Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рациональное и эмоциональное в судебной речи 27 страница. Итак, штампы - негативное явление; это шаблоны, нарушающие нормы литературного языка




Итак, штампы - негативное явление; это шаблоны, нарушающие нормы литературного языка. Это даже не языковое явление, а психологическое, характерное для людей, у которых отсутствует языковое чутье, языковой вкус. Вот уж поистине юридический язык отличается «варварством и упрямством в сохранении диких, обветшалых форм»[95].

Мы рассмотрели далеко не полный перечень языковых недоработок в текстах законов, которые затем многократно повторяются в различных процессуальных актах.

Профессор Казанского университета Т.В. Губаева обращалась к юристам: «Уважаемые юристы, учитесь говорить и писать по-русски!»[96] Но невозможно эффективно говорить о речевой культуре юристов до тех пор, пока язык законов не станет эталоном официальной речи. Работа над языком должна приводить к тому, чтобы текст закона легко доходил до сознания читающего. Статус права слишком высок и ответствен, и его язык является показателем уровня культуры наших законодателей, показателем их уважения к гражданам, для которых написаны законы. Поэтому, формируя и формулируя нормы права и охраняя их, законодатели просто обязаны охранять нормы родного языка.

В заключение хочется напомнить слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», не засоряйте его производством жаргонных слов и неграмотных выражений; ему и без того в постперестроечные годы причинен реальный ущерб в крупных размерах.

 

Notes

 

 

 

 

Судебную речь мы понимаем как монологическую речь профессиональных участников судебных прений по уголовным и гражданским делам - речь прокурора и адвоката.

 

 

 

 

К сожалению, оно, а также материалы 1-й и 2-й глав были переписаны без сноски на источник автором книги "Риторика: заговори, и я скажу, кто ты".

 

 

 

 

Об этом см. "Назначение судебной речи" и "Отличительные черты судебной речи" в теме 2.

 

 

 

 

Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. С. 198.

 

 

 

 

Язык - это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения мыслей, чувств, волеизъявлений.

 

 

 

 

См.: Подголин Е.Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. С. 4-6.

 

 

 

 

Подробно об этом см.: Ивакина Н. Дело производством прекратить! (см. Приложение 2).

 

 

 

 

Подробно об этом см. с. 126-128 данного пособия, а также: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

 

 

 

 

П. Сергеич - известный дореволюционный юрист П.С. Пороховщиков, автор книги "Искусство речи на суде". Далее - П.С. Пороховшиков.

 

 

 

 

Вспомните, что писал В.Г. Белинский: "...слов недостает у людей только тогда, когда они выражают то, что сами не понимают хорошенько".

 

 

 

 

Об этом см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. С. 7.

 

 

 

 

Этимологический сочетается только со словами анализ, корень, словарь, так как этимология - это раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Лексическое значение слова - содержание слова, т.е. соотнесенность слова с предметом или явлением действительности.

 

 

 

 

Паронимы - (от пара... и греч. onyma — имя, название, слово), слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п.

 

 

 

 

Подробно об этом см.: Ивакина Н.Н. Паронимы в речи юриста // Правоведение. 1991. № 1; Ее же. Профессиональная речь юриста. М., 1997. С. 131-138; Питерцев С.К. Составление обвинительного заключения: Учеб. пособие. Л., 1981. С. 31.

 

 

 

 

Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967.

 

 

 

 

Подробно об этом см. с. 101 - 104.

 

 

 

 

Об этом см. с. 32, 33 данного пособия.

 

 

 

 

Подобные примеры см.: Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. С. 291-322. На них, как всегда на чужих ошибках, можно хорошо учиться чистоте и правильности речи

 

 

 

 

Подробно об этом см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М, 1997.

 

 

 

 

Подробно об этом см. "Средства речевого воздействия" и "Техника речи - средство речевого воздействия".

 

 

 

 

Подробно об этом см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. Тема "Юридические клише и штампы"; она же. Дело производством прекратить! (см. Приложение 2).

 

 

 

 

Текст названного вступления см. на с. 185.

 

 

 

 

О периоде см. с. 104-107 данного пособия.

 

 

 

 

В наше время в нем произошли далеко не лучшие изменения, заставившие говорить и писать о том, что "сегодня число тех, кто несет в суд откровенно плохие речи, стало так велико, что пришла пора говорить не об улучшении судебных выступлений, а о подлинном возрождении судебного ораторского искусства" [130. С. 49].

 

 

 

 

Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. С. 12.

 

 

 

 

См. об этом: Соболева А. Образ русского судебного оратора // Российская юстиция. 2004. № 2-3.

 

 

 

 

Однако психологи считают информативной речь, даже не несущую новой информации, но раскрывающую уже известную под новым углом зрения.

 

 

 

 

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - разговор между двумя или несколькими лицами.

 

 

 

 

Об этом см. тему "Средства речевого воздействия".

 

 

 

 

См.: Макарова З.В. Реценз. на кн.: Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981 // Правоведение. 1983. № 2.

 

 

 

 

См.: Михайловская Н.Г. Просторечная и разговорная лексика в судебных выступлениях // Литературная норма и просторечие. М., 1977; Шевченко Н.В. Устная речь юристов в официальной обстановке: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. Саратов, 1984.

 

 

 

 

См.: Баранник Д.Х. Устная монологическая речь: Автореф. дисс.... докт. филол. наук. Киев, 1970.

 

 

 

 

Подробно об этом см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997.

 

 

 

 

Следует сказать, что юридические термины, называющие преступления или признаки преступлений, используются ораторами в речах, произносимых в судах общей юрисдикции. В речах, произносимых перед присяжными заседателями, они в соответствии с процессуальными нормами отсутствуют.

 

 

 

 

Подробно об этом см. тему "Средства речевого воздействия".

 

 

 

 

Подробно об этом см. с. 204 данного пособия.

 

 

 

 

В.И. Кириллов, А.А. Старченко и А.А. Эйсман называют его законом непротиворечия.

 

 

 

 

См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2004.

 

 

 

 

См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.

 

 

 

 

В античной риторике аргументы делились на внутренние, т.е. логические, и внешние: факты, документы и др., которые веско и убеждающе действуют сами по себе. Кроме того, выделялись иррациональные доводы. Их наиболее распространенные виды: призыв к жалости и симпатиям; обращение к авторитетам, традициям, к чувству почтения; довод к человеку, апелляция к публике. Это так называемые аргументы к состраданию, к лицу, а не к существу вопроса. Они оказывают сильное психологическое воздействие. Их цель - повлиять на чувства, склонить слушающих на свою сторону. Используются они вместо объективной оценки факта. Большое значение в таких случаях имеет красноречие оратора, его уверенный тон, пафос речи. Такие аргументы находим в речах Ф.Н. Плевако, например: "Плевако.., вспомнив слова обвинителя, сказал голосом, идущим из души в душу: "Вам говорят, что он высоко стоял и низко упал, и во имя этого требуют строгой кары, потому что с него должно "спроситься". Но, господа, вот он перед вами, он, стоявший так высоко! Посмотрите на него, подумайте о его разбившейся жизни - разве с него уже не достаточно спрошено? Припомните, что ему пришлось перестрадать в неизбежном ожидании этой скамьи и во время пребывания на ней. Высоко стоял... низко упал... ведь это только начало и конец, а что было пережито между ними! Господа, будьте милосердны и справедливы..." Так Ф.Н. Плевако защищал и священника. В речах современных судебных ораторов подобные примеры являются недопустимыми.

 

 

 

 

См. с. 120 (смысловая градация).

 

 

 

 

См. об этом: Зарецкая Е.Н. (77).

 

 

 

 

См.: Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1901. Т. 31 А.

 

 

 

 

См. классификацию вопросительных конструкций в кн.: Кириллов В.И., Стар-чеико А.А. Логика. М, 1996. С. 97-101; 239, 240.

 

 

 

 

Ср. точку зрения В.В. Мельника. [172. С. 168-169]

 

 

 

 

Текст речи по делу Кителева см. на с. 393-395.

 

 

 

 

Судебные речи государственных обвинителей / Г.А. Бородин, П.Н. Бочилло.Красноярск, 1973.

 

 

 

 

См. с. 185-186.

 

 

 

 

О трафаретных вступлениях к судебной речи см. также: "Поддержание госу дарственного обвинения" [143, 172].

 

 

 

 

См. вступление к речи АС. Экмекчи по делу Цыгаровой на с. 131.

 

 

 

 

Микротемы, отмеченные значком *, в суде с участием присяжных заседателей не рассматриваются в соответствии со ст. 336 УПК РФ.

 

 

 

 

См. также речь Н.П. Кана в защиту Далмацкого (см. с. 353).

 

 

 

 

Не следует забывать, что в речи, произносимой в суде с участием присяжных, эта композиционная часть отсутствует.

 

 

 

 

Прием контраста использован в речи Г.М. Шафира в защиту Калинова (с. Ill) и в речи государственного обвинителя А.П. Бороданкова по делу Овчинникова (с. 112).

 

 

 

 

Прочитайте и восхититесь тем, как адвокат П.А. Дроздов нарисовал обстановку, способствовавшую покушению на преступление (с. 147); как динамично воссоздали картину преступления адвокат Ф.Н. Плевако (с. 312); как образно анализирует Г.М. Резник восприятие народом приговора суда [см. 161]

 

 

 

 

Об этом см. темы "Средства речевого воздействия" и "Техника речи - средство речевого воздействия".

 

 

 

 

Об этом см.: Баллы Ш. Французская стилистика. М., 1965. С. 182.

 

 

 

 

В рассказе А.П. Чехова "Случай из судебной практики" адвокат, не имея доказательств невиновности подзащитного, использовал "апелляцию к человеку", описывая его достоинства (см. с. 41-42).

 

 

 

 

См. об этом тему "Техника речи - средство речевого воздействия".

 

 

 

 

Хотя и сугубо официальную речь можно произнести экспрессивно, используя для этого технику речи: интонацию, смену тона и темпа речи, паузы.

 

 

 

 

Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

 

 

 

 

Сковородников А.П. О системном описании понятия "стилистические фигуры" // Русская речь. 2002. № 4.

 

 

 

 

Янус - в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем - всякого начала. Изображался с двумя лицами: одно обращено в прошлое, другое - в будущее. Лерен. двуликий Янус - лицемерный человек.

 

 

 

 

См. также материал в темах "Языковые средства, создающие логичность речи" и "Диалогизированный монолог".

 

 

 

 

См.: Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. И. Иванова, А. П. Сковородни ко ва, Е.Н. Ширяева. М., 2003.

 

 

 

 

См. работы З.В. Савковой [195-197].

 

 

 

 

Сергеич П. Уголовная защита: Практические заметки. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 1913. С. 241.

 

 

 

 

Вспомните также рассказ А.П. Чехова "Случай из судебной практики".

 

 

 

 

Чтобы показать, как произносить звуки, используются условные обозначения. Та часть слова, произношение которой регламентируется правилом, выделяется прямыми скобками [ ]. Редуцированные звуки, т.е. произносимые ослабленно, неясно, обозначаются знаками г", ь. Мягкое произношение согласных обозначается знаком; сравните: [п'ат'] - пять.

 

 

 

 

Под "хорошей" речью А.Ф. Кони понимал убеждающую, "претендующую на влияние" речь.

 

 

 

 

Вересаев В.В. Соч. М., 1948. Т. 4. С. 446-447.

 

 

 

 

Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1968. Т. 5. С. 175-176.

 

 

 

 

Кони А.Ф. Собр. соч. М, 1968. Т. 5. С. 124-126.

 

 

 

 

Выдря М. Предисловие к 3-му тому Собр. соч. А.Ф.Кони. iM., 1967. С. 5-11

 

 

 

 

См. также: Гальперин И.Г. Подготовка и произнесение защитительной речи // Проблемы уголовного процесса и криминалистики. Вып. 27. Свердловск, 1973.

 

 

 

 

А.И. Урусов, для речей которого характерна была ирония, иногда даже жестокая, беспощадная, всегда умел облечь ее в форму особенной вежливости.

 

 

 

 

Судебные речи адвокатов / Предисловие П.С. Элькинда. Л., 1972.

 

 

 

 

О речевых формулах спора см.: Шкатова Л.А. Речевые формулы спора // Русская речь. 1990. № 4.

 

 

 

 

Хорошие советы судебным ораторам по поводу подготовки судебной речи дают: Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1985. С. 52-53; 66-67.

 

 

 

 

Ср. мнение: Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? // Вопросы языкознания. 1980. № 2. С. 61-72.

 

 

 

 

Список литературы обновлен. Из устаревших источников оставлены лишь те. которые имеют какую-либо значимость для юристов: для углубленного изучения вопроса, для сравнительной характеристики и т.д.

 

 

 

 

Мать-кормилица.

 

 

 

 

В надежде (лат.).

 

 

 

 

Прямо перед (ним), напротив (франц.).

 

 

 

 

Исступление, импульсивное действие в виде приступов (лат.).

 

 

 

 

Текст речи приводится так, как он дан в кн.: Суд присяжных в России / Сост. СМ. Казанцев. Л., 1991.

 

 

 

 

П. Сергеич излагает содержание дела Андреева, обвинявшегося в убийстве Сарры Левиной. Защитником по делу выступал С.А. Андреевский.

 

 

 

 

Статья 611 Устава уголовного судопроизводства: "Председатель суда управляет ходом судебного следствия, наблюдает за порядком объяснений, возражений и замечаний и, устраняя в прениях все, что не имеет прямого отношения к делу, не допускает ни оскорбительных для чьей бы то ни было личности отзывов, ни нарушения должного уважения к религии, закону и установленным властям".

 

 

 

 

Cum grano salis (лат.) - буквально "со щепоткой соли, с иронией, не всерьез". A livre ouvert (фр.) - с раскрытой книгой, без подготовки.

 

 

 

 

М.Л. Шустова - выпускница юридического факультета Красноярского госуниверситета [243].

 

 

 

 

См., например, работы М. Презента, 1931; Н.Н. Полянского, 1938; Г.И. Шат-кова, 1960; М.И. Ковалева, 1962; Д.А. Керимова, 1962, 1991; А.А. Касаткина, 1964; А.А. Ушакова, 1967, 1968; А.С. Пиголкина, 1972, 1990; Т.А. Бушуевой, 1973; Н.Ф. Кузнецовой - 1973; И.Б. Стерник, 1982; Т.А. Соловьевой, 1986; В.М. Савицкого, 1987; Н.В. Сильченко, 1993; А.Ф. Черданцева, 1993; Н.А. Власенко, 1997.

 

 

 

 

Модальные слова - слова, выражающие отношение к действительности.

 

 

 

 

Управление — вид связи между словами, при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа: явка с повинной, предъявить иск.

 

 

 

 

Неологизмы (от греч. neos - новый + logos - слово) - слова, недавно появившиеся в языке.

 

 

 

 

Грен Н. Чтения о русском языке. СПб., 1840.

 

 

 

 

Губаева Т.В. Уважаемые юристы, учитесь говорить и писать по-русски! // Российская юстиция. 1998. № 8.

 

See more books in http://www.e-reading.org.ua






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных