ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕЙСТВЕННАЯ ОСНОВА РОЛИ. Сверхзадача и сквозное действие ролиСверхзадача и сквозное действие роли "Чтобы начать постановку какой-бы то ни было пьесы,— пишет Вл. И. Немирович-Данченко в связи с замыслом постановки "Антония и Клеопатры" У. Шекспира, — надо прежде всего установить то человеческое, что будет заложено во всю постановку, что станет зерном спектакля, что должно быть источником для всех частей спектакля, начиная с главной—актерской, продолжая оформлением и кончая технической. 1. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 305.
Стр. 75 Потому что весь театр существует для познания человеческого, смысл театра— радостно-художественными ощущениями участвовать при вскрытии человеческого и через оное вскрытие устанавливать мораль. Главный создатель этого движения вскрытия — актер"1. И сразу же вслед за "зерном" идет "драматический конфликт— долг", который определяет сквозное действие спектакля, а после раскрытия предлагаемых обстоятельств — определение "куда направлен темперамент" роли (ее сверхзадача и сквозное действие). Практически действенная основа роли, в которой реализуются основные понятия, определяющие сущность личности,—ее потребности, мотивы и общие установки деятельности, цели -— ставится мастером во главу угла процесса отыскания образа. На понятии "зерно" особенно настаивал выдающийся режиссер в репетициях последних своих спектаклей, хотя оно в его работе, как и в работе К. С. Станиславского, не новое. Но по сути дела, это понятие — "зерно" — почти идентично понятию "сверхзадачи". Анализируя записи бесед и репетиций Вл. И. Немировича-Данченко, известный исследователь театра В. Виленкин подчеркивает, что понятие "зерна" скорее определяет путь, которым артист должен идти к сверхзадаче, ибо, как правило, определение "зерна" с первых репетиций Немировичу-Данченко удавалось редко. Определение "зерна" спектакля "Три сестры" — "тоска по лучшей жизни" — было исключением. Если мы сравним совершенно справедливое описание понятия "зерна" у Немировича-Данченко, которое дает В. Виленкин, с определением К. С. Станиславским "серхзадачи", то увидим, что речь фактически идет об одном и том же, с поправкой на большую конкретность и действенность "сверхзадачи". У Вл. И. Немировича-Данченко, пишет В. Виленкин, "...зерно— как философская, 1. Приводится в кн.: Виленкин В.Я. Воспоминания с комментариями. С. 95
Стр. 76 социальная и художественная квинтэссенция предстоящей работы, ее ведущая мысль... Зерно— "душа пьесы", которая потом становится "душой спектакля". Зерно, питающее каждого актера в процессе создания образа, — источник его мыслей и эмоций, критерий правильности или ошибочности выбираемых им задач. Зерно, объединяющее все стремления и силы создателей спектакля, залог его цельности. То, из чего спектакль вырастает, и то, что его ведет. Замысел и компас одновременно"1. К. С. Станиславский же определяет "сверхзадачу" как основную, главную сущность, которая "...должна возбуждать в артисте творческое хотение, стремление и действие, для того, чтобы в конце концов овладеть той сверхзадачей, которой вызван самый творческий процесс"2. В понимании "зерна" Немировичем-Данченко больший акцент мы чувствуем на заложенной в нем эмоциональной сущности роли. У Станиславского в "сверхзадаче" сущность — это цель, главная забота. Но "зерно" Немирович-Данченко видел не в качестве отвлеченной идеи, а так же, как Станиславский "сверхзадачу", представлял себе только действенным, только таким, которое движет актера по пути действования. К "сверхзадаче" Станиславский подключает и сквозное действие (стремление), и сам путь к цели (действия). И Немирович-Данченко также подключает сразу же, еще в период поиска, к "зерну" сквозное действие, часто употребляя выражение: "зерно сквозного действия". Вспомним, что в "Трех сестрах" сразу же после определения зерна спектакля — "тоска по лучшей жизни" — Немирович-Данченко определил и сквозное действие спектакля, увидев его в конфликте между этой тоской или мечтой, как он говорил, и чувством долга, которое присуще всем главным действующим лицам пьесы. 1 Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. М., 1965. С. 39-40. 2 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 295.
Стр. 77 И не должно дезориентировать в этом вопросе, а это, к сожалению, бывает на практике, то обстоятельство, что часто "зерно" спектакля и "зерно" образа определялось назыв-но: "Обираловка" (спектакль "Анна Каренина"), "бука" (Маша в "Трех сестрах"). В письме к режиссеру В. Г. Сахновскому Немирович-Данченко писал о "зерне" спектакля: "Возвращаюсь к общему (разр. моя —Д. Л.) представлению драмы Анны Карениной (без кавычек), к общему, к целостному. С этого нам, режиссерам, надо начинать. Тут зерно (разр. моя— Д. Л.) спектакля. Это—Анна, охваченная страстью, и цепи — общественные и семейные. Красота— живая, естественная, охваченная естественным же горением, и красивость— искусственная, выдуманная, порабощающая и убивающая. Живая, прекрасная правда—и мертвая импозантная декорация. Натуральная свобода—и торжественное рабство. И хотелось бы дать сразу, с первым же занавесом, этот фон, эту атмосферу, эти освященные скипетром и церковью торжественные формы жизни -— княгиня Бетси, дипломаты, свет, дворец, придворные, лицемерие, карьеризм; цивилизованно, красиво, крепко, гранитно, непоколебимо, блестяще и на глаз, и на ухо. И на этом фоне или, вернее, в этой атмосфере (разр. моя — Д. Л.), — потому что и Анна, и Вронский сами плоть от плоти и кровь от крови этой атмосферы — пожар страсти (разр. моя — Д. Л.). Анна с Вронским, охваченные бушующим пламенем, окруженные со всех сторон до безысходности, золотом священнослужителей, пышными туалетами полуоголенных красавиц, фарисейскими словами, лицемерными улыбками, жреческой нахмуренностью, с тайным развратом во всех углах этого импозантного строения... Поди-ка, отдавайся живой, охватившей тебя страсти! Попробуй-ка не надеть маски!.. С этого надо начинать. Этим надо заражать актера"1 1 Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие: В 2 т. Т. 2. С. 402-403.
Стр. 78 Здесь есть и о чем будет спектакль, для чего он ставится, и тут же читается сквозное действие как конфликт между страстью, пожаром и атмосферой, в которой он происходит. Это будет, по замыслу Немировича-Данченко, двигать спектакль. И действительно, все сцены спектакля нанизывались как на каркас, на это столкновение живого, естественного горения и мертвого благополучия и мертвой благопристойности. Двигало актера, конечно, вот это, подробным образом, даже с обозначением сквозного действия, хотя и не названного таковым, нафантазированное "зерно", которым остается все-таки выраженная в письме к Сахновскому суть трагедии — о чем и для чего ставится спектакль. Ведь слово "Обираловка", то есть, конец страсти Анны и Вронского и разрешение конфликта, очень удачно и эмоционально обозначает для разработанной фантазии только перспективу, подчеркивает неизбежность, к которой несет актера сквозное действие. Все, что мы говорили о "зерне" и "сверхзадаче" спектакля, относится и к "зерну" и к "сверхзадаче" роли. Как в определении "зерна" "Трех сестер" — "тоска по лучшей жизни" — явно читается и социально-философская, и психологическая сущность ("тоска"!), так и в коротком, словесном определении "зерна" Ирины в том же спектакле "Три сестры" — "белая птица с постепенно слабеющими крыльями" — читается и психологическая и социально-философская сущность образа. Подробность характеристики этих понятий нужна была, чтобы объяснить наше понимание их как почти идентичных, в связи с чем мы будем употреблять в дальнейшем изложении сейчас более распространенное—"сверхзадача". Второе, что хочется подчеркнуть — невозможность разорвать в триединстве "сверхзадача — сквозное действие— линия его осуществления" первые две его части: "сверхзадача— сквозное действие", даже при теоретическом разговоре.
Стр. 79 Что же касается содержания, которое вкладывается в понятия "сверхзадача спектакля" и "сверхзадача роли", то оно различно — не только в том, что первое относится к спектаклю в целом, а второе—к отдельно взятому персонажу. Рассмотреть надо оба понятия, поскольку создание роли и поиск ее сверхзадачи не могут идти вне того направления, которое задает всему коллективу спектакля его общая сверхзадача. В том же письме к В. Сахновскому, которое мы выше цитировали, Немирович-Данченко совершенно явно связывает сущность драмы Анны с сущностью всего спектакля. Напомним: "Возвращаюсь к о б щ е м у (разр. моя — Д. Л.} представлению драмы Анны Карениной (без кавычек), к общему, целостному. С этого нам, режиссерам, надо начинать. Тут зерно (разр. моя — Д. Л.) спектакля". Дать определение "сверхзадачи спектакля" трудно, и главное, — не нужно. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко в каждом конкретном случае подчеркивали ту или иную грань этого понятия. Но во всех характеристиках читается свойственная ему диалектичность. Одновременно — замысел и компас, концентрированная сущность и побудитель к действию, источник мыслей и критерий их правильности, то, из чего растут отдельные компоненты спектакля и то, что его объединяет, залог его цельности. Если говорить о "сверхзадаче спектакля", совпадающей практически со "сверхзадачей режиссера", то поиск ее должен вестись вокруг ответов на вопросы: зачем, ради чего мы ставим этот спектакль, что хотим сказать им, спектаклем, зрителю, на что его мобилизовать, против чего поднять, какие мысли в нем возбудить? Ответы на эти вопросы не обязательно (это даже не желательно) должны быть выражены в виде жесткой формулы. Но если они конкретны, увлекают на творческое осмысление материала пьесы, созвучны окружающей жизни, если возможность реализации их содержится в данном драматургическом материале, то тогда они и станут "замыслом и компасом", который определит пути и границы работы коллектива. Стр. 80 Найти, в чем главная жизненная цель персонажа, также непросто. Очень часто поверхностный подход к решению вопроса "куда направлен темперамент?" (Вл. И. Немирович-Данченко) приводит к бытовым, фабульным, прямолинейным ответам на него, которые не могут захватить душу исполнителя, не могут питать его в процессе работы и затем при повторениях готового спектакля... Под сверхзадачей действующего лица надо иметь в виду не сиюминутные цели, которые постоянно меняются, являясь только средством осуществления какой-то главной жизненной цели на данном этапе, а саму эту цель (которая, нельзя забывать, может за всю жизнь меняться нечасто. А у особо цельных натур она может быть и единственной навсегда). Из сказанного очевидно различие понятий "сверхзадача спектакля" и "сверхзадача роли". В первое понятие включается то, что создатели хотят сказать зрителю своей постановкой, во второе — направленность персонажа, не конкретно в той или иной сцене или в ряде сцен, а вообще в каждую минуту его сценического и внесценического существования. "Замысел и компас одновременно" — этому, по определению Вл. И. Немировича-Данченко, назначению "сверхзадачи спектакля" соответствует и место "сверхзадачи роли" в работе над нею исполнителя. Она дает толчок движению в работе, определяет все компоненты роли, ее выразительные средства, является стержнем, все в ней объединяющим, служат отправной точкой и фундаментом ее действенной основы. При рассмотрении практических вопросов, связанных со "сверхзадачей роли", следует различать два момента: определение сверхзадачи и процесс выявления ее, прежде всего, при построении действенной линии. Конечно, при первом прикосновении исполнителя к материалу, при первом прочтении пьесы с "приглядкой на роль", у него может возникнуть первое ощущение сверхзадачи, хотения персонажа, так же, как и его устремления, то
Стр. 81 есть, сквозного действия. Но не всегда и часто не совсем точное. Сверхзадача персонажа (его конечная цель), совсем еще незнакомого артисту существа, конечно, окончательно рождается в результате серьезного режиссерско-актерского анализа, выкристаллизовывается в процессе репетиций, проб и поисков. В рождении ее играет огромную роль определение темы роли, в которой проявляется "сверх-сверхзадача артиста". Основным объектом аналитической работы, как для определения темы роли, так и ее сверхзадачи, является пьеса, весь комплекс предлагаемых обстоятельств, обозначенных в ней автором, а также увиденных нами в жизни, стоящей за драматургическим материалом. Чем глубже и серьезнее, шире по охвату, при этом не умозрительно, а эмоционально, будет сделан этот анализ, тем — более точной и действенной окажется сверхзадача, которая определит, в свою очередь, сквозное действие и поведет за собой артиста. Описывая в своей книге "Станиславский на репетиции" первые занятия со Станиславским по роли Чичикова в инсценировке "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, В. О. Топорков делает упор в соответствии со своим тогдашним увлечением "методом физических действий" на построении Станиславским " линии действий". Мы же попытается рассмотреть записи репетиции с интересующей нас точки зрения. Один из первых вопросов, который задал К.С. Станиславский Топоркову после того, как он начал работу с ним, а это было уже после генеральной, когда спектакль был подготовлен: "Азачем, собственно, Чичиков, скупает мертвых?" Приводим далее последовавший разговор: "— Ну, как "зачем"? Да ведь в романе сказано: он их заложит в опекунском совете и получит деньги. — А зачем? (разр. моя — Д. Л.). — То есть как "зачем"? Это выгодно он получит за них деньги. —Почему ему это выгодно, для чего? (разр. моя— Д-Л.)
Стр. 82 —...Ну, души заложены, деньги получены,— что дальше? (разр. моя — Д. Л.) (Опять пауза). —...Вы должны знать точно, возможно подробнее иочень конкретно конечную цель всего того, что делаете"'. И прежде, чем приступить на репетиции к поискам действенной линии, К. С. Станиславский оговаривает: "Чичиков после целого ряда житейских катастроф очутился у разбитого корыта, и на этот раз, кажется, вполне безнадежно. Петля (разр. моя — Д.Л.)1. Взялся за очень сомнительное дело — заложить вконец разоренное имение, в котором больше половины душ вымерло. Заложить нужно через посредство секретаря опекунского совета, человека прожженного, которого не обведешь вокруг пальца и которому Чичиков предельно надоел своей назойливостью с этим делом. Средства для взятки ограничены. Но человек, которому грозят полный крах и нищета, готов на в с е (разр. моя— Д. Л.)"2. Здесь и квинтэссенция предлагаемых обстоятельств, в репетициях они оговаривались подробнее, здесь уже вырисовывается из них и сверхзадача. Она не обязательно должна быть выражена прямо: "хочу...". Всякое жесткое определение может только сковать фантазию, упростить сверхзадачу. Ведь "петля", "грозят полный крах, нищета, готов на все" уже определяют хотение и устремление для актера, причем очень эмоционально. Они заставляют идти актера на борьбу — выжить, любыми средствами выжить. И далее начинается процесс выявления сверхзадачи. Следуя своей формуле: "Что это дает сквозному действию? Все, что не ведет к достижению цели, к сверхзадаче — лишнее", — Станиславский начинает репетицию пролога. Как точно ложится на найденную сверхзадачу решение Чичикова скупать "мертвые души", пришедшее на ум от 1 Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., 1950. С. 66. 2 Там же. С. 69.
Стр. 83 случайных слов секретаря: "Один умер, другой родится, а все в дело годится...". Возможно, если бы не было этой цели — грозящей нищеты, от которой надо спастись, — не было бы и авантюрного плана, осуществление которого и есть содержание гениальной поэмы. И если проследить по описанию В. О. Топоркова репетиции всех сцен, совершенно очевидным становится, как проверялось Станиславским каждое посещение Чичиковым помещиков и губернатора одним вопросом: "Что это за звено в длиной цепи сквозного действия роли?" Стремление персонажа определялось продиктованной предлагаемыми обстоятельствами целью. И помочь выявлению сверхзадачи должно каждое новое обстоятельство. Если человеку грозит и крах, и нищета, и единственная надежда его — поживиться за счет данной губернии, каким важным обстоятельством становится возможность войти в дом к губернатору и именно там познакомиться с помещиками, у которых есть эти "мертвые души", с чиновниками, которые будут оформлять покупки. И как важно, чтобы его познакомил с ними сам губернатор. Ведь в этом половина успеха. А далее— как важно обстоятельство, что визит к Манилову— п е р в ы и. Первый успех—это главный успех. И так в каждой сцене — обстоятельства должны помочь активнее выявить сверхзадачу — выжить. Показателен разбор К. С. Станиславским исполнения роли Плюшкина великим артистом Л. М. Леонидовым на одной из репетиций. Исходя из желания, по свидетельству В. О. Топоркова, показать "глубоко трагический образ изглоданного страстью когда-то значительного человека", Л. М. Леонидов играл яркими красками Плюшкина-скупца, и это было очень убедительно, но сцена шла довольно скучно. Станиславский определил такое исполнение как исполнение "вообще" скупца. Не меняя сверхзадачи "накопительство", он обратил внимание Леонидова на то, что тот
Стр. 84 мало занят событиями, которые происходят с Плюшкиным: весь углублен в себя, в свой внутренний мир и боится расплескать самочувствие скупца. И после этого начинает рисовать Леонидову предлагаемые обстоятельств, которые дают возможность выявить сущность, осуществить сверхзадачу. Плюшкин возвратился только что домой, несет "богатейшую коллекцию", "редчайшие антикварные вещи". Все это он присоединит к своей коллекции, находящейся дома. Кругом одни бандиты, надо все время следить за ценностями и т. д. и т. п. Эти предлагаемые обстоятельства рождают сквозное действие: охранять богатства от окружающих, защитить, не допустить до них никого, только умножить их. Оно, это сквозное действие, через ряд действий (о линии действий мы будем говорить позднее) выявляет сверхзадачу — накопить. Из приведенных выше примеров работы К. С. Станиславского с В. О. Топорковым и Л. М. Леонидовым, с абсолютной очевидностью вытекает, что истоками, рождающими и уточняющими сверхзадачу, и одновременно движущей силой на пути ее выявления, прежде всего при построении "линии действий" роли, являются предлагаемые обстоятельства. Но "...к сверхзадаче нельзя тянуться мысленно, от ума", писал К. С. Станиславский. Он подчеркивал, что сыграть по задачам, думая о сквозном действии и сверхзадаче, — это еще не творчество. Думать — это еще не значит действовать во имя цели. "Сверхзадача требует полной отдачи, страстного стремления, всеисчерпывающего действия (разр. моя— Д. Л.)....Творить— это значит страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно (разр. моя — Д. Л.) идти к сверхзадаче"1. Остановимся на том, что мы имеем в виду под органическим, как теперь все чаще говорят, действием в данных 1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 292.
Стр. 85 предлагаемых обстоятельствах. Под органическим надо понимать не механические действия (ищу, достаю, выкладываю, утираю слезы и т. д.) и тем более не мизансценические (перехожу, передвигаю) и физиологические (слушаю, говорю). Осуществление потребности персонажа изменить или утвердить что-то в партнере, присутствующем на сцене или находящемся сейчас в объекте его внимания, хоть и отсутствующем физически, в более редких случаях изменить или утвердить что-то в себе (заставить себя собраться, убедить себя в необходимости какого-либо поступка и т. д.), то есть всякий акт воздействия с определенной целью по сути взаимоотношений персонажа с окружающими — вот что мы вкладываем в понятие органического действия. "Задайтесь крепко целью заставить партнера думать, чувствовать совершенно так же, как вы, видеть то, о чем вы говорите, вашими глазами, слышать вашими ушами. Удастся вам эта задача или нет — вопрос другой. Важно, чтобы вы к этому стремились и верили в возможное достижение такой задачи. При этом ваше внимание уйдет целиком в намеченное физическое действие"1. На каком-то этапе К. С. Станиславский разделял действие физическое и действие психологическое и в соответствии с этим "линию человеческого тела" и "внутреннее действие". Впоследствии он рассматривал их как стороны одного процесса—психофизическое действие или органическое. Употребление К. С. Станиславским понятия "линии жизни человеческого тела" в последних работах на материале "Отелло" и "Ревизора" носит явно характер преувеличенный в связи с творческим увлечением его новым своим приемом. Это он сам заметил, написав на последнем листе неоконченной рукописи "О значении физических действий": "Противоречие: раньше говорил — идти по внутренней линии, теперь — по внешней"2
Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 342. Там же. С. 529.
Стр. 86 При анализе этих работ К. С. Станиславского становится совершенно очевидным, что он рассматривал "линию жизни человеческого тела", как ее он называл, как линию психофизического, органического действия: "...Мы искали то, что необходимо для выполнения физических и других действий; сама наша природа приходила к нам на помощь и руководила нами. Вникните в этот процесс, и вы поймете, что он был внутренним и внешним анализом себя самого, человека, в условиях роли". Поскольку жизненная природа человека связана с действием, вся жизнь его — цепь активных волевых усилий для достижения цели, а главной побудительной силой этого движения являются обстоятельства жизни, то и на сцене, как говорил Л. М. Леонидов, актер оправдывает свое назначение только тогда, когда он действует. И естественно, что так же, как в жизни, побудителями к действию на сцене становятся предлагаемые обстоятельства роли, только в жизни это происходит рефлекторно, а на сцене — в результате воспитанной в актере способности вбирать в себя эмоционально сценические, отобранные и нафантазированные, предлагаемые обстоятельства. Даже в своих главах "Работа над ролью" ("Ревизор"), когда К. С. Станиславский был увлечен приемом построения внешней линии физических действий (хотя все время оговаривал — "в физическом— от психологического"), которую он даже записывал, великий педагог все время подчеркивал, что делает это не просто умственным, аналитическим путем, а изучением себя в условиях жизни роли, через естественные позывы всех внутренних человеческих элементов к действию. "По жизненному, человеческому опыту я ищу правильных физических задач и действий. Чтобы поверить их правде, мне необходимо внутренне их обосновать и оправдать в предлагаемых обстоятельствах роли. Когда я найду и 1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 339-340.
Стр. 87 почувствую эти внутренние оправдания, то моя душа в известной мере сроднится с душой роли" 1. И далее: "Пока я ограничусь лишь возбуждением внутренних позывов к действию. Что же касается подлинных, продуктивных и целесообразных действий... то они зародятся сами собой. Об этом позаботится чудодейственная природа... Действия придут сами... их не удержишь, когда укрепятся внутренние позывы на них. Придет момент, когда я себя почувствую созревшим цыпленком в скорлупе. Мне будет тесно в ней, и явится необходимость разбить скорлупу, чтоб получить свободу действий" 2. Совершенно очевидно, что когда К. С. Станиславский описывает в дальнейшем изложении, как Аркадий Николаевич (вымышленный герой его книги) "сосредоточился и стал поочередно вызывать в себе с помощью предлагаемых обстоятельств (разр. моя — Д. Л.) внутренние позывы к физическим действиям" 3, Станиславский имеет в виду эмоциональное восприятие предлагаемых обстоятельств как побудителей к действию. Хотя основой бытия актера на сцене является действие, "...суть не в физическом действии, а в тех условиях, предлагаемых обстоятельствах, чувствованиях, которые его вызывают" 4. К этому положению К.С.Станиславского стоит чаще возвращаться в своей работе. В наиболее общем виде, в процессе работы по созданию конкретного образа можно говорить о двух путях по иска действий, через которые осуществляется сквозное действие роли: в первом случае— действие определяется в результате анализа сцены и предлагаемых обстоятельств персонажа и начинаются многократные попытки его выполнения; во втором—действие рождается без конкретного определения его словесно, в сценических пробах, которые можно 1. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 325. Там же. С. 326. Там же. Там же. С. 356.
Стр. 88 вести и с авторским текстом и этюдно—со своими словами по схеме развития эпизода. Второй путь очень притягателен, хотя и является более трудоемким, особенно с начинающими исполнителями. Главная задача в работе с ними любым способом помочь понять на практике, что значит "действовать". Поэтому приходится в этих случаях определять после анализа обстоятельств действие словесно ("что и для чего я делаю") и, многократно повторяя его, добиваться возникновения ощущения: "да, сейчас я действовал, добивался своей цели, воздействовал на партнера". Если такое ощущение возникнет у исполнителя не единожды, можно будет считать, что для себя он схватил действенную природу искусства актера. Конечно, при работе над ролью с уже владеющим действием актером предпочтительнее второй из названных нами путей: путь погружения артиста в обстоятельства роли без конкретного определения действия в начале работы. "Чем вы определеннее предложили актеру конкретную и результативную задачу на первом этапе репетиций, тем пассивнее становится он сам, ибо вы прикрыли его собственную фантазию в тот момент, когда он мог преподнести нечто такое, чего нельзя предположить заранее. Чтобы этих потерь не было, прежде всего я стремлюсь включать артиста в ту жизненную (разр. моя — Д. Л.) часть моего представления о спектакле, которую условно определил "не как будет в спектакле", а как было в жизни"1, — делится своими соображениями Г. А. Товстоногов в книге "Круг мыслей". Но безусловно, что в какой-то момент репетиций (у всех это происходит по-разному) найденное в процессе работы действие должно быть определено. Из цепи этих действий и родится та "линия действий" персонажа, которая имеет существенное значение как при работе артиста 1 Товстоногов Г. А. Круг мыслей. С. 65.
Стр. 89 над ролью, так и впоследствии при систематическом исполнении ее на зрителе, но об этом ниже. А сейчас остановимся на моменте точности определения действия. Поскольку актера толкают на волевой действенный акт предлагаемые обстоятельства, то они же, естественно, и придают этому акту воздействия тот или иной характер. В зависимости от выбора обстоятельств рождается то или иное действие по отношению к партнеру или партнерам. Чем точнее, шире и глубже отбор обстоятельств, тем интереснее и точнее будет характер воздействия. Во время репетиций "Трех сестер" (III акт, "Пожар") Вл. И. Немирович-Данченко, несмотря на то, что ему нравилось по направленности, как репетирует роль Наташи А. Георгиевская, никак не мог "схватить", отчего у нее так много мелких движений на сцене, все раздроблено. Режиссер все время останавливает актрису, пытаясь добраться до сути ее поведения в этой сцене: "Я, как состоящий в режиссуре, хочу понять, что вам надо подбросить. Вы все ходите и чего-то ищете..." Актриса А. Георгиевская и режиссер Н. Н. Литовцева отвечают, как они определяли цель ее прихода— "ей надо составить список— значит, надо записать погорельцев. Пришла взять перо, бумагу, чернила". Вл. И. Немировича-Данченко не устраивает эта цель и, следовательно, действие — ищу. Он начинает снова рисовать обстоятельства ночи, ищет на репетиции (это чувствуется даже по стенограмме), более емкое действие и делает это через анализ предлагаемых обстоятельств. "...Все связано с атмосферой дома, шума, криков, пожара, — повторяет он. — Погорельцы; дети спят; у нас в доме много народу... Я как зритель не разберу, чего она тут ищет. Это не дойдет... А если она пришла без этого искания?.. Много народу, — опять повторяет Владимир Иванович, — там внизу — вершининские девочки, Федотик, Вершинин. В тревожной атмосфере этой ночи она ходит хозяйкой дома, — напоминает он одно из главных обстоятельств.
Стр. 90 Ведь это уже третий акт, и Наташа стала в доме хозяйкой. — "Нет, она ничего не ищет. Туда зашла, сюда зашла — свои же комнаты (разр. моя — Д. Л.)...А где Ольга? А Маша где? Ирина там — а что делает Ольга? очень трудно... просто прийти, поговорить, взглянуть на себя в зеркало... и вдруг натолкнулась на няньку, сидящую в кресле. Какое время года? Н. Н. ЛИТОВЦЕВА. Точно не указано. Мне казалось, что это ранняя весна". И Владимир Иванович продолжает фантазировать обстоятельства: "...зябко... утренний холодок... там дверь открыта, тут дверь открыта... Где Маша? Где Ольга? Все ли в порядке? Она весь дом опекает, — находит точное действие Вл. И. Немирович-Данченко. — Пошла к Бобику и к Софочке... все ли на месте? А где Андрей? — он играет на скрипке... И сюда пришла... И это не несколько кусочков, а один кусок"1,— подкрепляет это "о п е к а е т" режиссер. Точное и глубоко схваченное потом актрисой действие было рождено режиссером из эмоционального анализа обстоятельств. Конечно, в процессе репетиций бывает, что режиссер и актер при верной направленности в работе еще не схватили, не нащупали тех обстоятельств, которые толкнули бы артиста на продуктивное, целенаправленное действие. Это естественно в ходе работы любого, самого выдающегося режиссера с самым крупным актером. Интересно в этом плане описание одной репетиции. Созданный выдающимся артистом В. А. Орловым под руководством Вл. И. Немировича-Данченко образ Кулыги-на в спектакле "Три сестры" является фактом театральной истории. Между тем работа шла сложно. В стенограммах репетиций очень много претензий со стороны режиссера к исполнителю. Не потому, естественно, что артист плохо работал, а потому, что режиссер хотел большего ухода от 1 Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. С. 248-250.
Стр. 91 привычной простоты "от себя" — "теряется Кулыгин". Замечания режиссера носят только негативный характер. На одной из репетиций он признается, что ему труднее помогать Орлову, потому что сам еще Кулыгина не ощутил. Все элементы ясны, но чего-то не хватает, чтобы ощутить их. Советует пока начать исполнять самые ближайшие задачи. И вот на той же репетиции, после многих повторений, очевидно, режиссеру удалось "ощутить", как он говорил, Кулыгина. Идет большой, подробный подсказ, в котором главное место занимают обстоятельства, те обстоятельства, которые кажутся постановщику наиболее точными, наиболее его заражают, и, он надеется, заразят актера: "Пришел в этот дом, где будет завтракать, обедать, весь вечер проведет; пришел в дом, где сегодня именины; в свой дом, к своим; может расхаживать, как в своем доме (обратите внимание, как режиссер настаивает на разных вариациях слова "свой" — Д. Л.}, и давать всем здесь свои советы... А так, как вы делаете, это просто "пришел"... Веселиться— для вас это значит по-праздничному одеться, вольготно пройтись по комнатам, вовсе не хохотать. Я бы так сказал: пришел сюда почти хозяин, близкий, свой человек... вручил подарок; "ковры надо убрать"; заглянул в столовую — ага, там накрыт уже стол к завтраку.. Андрея что-то не вижу... Полковник— новое лицо... сегодня воскресенье, день отдыха, а в день отдыха надо быть веселым; надо учиться у древних римлян и греков, они всегда веселились, потому что находили, что в здоровом теле здоровый дух. Когда наступает лето, то ковры прячутся... Маша очаровательная. Машу я люблю... Ирину тоже... Кулебяка будет? На именинах всегда бывает кулебяка. Полагается водки выпить... Офицеры уже здесь, конечно... этот чудак Соленый... Ту-зенбах— очаровательный господин, только бросает военную службу напрасно..." И вот уже становится совершенно очевидным, даже из стенограммы, что то, что Соленый "чудак", что Тузенбах напрасно бросает военную службу, вещи, казалось бы его не касающиеся, — все это обстоя-
Стр. 92 тельства, и очень важные для Кулыгина. И вот рождается у Вл. И. Немировича-Данченко слово, которое будет много раз повторено потом при репетициях с Орловым. "Прописи, прописи, прописи... Он прописи знает великолепно, он никогда не ищет слов, он их заранее знает. Он знает, что на именинах говорят: "Дорогая сестра...", знает, что ей надо пожелать того, что можно пожелать молодой девушке. Есть в запасе такая пропись..."1. Вот и родилось действие— из предлагаемых обстоятельств. Конечно, актеру не сразу удалось все осуществить, но, очевидно, режиссер ощутил то главное, чего не хватало ему для помощи артисту. Эта репетиция выдающегося режиссера очень точно иллюстрирует, на наш взгляд, мысль, удачно выраженную Н. Крымовой в ее книге "Станиславский — режиссер", о том, что поиск действия требует большой аналитической активности и, что очень важно, большого поэтического воображения. От неверного действия или от потери его в процессе выполнения у актера могут возникнуть и, как правило, это случается, — штампованные средства выражения. Когда обстоятельства жизни персонажа вступают в противоречие с выполняемым действием, актерская природа молчит — и тогда наготове штамп внешнего поведения, и в результате — потеря смысла. В конечном счете, потерянное действие всегда сигнал о потере сверхзадачи. "Линия действий" роли Любое сценическое действие — это только определенный этап борьбы на пути осуществления сквозного действия, на пути к овладению сверхзадачей. В возникновении каждого нового действия, естественно, играют роль 1 Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. С. 202-203.
Стр. 93 новые побудительные мотивы — новые предлагаемые обстоятельства, которые возникают по ходу пьесы. Действие за действием складывается "линия действий" роли. Для того, чтобы уяснить ее значение при создании и исполнении роли, вернемся к мысли К. С. Станиславского о том, что суть не в физическом действии, а в тех условиях, предлагаемых обстоятельствах, чувствованиях, которые его вызывают. Это значит, что не само по себе действие представляет для нас интерес. Когда нам не ясна причина, если мы не ощущаем в поведении актера его обстоятельств, естественно, не всех, но главных, определяющих, нас не затрагивает его поведение. Итак, из предлагаемых обстоятельств в результате эмоционального восприятия их артистом, человеком, которому в связи с особыми свойствами его психофизического аппарата этот процесс в отличие от "н е артиста" доступен, родилась "линия действия" роли. "Мы с помощью природы, ее подсознания, инстинкта, интуиции, привычки и проч. вызываем ряд физических действий, сцепленных друг с другом. Через эти действия мы стараемся узнать внутренние причины, их породившие, отдельные моменты переживаний, логику и последовательность чувствования в предлагаемых обстоятельствах роли. Познав эту линию, мы познаем и внутренний смысл физических действий. Такое познание не рассудочного, а эмоционального происхождения, что очень важно, так как мы на собственном ощущении познаем какую-то частицу психологии роли"1. Во время многочисленных репетиций режиссер и актер вырабатывают "линию действий", "утаптывают" ее, по выражению К. С. Станиславского. Главный смысл ее создания и основное ее значение при построении роли заключается в том, что поскольку "нельзя играть саму психологию роли или самую логику и последовательность чувства... мы идем по более устойчивой и 1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т 4. С 356.
Стр. 94 доступной нам линии физических действий, соблюдая в них строгую логичность и последовательность"1. "Линия физических действий", или " партитура действий", "схема действий", как ее еще называют, доступна фиксации актером в отличие от линии чувств и переживаний, возникающих в процессе работы. Если точно следовать этой линии, то можно быть уверенным, что играешь правильно. Родившаяся из обстоятельств, зафиксированная актером, она в момент публичного творчества является тем компасом, который поведет актера по линии роли. "У вас (Л. М. Леонидова — Д. Л.) роль готова, идет хорошо. Психологию и линию роли мне объяснять нечего... — пишет К. С. Станиславский в режиссерском плане "Отелло". — Моя задача— помочь вам зафиксировать то, что уже сделано, подсказать вам такую простую партитуру, которую вы могли бы легко усвоить... Сложная психологическая линия со всеми тонкостями и нюансами вас только запутает. У меня есть эта простейшая линия физических и элементарно-психологических задач и действий. Для того, чтобы не запугивать чувства (обратим внимание на ход Станиславского—Д. Л.), будем эту линию называть схемой физических задач и действий и при игре относиться к ней как к таковой, но предварительно однажды и навсегда условимся, что скрытая суть, конечно, не в Физической задаче, а в тончайшей психологии, на 9/10 состоящей из подсознательных ощущений. В подсознательный мешок человеческих чувствований нельзя залезать и рыться в нем, как в кошельке; с подсознанием нужно обращаться иначе, как охотник с дичью, которую он выманивает из лесной чащи. Вы не найдете этой птицы, если будете искать ее, нужны охотничьи манки, на которые птица сама прилетит. Вот эти-то манки в образе физических и элементарно-психологических задач и действий я и хочу вам дать"2. 1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т 4. С 356. 2 Станиславский К. С. Режиссерский план "Отелло". С. 265-266.
Стр. 95 Следует отметить, что часто слишком буквально воспринимается неоднократное определение К. С. Станиславским "линии действий" как "простой", "простейшей" и т. д. Станиславский-педагог подчеркивал, что под простотой он имеет в виду уловимость, конкретность, возможность фиксации, по сравнению со сложностью фиксации линии чувствований. А не ту утилитарность, к которой иногда приходят при разработке "линии действий" роли, — заглянул в дверь, резко открыл ее, подошел к женщине, посмотрел ей в глаза и т. д. (однажды пришлось наблюдать, как таким образом строилась "линия действий" сцены Пети и г-жи Соколовой из "Последних" М. Горького). Схему совершенно иных действий предлагает К. С. Станиславский для закрепления исполнителю роли Отелло Л. М. Леонидову (сцена "Башня"). У Шекспира текст: "Входит Отелло. Отелло. Ага, меня обманывать! Меня! Пауза". Этот первый кусок текста Станиславский выделяет. И дает задачу актеру: решить, почему Дездемона меня обманывает. Далее он подробнейшим образом объясняет, что актер перед поднятием занавеса должен продумать фактически свою историю (Отелло), объяснить — для чего, ради какой цели могла так поступить порядочная девушка? Для чего ей это надо? Эту задачу, это действие К. С. Станиславский называет элементарно-психологической задачей, которой занят Отелло в начале картины и которую актер должен разрешать на каждом спектакле и каждый раз заново, как будто в первый раз. Такова же вся схема роли по этой сцене у Станиславского. Вот в итоге какая получилась "линия действий": А. Разрешить заданную задачу: почему, для чего? Б. Уйти от Яго (не просто физически, естественно). В. Заставить почувствовать Яго, что он с ним (Отелло) сделал. Г. Предупредить Яго: берегись, так шутить нельзя.
Стр. 96 Д. Скрыться, чтоб не видеть ни себя, ни других. Е. Разжалобить Яго, чтоб он помог. Ж. Разобраться во всех тонкостях, понять. 3. Иллюстрировать происшедшую перемену. И. Отрезать все пути к отступлению. К. Передать ужасную, сокровеннейшую тайну, в которой трудно признаться даже самому себе1. Но ведь это и есть "действия в предлагаемых обстоятельствах роли", а не примитивные простейшие действия, доведенные, по выражению Вл. И. Немировича-Данченко, до "упражнений для начинающих", до "таблицы умножения". Когда в процессе публичного творчества актер идет по крепко зафиксированной им "линии действий" в обстановке спектакля, общения с партнерами, в присутствии зрителя, который придает "высокий градус каления", по выражению К.С.Станиславского, эта "линия" явится тем манком для возбуждения уже готового и накопленного, что незаметно для актера живет в его душе. Естественно, если в процессе работы над ролью накоплено, нафантазировано, найдено, выходя на сцену и выполняя одну за другой ближайшие задачи созданной им "линии" (остальные логически последовательно придут сами собой) актер, "...помимо своей воли, вспоминает о всех "магических если б" и предлагаемых обстоятельствах, которые создавались в длинном процессе работы (разр. моя—Д.Л.)... конечно, все дело в этих обстоятельствах: они главный манок (разр. моя— Д. Л.). Физические действия, которые так хорошо фиксируются и потому удобны для сцены, помимо воли актера, уже скрывают в себе все предлагаемые обстоятельства и "магические если б". Они-то и есть подтекст физическим действиям. Поэтому, идя по физическим действиям, актер одновременно с этим невольно идет по предлагаемым обстоятельствам"2. 1 См. Станиславский К. С. Режиссерский план "Отелло". С. 265-266. 2 Там же. С. 231.
Стр. 97 Таким образом, возникшая во время работы над ролью из предлагаемых обстоятельств "линия действий" в момент публичного творчества помогает актеру в его погружении в комплекс обстоятельств роли, найденный ранее. А ведь в них, в третий раз вспомним слова К. С. Станиславского, и заключается "суть". В дополнение надо отметить организующую роль в репетиционном периоде "линии действий" и всей действенной основы роли, включающей сверхзадачу, сквозное действие и действия. Вся огромная работа по раскрытию и освоению предлагаемых обстоятельств, по созданию "второго плана", поиску физического самочувствия, верных темпо-ритмов, внешней характерности и других компонентов роли, многие из которых с трудом поддаются фиксации, идет параллельно. Организационно же почти весь репетиционный процесс строится вокруг поиска действия, построения "линии действий" и всей действенной основы спектакля как более конкретной и фиксируемой области работы по созданию образа. Действенная основа роли — это путь, которым идет ее освоение, путь, обозначенный в емкой формуле К.С.Станиславского, — от сверхзадачи через сквозное действие и действия к овладению сверхзадачей, что означает: от эмоционального ощущения и умозрительно проверенного определения сверхзадачи — к финалу работы, когда каждый раз заново артист ощущает в себе эту сверхзадачу и активно, с полной отдачей идет к ее осуществлению во взаимодействии с партнерами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|