным и в управлении производством. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собою самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском (А.Ф. Кони).

Например,в США при тестировании кандидатов в менеджеры применяют такой метод: испытуемому дают тему, отводят 10 — 15 минут для подготовки и предлагают выступить в зале с плохой акустикой. Если кандидат «не доходит» до каждого слушателя, его считают «слабаком» и не принимают на работу.

За все время существования риторики сотни формул применялись для ее определения: риторика трактовалась как «искусство убеждения» (речь, призванная обратить в свою веру слушающего, является древней греческой риторикой); с особенностями римской цивилизации связывают риторику как «искусство говорить хорошо» (усиливается интерес к литературно-языковой компоненте текста); в Средневековье и начальный период эпохи Возрождения риторика рассматривается как «искусство украшения речи» (риторика опирается не только на устный, но и на письменный текст). Каждое из исторических определений лишь отражает различные стороны риторики и не может быть строго предписано определенному периоду её развития. Однако мы можем и должны учитывать их сегодня при составлении и произнесении речей.

Итак, риторика — наука, которая помогает научиться пользоваться «даром» слова, изучить законы «изобретения, расположения и выражения мыслей» в речи.

Каждая из наших речей может стать и величайшим благом, и величайшим злом — все зависит от того, в руках какого человека оказывается такое мощное оружие, как владение речью, как умение выражать свои мысли и идеи. А познать закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения, оценить возможности использования их для создания эффективной речи помогает риторика, которая сегодня становится не только популярной, но и необходимой во всех сферах человеческой деятельности

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно разделялось на роды и виды.

В современной практике публичного общения под родом красноречия понимают область ораторского искусства, характеризующуюся наличием определенного объекта речи, системы его разбора и оценки. Результатом дальнейшего деления на основании более конкретных признаков являются виды (жанры) (см. подробно Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 349 - 406; Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 65 - 146; Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994. – С. 44 - 55)

 

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». Композиция — это своеобразная логика развития содержания по намеченному плану; построение выступления, соотношение его отдельных частей и соотношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Риторика рекомендует: начинать создание текста следует с центрального, главного раздела; затем пишутся второстепенные разделы и только потом — введение и заключение.

Рассмотрим составные элементы композиции.

Удачное начало – половина успеха. Основные цели вступления: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности. Поль Сопер писал: «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движения. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Ф. Снелл отмечал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь». Чаще всего речь начинается с этикетных формул: Здравствуйте! Уважаемые коллеги..., Дамы и господа..., Дорогие друзья, Я рад счастливой возможности выступить перед вами... и т.д. Выбор обращения зависит от того, перед кем произносится речь.

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории вступление может быть минимальным, состоять только из одной завязки, без зачина; в менее подготовленной – вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Ответственный момент – привлечь слушателей, «зацепить их внимание». Этих «зацепляющих крючков» может быть много: интересный факт, событие из жизни (жизненный материал может служить «мостиком» к основному содержанию: Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора..., Недавно я прочитал, что...), что-нибудь неожиданное, парадоксальное (Что такое образование? Это то, что остается, когда все выученное забыто, — утверждает Энштейн. Так ли это?); пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения («Заговори, чтоб я тебя увидел» Сократ, «Жизнь творит порядок, но порядок не творит жизни» Экзюпери, «Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания» С. Хьюз); риторический вопрос (Вас интересует, как развивается язык? Какие процессы происходят в ней? Вы хотите услышать моё мнение? Я готов с вами поделиться своими мыслями). Во вступлении можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету, но все это должно быть связано с темой и уместно в данной аудитории. Не случайно Платон называет вступление «головой» речи. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо приложить достаточно много усилий: «Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи» (Ю. Трифонов).

В начале также четко называется тема и основной тезис (основная мысль) речи. В хорошо подготовленной аудитории вступление может быть минимальным, в менее подготовленной — более развернутым. Результатом вступления должны быть: любопытство слушателей, внимание и расположенность к оратору и к его будущей речи.

Запомните правило двух «НЕ» в начале речи: НЕ начинайте выступление с извинений и НЕ говорите, что вы не оратор.

В основной части («тело» речи) всесторонне раскрывается тема и идея выступления. Важно в главной части соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Логический переход от одной мысли к другой можно осуществить с помощью таких слов и выражений, как следовательно, итак, с одной стороны — с другой стороны, в дополнение скажу. Эти «переходные слова» подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела можно отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, и изменением позы. Не забудьте: материал необходимо расположить таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал добиться поставленной цели.

Продумывая структуру основной части, выступающему нужно определить, каким методом он будет излагать материал: индуктивным, дедуктивным, методом аналогии, концентрическим, ступенчатым или историческим. Использование различных методов подачи материала в одном выступлении позволяет сделать его структуру более оригинальной, нестандартной.

Создавая выступление, надо соблюдать и основной методический принцип: мысль должна двигаться от простого к сложному, от известного к новому.

При работе над композицией речи, следует учесть, что речь должна быть доказательной, суждения убедительными. Все разваливается, повисает в воздухе, если выступающий не смог обосновать свои положения и доводы. Фактический материал повышает уровень выступления. Однако только достоверные, проанализированные, проверенные факты могут доказать основную мысль речи. Сильным средством доказательности является цитирование, которое направлено на подтверждение главной мысли выступления. Но не следует перегружать выступление цитатами, иначе в них потонет собственная точка зрения, и оратор оставит впечатление неуверенного человека.

Не нужно забывать о важном принципе композиции — принципе усиления: значимость, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Народная мудрость утверждает: «Конец всему делу венец». Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. В заключении важно учесть закон края: последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Удавшимся можно считать публичное выступление, после которого аудитория точно знает, что нужно делать с полученной информацией. Основные функции заключения — напомнить главную мысль и объяснить, что с ней “надо делать”.

НЕЛЬЗЯ в конце выступления:

- извиняться (Я вижу, что немного утомил вас. Мне не удалось рассмотреть все аспекты проблемы);

- ничего вспоминать дополнительно после формулировки вывода (Да, еще необходимо упомянуть о...);

- заканчивать на пессимистической ноте, оставлять аудиторию в настроении безнадежности (Это печально, но факт остается фактом, и выхода из сложившейся ситуации нет);

- использовать шутку, если она не относится к теме выступления.

- завершать речь фразой типа «Вот и все, что я хотел вам сказать».

Заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В нем не может быть противоречий с основной частью выступления. Заключение должно быть кратким, сжатым (см. подробно Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – С. 211 - 303; Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 116 - 132).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных