Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО




Суррогатное материнство – все случаи, когда зачатие, вынашивание и рождение ребенка осуществляются женщиной с целью передачи его другим лицам для усыновления..

Суррогатное материнство как разновидность вспомогательной репродуктивной технологии призвано решить проблему женского бесплодия. Использование методов ЭКО ПЭ и искусственной инсеминации обусловливает сложность этических, правовых, религиозных вопросов.

Отношение к суррогатному материнству противоречивое. Сторонники этого метода исходят, прежде всего, из права человека на частную жизнь и права иметь потомство. Наибольшие протесты суррогатное материнство вызывает со стороны христианства и представителей традиционных этических позиций. В каждой стране есть и сторонники, и противники этой технологии. Например, во Франции и Германии суррогатное материнство запрещено. Если обнаруживают «суррогатных преступников», то виновным становится врач. В США в 19 штатах обсуждаются проекты законов, запрещающих применение метода «суррогатного материнства», хотя на сегодняшний день законодательством разрешено суррогатное материнство.

Проблем, возникающих при использовании этого метода, немало. Примерно 1% суррогат-матерей нарушают контракт с супружеской парой и после родов отказываются отдать ребенка юридическим родителям. Сложность подобной ситуации в том, что согласно общепринятым положениям, доноры половых клеток, а здесь таковыми могут являться и юридические родители, не могут рассматриваться как истинные родители. Хотя нельзя не учитывать того, что здесь донорство отличается от обычного.

В процессе вынашивания и продолжении половой жизни суррогат-матерью могут возникнуть сомнения в том, что беременность возникла в результате переноса эмбрионов. В литературе описан случай рождения суррогат-матерью плода с микроцефалией. И лишь анализ групп крови и другие тесты показали, что ребенок не супруга-заказчика, а ребенок суррогат-матери и ее сожителя. Суррогатное материнство порождает ряд острых биоэтических проблем: - анонимность доноров; - редукция эмбрионов; - феномен «генеалогической путаницы»; - наличие нескольких родителей (юридических, биологических, вынашивающей матери).

Непростые этические и правовые вопросы возникают в случае, когда суррогатная мать не соблюдает режим, и ребенок рождается больным, даже если патология возникает вследствие генетических, экологических или других причин.

В доперестроечное время суррогат-материнство осуждалось и оценивалось как «гримаса» буржуазного общества. В последние же годы, годы глубоких экономических и социальных преобразований, этот способ вспомогательной репродуктивной технологии признан, и тысячи женщин обрели радость материнства.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Ст. 22, 35) закреплено право совершеннолетней женщины детородного возраста на материнство, на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Правовая регламентация возникающих спорных ситуаций при использовании суррогатного материнства прописана в законодательных нормах Семейного кодекса (Ст. 51) и Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» (1997, Ст. 16): - согласие суррогатной матери на вынашивание эмбриона на момент имплантации оформляется письменно; - супружеская пара записывается родителями ребенка только с письменного согласия суррогатной матери.

В соответствии с законодательством на искусственное оплодотворение имеет право как замужняя, так и одинокая женщина. Вопрос о вознаграждении в законодательстве не прописан, а значит и не запрещен. Очевидно, сроки, формы и объемы вознаграждения определяются в рамках личной договоренности. Средства массовой информации сообщают о том, что услуга суррогатной матери стоит от 10 до 30 тысяч долларов.

Среди противников суррогатного материнства в России имеются представители разных социальных групп и профессий, но большинство составляют православные верующие. Официальная позиция русского православия представлена в «Основах социальной концепции РПЦ». В них суррогатное материнство осуждается как «противоестественное и морально недопустимое даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе». Пагубность суррогатного материнства русское православие видит в нарушении целостности личности и исключительности брачных отношений, в том, что допускается вторжение третьей стороны. Все это вместе, по мнению РПЦ, порождает «безответственное отцовство, материнство и подрывает основу семейных взаимосвязей». Предлагаемое православием решение проблемы бесплодия путем усыновления (удочерения) действительно не является противоестественным, но и оно для супружеской пары не является беспроблемным: здоровье усыновляемого, организационные издержки, психологическая совместимость.

Бесспорно, необходимо уважать взгляды, аргументы противников суррогатного материнства. Однако бескомпромиссная позиция РПЦ ведет к уходу от некоторых реальных проблем планирования семьи, проблем женского бесплодия и права на потомство. Возникающее противоречие между желанием супружеской пары (или одинокой женщины) иметь потомство и последствиями наследственной или прижизненной болезни, травмы, социальных обстоятельств никогда не должно лишать человека его фундаментальных прав.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Техническая модель отношения «врач – пациент» состоит в том, что врач здесь имеет склонность интересоваться фактами в большей степени, чем ценностями; говорить о болезни больше, чем об уходе за пациентом.

В этой модели пациент обезличивается. Из отношения «врач-пациент» исчезают социальное, культурное, психологическое измерения. В этой модели традиционный призыв «лечить не болезнь, а больного» переворачивается – «лечить не больного, а болезнь». В данной модели доминирует технократическая составляющая в ущерб гуманистической. В технической модели доминирует власть врача-ученого, врача-ремесленника. Тем самым эта модель несет в себе возможность острых биоэтических ситуаций, ибо из неё элиминируется ценностная, этическая составляющая.

 

ТРАНСПЛАНТАТ

Трансплантат (лат. transplantare – пересаживать) – органы или участок ткани, которые используются для пересадки.

В соответствии с Федеральным законом «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.) трансплантатами могут быть: сердце, легкие, почки, печень, костный мозг и другие органы или ткани. Действие закона не распространяется на органы или ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетка, сперма, яичники, яички или эмбрионы), а также препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты. В то же время отечественное законодательство допускает пересадку репродуктивных тканей в технологиях искусственного деторождения: искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство. В некоторых странах для трансплантации используются абортированные плоды. Например, в Китае пересадили в кору головного мозга больной эпилепсией трансплантат, взятый из мозга абортированного плода.

В современной трансплантологии очень важным является вопрос о правовом статусе трансплантата. Эта проблема возникает в связи с отчуждением органа или ткани от организма. Если трансплантат считать частью организма, то он не попадает под юридическое понятие вещи и тем самым не имеет рыночного эквивалента и не может быть предметом сделки. Такой подход ограничивает возможность трансплантации с правовой точки зрения. Если же признать трансплантат вещью, то он становится объектом сделок, что тоже недопустимо. Выходом из этого противоречия является признание за трансплантатом статуса вещи, ограниченной в обороте. Поэтому в Федеральном законе о трансплантации (Ст. 1) и «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Ст. 47) констатируется, что органы и ткани не могут быть предметом купли-продажи и коммерческих сделок. Лица, участвующие в подобных сделках, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ

Трансплантация – биомедицинская технология замещения поврежденных или отсутствующих органов и (или) тканей собственными органами, тканями или взятыми из другого организма.

На сегодняшний день трансплантация приобрела характер важнейшей технологии восстановления здоровья и продления жизни больных при тяжелых формах сердечной, почечной, печеночной и легочной недостаточности. В современной медицине осуществляются следующие виды трансплантации: аутотрансплантация – пересадка в пределах одного организма; аллотрансплантация – пересадка органов или тканей от организма того же вида, например, от человека к человеку; изотрансплантация – пересадка от генетически идентичного организма, например, от одного близнеца к другому близнецу; ксенотрансплантация – пересадка органов или тканей от организма другого вида, например, от животного к человеку. Широко используется в современной медицине имплантация: вживление в организм человека искусственных органов.

Трансплантация как жизнеспасающий хирургический метод имеет длительную историю. Сохранилось библейское предание о том, как сыновья сицилийского лекаря Космас и Дамианус пересадили нижнюю конечность мавра белому аббату, за что впоследствии были казнены. До конца не ясен мотив казни: медицинский или религиозный? Тем не менее, в этой «золотой легенде», вероятно, выражена в большей степени надежда человека на восстановление естественных органов и функций организма. Эта надежда постепенно осуществлялась в процессе развития медицины и совершенствования ее технологий.

В период донаучной трансплантации (до XIX века) преимущественно развивались методы пластической хирургии и переливания крови. В переливании крови (алло- или ксенотрансплантация) воплощалась мифическая идея «переноса жизни», связанная с тезисом о том, что субстанция жизни – кровь. Одни считали, что вместе с кровью передается и характер. Например, Гиппократ утверждал, что если злой человек употребляет кровь овцы, то его душевные качества изменятся в лучшую сторону. В 20-е годы XX столетия русский философ А.А. Богданов, организатор и директор Института переливания крови, разработал концепцию «физиологического коллективизма». Согласно этой концепции, переливание крови не просто медицинская процедура, но и один из способов «братания людей» и формирования из отдельных людей единого «социального организма». С философской точки зрения концепция «физиологического коллективизма» несостоятельна, так как в ней имеет место биологический редукционизм.

До настоящего времени сохраняются представления о крови как душе человека. Так, например, члены секты Свидетелей Иеговы убеждены, что донорскую кровь нельзя переливать, а вместо нее необходимо использовать кровезаменитель. В некоторых странах, например в США, во избежание конфликтов и судебных рисков, в соответствии со специальным законом, пациентам, членам секты Свидетели Иеговы, вводится кровезаменитель при больших кровопотерях.

Органная трансплантация начинает свою историю лишь в XX веке: ксенотрансплантация почки от свиньи (Ульман, США), аллотрансплантация почки от трупа (Ю. Вороной, СССР), аллотрансплантация почки от живого донора (Д. Хьюм, США) и т.д.

Кристиан Барнард 3 декабря 1967 г. впервые пересадил сердце погибшего человека пациенту. Последний прожил с чужим сердцем две недели. Первая пересадка сердца – свидетельство высокого уровня развития трансплантационной хирургии и смежных областей медицины. Однако отношение к ней было двояким. Одни восхищались, другие осуждали эту пересадку как несвоевременную и недостаточно подготовленную. Правы и те, и другие. Действительно, первая пересадка сердца открыла новую страницу в истории жизнеспасающей хирургии. В то же время эйфория от новой технологии вызвала «эпидемию» пересадок сердца: только в 1968 г. в 22 странах было пересажено 101 сердце. Однако результативность, эффективность этих пересадок оставалась невысокой: из 166 человек, которым пересадили сердце, спустя 2 года выжили только 23 человека. И не могло быть иначе. Ведь первые пересадки всегда носят не только клинический, но и экспериментальный характер. Отсюда и возможные риски. Дополнительные месяцы жизни пациентов, считавшихся ранее безнадежными, можно считать оправданными и медицински, и этически. Конец XX века знаменуется новым качественным уровнем развития трансплантологии: совершенствуются методы хранения трансплантатов, расширяется ассортимент иммунодепрессантов, совершенствуется техника пересадок. Пересадки некоторых органов, таких как почка, становятся рутинными, т.е. обычными. Осваивается методика «кластерных» пересадок, т.е. пересадка сразу нескольких тканей, органов. Пятилетняя выживаемость реципиентов за последние 2-3 десятилетия возросла с 50 до 83%, а по некоторым органам – до 90-95%.

К началу XXI века в развитых странах мира созданы и функционируют центры органной трансплантации: США – 220, Зап. Европа – 95, Россия – 3. По мировым нормативам необходимо иметь 300 диализных мест на миллион населения. Имеется в США – 800, Европе – 600, России – 6% (Известия. 2004. № 203. С.11).

Несмотря на успехи трансплантологии, основной проблемой ее остается дефицит донорских органов. При относительно стабильной донорской популяции резко возросло число пациентов (с 1987 по 1991гг.), ожидающих пересадку: почки – на 56,6, сердца – на 319,9, печени – на 326,8%, легких – в 34 раза (Б.В. Фадин, 1999). В среднем в мире прирост регистраций в листках ожидания ежегодно составляет 14-19%.

Современная медицина разрабатывает следующие направления решения проблемы дефицита донорских органов: - мультиорганное донорство; - совершенствование способов консервации органов; - либерализация критерия «смерть мозга»; - создание международных и иных корпораций по заготовке и обмену органами; - более широкое использование живых доноров (не родственников); - ксенотрансплантация.

Этический аспект. Современная клиническая трансплантология – это не только состоявшийся и признанный метод лечения пациентов, но и метод, имеющий высокую степень врачебного риска. Именно с этим обстоятельством связана специфика действия этических принципов в трансплантации. Под защитой этических принципов находятся как донор, так и реципиент.

Донор. По отношению к донору реализуются этические принципы: информированное согласие, уважение моральной автономии личности, конфиденциальности. Но нарушается принцип «не навреди!». Забор органа так или иначе ослабляет организм, сужает диапазон его функциональных возможностей, не говоря уже об иных возможных рисках. С медицинской точки зрения и принцип «делай добро» также не реализуется по отношению к донору. Поэтому добровольность и осознанность решения человека стать донором должны быть результатом вдумчивой и убедительной беседы врача с ним. Защита интересов и прав донора прописана в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), основные положения которого должны быть доведены врачом до донора (см. «Донор»).

Реципиент. Трансплантация как жизнеспасающая технология показана лишь в тех случаях, когда исчерпаны все иные способы спасения жизни и сохранения здоровья пациента. Права и интересы реципиента защищены законодательством и этическими нормами. Относительно реципиента, в отличие от донора, принципы «не вреди» и «делай добро» не нарушаются и реализуются остальные принципы, способствуя сохранению здоровья или спасению жизни пациента. И хотя не исключены медицинские риски (отторжение органа, ткани и др.), они являются непреднамеренными последствиями.

В трансплантации относительно реципиента особенным образом проявляется принцип справедливости. Смысл этого принципа состоит в том, как распределять блага в условиях их дефицита. Здесь речь идет, прежде всего, о реципиентах, нуждающихся в донорских органах, количество которых ограничено. Справедливое распределение донорских органов должно соответствовать ряду требований. Наиболее объективными являются следующие: - степень совместимости пары «донор-реципиент» (так называемая «природная лотерея»); - экстренность ситуации (приоритет реципиента, находящегося в угрожающем состоянии); - длительность нахождения в «листе ожидания». Некоторые авторы включают в перечень критериев возможный обмен органами между трансплантатными объединениями. В России вывоз органов в целях обмена за пределы РФ законодательством не предусмотрен (В.И. Акопов, 2000, С.82). Банк органов для пересадки выгоден и необходим, в том числе и с целью возможного обмена. Для врачей выбор реципиента – это всегда ответственный этический поступок.

При пересадке жизненно важных непарных органов донор – это умерший человек с сохраняющими какое-то время свою основную функцию сердцем, легкими, печенью, почками и другими органами. В основе решения использовать органы донора-трупа лежит констатация смерти всего головного мозга (см. «Смерть мозга») и правовое обеспечение забора органа у трупа.

Правовой аспект. В 40 странах мира приняты специальные законы или разделы в Конституциях, регулирующие основные этапы национальных трансплантационных программ. Национальные законодательства в силу культурных особенностей различны, но в то же время основываются на признании международных норм в области прав личности, ее свободы и защиты.

Отечественная трансплантология регламентируется положениями Конституции РФ (Ст. 20, 21, 24, 41, 53), «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Ст. 46, 47), Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (1993 г.), «О погребении и похоронном деле» (1995 г.) и других нормативных документов Минздрава РФ.

Международным сообществом приняты документы, привлекающие внимание к болевым точкам трансплантологии: «Заявление о торговли живыми органами» (Брюссель, 1985 г.), «Декларация о трансплантации человеческих органов» (Мадрид, 1987 г.), «Резолюция по вопросу поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов» (Стокгольм, 1994г.).

Важнейшим документом этого уровня является принятая Советом Европы Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1996 г.).

Часть VI Конвенции (Ст. 19, 20) содержит требования, предписывающие проведение трансплантации исключительно с целью лечения, на основе явно выраженного и конкретного согласия; запрещающие изъятие органа у человека, который не в состоянии дать на это согласие, кроме исключительных случаев, перечень коих и прилагается. Часть VII Конвенции содержит запрет на извлечение финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела. Многие положения Конвенции находят отражение в отечественном законодательстве.

Реципиент. Пересадка органов и тканей производится с письменного согласия реципиента (при переливании крови достаточно устного согласия). В соответствии с законом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. В случаях, когда реципиент не достиг 18 лет или признан в установленном порядке недееспособным, пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя. Принцип моральной автономии реципиента может быть нарушен в исключительных случаях, когда, например, промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно. Однако такое исключение может привести к конфликтным ситуациям. В частности, пересадка может не отвечать религиозным или нравственным убеждениям реципиента.

В то же время нельзя полагать, что любое требование реципиента о проведении ему пересадки органов или тканей будет обязательно выполнено. Трансплантация как жизнеспасающая технология применяется только по медицинским показаниям, если иные медицинские методы не могут гарантировать сохранение жизни реципиента либо восстановления его здоровья.

Психологический аспект. Проведение любого медицинского вмешательства всегда связано со сложными психологическими переживаниями и даже фобиями пациента. В специальной медицинской литературе уже классифицированы типичные психологические отношения пациента к своей болезни, типичные предоперационные состояния пациентов. В трансплантации психологическая сторона усложняется. Во-первых, речь идет о двух пациентах – доноре и реципиенте; во-вторых, у живого донора переживания связаны с нарушением привычной целостности организма, с утратой органа, с размышлениями о том, как будет вести себя организм, появятся ли сбои в работе других органов; в-третьих, у реципиента переживания связаны с «принятием» чужого органа, со страхом отторжения, с возможностью «влияния» пересаженного органа.

Опыт зарубежной трансплантологии свидетельствует о наличии нескольких устойчивых психологических феноменов, характерных именно для реципиентов и доноров.

«Преждевременный траур» возникает у членов семьи, когда один из них, чаще один из супругов, находится длительное время на лечении в ожидании донорского органа. Члены семьи (чаще один из супругов) заботливо и терпеливо за ним ухаживают, подсознательно ожидая его кончины. Но совершается успешная пересадка, и реципиент возвращается домой. В большинстве случаев имеет место радость встречи, но нередко возникают, как пишет Ф. Мур, конфликты в семье, иногда и разводы между супругами. Почему? Вопрос непростой. Одно из объяснений состоит в том, что здоровая половина семьи (речь идет о супругах) вынуждена возвратить ставшую привычной роль няньки, сиделки, утрачивает контроль над хозяйственными, финансовыми и иными процессами в семье. Смена социальных ролей в малой группе часто сопровождается психологическими переживаниями.

«Кризис личности» - состоит в том, что реципиенту кажется, что он часть другого человека и переживает за донора (чаще всего это близкий родственник).

«Чрезмерная благодарность» - реципиент чувствует себя в неоплатном долгу перед донором. Иногда страх «попасть в зависимость» выступает причиной отказа от необходимого донорского органа. Ф. Мур приводит случай, когда сын отказался от пересадки ему почки матери, так как боялся попасть в зависимость от деспотичной по характеру матери. В медицинской литературе описан случай, когда брат предлагает свою почку преуспевающему брату, пытаясь тем самым поднять свой престиж в семье.

«Холидей-синдром» - синдром реципиентов, ожидающих с нетерпением выходных дней. В субботу и воскресенье у этих больных повышенное настроение, так как в выходные дни на дорогах происходит много автокатастроф, увеличивающих поступление донорских органов. Возникает парадоксальная нравственная ситуация: реципиент для продолжения своей жизни ожидает смерти другого человека, потенциального донора. Угрызения совести могут быть сглажены двумя обстоятельствами: причиной смерти потенциального донора не является сам реципиент, она стихийна и объективна, и потенциальный донор анонимен.

В некоторых случаях психологический аспект рассматривается под углом зрения парапсихологии. Ряд зарубежных авторов считает, что реципиенту через пересаженный орган передаются характерологические особенности донора. Американский физиолог Пол Пирсолл, издавший книгу «Код сердца», убеждает читателя в том, что сердце содержит информацию, которой руководствуется мозг человека. При пересадке сердца у реципиента начинают проявляться новые черты поведения, характерные в прошлом для донора. Существуют и другие вариации такой точки зрения. Однако ведущие отечественные и зарубежные трансплантологи отвергают возможность передачи характера, образа жизни через трансплантируемые органы. Директор Института трансплантологии и искусственных органов академик В.И. Шумаков поясняет, что «подобных историй быть не может, во всяком случае среди моих пациентов такого не наблюдалось». В рассуждениях П. Пирсолла мы находим физиологический редукционизм, подобный концепции «физиологического коллективизма» А.А. Богданова. И это вопросы не только медико-биологические, но и философские.

Экономический аспект трансплантации состоит в том, что забор, заготовка, консервация, пересадка, обеспечение всего этого процесса лекарственными средствами, техникой, труд медицинских работников имеет свою стоимость и цену как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Причем усложнение технологии пересадок ведет неизбежно к росту цен на эти услуги. Например, в США пересадка сердца обходится в 100-150, печени – в 160-250 тыс долларов. Усложнение операций, техники, дороговизна медикаментов, увеличивающиеся риски – все это обусловливает высокую стоимость трансплантации.

Растущие расходы на пересадку органов сталкиваются с ограниченными финансовыми возможностями стран в целом и пациентов. Поэтому в трансплантологии на первый план выходит принцип справедливости, т.е. тот или иной способ распределения финансовых, материальных средств. Помимо централизованного бюджетного обеспечения формируются методы решения этого вопроса на местах. Так, Институт трансплантологии и искусственных органов (Москва) проводит, по словам академика В.И. Шумакова (Московский комсомолец, 1997, 4-11 декабря), пересадки для москвичей бесплатно, для россиян, живущих вне Москвы - 10% расходов, для ближних и дальних зарубежных пациентов – 100% оплата. В зарубежных странах часть расходов берут на себя страховые кампании. Но даже и они иногда отказываются страховать клиентов, если слишком большие риски, особенно когда пересадки носят экспериментальный характер.

В условиях растущей дороговизны пересадок органов возникает этический вопрос – оправданы ли эти расходы? Этично ли расходовать сотни тысяч долларов на пересадку одного сердца, когда находящаяся рядом детская онкологическая больница не имеет средств на гарантированную бесплатную медицинскую помощь?

Негативной стороной экономического аспекта выступает так называемая коммерциализация трансплантологии. Международные документы и законодательства большинства стран наложили запрет на покупку и продажу человеческих органов. Однако в ряде стран (Гондурас, Гватемала, Китай, Парагвай и др.) осуществляется незаконная деятельность по продаже и покупке органов. Международная правозащитная организация «Международная амнистия» осудила практику китайских трасплантологов по забору органов у казненных преступников и экспорту донорских органов. С 1984 г. в соответствии с законодательством этой страны тела преступников «разбираются» на донорские органы и ткани. Причем власть не ставит в известность самих преступников об этом, а их родственники воспринимают забор органов как компенсацию за совершенные преступления. Размах подобного «донорства» поистине государственный: 90% пересаженных почек в Китае взяты у казненных. Сложился и экспортный прейскурант цен органов из Китая: печень – 40, почки – 20, роговица глаза – 5 тысяч долларов и т.д. Коммерциализация трансплантации осуществляется в разных формах. Это коммерческие сделки с человеческими органами. Так, Генеральной прокуратурой РФ при проверке работы Красноярской краевой судмедэкспертизы были засвидетельствованы факты незаконной продажи за рубеж (Германия, Польша) партии человеческого гипофиза (1000 штук). Или продажа ребенка «на органы». В России гражданка Н. Ткачева была приговорена к 4,5 годам колонии за продажу внука-«подкидыша». Мать ребенка, невестка Н. Ткачевой, получила 3 года лишения свободы с отсрочкой на два года. Это пока единственное уголовное дело в России по продаже несовершеннолетнего ребенка в целях трансплантации, доведенное до конца. По мнению специалистов, четверть вывозимых из России за рубеж детей (всего более 15 тысяч в год в форме усыновления) в возрасте от одного месяца до пяти лет вывозится, предположительно, в качестве доноров (Аргументы и факты, 2003, № 37, С.10).

Международное сообщество встревожено практикой коммерческих сделок с донорскими органами. Всемирная медицинская ассоциация приняла ряд этических документов, осуждающих куплю-продажу человеческих органов для трансплантации: «Заявление о торговле живыми органами» (1985 г.), «Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов» (1994 г.), «Декларация о трансплантации эмбриональных тканей» (1989 г.), «Декларация о трансплантации человеческих органов» (1987 г.). На прошедшем международном конгрессе в Мюнхене (2002 г.) под названием «Этика в трансплантологии» обсуждалась тема материального стимулирования донорства. Некоторые участники конгресса предлагали легализовать торговлю человеческими органами. Но эти предложения не нашли поддержки и вполне обоснованно. Международные этико-правовые документы однозначно осуждают куплю-продажу человеческих органов. Эту позицию закрепило и отечественное законодательство в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.). В вышеперечисленных документах еще раз подтверждается незыблемость таких биоэтических принципов как моральная автономия личности, конфиденциальность, информированное согласие, «не вреди».

 

ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ

Трансплантология – отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации, разрабатывающая методы консервации органов и тканей, создание и применение искусственных органов.

 

ХОСПИС

Хоспис (англ. hospice – странноприимный дом, приют, богодельня) – медицинское учреждение для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым терминальным больным, социально-психологической помощи больным и их родственникам (см. «Паллиативное лечение»).

Возникновение хосписов уходит во времена крестовых походов. В те времена существовали монастырские дома для заболевших пилигримов, шедших в святую землю для поклонения.

В современном понимании хосписы появляются во второй половине XX века в Англии как учреждения по оказанию помощи инвалидам и ветеранам Второй мировой войны. Первый хоспис Святого Христофора был открыт Сесилией Сандерс в Лондоне (1967 г.). В США первый хоспис появился в 1974 г.

Одним из инициаторов создания хосписов был английский журналист Виктор Зорза. Вместе с женой (Розмари Зорза) он написал книгу «Путь к смерти. Жить до конца», в которой была изложена краткая жизнь, болезнь и смерть их дочери Джейн, которая в возрасте 24 лет умерла от рака в первом английском хосписе.

В Россию идею хосписного движения привез В. Зорза. В 1990 г. был создан первый в СССР хоспис в г. Ленинграде. В октябре 1993 г. в Москве был организован хоспис на дому для детей с онкологическими заболеваниями. Позже стали создаваться хосписы для взрослых больных в Москве и других городах страны. На сегодняшний день в России существуют хосписы более чем в 20 городах. В Москве, например, открыто 5 хосписов.

Задача хосписа состоит в обеспечении поддержки и заботы о людях в последний период смертельного заболевания, чтобы больные смогли прожить его настолько полноценно и комфортно, насколько это возможно. Хоспис реализует принципы паллиативной медицины: общедоступность, равнодоступность, бесплатность. Философия хосписа утверждает жизнь, способствует более полному проживанию последнего периода жизни больного. Хосписное движение – это продолжение великих гуманистических принципов и традиций, обращенных на старение и умирание.

Медицинский аспект. Первой функцией хосписа является контроль болевого синдрома. Современные лекарственные средства позволяют полностью купировать боль в 87% случаев, в 9% - в достаточной степени и в 4% - частично. За рубежом используются в большинстве случаев не инъекционные, а пероральные препараты. В настоящее время в медицине подтверждена высокая эффективность неинвазивных наркотических анальгетиков (таблетированные, трансдермальные и т.д.). С экономической точки зрения они выгоднее, особенно для выездной службы. Неинвазивные анальгетики в 2,5-6 раз дешевле традиционных способов, особенно при лечении на дому.

Второй функцией хосписа является удовлетворение особых потребностей умирающих людей (пролежни, отсутствие аппетита, одышка, анкилозы и пр.).

Помимо оказания паллиативной помощи хоспис проводит медико-социальную реабилитацию, осуществляет квалифицированный уход, оказывает психологическую поддержку как пациентам, так и членам их семей.

Организационный аспект. В том, что хосписы необходимы, никто не сомневается. Возникает вопрос: а сколько их нужно? Зарубежный опыт хосписного движения свидетельствует, что создавать хосписы рационально из расчета один хоспис на 300-400 тысяч населения. С этой точки зрения в России должно быть по крайней мере около 400 хосписов, а в Екатеринбурге –три (в Екатеринбурге создан попечительный совет, задачей которого является создание хосписа, и действует выездная служба для паллиативной помощи на дому).

Основной контингент хосписов составляют онкологические больные IV клинической группы. Причинами госпитализации таких больных являются: в 97% случаев болевой синдром; симптоматика, не поддающаяся лечению в домашних условиях; конфликты в семье; предоставление отдыха членам семьи; нет условий для лечения (одинокие больные). По данным на 2001 г., в России насчитывалось свыше 2 млн онкобольных, из которых нуждаются в обезболивании свыше 120 тысяч (Паллиативная медицина и реабилитация, 2001, № 3, С.4). Нынешнее количество хосписов в России явно недостаточно.

Структура хосписа представляет собой взаимосогласованную службу организационно-методического кабинета, дневного стационара, выездной службы. Опыт работы Лахтинского хосписа (Санкт-Петербург) показывает, что в течение года хоспис обслуживает примерно 300 больных на стационаре и 400 на выездах.

Здание хосписа желательно иметь отдельное, со всеми необходимыми пристройками. Палаты одно- или четырехместные. Почему? Опыт хосписного движения, в том числе и зарубежного, свидетельствует о том, что в двухместных палатах пациент тяжело переживает смерть соседа, а в трехместных палатах нередко возникает феномен «третьего лишнего».

Персонал хосписа многопрофильный – врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, юристы, добровольцы (волонтеры). Количественно структура персонала выглядит следующим образом: из расчета наличия 30 пациентов стационара имеется: врачей – 3, медсестер – 7, социальных работников – 6, психологов – 1, юристов – 1, добровольцев – 12 (данные штатного расписания московского хосписа).

В соответствии с Положением о хосписах (1991 г.) источником их финансирования являются: бюджетные средства органов здравоохранения, социального обеспечения; благотворительные фонды; добровольные пожертвования общественных и религиозных организаций.

Правовой аспект. Правовую базу отечественных хосписов составляют законодательные акты, регламентирующие работу лечебно-профилактических учреждений. Поскольку хосписное движение в России находится в самом начале, постольку оно остро нуждается в специальном правовом обеспечении.

Этика. Хосписное движение решает не только медицинскую и социально-реабилитационную задачи, но и может положительно повлиять на нравственную атмосферу общества. Милосердие, утверждаемое в отношении к умирающим больным, откликнется ростом гуманизма в разных сферах общества. Глубоко прав А.Я. Иванюшкин, считающий, что хосписное движение «даст выход родникам милосердия».

В хосписе ухаживают за безнадежными больными. Они умирают, но уходят из жизни достойно. На обеспечение условий для достойной смерти безнадежного пациента направлен смысл принципов, выработанных отечественным хосписным движением. Вот некоторые из них: «За смерть нельзя платить», «Хоспис – это дом жизни, а не смерти», «Хоспис – это альтернатива эвтаназии», «Хоспис – это не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных