Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ




Патерналистская (авторитарная, традиционная) модель отношения «врач-пациент» состоит в том, что врач руководит лечением, принимает решение, информирует пациента в той мере, в которой считает нужным, а пациент пассивен, полностью подчиняется врачу. Целью этой модели является здоровье пациента.

Эта модель самая ранняя в истории медицины. Она возникает одновременно с медициной и впоследствии закрепляется в силу следующих обстоятельств. Во-первых, изначально и по настоящее время врач и пациент выступают неравными сторонами, прежде всего в медицинском плане: врач – профессионал, пациент – профан в большинстве случаев. Во-вторых, в силу вышесказанного пациент вынужден доверять врачу. В-третьих, в медицине всегда были и будут ситуации, когда ради спасения здоровья и жизни пациента врач берет на себя всю ответственность: скорая и неотложная помощь, интенсивная терапия, реанимация. В-четвертых, в некоторых странах патерналистская модель закрепляется как почти единственно возможная: авторитарные и тоталитарные режимы. Так, в СССР патерналистское отношение государства к гражданам вполне коррелировалось с государственной общедоступной бесплатной медицинской помощью.

В «Клятве Гиппократа» мы находим письменное закрепление этой модели. Клятва ориентирует врача на избежание причинения вреда пациенту, но и одновременно настаивает на молчаливом подчинении пациента врачу. Одна из норм клятвы рекомендует, например, врачу – «не следует ничего рассказывать пациенту о теперешнем и возможном будущем состоянии его здоровья». В соответствии с клятвой Гиппократа врачу предоставляется полное право решать проблему информирования пациента без участия последнего.

Патерналистская модель подразумевает под отношениями врача и пациента отношения, подобные отношению родителей и детей («патер» – лат. – отец): покровительство, полная ответственность и забота со стороны врача и тем самым зависимость пациента от него во всем.

Длительное существование патерналистской модели свидетельствует о ее определенной исторической оправданности, о постоянном доверии врачам со стороны пациентов. Социологические опросы, проведенные союзом медиков Финляндии, свидетельствуют о высоком доверии к врачам: 76% опрошенных заявили, что врач должен действовать в каждом конкретном случае по собственному усмотрению, не согласуясь с пациентом; 90% опрошенных признали, что никогда не оспаривали поставленный диагноз.

В силу того, что пациент в этой модели выступает в качестве объекта, патерналистская модель содержит возможность проявления пренебрежительного, невнимательного отношения к внутреннему миру пациента, к его психическому и моральному состоянию. Об этом свидетельствуют языковые формы (реплики), складывающиеся в процессе врачевания и в отечественной медицине: «пожили, бабушка, и хватит», «ваше сердце старше вас»; в рентгенкабинете – «ложитесь, мамаша, сейчас мы вам снимем голову» и др. Здесь мы видим явное нарушение деонтологических норм, и оно вызвано, не в последнюю очередь, низкой общей и профессиональной культурой медицинского персонала.

Для отечественной медицины господство патерналистской модели обусловлено, помимо вышеназванных причин, длительным существованием авторитарных общественных отношений, в которых приоритетными всегда были права государства, общества, коллектива, а не отдельного человека, гражданина.

В середине ХХ века патерналистская модель отношения «врач-пациент» столкнулась с серьезными трудностями, главными из которых явились растущее самосознание человека как гражданина и как пациента; повышение статуса здоровья, жизни как высшей ценности человека, поставленных под угрозу современными медицинскими технологиями. Пришло время новых моделей отношений «врач-пациент», в том числе и модели «информированного согласия».

 

ПАЦИЕНТ

Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, либо пользующееся ею на постоянной или временной основе.

 

ПРАВА ВРАЧА

Права врача (медработников) – совокупность норм и принципов, обеспечивающих профессиональную деятельность врача (медработников), защиту прав, чести и достоинства медработников.

Права врача гарантируются отечественными гражданско-правовыми документами, провозглашающими права и свободы граждан: Конституция РФ (1993 г.), Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).

В «Основах...» закреплены права (раздел Х) медицинских и фармацевтических работников. Законодательством предусмотрены для работников этой области право на занятие: - медицинской и фармацевтической деятельностью (Ст. 56); - народной медициной (целительством) (Ст. 57); - на создание профессиональных ассоциаций и иных общественных объединений (Ст. 62); - на социальную и правовую защиту (Ст. 63); - на оплату труда и компенсации (Ст. 64).

В Этическом кодексе российского врача только Ст. 7 прямо указывает на право врача отказаться от работы с пациентом при определенных обстоятельствах. Остальные статьи кодекса предписывают врачу выполнение профессиональных обязанностей и долга.

 

ПРАВА ПАЦИЕНТА

Права пациента – совокупность этических, правовых норм, направленных на защиту здоровья и жизни пациента, на обеспечение профилактической, диагностической, лечебной медицинской помощи. По своему содержанию и характеру права пациента принадлежат личным и социально-экономическим правам человека и гражданина.

Морально-нравственные права пациента прописаны в разделе 2 «Этического кодекса». Ст. 8-15 закрепляют права пациента на: - свободу и независимость личности; - адекватную информацию о своем состоянии; - получение медицинской помощи, не ограниченной какими-либо влияниями; - согласие (отказ) на лечение; - физическую или психическую целостность личности; - соблюдение врачебной тайны; - достойную смерть; - свободный выбор врача.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) в 6-ти из 12-ти разделов прописаны права отдельных групп граждан; права граждан при оказании медико-социальной помощи; права граждан в области планирования семьи и регулировании репродуктивной функции человека; при проведении медицинской экспертизы.

Вообще 90-е годы ХХ столетия оказались для отечественного здравоохранения плодотворными с точки зрения правового обеспечения. Вслед за Конституцией РФ (1993 г.) принимается целый ряд законов, призванных организовать медицинскую практику и защиту интересов, свобод пациентов и медработников в соответствии с мировыми стандартами и уровнем современной медицины: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее организации» (1992 г.); «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.); «О донорстве крови и ее компонентов» (1993 г.); «О защите прав потребителей» (1996 г.) и другие.

Нарушение прав, свобод и ценностей, закрепленных в вышеперечисленных документах, ведет к возникновению биоэтических ситуаций и проблем. Знание этих документов позволит медицинскому работнику не только правильно решать биоэтические проблемы, но и в какой-то степени их предвидеть, прогнозировать.

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Права человека - это система личных, экономических, социальных, политических и юридических норм и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Под основными правами следует понимать права, содержащиеся в конституциях государств и международно-правовых документах по правам человека. К последним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод граждан (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Хельсинский заключительный пакт (1975 г.).

Отечественными гражданско-правовыми документами, провозглашающими права и свободы граждан, являются: Конституция РФ (1993 г.), Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).

Личные права человека включают право на: жизнь; свободу; личную неприкосновенность; неприкосновенность частой жизни, жилища; свободу передвижения; выбор места пребывания и жительства в пределах России; свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Законодательством гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.

Политические права включают: право участвовать в управлении делами общества и государства; равное право доступа к любым должностям в государственных органах; право собираться мирно и без оружия; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам; право на замену военной службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей в случае противоречия несения военной службы убеждениям граждан; право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.

Социально-экономические права включают: право быть собственником; право на труд и отдых; на соответствующие условия труда; на квалифицированную медицинскую помощь; на социальное обеспечение; на образование; на защиту материнства, младенчества, детей.

Каждый гражданин вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, пользоваться квалифицированной юридической помощью. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый имеет право на возмещение всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, их должностных лиц.

В социальном плане права и свободы граждан – это ограничитель притязаний власти, противовес ее всесилию, призванный обеспечить ее ограничение, поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является определяющим признаком правового государства.

 

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Бытие человека, рассмотренное в его предельных границах, представляет собой взаимосвязанные процессы рождения, жизни, умирания, смерти. И в этом смысле оно всегда выступало предметом религиозных, философских, этических дискуссий и вечной темой литературы и искусства. Рассмотренное сквозь призму прав и свобод бытие человека ставит два мировоззренческих вопроса: право на жизнь и право на распоряжение жизнью (право на достойную смерть).

Право человека на жизнь, относящееся к неотъемлемым правам человека, принадлежит каждому от рождения. Это право закреплено как в международных, так и в национальных правовых документах современных стран. К числу первых относятся: Всемирная декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о правах человека (1966 г.), Хельсинкский заключительный пакт (1975 г.) и др. В России основополагающими документами в этом отношении являются: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

В социальном плане права и свободы граждан (в том числе и право на жизнь) – это ограничитель притязаний власти, противовес ее всесилию. Приоритет прав человека перед интересами государства является определяющим признаком правового общества. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека признаются высшей ценностью (Ст. 2).

В медицине право на жизнь является основным, базовым. Одним из аспектов этого права является реализация человеком его репродуктивной функции и планирование семьи. С вышеуказанным тесно связаны такие понятия как репродуктивное здоровье, репродуктивное право, репродуктивный выбор. Репродуктивное здоровье – это способность человека производить потомство и вести сексуальную жизнь. Репродуктивное право – это совокупность принципов и гарантий, обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья. Репродуктивный выбор – это моральная автономия в вопросах планирования семьи, деторождения, сексуальной жизни. Медицинское вмешательство в репродуктивную деятельность человека в зависимости от цели делится на два типа: ограничивающий (аборт, контрацепция, стерилизация) и стимулирующий (методы искусственного оплодотворения). Право на жизнь пронизывает такие области медицины как акушерство, перинатология, неонатология. Оно непосредственно связано с такими медицинскими технологиями как аборт, стерилизация, контрацепция, вспомогательные репродуктивные технологии. Право на достойную смерть (право распоряжаться своей жизнью) непосредственно связано с такими областями медицины как реаниматология, паллиативная медицина, хосписная служба. Право пациента на достойную смерть закреплено в Этическом кодексе российского врача (Ст. 14). Это право является ключевым в проблеме эвтаназии и в паллиативной медицине.

 

ПРАВО НА СМЕРТЬ

Бытие человека имеет две взаимосвязанные стороны: рождение, жизнь и умирание, смерть. Наличие пределов бытия обусловливает смысложизненные ориентации человека, разнообразие религиозных и философских систем. Многие мудрецы связывали философское понимание жизни с тем, как человек завершает свой земной путь. Древнегреческий реформатор Солон учил: «Наблюдай конец жизни!»

Жизнь и смерть, признанные равноправными сторонами человеческого бытия в философском плане, не предстают таковыми в свете общечеловеческих прав и свобод. Право на жизнь как неотъемлемое фундаментальное право человека закреплено в международных документах (Всемирная декларация прав человека, 1948 г. и др.), в отечественных документах (Конституция РФ, Ст. 20 и др.), в национальных документах других стран. Тот факт, что право на смерть не отражено в документах, свидетельствует, очевидно, не о том, что завершение жизни человека менее значимо, чем ее начало, а о том, что такое право еще не продумано человечеством в полном его объеме и значении, хотя феномен смерти исследуется уже длительное время и разными областями знания. В соответствии с биологическими закономерностями и социальными случайностями жизнь человека предельна, т.е. завершается рано или поздно либо естественной смертью (старость, болезнь), либо вследствие травм, несовместимых с жизнью, ритуальных убийств, несчастных случаев.

Можно ли вообще говорить о праве на смерть? Очевидно, можно, но о праве на собственную достойную смерть. Право на смерть тесно связано с правом на жизнь, с правом распоряжаться своей жизнью, с жизнью как правом, а не только как обязанностью.

Не ставя задачей обобщить все материалы по данному вопросу, укажем только на известные основные способы реализации этого права: в повседневной жизни – суицид, в медицинской практике – эвтаназия, хосписы.

Суицид (лат. sui – «себя», cido – «убиваю») – самоубийство. В истории культуры отношение к самоубийству и самоубийцам было различным и нередко противоположным. Например, философские учения стоиков, эпикурейцев считали самоубийство естественным выходом из сложных житейских ситуаций. Однако большинство философских систем и их представителей (Пифагор, Платон, Аристотель, Кант и др.) отвергали идею самоубийства. Среди религиозных учений одни допускают самоубийство (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм), другие осуждают (христианство, ислам, иудаизм).

В настоящее время суицид – далеко не единичное явление в мире. В развитых странах самоубийство входит в число пяти главных причин смерти, после болезней: системы кровообращения, лейкемии и др. Феномен суицида становится предметом научного исследования со второй половины XIX века.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2002г., в мире совершалось около 10 млн попыток самоубийства, из них примерно 1 млн завершались смертью. Критическим показателем уровня самоубийств в стране, по мнению экспертов ВОЗ, является 20 суицидов на 100000 населения. Показатели и динамика самоубийств обусловлены многими причинами: социальными, экономическими, половозрастными и др. В странах Западной Европы на начало 90-х годов прошлого века показатель самоубийств колебался в пределах 10-15 на 100 тыс населения. В постсоветской России этот показатель изменялся в зависимости от социально-экономических преобразований 90-х годов XX века: 1990 – 26,4; 1991 – 40; 1994/1995 – 42; 1999 – 26,4; 2001 – 39,6. В Екатеринбурге – 46 (1997 г.).

В реальной жизни мотивами самоубийств выступают чаще всего семейные проблемы, болезни, безработица, потеря близких, неразделенная любовь и др. С философской точки зрения мотивом самоубийства во всех таких случаях является утрата смысла жизни. Исключением, очевидно, являются суициды, совершенные психически больными людьми (25-27%) и людьми в состояниях алкогольного, наркотического отравления (19%).

Феномен суицида как серьезное общественное явление уже свыше ста лет выступает предметом пристального научного исследования. Этой проблемой занимаются социология, психология, этика, психиатрия, философия, юриспруденция. К этой проблеме обращена деятельность реабилитационных центров, где оказывается психологическая помощь, телефонов доверия, широкая просветительская работа социальных и медицинских работников.

По свидетельству ВОЗ, самоубийцы используют 80 способов ухода из жизни. На сегодняшний день известно 999 мотивов самоубийств. Реаниматолог А.П. Зильбер, который приводит эти цифры, доверительно сообщает, что знает тысячный мотив, но никому его не скажет (А.П. Зильбер. 1998. С.209).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных