Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гласные и согласные




Правильное произношение того или иного гласного или согласного зависит от верно рожденного, правильно направленного звука голоса, а также четко работающих частей речевого аппарата.

«Что же касается последних рядов партера, то для них существует особая манера говорить на сцене с хоро­шо поставленным голосом, выработанными гласными и особенно согласными. С такой дикцией вы можете говорить тихо, как в комнате, и вас услышат лучше, чем ваш крик, особенно если вы заинтересуете зрителя со­держанием произносимого и заставите его самого вни­кать в ваши слова. При актерском крике интимные слова, требующие тихого голоса, теряют свой внутренний смысл и не располагают зрителей вникать в бессмыслицу (вы­делено мною.— Кс. К.)

В работу над дыханием и звуком нам предстоит втя­нуть все без исключения буквы русского алфавита. Мы уже встретились со всеми гласными и с двумя соглас­ными «н» и «м» — сонорными согласными, у которых имеется голос почти такой же, как у гласных (нннн, мммм). Эти звучные согласные помогли нам в работе над включением звука, что разбиралось в предыдущих уп­ражнениях. Но существуют и безголосые согласные, и

69шипящие, и свистящие, всем им свойственно то или иное

звуковое выражение.

Заметим, что выравниванию в звучании гласных, а также и согласных К. С. Станиславский придает большое значение, считая, что и здесь воспитательная роль во­кальных средств может практически принести большую пользу. Но «выравнивание» звучания всех букв ни в коем случае не представляет собой однообразия произноше­ния. Речь идет все о том же едином дыхатель­ном п у т и, по которому поднимается наше дыхание и звучание. Речь идет о верном звукообразовании в произ­ношении. Даже безголосая буква в сочетании с гласной всегда выражается в звуке. Звук же бывает чрезвычайно пестрым не по яркости произношения, а по неверному настрою звучания, когда один звук доносится «как бы из живота», другой — растекается во все стороны, звучит вульгарно и резко и т. д.

И гласные и согласные рождаются на едином принципе звукопроизводства, при создании одинаковых условий в голосовом аппарате для их рождения. Голос всегда идет по своему вертикаль­ному воздушному пути, а фонетический рисунок и дик и, и о иное оформление того или иного бук­венного знака должны выражаться в соответствии со своим произносительным характером. «У многих людей гласные рождаются в одном месте голосового аппарата, а согласные — совсем в другом... Это неправильно, некра­сиво и вульгарно.

Гудение согласных должно накопляться и резониро­вать там же, где создаются и гласные. Там же они и смешиваются, сливаются с согласными, а после прорыва в губах звуки вылетают изо рта, резонируя в том же резо­наторе, что и гласные» (стр. 187).

Мы понимаем эти положения следующим образом: например, гласный «и», произнесенный при артикуляционной позе, практикующейся до сих пор (растянутые к ушам углы рта), звучит неверно, невыгодно, отражая в звуке неверный характер произношения данной гласной. При освоении средств по работе над дикцией, указанных Станиславским, всякая чрезмерность, подчеркнутость в работе противопоказана. Решающим усло­вием для безукоризненного сценического произношения являются снова певческое дыхание и затем точ­ная работа всех частей речевого аппарата, главным об­разом активная работа нижней челюсти, языка и г у б. Слегка измененный овал рта уже меняет характер произношения того или иного гласного, например, звук «у», оформленный фонетически, вялыми, невытянутыми вперед губами, будет похож слухово на совершенно иной по характеру звук «о», что неточно, неверно и невыразительно. Следовательно, необходимо вниматель­но прослушать и проверить работу всех частей речевого аппарата, которая, не нарушая правильности голосотечения (высоты+г дубины), соответствовала бы фо­нетическому характеру произношения при точном дикционном выражении того или иного звука (близость).

В работе над звуком и дыханием мы уже начали по существу тренировку гласного и согласного. Рассмотрим все звуки с тем, чтобы слово (близость) звучало наполненно и ярко не только по своему смыслу, но также и по звуковой и дикционной выразительности.

Гласные буквы, с точки зрения их голосового вы­ражения, являют собой плавно льющееся дыхание, не встречающее на своем пути никаких препятствий. Поза речевого аппарата, губы в частности (мягкий резонатор), влияют на различную окраску в произношении этих глас­ных (о, у, а, е, и, ы). Наиболее отпавшая нижняя че­люсть (два пальца между коренными зубами) — таково положение, такова поза аппарата на букву «а». Губы более округлые и чуть выдвинутые вперед, как бы чуть втянутые щеки — таково положение на звук «о». Вы­двинутые активно вперед губы, образующие трубочку, — положение на звук «у». Более распластанный язык (гу­бы — как на букву «а»), чуть приподнятая нижняя че­люсть — положение на звуки «е», «и», «ы». Эти три звука произносятся различно с помощью еле заметных из­менений в движении нижней челюсти (главным образом). Порядок тренируемых гласных указывать не следует, по­тому что здесь необходимо прислушаться к индивидуаль­ным данным занимающегося: кому на каком звуке удоб­нее понять, т. е. почувствовать необходимую позу аппарата. Рекомендуется создавать различные таб­лицы для работы над звуком-буквой. Одному необхо­димо для ощущения правильного голосообразования начинать с гласной «у» («нунноннан»... и т. д.), другому —-с «е» для правильного положения языка, который не слушается иногда длительное время, и поэтому трудно добиться правильного течения звука («нееунноннан»... и т. д.). Как всегда, «ухо» педагога подскажет, с какой гласной надо начинать тренировку. Лишь бы гласные тек­ли беспрепятственно, плавно, резонируя в голове, во лбу, в передней части лица. В постепенно вырабатываемую ли­нию звука, тренируемую на упражнениях, состоящих из, сочетания сонорных «н» и «м» с гласными — мы будем включать все согласные буквы в их сочетании с гласными. Согласные буквы являются всегда препятствием в различных частях нашего речевого аппарата, которые преодолеваются активно выработанным дыханием. Если гласные обладают возможностью беспрепятственно изли­ваться наружу, то для правильного произнесения со­гласных наше дыхание должно активно преодолеть различные препятствия, чтобы вырваться наружу.

Работе над согласными мы придаем особое значение, так как без четко оформленных, напоенных дыханием со­гласных невозможна сценическая художественная речь. Согласный всегда помогает звучанию гласного. К.С. Ста­ниславский образно, метко и точно дает нам несколько указаний на этот счет, которые являются практически цен­ными и дают возможность разработать на их основании целый ряд тренировочных упражнений.

Если гласные выравниваются пением, то трени­ровка согласных требует специально дикционных упраж­нений. Какие же указания на то, что представляют собой согласные — мы находим у К. С. Станиславского.

О сонорных (стр. 194). «В этих звуках ясно разли­чаешь голос, который звучит почти так же, как гласные. Разница лишь в том, что звук не выходит наружу бес­препятственно, но задерживается зажимом в разных ме­стах, откуда и получает соответствующую окраску».

О безголосых: «Они тем не менее тянутся, издавая ка­кие-то шумы».

О взрывных: «Они выталкивают стоящие за ними глас­ные звуки».

Для того, чтобы звучно и энергично произнести букву «б», готовясь к этому, мы как бы накапливаем воздух за сомкнутыми слегка губами. При произношении «б» воздух размыкает губы — разрывает их и вливается в следующий за согласными гласный по всем выше­изложенным правилам звукообразования. Пример. Сло­во «бонна». Проследим звуковое произнесение этого сло­ва: сомкнутые губы, взятое дыхание, чувствуем его за губами, как бы готовыми к преодолению губного барье­ра (помните о голосовом настрое по вертикали, не растра­тить бы все дыхание на букву «б», действуйте экономно, уверенно, свободно), вспомните об упражнении на дыха­ние и включение звука «нуннон»... и т. д., язык, оттяги­вающийся назад на гласные. Не приказывайте себе пра­вильно произнести букву «б», не запугивайте себя, не за­жимайте мышц. Смотрите на все слово в целом, на его ударный звук, о нем-то и думайте. В слове «бонна» та­ким опорным звуком будет удобный для вас, уже знакомый мышцам языка сонорный звук «н», легко на­правляющий голос по его бесконечной линии звучания. Вот о нем и думайте, к нему и стремитесь, а г у б ы и ды­хание приготовьте к первому звуку «б». Попробуйте произнести все слово, с тем чтобы последний неударный редуцированный звук «а» был на «высоте» настройки самого «высокого» и снова вернитесь к звуку «б». Теперь произнесите его в различных сочетаниях с другими зву­ками, сначала в коротких сочетаниях, так как в длинных словах мы еще,не оговорили всех согласных, а у каждой из них много особенностей и специфических свойств. В упражнениях лучше всего все время прибавлять новое в сочетании с уже знакомыми мышечно и слухово звуками и слогами: бам, бум, бом, бем, бым и т. д. «Бунбон-банбенбинбын» и т. д., по-разному соединяя эти знакомые звуки, ощупывая их дыханием, губами, языком, запоми­ная их на ощупь. Так вы изучите правильное произ­ношение звука «б».

Нет необходимости таким образом описывать все без исключения буквы русского алфавита, повторяя уже ска­занное, что голос на всех звуках настраивается одинако­во (по вертикали),а оформляется в произношении звуков применительно к их фонетическим различиям, дикционному характеру.

Наиболее трудными являются буквенные знаки, в ко­торых характер произношения как бы снимает голосове­дение. Это шипящие и взрывные «п», «т», «к».

Шипящие сами по себе вне гласной не имеют мело­дии — они шипят, жужжат, свистят и хрипят. Часто встречающиеся дефекты в произношении именно этих согласных говорят о том, что при тренировке этих букв необходимы точные указания о месторождении этих со­гласных, чтобы правильно тренировать язык. Если пре­пятствие для дыхания в губном звонком «в» сосредоточе­но в губах, то в шипящих «ш», «ч», «щ», «ж» — дыха­ние стремится разъединить язык и верхнее нёбо. При пра­вильном произношении шипящих края языка прижаты к верхним коренным зубам и шипящий как бы припечатывается спинкой языка к нёбу... Начиная от альвеол дес­ны верхних передних зубов — «ч» и «щ»; глубже к цент­ру нёба — «ж» и «ш»,— язык как бы «раздавливает ягоду о нёбо». Вот как энергично должно быть оформ­лено произношение шипящего! Причем именно от этой энергии дыхание чрезвычайно быстро расходуется при произнесении этих согласных, особенно если их трениро­вать без гласной, настраивающей голос и не дающей согласному поглотить его весь целиком. Нужно трениро­вать шипящие при участии всех гласных (кроме «и»), но в несколько иной манере, чем в предыдущих примерах

тренировки.

Главную роль в правильном произношении шипящих

играют два условия:

1) работа языка и

2) точное местонахождение и местообразование ши­пящих.

Мышцы языка должны привыкнуть путем упражне­ний быть в «боевом порядке» при произношении шипя­щих. Если при выработке непрерывной линии звучания необходимо, тренируясь, сливать сонорный и гласный з их сочетании (нунноннан... и т. д.), то при тренировке шипящих будет правильным произносить шипящий с глас­ным раздельно — стаккато — жу, жо, жа, же, жи и т. д., причем, особенно на первых порах, вернее будет удваи­вать произношение шипящих. Вот так: жжу! жжо! жжа! и т. д., т. е. тренировать язык, вырабатывая ощуще­ние взятого препятствия. Для более сознательного и эко­номного расходования воздуха (дыхания) предлагается подключить одну из уже знакомых сонорных в конце слога: жжун, жжон, жжан, жжен и т. д..

« Ч» и «щ» (чьшь) — требует легкости и изящества в произношении, что необходимо подчеркнуть при трени­ровке этих букв. В быту очень распространено грубое, а также и жесткое их произношение, которое свойственно, например, белорусскому языку (чъо, чъашка и т. п.). В этой работе играет основную роль кончик языка так же. как впоследствии он будет трудиться при произнесении «р», а также свистящих «з» и «с», произношение кото­рых часто нечисто и неверно.

«Ч» всегда произносится с воображаемым мягким знаком «чь». При основном положении языка на шипя­щие (края прижаты к коренным зубам) в тренировке бук­вы «ч» прежде всего должен ощущаться кончик языка, как бы централизующий правильное произношение. Так как мы тренируем не дикцию, как самостоятельную ка­тегорию сценического произношения, а голос, ищу­щий выражение через дикцию, то здесь целесообразнее тренировать «ч» в сочетании с гласными, так же, как и твердые шипящие, но с кратким акцентом на шипя­щий. Если при тренировке «ж» и «ш» рекомендовалось сдваивать согласный в упражнении жжо, жжу, жжа и т. д., то при работе над «ч» и «щ» можно посоветовать очень легкое и быстрое прикосновение языка к нёбу со стремлением произнести гласный ч (ь) ю! че! чя! и т. д.

Щ(щьчь) — щю, ще, щя, щи и т. д. с ударением на гласный «чЯшка чЯю», щетинка у чушки.

Любые самые трудные сочетания этих букв будут по­лезны и необходимы для того, чтобы выработать м ы-шечную память и этим избежать «случайности» в произношении.

«С» и «з» —кончик языка по ощущению, как иголка, находится у альвеол нижних зубов, отсюда и вся тренировка. Крепко прижат кончик языка, дыхание стре­мится взять препятствие, устремляясь сверху вниз, но не берет его, а как бы придавливает самый кончик языка к зубам, вычерчивая короткую и точную свистящую сссс или зззз. Если мы протянем такой согласный, не вклю­чая его в тон голоса, т. е. шепотом, поза нашего речевого аппарата будет следующей: рот чуть приоткрыт, губы чуть растянуты в стороны, зубы сдвинуты вместе, ниж­няя челюсть чуть опущена — воздух сочится сквозь зубы. Препятствие для дыхания при произнесении сви­стящих будет в зубах:

ся, се, сю, се, си, сы — сясьсесьсюсь и т. д., зя, зе, зю, зе, зи, зы — зясьзесьзюсь и т. д.

Любые скороговорки, указанные проф. Е. Ф. Саричевой в учебнике 1949 года, имеют большое значение в де­ле тренировки свистящих и шипящих при соблюдении всех излагаемых выше условий, цели и направления тре­нировочной работы. Следует указать на то, что скорого­ворки помогают тренировке при условии особого акцента на тренируемый звук, т. е. имея целью натренировать мышцы языка в их разнообразной работе над про­изнесением различных по своему характеру согласных. Например:

РРеЗЗиновую ЗЗину РРеЗЗиновую ЗЗину

Купили в магаЗЗине В корЗЗине принеССли и т. д.

Таким образом выработается постепенная необходи­мая координация, т. е. точная согласованная деятель-кость всех «приборов», обеспечивающих правильную ар­тикуляцию. Раз выработанный правильный навык, по­степенно станет автоматичным и легко восстанавливае­мым после перерыва той или иной деятельности.

Главным во всякой тренировке и в упражнении речевого аппарата, в частности является выра­ботка соответствующей координации.

Легкость восстановления когда-то усвоенных навыков известна каждому человеку, который после длительного перерыва вновь пытается освоить ранний, привычный вид занятий, например, езда на велосипеде, игра на рояле. Одновременно каждый в таких случаях может убедить­ся в разнице: как это осуществлялось раньше и как это выходит теперь; будут чрезвычайно ощутимы, одна­ко, основные моменты когда-то привычной дея­тельности, они часто сохраняются на всю жизнь.

Чем проще вид деятельности, тем легче он восстанав­ливается (езда на велосипеде). Более сложная деятель­ность требует более длительного срока повторной тре­нировки для восстановления прежней свободы осу­ществляемых действий (игра на рояле). Все это объясняется тем, что однажды выработанная координа­ция не исчезает бесследно с прекращением при­вычной деятельности. В центральной нервной системе остаются следовые реакции, на основе которых может быть достигнуто с большей легкостью, чем для начинающего, совершенство в выполне­нии необходимых навыков.

Чем проще работа, чем меньше «звеньев» участвует в ее обеспечении, тем легче восстановить их

согласованую взаимосвязь.

Можно сто раз повторять любое из упражнений, на­пример указываемое нами начальное упражнение для выработки непрерывной линии звучания, и не только не, настроить правильно голос, но и приучить себя к неверно­му мышечному напряжению, искусственному форсирова­нию голоса и т. д. и т. п.

Важно не сто раз повторить, а сто раз подго­товить весь свой физический аппарат к правильному звукообразованию, создавая все необходимые усло­вия для верного рождения звука.

Только при такой сознательной работе над го­лосом мы можем гарантировать себя от нежелательных случайностей и дилетантизма. Достигнутые результаты, как-то: выносливость голоса, его эластичность, непрерыв­ная линия звучания, дикционная оформленность, слыши­мость на расстоянии и т. д., будут в таком случае не слу­чайным совпадением, а органическим подтверждением правильного метода работы.

«Р» и «л». При работе над звуком «р» мы должны знать, что вовлечение в работу кончика языка пригодит­ся нам для свистящих и для правильного произношения звука «л», поэтому, помимо твердого, раскатистого, как электрический звонок, звука ррр, необходимо трениро­вать «рь» — «ррррррь», мягкое произношение этой бук­вы, что дается не всегда легко. В таких, например, словах, как «бирюза», «бирюк», где «р» сто<ит между гласными, после звука «и», в частности, язык не всегда работает активно, что необходимо проверить. При верном звуча­нии непрерывного рррррр и рррррь, при условии, ког­да дыхательная струя направлена в голову, приложив ладонь к темени, мы услышим резонанс. Если же нет этой вибрации — отклика в резонирующей полости головы, значит голосово звуки «р» и «рь» произносятся не­правильно.

Всякое предварительное упражнение с чередованием букв «т» и «д» подготавливает верное произнесение букв «р» и «рь»: «тду, тдо, тда, тде, тди, тды» и т. д., произ­носимые как одно слово — тдутдотдатдетдитды и т. д. Такое предварительное упражнение, как «те-де-де-те», произнесенное много раз подряд с перемежающими­ся ударениями на всех слогах по очереди, в разных тем­пах, усиляя и уменьшая голосоподачу, также принесут большую пользу для приобретения мышечной памяти б работе кончика языка. При такой работе звук «р» при кратком неударном произношении в конце слова и в се­редине его, всегда сохранит свое полнокровное чистое вы­ражение — «вор», «мор», «гора», «море», «горемычный» и т. д.

Какими еще упражнениями можно пользоваться в ра­боте над «р» и «л»? Всеми, какими можно втянуть в работу кончик языка, вызывающую его вибрацию. Любые сочетания рядом стоящих «р» и «л», например «рларлор-лу...» и т. д. «рьлярьлерьлю...» и т. д. Вариации могут быть любыми и разнообразными во все возрастающей трудно­сти с обязательными примерами произнесе­ния любых слов — «бром», «брюква», «бровь», «бритва», «бирка», «бор», «пир», «принцип» и т. д. В скороговор­ках по-прежнему обращаем внимание на активное про­изношение тренируемого звука, как уже указывалось при раэборе тренировочной работы над свистящими. «Крра-сильщик кррасил кррасной крраской кррышу кррестьяни-ну Юррке»; «Каррл укррал у Кларры кораллы» (произно­сится слитно, как одно слово, выделяя ударный гласный), причем и «р» и «л» тренируются в их парном сочетании при условии подробного изучения положения языка во время произнесения твердого «р» и твердого «л» в отличие от положения языка при мягком произнесении «рь» и «ль». Пример тренировки: «лоллалуллалеллалил-лалылла» и «леллялоллеляллюлилля», а также мягкое «ль» с гласным (произнесенным как французский слог 1а)—упражнениетакоеlа1аШа1а1а1а1а1а.Вибрационное дви­жение очень активизирует кончик языка, и не следует путать это упражнение с произнесением «ляляля», что оставляет кончик языка пассивным.

Возможны еще примеры для тренировки звуков «л» и «ль»: «Лель мой Лель, люлилелилель»; «Тилилень ли-лилень, пллечи врежиццы рремень». Произносится также слитно и плавно, чтобы каждый звук звучал.

Чрезвычайно полезен перечень таких слов, которые связаны между собой и по смыслу — слов, в которых встречаются уже знакомые по мышечному ощу­щению, натренированные звуки. Любой пример го­дится: «свет неоновой лампы», «прекрасно настроенный инструмент» и т. д. Сливая одно слово с другим, но вы­деляя «интонационно» ударное (по смыслу) слово.

На таких фразах можно впоследствии тренировать первое элементарное понятие о логическом ударе­нии. Поэтому лучше избегать совершенно бессмысленно­го набора слов с тренируемыми звуками. Пользуясь со­четанием нужных звуков при работе над включением голоса, затем для большей пользы сознательной вы­работки дикционных навыков необходимо специально подбирать примеры, таблицы и скороговорки, в ос­нову которых был бы положен смысл, образ. Трениров­ка при таких условиях органично воспитает способ­ность правильно говорить в условиях сцены, потому что «все уже» или «почти все» окажется знакомым мыш­цам языка, губ, дыхательному движению. Таким обра­зом, эти слова будут воспроизведены автоматиски, что очень важно и сознательно, что особо важно для правильного воспитания мастерства актера.

Несколько отдельно стоит работа, связанная с упо­треблением следующих согласных: «п», «т» и «к».

К.С. Станиславский про эти согласные говорит, что они выталкивают стоящие за ними гласные звуки. «Го­лос звучит слабо на гласных, но лишь только он соеди­няет их с согласными — сила его звука удесятеряется».

Подробно остановимся на этих положениях, потому что в них имеется правильное указание на активную роль согласного в голосообразовании вообще и на свойства взрывных «п», «т», «к» в особенности. Описывать уп­ражнения, как говорилось в начале главы 2-й, невозмож­но, так как упражнения являют собой живое, изменчивое звучание, практическое освоение учащимся вместе с пе­дагогом всех индивидуальных возможностей, заложен­ных в каждом организме с его природными особенностями. Правило, примененное с успехом для одного, может оказаться пагубным для другого. Стандарта не может и не должно быть. Поэтому с особой осторожностью и вниманием отнесемся к описанию работы взрывных «п», «т», «к» в процессе тренировки, так как они обладают особой активностью, действительно, в полном смысле слова, взрывного характера. Эти взрывы об­разуются в результате преодолевания дыхательной стру­ей препятствий на своем пути («п»—в губах, «т»—в язы­ке», «к» — в задней части глотки и языка).

В самом начале описания работы над согласными говорилось о звонком взрывном «б», который не мыслит­ся без ясно различаемого голоса-тона. Здесь же мы име­ем дело с безголосыми звуками, которые тем не ме­нее имеют большое значение для правильного и звучного произношения. В обыденной жизни мы часто встречаемся с очень вялым произношением этих согласных, отчего все слова, в которых они имеются, звучат невыразитель­но, как бы «малокровно». Это происходит потому, что недостаточно активное дыхание не встреча­ет никаких подлинных препятствий на своем пути (плохо смыкающиеся вялые губы, вялый язык, не ощушающий звука «т», неверно устремленное дыхание, идущее целиком через рот, отчего страдает звук «к»). Если же дыхание активно и правильно натренировано, если губы сомкнуты, то при произнесении «п» действи­тельно происходит некий выстрел-взрыв: «па-па», «п-рочь», «п-олость» и т. д. Ни на мгновение нельзя за­бывать, что «взрыв» этот происходит внутри над­ставной трубы, а не является «холостым» выстре­лом, от которого весь воздух растрачивается мгно­венно, вырвавшись изо рта и рассеявшись в простран­стве.

«П-аа-п-аа», при таком произнесении «громадный» гласный поглотит согласный. Необходимо помнить не­престанно об активности нашего дыхания, стремящегося в теменные кости, а не н а ру ж у. Необходимо помнить об едином дыхательном пути для всех букв в их голосоведении. Поэтому после взрывного «п» глас­ный необходимо произнести правильно, т. е. вспом­нив об убегающем кверху дыхании (а следовательно, и гласном), что не даст возможности гласному звуку рассеяться через наш раскрытый рот во все стороны. При произнесении звука-буквы «а» нижняя челюсть опу­скается, а не губы растягиваются. Этот воздушный взрыв подготавливается, образуется за губами, как бы заполняет воздухом нёбо, всю голову и только к а к а я-т о часть воздуха неизбежно вырвется вместе с произнесением звука «а» наружу, а не весь заряд сразу вместе с гласной.

То же самое происходит и с произнесением звука «т». При произнесении «т» конец языка упирается в верхние передние зубы. С силой поднимающийся воздух разъединяет язык от зубов. Для примера возьмем такое сочетание: «т-а-т-а». Положение на гласную «а» будет таким, как при начальных упражнениях по голосу — язык в подвешенном положении!

Если же он будет неподвижно лежать «лодоч­кой» или «лопаточкой» при произнесении следующей за согласным гласной, никакого взрыва не про­изойдет, никакого движения динамики в произноше­нии мы не ощутим. А ведь в каждом звуке есть движе­ние, стремление кверху, иначе образуется звук пло­ский, «белый», мало эластичный, невыразительный, можно сказать, не согретый дыханием, так как дыхание при неверном положении языка, губ, челюсти устремляется все целиком наружу и рассеивается в про­странстве. При верных условиях дыхание, устремленное в голову, оформляется в звук металлического оттенка на гласных, лишающихся при таком выражении «открытого», вульгарного звучания.

«К» — заднеязычный согласный взрывного характе­ра. При произношении этого звука мы наблюдаем есте­ственно меньшую утечку дыхания (чем ближе к губам, тем труднее экономить дыхание!). При произнесении звука «к» взрыв получается от взятого воздушной стру­ей препятствия, существующего в задней части языка и в стенке глотки.

Теперь попробуем мысленно проверить правильную позу губ, языка, челюсти, глотки, нёба при произнесении согласных «п», «т», «к». Возьмем дыхание, проверим позу речевого аппарата и к а к бы ударим воздуш­ной струей снизу вверх по намеченным нами препятствиям. Несколько раз проделаем это упражнение. Помните — снизу вверх! Не произнося никаких гласных, только согласные — «п», «т», «к». Это упражнение чрезвычайно активизирует наш дыхательный-выдыхательный посыл. Не произнося вслух гласных, лишь думая о них, мы подготавливаем этим упражнени­ем условие для правильного произношения вслух любого из них. Практически гласный дей­ствительно как бы выталкивается названны­ми выше согласными. В живой художественной речи мы, конечно, никогда не ощутим этой роли взрыв­ных в деле голосообразования. Но для того, чтобы наша речь плавно лилась, выражая то, что мы чувству­ем и видим, мы должны изучить и практически натрени­ровать все звуки гласные и согласные, оценив особое значение взрывных, помогающих активности, гибкости полнокровного нашего звучания. Опасно же это упраж­нение в том случае, когда не выработано активное дыхание и если все предыдущие упражнения не изуче­ны, не усвоены, не прочувствованы. Тогда мы будем сви­детелями неестественной, умышленной форсировки ды­хательного движения (выдоха) и немедленно произойдет зажим, — связки будут травмированы излишним на­жимом воздушной струи. Вот почему, считан чрезвычайно действенным данное упражнение для вер­ного голосообразования в произношении, необходимо предупредить о строгой последовательности в трениров­ке всех звучных согласных и гласных, выработав в себе навык к активному, свободно льющемуся дыханию, и только тогда начать пользоваться тренировочным упраж­нением взрывного характера. Иногда несколько раз пра­вильно, осмысленно произнесенные «птк» дают уже и верную голосовую настройку. В вокальной терминологии имеется хорошо всем известный термин «атака з в у-к а». Верное произнесение «птк» соответствует правиль­ному пониманию этого вокального термина. Момент вы­доха совпадает с моментом начала звука. Когда мы произносим «птк» без голоса (гласного), работает как бы только дыхание. Для верного понимания этих по­ложений прибавим еще упражнение для примера:

«Кукушка кукует ку-ку».

Произнесите эту фразу так, как будто она выражена одними согласными; получим следующее: «ккшк» «ккгкк». Гласные не произносите вслух, но думайте о них, т. е. на каждый имеющийся в этой фразе гласный мыс­ленно приготовьте соответствующую для него позу рече­вого аппарата: («у» — и губы вытянуты вперед трубоч­кой; «а» — опущена нижняя челюсть и т. д.). Теперь возьмите дыхание, устремите его на известные вам пре­пятствия (ударьте воздушной струей снизу вверх), а вслух произнесите одни согласные. При таких условиях вся энергия будет отдана согласным. Чувствуете ли вы, какая активность дыхания нужна для произне­сения указанных согласных в данном примере?

Такая же активная работа дыхания наблюдается при произнесении «т» и «п»: «Из-под топота копыт пыль по полю летит». Так же, как и в предыдущем примере, ак­тивно произнесите одни 'согласные: испоттопотакопыт-пыльпополюлетиг». Такой записью мы хотим выразить самый характер тренировки.

К- С. Станиславский с исключительной точностью го­ворит о значении этих взрывных в деле правильной ра­боты над дыханием-звуком.

«Кукушка кукует ку-ку»,

«Из-под топота копыт пыль по полю летит».

Начиная эти тренировочные упражнения без звука, втягивая в работу только дыхательное движение, после­довательно переходя затем к самому тихому звуку (не шепот), постепенно усиливаем звучание и обратим не­вольно внимание на то, что тихий звук требует н е меньшей активности дыхания, чем громкий, что очень важно для овладения слышимостью в условиях сцены. Самый интимный разговор требует самой мак­симальной активности дыхания и верной его профессиональной функции, что без всяких специаль­ных «артикуляционных» усилий приведет к абсолютной слышимости нашей речи на любом расстоянии. Это лиш­ний раз подтвердит нам ведущую роль дыхания в процессе звукопроизводства.

Опора звука

Пятый элемент, без которого вся работа над дыха­нием и голосом не будет иметь необходимой профессио­нальной законченности и без которого не мыслится овладение искусством словодействия, известен под терми­ном «упор» или «опора».

Не вдаваясь в существующие в литературе расхожде­ния и споры по этому вопросу, мы приведем несколько определений этого понятия, имеющихся в трудах вокали­стов. «Сущность опоры звука еще недостаточно разъяс­нена как в педагогике, так и в научной литературе. Это очень сложное физиологическое явление, в основе кото­рого лежит все же антагонизм между выдыхательными и вдыхательными мускулами».

Если проследить, когда впервые возникло определе­ние опоры звука, то увидим, что еще в XVIII веке Манчини уже обращал внимание на необходимость всегда сохранять в запасе остаток дыхания при пении. Это уже и есть предпосылка для правильного понимания термина «опора звука».

«Опора звука есть замедление выдоха...». «Опора» способствует включению диафрагмы в сферу нашего сознания... Понятие об опоре обосновано и относится к мышечным сокращениям и повышению воздушного дав­ления».

Эти высказывания несомненно приведут нас к оп­ределениям, которые полностью соответствуют нашему пониманию «опорного звучания».

В чем же практически заключается значение «упора» в сценической речи?

Снова и снова приходится подчеркивать, что лишь выдыхание, направленное в головные резонаторы, при с ох ранении вдыхатель­ного положения дает ту сценическую слышимость, тот металлический оттенок голосу, при котором на самом тихом звучании речь наша заполняет все театральное по­мещение и доносится до самого последнего его ряда.

В основе опоры несомненно лежит и экономное расходование воздуха (дыхания), т. е. опять, при вопросе об опоре, мы сталкиваемся с профессио­нальным заведованием и распределением выдоха, т. е. с работой над тренировкой и правиль­ным воспитанием певческого дыхания. Верное опорное звучание заключается в том, чтобы «уловить тон в голове и во рту», по выражению проф. Багадурова, чему способствуют все тренировочные упражнения, связанные с основным приемом постановки голоса, указанным К. С. Станиславским, в котором такие термины,

как «тихое мычание», «еле слышный стон» и т.п., становятся для нас закономерными и органичными.

При такой тренировке дыхания в включение звука происходит как бы незаметно, будто само дыхание звучит, о чем мы говорили достаточно и подробно. Можно очень громко произносить, растратить всё дыхание, но это будет форсированный, «падающий», а не летящий звук. При воспитании актера в «системе» всё внимание его направляется на выполнение действенной конкретной задачи, поэтому понятие «опоры звука» несомненно имеет особо важное значение.

Актер, не желающий «соврать», боясь собственного недостаточно послушного звука голоса, еле слышно шепчет слова, которые вне правильного звучания, вне опоры — дыхания не слышны вовсе. Иногда справедливое требование режиссера более слышной речи неожиданно приводит к самому нежелательному чувству неправды, лжи и насилия над собой.

Так, при отсутствии правильного воспитания голоса и дикции, незаметно прививаются привычки, штампы громкоговорения и недооценка всех возможностей, какими обладает наш голосовой и речевой аппараты.

В сценической практике режиссеры как будто правильно указывают на то, что звучание голоса, чистота дикции зависят от действенной задачи: если, мол, актёр целиком, весь без остатка, мобилизирован на выполнение задачи, «то и голос зазвучит, и дикция станет чётче».

Само собой разумеется, что именно так и должно быть. Доказывать закономерность такого яв-ления не стоит. Невозможно отрицать зависимость звучания от поведения активно действующего человека (артиста на сцене).

Но и сводить все искусство речи к простой случай-

искусство речи к простой случайности было бы неправильно. Голос должен звучать

всегда верно – «на упоре» он должен быть всегда готовым для того, чтобы откликнуться мгновенно,

— «на упоре» того, чтобы

он должен звучать точно и гибко на любое действие. Очевидно, Константин Сергеевич поэтому и указывает на целый ряд основных вокальных приемов, способствующих более тонкому вос­питанию голоса для речи на сцене и для пения на с ц е н е, т. е. в особых условиях. Эти особые усло­вия требуют от голоса не громкости, а слышимости. Это — разные понятия. Громкость, как таковая, еще никоим образом не обеспечивает слышимости. Слышимость же зависит от всех перечисленных условий, которые далеко не исчерпаны данным изложением.

«В основе опоры лежит применение вдыхательных дви­жений в целях урегулирования выдоха».

Опора — это прежде всего «ощущение» диафрагмы, так же как у балетного артиста всегда имеется профессио­нальное «ощущение» спины. Если драматический артист владеет умением «говорить на упоре», он будет слышен всегда и в любом помещении. Овладение такой «опер­той» речью целиком зависит от профессиональной рабо­ты дыхания. Недооценка тренировочной работы по ды­ханию и включению звука приводит к недооценке про­фессионального нашего умения, мастерства, искусства слова, словодействия с тех высоких позиций, с каких го­ворит о театре К. С. Станиславский.

Резонаторы

Было бы нелепым по каждому из разбираемых эле­ментов специально «выдумывать» отдельные упражнения.

Резонанс звука, зависящий от природных условий, существующих в нашем организме, не поддается нашему управлению. Мы лишь можем воспитать в себе навык пользоваться природными усилителями, различая на слух окраску тона, происходящую от вибрации голоса в той или иной резонансной полости. Прежде всего мы должны научить «ухо» различать оттенки голоса, завися­щие от пользования теми или иными резонаторами (отте­нок голоса — горловой, носовой, грудное звучание и т. п.).

Укажем на основные резонаторы, помогающие нам воспитывать тембр, окраску голоса:

1) грудное звучание — вибрация грудной клетки;

2) головное звучание — все высокие ноты голоса, ре­зонирующие в передней части лица, в носовых раковинах, надбровных полостях, черепе, вплоть до затылка;

3) среднее — смешанное звучание, когда направляе­мый в голову звук резонирует и в грудной клетке (иногда даже в лопатках, спине).

Вся эта шкала «грудное—головное—смешанное зву­чание» является все той же знакомой нам воздушной трассой «от диафрагмы в череп». Головные резонаторы, где оформляются самые высокие певческие ноты голоса, несвойственные разговорной речи, описывать нет смысла, так как мы пользуемся ими в буквальном смысле лишь секундами (в смехе, возгласах). В обычной речи самый высокий разговорный голос не звучит на столь «немыс­лимо» высоких нотах. Это — область вокала.

Можно говорить в основном о смешанном и грудном звучании, чтобы определить свое понимание работы над воспитанием «ощущения резонанса» (т. е. природных усилителей).

Последующий, 7-й элемент — «регистры» так тесно связан с резонансными возможностями нашего аппара­та, что мы соединим его в тренировочной работе над ды­ханием—звуком — резонированием голоса. Голос, каче­ство его, ровность звучания на всех реги­страх зависят от способности правильно пользоваться резонаторами автоматически, т. е. привычно и произволь­но, без усилия.

Поговорим сначала о так называемом «грудном» зву­чании.

Самый теплый, глубокий тон — тембр разговорного голоса тот, который имеет резонанс в грудной клетке. Но только при одном условии: если он будет верным по на­строю, никогда нельзя забывать о направлении нашего голоса кверху. Только при таком условии отражен­ный и в груди звук будет подлинно грудным, верным звучанием. Если же, что часто наблюдается в работе, воспитывается «ощущение резонанса в грудной клетке», и больше ничего, тогда голос обычно бы­вает обеднен обертонами, скован и в конечном счете делается негибким, нарочито приглушенным, занижен­ным «вообще» («трагически» низким голосом всегда).

Голос лишь пользуется этим грудным резонансом, грудная клетка как бы откликается на голос, направлен­ный вверх. Приведем такой пример: представим себе по­лую комнату, потолок у этой комнаты стеклянный, а пол медный. Мы направляем наш звук в стеклянный потолок, а он, не находя выхода, отражается гулом в медном полу. Вот приблизительное изложение понятия «грудного зву­чания». Приходится говорить об этом, имея в виду ложно понятое грудное звучание, без учета «резонанса в голо­ве». При таком условии звук «ставится на грудь», что соответствует всему вышеизложенному. Грудное зву­чание— не самостоятельно образующийся тон звука, а тон отраженный, находящий отзвук, опору, окраску в грудном костяке, т. е. уже в ка­кой-то мере смешанный. При таком понимании звук, стремясь всегда на всех тонах кверху, никогда не станет неподвижным, искусственно заниженным. Он сохранит подвижность и всегда, поднимаясь по вертика­ли, на всех своих регистрах приобретает устойчивость и ровность в звучании. Смешанное звучание свойственно всей гамме обычной разговорной речи, кроме самых вы­соких и самых низких нот, отражающихся в черепе или в грудной клетке. Вся середина, весь фундамент, так ска­зать, имеет дело со смешанным звучанием.

Переходя к работе над слогами, т. е. к соединению гласного с согласным, в упражнениях, которые подробно будут объяснены, тренируются главным образом навыки к опороному звучанию и пользованию резонаторами при 'выравнивании регистров.

Слоги

Бывает такая мертвая точка в совместной работе пе­дагога и ученика: ученик потерял -старые, ненужные при­вычки, но еще не может произвольно, легко и привычно пользоваться новыми. Здесь особенно важна роль педаго­га, его «ухо», чуткость, мера в осторожном -и терпеливом прививании нужного. В каждом этапе достигнутого необ­ходимо увидеть зерно нового, последующего.и растить его. В этом терпеливом выращивании новых качеств и заключается залог успеха, в достижении результата.

Принимаясь за тренировку слогов, вспомним описание.

Резонаторы регистры всех предшествовавших упражнений, так как слог (со­четание гласного с согласным) приближает нас «произ­несению слова, т. е. выражению мысли — образа-действия. Работа над слогами -является предпоследним тренировочным 'специфическим этапом работы над голо­сом и дикцией и целиком подчинен всем тренируемым элементам для безотказной работы нашего голосообразующего аппарата.

1 — дыхание (создать все (необходимые условия. Все упражнения);

2 — звук (включение звука в дыхании);

3 — гласные: у, о, е, и, ы — поза аппарата;

4 — с о г л а с н ы е: н, м, к, п, т, р, л, ш, ж, ч и т. д. Все согласные;

5 — упор

Эти три элемента являют как бы одно общее условие для всех тренируемых упражнений

в различных примерах при по­стоянном контроле за грудным резонансом, проверяя его ру­кой.

слоги: ну, но, на, не, ни, ны, му, мо, ми, ко, ка, ки, кы и т. д.

Эта таблица -приводится для того, чтобы показать -на­правление этого тренировочного кр у г о во го движения. Оказывается, ничего нового в упражнениях на «слоги» нет.

Слог является сочетанием согласного с (гласным, и больше ничего. Но так как -смысл этих речевых упражне­ний заключается ча проверке всего -пройденного: готовно­сти аппарата, активной работе дыхания в буквообразовании, а целый ряд букв мы не оговорили, то необходи­мо з н а т ь точное местообразование каждого звука — положение губ, языка, челюсти на каждую из ник. Вот это необходимо узнать и натренировать, до того как браться за упражнения по слогам.

Все, что относилось к элементам: дыхание, звук, глас­ные, согласные, опора, резонаторы, регистры, — все это было как бы подготовительн ы м этапом работы для перехода к занятиям по сценической речи, в которых «-сло­ги» и «слова» являются чисто речевыми -упражнения­ми. До сих пор мы имели дело с изучением вокальныхсредств, помогающих подготовить весь наш звуко-образующий аппарат к освоению элементов по сце­нической речи, на основе разобранного нами приема постановки голоса, упражненного дыхания и выработки каждого звука.

Сейчас перейдем к тренировке речевых элементов вы­ражения. Если практически весь раздел,не освоен, если нет «привычного» в том, чтобы «затаить дыхание» (со­хранение вдыхательного положения), «ощутить» диафраг­му, раскрепостить нижнюю челюсть и т. д., вряд ли «тре­нировка слогов» принесет пользу. Но так как в мою зада­чу не входит обучать предмету техники речи, а лишь заострить внимание на направлении, какое подсказывает К. С. Станиславский, то продолжим описание всех имею­щихся у нас упражнений на «слоги», «слова», «цепь слов» и т. д.

Берем всем известную басню И. Крылова «Ворона и Лисица» и разрабатываем на ее тексте упражнения. Этот текст басни удобен как по своим буквенным сочетаниям, так и по размеру-объему текста, используемого для про­верки выносливости дыхания, о чем поговорим дальше при изложении упражнения, называемого «скороговорочным». Моменты вдоха.и выдоха, опоры, резонирования и ре­гистрового выражения имеют значение в этой тренировке. Поэтому никакой торопливости. Вообще во всех раз­бираемых подготовительных тренировочных упраж­нениях необходимы точность, продуманность, обоснование и т. п. Механическое повторение того или иного упражнения ничего не даст в лучшем случае и зачеркнет всю предшествующую работу — в худшем случае.

Перед тем как взяться за тренировку слотов — «ча­сти» слова, необходимо проверить степень своей готовно­сти. Текст басни надо знать наизусть, чтобы не «вспоминать» его во время упражнения, что будет мешать и пе­реключать наше внимание с необходимого нам объекта на ненужный, лишний.

Разобьем весь текст на слоги. Займемся разбором не всего текста, а лишь начальных четырех строчек для на­глядного примера.

По слогам получим следующий буквенный материал (выписываем орфоэпически):

и ы ы и

Ва-ро-не-где-то-бох-па-слал-ку-со-чек-сы-ру,

ы ы ы ы ы

На-йель-ва-р-о-на-взгра-ма-здяс-па-за-фтра-кать-са ы ы ы ы ы

фсем-бы-ло-уш-са-бр'а-лае-да-па-за-ду-ма-лас, а сыр ы и

ва-рту-дер-жа-ла и т. д.

Если вглядимся, мысленно вслушиваясь в эти сочета­ния «согласного с гласным», мы ощутим «знакомые» мыш­цам языка челюсти, знакомые зубам и дыханию звуковые сочетания.

Первое упражнение. Каждый слог произно­сится стаккато, легко, на одной ноте, в течение всей строки. Не тянуть эту ноту, н е в ы п е в а т ь е е, а только каждым слогом (его ударной гласной) как бы подбрасывать звучание этой ноты кверху. Причем произносится вслух только согласный звук, а на гласный приготовим необходимую позу для его выражения — не больше! Запомним положение губ на букву «в». Этот согласный вам еще не встречался в предыдущих упраж­нениях. Каждую букву надо знать на память.

Верхние зубы слегка прижимают нижнюю губу — «ва-а» (нижняя челюсть под напором воздушной струи отпадает): вва-рро-нн-е и т. д. Чрезвычайно ритмично с одинаковыми интервалами, равномерно чередуются слоги, составленные из различных букв. К произнесению каждой такой «пары» приготовимся к произнесению вслух «подумавши», точный и меткий слог. Короткий, а не растянутый, так, в различных буквосочетаниях будем ра­ботать над первой нотой голоса. Берется любая «самая удобная» нота, и от нее потом будем двигаться и вверх и вниз. Но четыре 'строчки (целых 44 слога!) произносим на одной ноте. Мы почувствуем, что не все буквы «за­хотят» звучать на выбранной вами ноте. Почувствуем, что гласный «у» хочет более низкого звучания, а гласный «и» — более высокого и г. д. Никакой поблажки! Все буквы в звучании должны нам повиноваться, для чего мы и занимаемся этим первым дикционным упражнением. Ни одного звука произнесенного механи­чески. Слоги произносятся организованно и ритмично, с равномерными интервалами между ними.

Второе упражнение. Четыре строчки слогов — вое так же, на одной ноте (медиума — наиболее удобной для голоса). Произносим каждый слог отрывисто, легко, как бы нанизывая все слоги на улетающий кверху поток дыхательной струи. Задумываться тут некогда. В интервалах между произнесением слогов нужно подумать о том, что тренируем и з а ч е м, но не как. Слоги про­износятся коротко, четко. Чем короче и легче — тем вер­нее. Не громко, на выдохе, с таким ощущением, как будто каждый слог, как «глоток», который пьем, а не вы­плевываем вместе со звуком. Представим себе, что взяв дыхание, произнося слот, мы его посылаем в череп — в «самую макушку». Не будем заботиться, чтобы он летел «вперед». Он и так вылетит вперед — рот ведь открыт!

Значит слога произносим на одной какой-либо ноте, условно скажем, на ноте соль.

Третье упражнение. Следующие четыре строч­ки произносим по слогам на полтона выше (соль диез). Последующие четыре строчки — на ноте ля и т. д. Весь текст, разбитый на слоги, повышаем сначала через четыре строчки, впоследствии — каждую строчку. Только будем помнить, что повышаем мы с л у х о в о, а не п о з и ц и о н н о, т. е. каждый последующий звук будет у нас стремиться вверх, как по лесенке, один над дру­гим, один над другим. Повышая голос по нотам, указы­вающим мелодическое изменение (частоту колеба­ния), мы в ощущении, в позе нашего аппарата ничего не меняем. Это очень существенно. Чем выше идет т о-н а л ь н о е изменение звука, тем привычнее и свободнее владеем мы нашим аппаратом. Голос звучит на высокой ноте ми, но мы тут не при чем. Мы для этого звука с п е ц и а л ь н о ничего не делаем, к нему не пристраивались, мы были раскрепощены. Конечно, все это вырабатывается долгой и упорной тренировкой, мы забегаем вперед, но не сказать об этих важных рабочих моментах — значило бы неправильно ориентировать на поведение всего нашего аппарата во время тренировки слогов.

Итак, весь текст разбит на слоги, и все они трениру­ются в повышении и затем в понижении тонально.

«Понижение» также не несет никаких изменений в настрое нашего голоса, в аппарате. Важен здесь слух, а не «особое» положение головы, гортани и т. п. Перед тем как взять высокую ноту, у занимающегося очень часто наблюдается некий страх перед мнимым препятствием, а отсюда и «зажимы», напряжение и т. п., т. е. мгновенно нарушается правильная координация (всех движений го-лосоподачи, в результате — или форсированный звук или смещенный в тональности, но не свободно резонирующий голос. П о в ы ш а я и п о н и ж а я в меру наших возмож­ностей (зависящих от выносливости связок, мощности ды­хания, свободно резонирующих полостей), мы с о х р а н я-ем нужную позу аппарата, помним о глубине, вы-с о т е «близости, словом, по-прежнему заботимся об органически привитой способности создать все необ­ходимые условия в нашем организме для рождения зву­ка, но не заботимся о том, низкий тон или высокий мы берем. Это безразлично. Все звуки стремятся вверх.

Чет ве р т о е у п р а ж н е н и е. Из слогов, повышая по строчке и затем понижая, сложим слова, и, как в пер­вом упражнении тренировали один слог, так же произне­сем одно 'слово, состоящее из нескольких слогов: и ы и

Вороне гдета бох послал кусочек сыру.

Здесь важна ударная гласная, которая все слово делает как бы «выпуклым»:

Вароне гдета бох и т. д.

Не бойтесь сильно выделить эту опорную гласную, со­храняя четкое, н е т о р о п л и в о е произнесение н ачала и конца слова. Причем надо помнить о «верти­кали», чтобы конечная буква-звук была направлена по своему верхнему пути, а не «свалилась вниз» — «в жи­вот», «в грудь».

О п о р н у ю гласную в слове не тянуть напевно, все слово вылепляется, отливается, а не «тянется».

Это упражнение также произносится по строчкам. По­сле каждой строчки берется новое дыхание, а старое — остаток его — сбрасывается. Затем повышаем по по­лутонам и тонам. Можно рассказать смысл упражнения, но рекомендовать, как его делать, нецеле­сообразно.

Пятое упражнение называется «опорным», так как, ломимо всего того, что тренировалось прежде, фиксируем внимание на «ощущении диафрагмы», на про­длении вдоха (пр-и выдохе) и т. д. Одно слово произносим громко — «вароне», затем проверяем свое выдыхательное, медленное движение и произносим «цепь слов» — всю строчку до конца, не выделяя ни одной буквы, к а к о д н о слово: гдетабохпаслалкусочиксыру», «на!» (обяза­тельно проверить выдох): «ельваронавзграмаздяспазавт-ракатьсафсембылоушсабралас». (На полтона выше взять дыхание): «Да!» («затаить дыхание») «пазадума-ласасырвартудержала» и т. д. весь текст.

Особенно важно в этом упражнении абсолютная ровность произношения всей цепочки слов («как бусин­ки»), в которых одна буква должна переливаться в дру­гую. Но ни в коем случае нельзя скандировать, чеканить, подчеркивать каждую букву. Это бу­дет неверно. Смысл данного упражнения в использовании опорного звучания для постепенной выработки л р а-вильного произношения любой буквы — главной и неглавной.

Шестое упражнение. Это упражнение назва­но «скороговорочным». Все предыдущее не забываем, но пользуемся возможностью развить в себе навык к быстро­му, стремительному произношению любых букв, слов, це­пи слов.

Тренируется это упражнение на одном дыхании. Не за­бывая о сохранении вдыхательного положения, произно­сим четыре строчки текста:

Варонегдетабохпаслалкусочексырунаельварона-взграмаздяспазафтракатьсафсембылоушсабра-ласдапозадумаласасырвортудержаланатубеду-лисаблизеханькабежала! —

и все это произнести, как если бы нам надо было произ­нести такое слово. Вот такое «громадное слово». Очень важно помнить об этом.

Как бы бегом по всем этим бесчисленным буквам о д н о г о с л о в а, но каждая буква нужна, хотя и ни одна сама по себе не может выразить слова. Такова техника тренировки в этом упражнении. Вспомним еще одно из требований К. С. Станиславского, которое имеется в виду в работе над этими упражнениями. «Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные эле­менты речи: с одной стороны, ее п л а в н о с т ь, мед­ленная, звучная слиянность, а с другой — быстрота, легкое, четкое и чеканное произ­несение слов...

От долгого и многократного повторения одних и тех же 'Слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром тем­пе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходи­мо их делать, так как сценическая речь не может обой­тись без скороговорок» (стр. 299—300).

Плавность и медленная звучная слиянность вырабаты­ваются на всех упражнениях без исключения, так как в основе этого требования лежит голосовой настрой и вся вытекающая из него «манера говорить: не рвать сло­ва», а выражать мысль — чувство — образ — это слитная речь.

Элементы плавности и слиянность вырабатываются и на разбираемом скороговорочном упражнении, если оно понято в определении, что все буквы равны. Ко­нечно, фактически оби разнохарактерны и отличаются одна от другой, поэтому необходимо точно, верно передать характер их произношения. Произнесите такое «слово», созданное для специальной тренировки; необходи­мо, чтобы каждая буква стремилась передать ясность произношения последующей. При этом надо сохранить и ритм и темп, чтобы справиться с такой задачей, как в ы-говорить все слово на одном дыхании. Язык не запле­тается, губы не вялые, дыхание как бы «затаенное», бук­вы слетают с кончика губ. Такое буквопроизношение происходит незаметно, выразительно и точно.

Можно рекомендовать скороговорение воспи­тать на медленном темпе произнесения букв, без рыв­ков, чтобы одна полноценная буква переливалась в дру­гую, и так до конца:

«Варонегдетабохпаслалкусочексыру... и т. д., постепен­но у б ы ст р я я темп. Буквы-близнецы.

Седьмое упражнение. Оно тоже по манере тренировки является упражнением на плавное и быстрое чередование различных букв в словоговорении. Но в этом упражнении на весь текст дыхание берется всего три раза. Этим упражнением проверяются выносли­вость дыхания и опорное звучание (упор в речи).

Дыхание берется перед началом текста и затем на реп­лики — «пленил» (дыхание) и «голосок» (дыхание). Вот так:

Варонегдетабохпаслалкусочексырунаельваронавзгра маздяспазафтракатьсафсембылоушсабраласдапоза-думаласасырвортудержаланатубидулисаблизеханька бежалавдругсырнайдухлисуастановиллисицавидитсыр лисицусырпленил! (дыхание) и т. д. до конца. В тек­сте подчеркнуты гласные, которые несколько выделяются при произнесении.

Восьмое упражнение. Так как все эти упраж­нения связаны со слуховыми качествами занимающегося, то следует пользоваться иногда инструментом как для про­верки вырабатываемого диапазона, объема голоса, так и для определения характера голоса при речи и пении. Чтобы петь несложную песенку, тоже требуется и «петь, как го­ворить» и «говорить, как поешь». Без инструмента зани­маться невозможно.

Самое первое речевое упражнение уже тренируется, ориентируясь на ту или иную, удобную для начала, ноту на рояле. Но впоследствии, проверяя исполнение упраж­нения и правильную работу аппарата, следует лишь изред­ка пользоваться инструментом для речевых упражнений. Человеческая речь по количеству обертонов богаче, чем рояльная клавиатурами бывает, что, попадая точно голосом в заказанные роялем ноты, голос привыкает на них откликаться, а вне «клавиш» голос словно теряет под­держку, аккомпанемент и делается менее звучным — «тускнеет». Восьмое упражнение тренируется без помощи инструмента, вырабатывая гибкость цепи слов.

Данное упражнение имеет большое количество вариан­тов, и нет надобности об них говорить. Смысл же этого упражнения состоит в том, чтобы в различных комбина­циях всех семи предыдущих упражнений проверить сте­пень навыков, степень автоматизации основных дыхатель­ных движений. Необходимо при смене голосовых пониже­ний и повышений использование тихого и громкого, сла­бого и сильного звука, отрывистого и плавного произнесе­ния, — ту же басню «Ворона и Лисица» рассказать по смыслу, с логическим разбором этого смысла (основ­ной его мысли) для того, чтобы проверить что мы тренировали, для чего и как мы научились пользо­ваться приобретенными навыками.

В упражнениях на «слоги» практически проверяется понятие «упора», «резонанса», «регистровых переходов» (повышение и понижение), слиянности в речи и быстроговорения при повторном запоминании каждой буквы (в зву­ке и произношении).

Упражнения на «слоги» являются восьмым предпослед­ним элементом, завершающим подготовительную работу над «материалом», из которого можно начать складывать все строение сценической речи.

Все буквы, звуки, несложные звукообразования, изуче­ние природы нашего звукообразующего аппарата, голосоподачи при звуке, резонаторные наши возможности — все это является подготовкой, сбором строительного материала для нашего сценического языка.

Слова

«...Как из атомов создается вселенная, так из отдель­ных букв складываются слова, из слов—фразы, из фраз — мысли, из мыслей — целые сцены, из сцен — акты, из актов — громадная по содержанию пьеса, заключающая в себе трагическую жизнь человеческого духа Гамлета, Отелло, Чацкого и др. Это целая симфония!!» (стр. 180).

Таких высказываний в работах Станиславского много, и вне связи с главой «Пение и дикция» с ее методически­ми указаниями они читаются как эстетические взгляды великого режиссера и актера на значение слова в искус­стве.

В этих высказываниях К. С. Станиславского можно усмотреть методологические установки. Из дыхания рож­дается звук, выраженный буквой, имеющей голос (любой гласный, сонорный согласный), из букв рождаются соче­тания гласного с согласным, образуя слоги.

Авторская задача кончается у самого входа в искус­ство слова, того слова, о котором говорит вышепри­веденное высказывание К. С. Станиславского. Это — тема другой работы.

Слова, тренируемые по элементам, еще не «искус­ство», — это всего лишь «строительный материал» для искусства сценической речи.

Но для того чтобы закончить указываемую трениро­вочную работу данного раздела (самих основ техники речи), необходимо на примерах художественного слова суметь выразить точное видение, желание, мысль, содержащиеся в этом слове.

Весь раздел тренировочной работы требует большой затраты сил, времени и терпения для органического овла­дения основой звукопроизводства. Естественно, что во время работы над всеми элементами техники речи прихо­дится встречаться со словом во всем его образном значении, поэтому на всех этапах развития и воспитания голоса и дикции необходимы «речевые» примеры (жела­тельно с тренируемыми буквами и их сочетаниями). Эти знакомые звучные буквы обязательно по-новому заставят произнести слово. Оно как бы прочтется за­ново — чувственно, что легко проверить на практике.

Самые разнообразные примеры слов и цепочки из слов дают возможность закрепить пройденное, освоить его сознательно. Обычно берется или стихотворная стро­ка или небольшой отрывок прозы, и на этих примерах проверяется все, что мы узнали о законах звучания и про­изношения.

К этому этапу работы относятся и правила орфоэпии, а также и основные сведения о логических ударениях, ло­гических паузах, знаках препинания и речевых тактах.

Разбирая речевые упражнения, мы тренировали слово, сложенное из букв, из слогов, тренировали и цепь слов в виде «скороговорочного упражнения». Все это относилось к технике словопроизнесения, чтобы ни одна буква в нем не пропадала, была правильно выражена и голосово и дикционно.

Когда в конце такой тренировки мы попробуем рас­сказать текст басни «Ворона и Лисица» по смыслу, мы тем самым принимаемся за работу над словодействием, потому что вне действия передать смысл басни невоз­можно.

Об этом этапе работы, подытоживающем все усвоен­ное и понятое, Станиславский говорит: «К концу того пе­риода моей работы, о котором я вам так долго рассказы- вал, я ещё не достиг Того, что на нашем языке называется чувством слова или чувством фразы, но несомненно, что в звучании звуков и слогов я уже стал разбираться» (стр. 196).

Впоследствии никогда не следует заниматься «чист­кой» произношения, проверкой голосоведения на тех ху­дожественных примерах, над которыми работает учащий­ся. Такую «черную» работу желательно производить на самых разнообразных и индивидуально подбираемых упражнениях. Говорю об этом не случайно и небезотчетно: художественный материал, превращаясь в «черновик» с помарками, кляксами, правками и т. д., перестает быть художественным, так как все внимание исполни­теля устремляется на эти «помарки» и «поправки» с единственной задачей говорить грамотно и красиво. Одно дело работать над правильным произ­ношением звуков, букв, слогов, другое — отлить мысль в слово, общаться с людьми, воздействуя на них, и т. д.

Выражаю глубокую уверенность в том, что предвари­тельная работа над голосом и дикцией должна стать самым близким помощником в работе по мастерству: ис­правление дефектов речи так же, как работа над дыха­нием, голосом, не может быть самоцелью. Только тесное взаимодействие всех дисциплин в их синтезе образует про­цесс формирования актера в «системе» К. С. Станислав­ского.

Остается сказать, что несколько примеров и упражне­ний, которые приведены выше, найдены в практике моей педагогической работы со студентами Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского, а так­же и в личной работе над собой и с товарищами по театру, но ни в коей мере не являются единственно верными упражнениями. Любое упражнение из учебника Е. Ф. Саричевой, правильно освоенное и использо­ванное ценно для тренировочной работы. Этим хочется еще раз сказать, что самое главное в работе над голосом и дикцией заключено не в головоломных сочета­ниях букв, а в верном понимании, тщательном изуче­нии основных условий, составляющих в своей сумме органичный методический прием для верного профессио­нального воспитания голоса.

В данной книге автор ставит себе целью последовательно изложить всю программу по изучению основ зву­кообразования, которую можно обнаружить по элементам при творческом освоении трудов К. С. Станиславского на базе практической работы. Чисто «теоретически» такой программы по элементам обнаружить не­возможно, так как манера изложения материала у Ста­ниславского носит как бы сугубо личный, «частный» ха­рактер, тогда как на самом деле эта манера является лишь выбранной им формой. Содержание мате­риала прорастает глубоко под текст и поражает своей логической последовательностью в изло­жении и органичностью всех указаний, положений, несо­мненно образующих в комплексе методическую установку для работы над собой.

Если мне удалось помочь именно так прочесть главу «Пение и дикция», содержащую в себе основу этой методической манеры, — буду считать свою задачу выполненной.

В заключение скажу словами К. С. Станиславского: «Чем проще и естественнее — тем труднее».

 

БИБЛИОГРАФИЯ

И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1951.

И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1952.

В. В. Виноградов. Великий русский язык. ОГИЗ, Москва, 1945.

B. В. Виноградов. Русский язык (грамматическое учение о слове). Учпедгиз, 1947.

А. А. Ухтомский. Учение о доминанте. Изд-во Академии наук СССР, Ленинградский государственный университет имени А. Жданова, 1950.

Р. И. А в а н е с о в. Русское литературное произношение. Учпед­гиз, 1950.

М. И. Ф о м и ч е в. Основы фониатрии. Медгиз, Ленинград, 1949.

А. Н. Кабанов. Учебник анатомии и физиологии человека. 1949.

Б. М. Т е п л о в. Психология. Учебник для средней школы. Изд. 8-е, Учпедгиз, 1954.

К. С. Станиславский. Собрание сочинений, тома I, II и III. «Искусство», 1954.

К- С. Станиславский. Работа актера над собой. Материалы из неопубликованной книги «Работа над собой в творческом процес­се воплощения». Дневник ученика. «Ежегодник МХТ» за 1946 г. Го­сударственное изд-во «Искусство» и МХАТ СССР имени М. Горько­го, Москва, 1948.

C. Волконский. Выразительное слово. СПБ, 1913.

Ю. Озаровский. Музыка живого слова. СПБ, изд. О. Н. По повой, 1914.

101В. В. Сладкопевцев. Искусство декламации, изд. 2-е перера­ботанное. Изд. журнала «Театр и искусство», 1918.

К. Е. А н т а р о в а. Беседы К- С. Станиславского, изд. 3-ье, «Ис­кусство», 1952.

Н. М. Горчаков. Режиссерские уроки К- С. Станиславского. «Искусство», 1950.

В. О. Топорков. К- С. Станиславский на репетиции. «Искус­ство», 1949.

A. Н. Островский. О театре. Записки, речи и письма. «Ис­кусство», 1947.

Н. Абалкин. Система Станиславского и советский театр. «Ис­кусство», 1950.

B. А. Б а г а д у р о в. Очерки по истории вокальной методологии. I часть, изд. 1929, II часть, изд. 1932, III часть, изд. 1937.

К- М. Мазурин. Методология пения, ч. I, изд. 1902, ч. II, изд. 1903.

И. К. Н а з а р е н к о. Искусство пения. Музгиз, 1948.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных