Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ




Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых, ограниченностью бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы. Как известно, установленные законодательством о культуре нормативы федерального и местных бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры, искусства и досуга.

Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др.

Рассмотрим типичную структуру заявки на получение средств из фонда:

1. Титульный лист ("визитная карточка" программы). Он содержит следующую информацию:

— Название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким (напр. "Возвращенные имена", "Будущее не ждет", "Живая история", "Истоки" и т.д.);

— Организация-исполнитель название, адрес, телефон, номер расчетного счета);

— Организация-партнер, т.е. государственная или общественная организация, поддерживающая программу или принимающая участие в ее реализации — ее наименование, адрес, вклад в проект;

— Руководитель проекта — ФИО, звание, должность;

— Радиус действия программы;

— Срок выполнения (как правило, не более 2-3 лет);

— Стоимость проекта (требуемый объем финансирования и доля источников финансирования).

2. Аннотация программы (не более двух страниц). Она представляет собой краткое изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающая смысл его основных разделов. В ней содержится информация о заявителе, его прежних достижениях, излагается актуальность программы, ее цели, задачи, форма реализации и содержание деятельности, ресурсы организации, запрашиваемая сумма.

3. Введение. Основная задача это раздела заявки — показать связь между интересами организации, разрабатывающей программу и интересами финансирующего органа.

Введение содержит: цели и задачи учреждения или организации, подающей заявку; ресурсы организации (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.); уникальность организации, ее наиболее впечатляющие достижения; оценку и признание результатов прежних проектов, аналогичных предлагаемому; прецеденты финансовой поддержки, получаемой из других источников; доказательства уровня квалификации и компетентности, необходимого и достаточного для выполнения поставленных задач.

4. Актуальность проекта. В этом разделе дается характеристика ситуации, определяющей актуальность проекта, т.е. описание проблем, которые необходимо решить с помощью данного проекта. Здесь необходимо учитывать следующее:

— в характеристику ситуации не следует включать внутренние проблемы деятельности организации или учреждения (например, недостаток финансовых средств, отсутствие кадров, слабая материально-техническая база и т.п.);

— обозначенные проблемы, определившие актуальность программы, необходимо проиллюстрировать материалами социологических исследований, публикациями в прессе, статистическими данными;

— проблемы, решаемые в рамках проекта, связать с функциями и задачами организации;

— масштаб проблем должен быть в пределах разумного, а их характер и содержание должно быть связано с интересами организации, выделяющей средства.

5. Цели и задачи проекта. Следует обратить внимание на то, чтобы цели были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и поддающиеся измерению способы изменения ситуации, характеристика которой давалась ранее.

6. Методы. Этот раздел содержит описание форм и содержания деятельности (мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов с помощью имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно: что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять действия; какие ресурсы будут при этом использованы. Формулируя эти позиции, важно проследить смысловую и содержательную взаимосвязь логической цепочки "проблемы — цели — задачи — методы".

7. Бюджет (смета расходов). В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета:

— оплата труда;

— консультации и контрактные услуги;

— аренда помещений, коммунальные услуги;

— аренда и покупка оборудования;

— расходные материалы (канцелярские принадлежности, книги, проезд на транспорте и т.п.);

— прочие расходы (телефонные разговоры, проведение конференций, совещаний, организация и проведение исследований).

Спонсоры. Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Главными условиями получения средств в данном случаеявляются:

1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит деньги (имидж — это наличие собственного «лица», некоторые признаки, отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное мнение). Для формирования позитивного образа организации (в глазах общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д.

Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.

Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора, предельно конкретно и точно сформулировать:

— что вы хотите получить и под что конкретно;

— что вы можете дать организации-спонсору;

— в чем сильная сторона вашей организации (ее уникальность, непохожесть);

— какова общественная значимость того дела, которое нуждается финансировании.

В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь в виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:

— доступ к рынку с помощью финансируемой акции;

— реклама продукции (особенно, если такая реклама запрещена[101];

— ассоциативный престиж — название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;

— имидж предприятия — финансирование культурных мероприятий с целью повышения его привлекательности для сотрудников, населения, а также как способ заявить о своей финансовой состоятельности.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

К сожалению, в настоящее время данный ресурс финансирования проектов (да и сферы культуры в целом) используется не в полной мере. Проблемы получения внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий взаимодействия с финансовыми структурами (слабо развития техника межличностной коммуникации, неумение оформить заявку и др.), в неразвитости инфраструктуры благотворительной деятельности и несформированности самого института благотворительности.

Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности. Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

В этой связи необходимо знание некоторых общих закономерностей разработки коммерческих программ, методов определения наиболее перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов деятельности.

Прежде всего следует отметить, что полноценная коммерческая деятельность возможна в условиях свободного и сформировавшегося рынка. А рыночные отношения, независимо от сферы проявления, могут эффективно функционировать при наличие абсолютного права любого человека или организации производить, продавать и покупать все, что угодно (учитывая, конечно, законы и требования общественной морали); права свободной покупки и свободной продажи по свободной цене, на которую есть покупатель и права доступа в любые отрасли производства и оказания услуг без каких-либо ограничений, кроме тех, которые установлены законом.

Отмечая особенности коммерческой деятельности в сфере культуры, следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет «вещного» содержания товара, он здесь носит характер услуги, т.е. некоторого комплекса работ, выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и организаций.

Успех коммерческой деятельности зависит от целого ряда технологий и приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и маркетингом. Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных групп, организаций. Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая предполагает владение специальной технологией, а точнее, это процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, идеи и услуги путем их разработки, продвижения и реализации (обмена). Объектами маркетинга являются не только промышленные товары, но и организации, люди (политические кандидаты), отдельные территории (например, просчет возможностей получения прибыли от вложения средств в туризм), идеи. Следовательно, в таком смысле маркетинг распространяется и на деятельность некоммерческих организаций, является составной частью культурной политики.

В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:

— выявление и удовлетворение потребностей человека;

— стимулирование и управление спросом.

Ориентация на удовлетворение потребностей – основополагающий принцип маркетинга, ибо в основе принятия решения купить товар или услугу лежит некая нужда, проблема, необходимость. Социально-психологическую базу технологий выявления и удовлетворения потребностей человека лежит теория потребностей лидера американской гуманистической психологии А.Маслоу. Его классификация человеческих потребностей включает несколько уровней: физиологические потребности (в сексе, воспроизводстве людей, отдыхе, пище, дыхании, здоровье, одежде, жилище); экзистенциальные (в безопасности, защите, уверенности в завтрашнем дне, в стабильности); потребность в принадлежности (в общении, заботе о других, внимании к себе); потребность в авторитете, уважении (престиже, одобрении, признании, в служебном росте, самоутверждении); потребность в творческом самовыражении и самореализации.

Первые две группы потребностей А.Маслоу назвал первичными, остальные три – вторичными, т.е. приобретенными. Выйти на уровень вторичных потребностей, по его мнению, можно лишь в том случае, если будут удовлетворены потребности первой и второй группы. Специалисты по маркетингу подтверждают данную закономерность: чем теснее товар или услуга связана со здоровьем, безопасностью человека, тем охотнее он платит за них деньги.

Технология выявления и удовлетворения потребностей человека представляется достаточно сложной, особенно для работников социально-культурной сферы. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных потребностей у большой части населения (кроме, конечно, потребностей первого уровня), их неотрефлексированностью самим человеком, а также несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя услуги (товара) и покупателя (или заказчика).[102]

Технология управления спросом предполагает владение методами его изучения, расширения, стимулирования, стабилизации. Спрос – это объем услуг, за которые различные группы населения готовы заплатить деньги при данных ценах. Спрос определяет предложение, т.е. тот объем услуг, который производитель готов продать при данных ценах. В этой связи основная задача при формировании коммерческих мероприятий или программ – выявить спрос на продукцию, идеи, услуги и обеспечить его устойчивость. Спрос определяется, во-первых, утилитарными нуждами населения и организаций (спрос – это осознанная потребность, это установившаяся взаимосвязь потребности и товара или услуги, осознание того, «что мне нужно»); во-вторых, определенными характеристиками товара или услуги (в частности, соответствием уровня качества потребностям личностей, групп и организаций; качественной «упаковкой» товара или услуги; его новизной)[103].

Разрабатывая коммерческий проект, предварительно необходимо решить, как минимум, следующие задачи:

— определить категорию потребителя услуги (состав социальной группы, ее интересы, проблемы, материальные возможности и др.);

— обеспечить соответствующее качество услуги (или товара), ее «содержание», предусмотрев при этом соответствующую «упаковку», подчеркивающую ее новизну, оригинальность;

— обосновать стоимость услуги с учетом минимальной прибыли. «Держать прибыль на минимуме» – это закон внедрения товара или услуги на рынок и условие дальнейшего роста спроса на него.

— изучить возможные источники финансирования (не только население, но и коммерческие структуры, общественные организации и т.д.).

Таким образом, успех коммерческой программы зависит от качества услуг (новизна, доступность, низкая цена, которые обеспечивают неоспоримые преимущества в сравнении с конкурентами) и их конкретного адресата. Товар или услуга предлагается конкретной социальной группе с учетом ее интересов, проблем, потребностей, возможностей. Для этого необходимо планировать именно те услуги (т.е. знать реальный спрос населения на те или иные виды деятельности), за которые население готово платить деньги при данных ценах. Учитывая, что различные группы населения по разному реагируют на предложенные услуги, целесообразно производить классификацию социальных групп по различным критериям — общему интересу, характеру проблем, содержанию потребностей. Недифференцированный вариант, когда предлагается услуга в расчете на случайного потребителя, как правило, мало эффективен. Критерий классификации социальных групп в данном случае может быть еще более «мелким», чем при формировании некоммерческих социально-культурных программ. Например, услуги можно предлагать не просто категории родителей, а молодым людям, вступившим в брак и ожидающим ребенка; супружеским парам, имеющих детей дошкольного возраста; неполным семьям, имеющим одного из родителей; зрелым супружеским парам; пожилым супружеским парам, дети у которых живут отдельно и др.

Управление спросом предполагает не только учет потребностей, проблем и интересов конкретной группы населения, потребностей, но и формирование потребности – в тех товарах и услугах, которые производит или готово производить учреждение. Основными способами стимулирования спроса являются: расширение социальной базы потребности (сюда входят такие приемы как «авансирование» потребности, ориентация на моду и ценности, являющиеся престижным в обществе и др.); расширение возможностей и областей применения товара или услуги, в которых уже существует потребность.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки, дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов; кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов; консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта.

К этой же группе платных услуг можно отнести курсовую сеть, которая охватывает сегодня сотни человеческих профессий и увлечений: курсы иностранных языков, ковроткачество, росписи по тканям, пошив головных уборов, курсы модных причесок, косметики и макияжа, машинописи, динамического чтения, курсы домашних медсестер, переплетных работ, реабилитационной гимнастики, программы обучения технике общения, ораторскому искусству, школы, курсы, студии, кружки игры на музыкальных инструментах, пения, актерского мастерства, классического, народного, бального и современного эстрадного танца, кино-, фото-, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т.д.

Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер. Например, действующая на базе клуба хозрасчетная компьютерная студия может выступить в качестве исполнителя следующих услуг: разработка игровых и обучающих программ и других программных продуктов; создание «Службы знакомств» с использованием компьютерной техники для анонимного знакомства людей; психологическая диагностика с использованием специальных компьютерных программ; создание специальных программ для частных фирм и предприятий.

Перечень услуг, характерных для сферы досуга, можно продолжать до бесконечности. Например, в ежедневную программу центра отдыха и развлечений г.Элдриджа (США) входят следующие занятия: формирование фигуры человека; свободная гимнастика; йога; гимнастика для желающих по худеть; детская акробатика; женский волейбол; бейсбол, курсы по оказанию первой медицинской помощи; изготовление драгоценных украшений; ремонт мебели; изготовление керамики, ткацкое дело; портное дело; моделирование; кружок фотографов; кружок кулинаров; пошив модной одежды; танцы для взрослых; танцы для детей; современные танцы; балет; детский хор; драматический кружок; учебные курсы хормейстеров; рисунки масляными красками; рисовальный кружок; кружок любителей игры в бридж; коллективные игры; кружок бойскаутов; кружок девочек-скаутов; кружок любителей собаководов; кружок знатоков генеалогии «Знай своих предков».

Необходимо отметить, что организация такого рода услуг осуществляется, как правило, на принципах самоокупаемости и хозрасчета. Однако в некоторых случаях, в зависимости от материальных ресурсов учреждения, кадрового потенциала и задач той программы, частью которой являются эти услуги, они могут предлагаться на частичной или полной дотации.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника получения финансовых средств нередко используется производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание, художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов; ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от местных условий (в частности, соотношения спроса и предложения, наличия конкурентов, квалифицированных специалистов и др.). Поэтому в некоторых случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами (банк социальных инициатив; центр инновационных методов и др.) и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).

Средства населения как источник финансирования социально-культурных программ (и ресурс развития учреждений культуры и досуга) может быть реализован при высоком профессионализме специалистов, оказывающих услугу, на основе предварительного маркетингового исследования (оценки платежеспособного спроса, возможностей конкурентов), а также при совершенствовании ценовой политики — дифференциации культурного обслуживания по принципу взаимодополнения блоков: бесплатное обслуживание — льготная плата — полная плата — повышенная плата.

Совмещая в рамках проекта культуроориентированные и коммерческие направления, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность, которую несет культура, основанная на коммерции. В этой связи учреждения, активно осуществляющие коммерческие программы, должны, во-первых, четко дифференцировать стоимость услуг в зависимости от уровня доходов конкретных групп населения. При этом бесплатная и льготная плата должны компенсироваться категориями “полной” и “повышенной” платы (например, цены на престижные услуги, именные места для высокооплачиваемых граждан). Во-вторых, учреждению необходимо поддерживать свой положительный «имидж» — специально проводить мероприятия, формирующие благоприятное общественное мнение (благотворительные программы для групп населения, нуждающихся в социальной защите и поддержке, например, олимпиады для детей-инвалидов, аукционы для пожилых людей); освобождать от платы за обучение малоимущих; оказывать материальную поддержку деятелям культуры, носителям народных традиций; участвовать в финансировании престижных мероприятий, имеющих общетерриториальное значение; издавать нерекламные бюллетени и др. Основная задача этих мероприятий – общественность должна быть уверена, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ “ПРОЕКТ ФАНДРЕЙЗИНГА”

 

Проект разрабатывается от имени действующей общественной организации или благотворительного фонда под конкретную программу.

Например, “Полицейская Ассоциация” разрабатывает фандрайзинговый проект с целью изыскания средств для реализации программы “Правовая культура”

Благотворительная организация “Кедр” - под программу Центра реабилитации (или отдельный проект - Международный семинар “Арт-терапия”.

Ленинградская областная Ассоциация Скаутов” - под программу “Летний палаточный логерь” (аудитория - воспитанники детских домов и интернатов, участники скаутских программ, дети сотрудников правоохранительных органов, подростки, состояшие на учете в ОППН. Задачи - профилактика правонарушений среди подростков, воспитание чувства патриотизма, физическое развитие и духовное здоровье).

Структура программы:

1. Характеристика донорского рынка.

а) Состав: фирмы, фонды, частные лица, гос. организации.

б) Возможные мотивы финансирования

2. Обоснование формы субсидий (общая, под проект, на капитальные вложения, субсидия в специальный фонд, приносящий дивиденды ("эндаумент"), долевая субсидия, субсидия вызова).

3. Разработка плана кампании.

4. Формирование пакета предложений.[104]

5. Определение состава сопроводительных материалов.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

 


[1] Формулировки основных дидактических единиц можно использовать в качестве вопросов для повторения и контроля знаний по каждой главе.

 

[2] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[3] ЗуевС.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991— №2. — С. 21-27.

[4] Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

[5] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. — С.

[6] Такое самоопределение проектировщика не фиксирует его принадлежность к данной культуре (и норме), оно не является также профессиональным, социальным или культурным актом — скорее, это самоопределение философа, указывающего на способ и специфику своего использования мыслительных средств и категорий. В данном случае происходит как бы отделение от “своей” культуры, и в момент этого отделения традиционная культурная норма исчезает, а новую только предстоит создать. При этом единственным материалом философа остается его собственное “Я” как полигон и источник новой нормативности. — См. подробнее: Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 — №2. — С. 21-27.

[7] См.: ЗуевС.Э. Указ. соч.

 

 

[8] "Евразийцы" называли такое образование "симфоническим" (или соборным) субъектом культуры, "культуро-личностью", которая не есть агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласованное множество в единстве (Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин). Такой "соборный" субъект, считали они, есть действительность, не меньшая, но даже большая, чем отдельный индивидуум.

[9] См.: Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура. Традиции. Образование. — М., Рос. институт культурологии. 1993; Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1994, вып.10; Каган М.С. Философия культуры. — СПб, 1996.

[10] См.: Тасалов В.И. Указ. соч.

[11] Всесторонний и детальный анализ этого пласта культуры дан в монографии А.С.Запесоцкого “Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции”. — СПБ, 1996.

[12] См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.

[13] Известно, что для оптимального развития ребенка, для того чтобы в нем сформировался необходимый социальный минимум подлинно культурных навыков обращения с предметным окружением, чтобы он вырос “культурно защищенным и творчески вооруженным на встречу с окружающим его миром”, ему нужны игрушки, книги, картины и т.д.

[14] Любимова Т.В. Будущее — это истина прошлого // Экология культуры. — М., НИИ культуры. 1991.

[15] См.: Любимова Т.В. Указ. соч.

[16] Т.В.Любимова считает, что если на месте храма возникает музей, то здесь Духа уже нет, а есть его театрализованное воспроизводство. Музей и памятник с духовной точки зрения есть процесс “заключения”, “запечатывания” культуры, связанный с отказом от будущего, обессмысливанием прошлого и опустошением настоящего. “Музей — это немножко всегда пародия” Т.е. культура в лице памятников и музеев пребывает в вечном настоящем, она отсечена от прошлого и будущего, вывернута наизнанку, она вынесена из времени, а значит, из сферы духа.

[17] См.: Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. Учебное пособие. — СПБ, 1996.

[18] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПБ, 1996.

[19] Вероятно, переориентация в ХХ веке культурной деятельности с вопроса “что” на проблему “как” (или рост соответствующей тенденции) обусловлена прежде всего кризисом духовно-нравственных оснований национальных культур.

[20] К этому типу можно отнести современные культуры западных стран и США.

[21] В этой связи можно высказать одно предположение: баланс тенденций сохранения и изменения близок правилу “золотого сечения” — 1/3 — таково должно быть соотношение суммы новаций и традиций.

[22] См.: Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.

[23] В качестве примера можно привести Нефтеюганский район и город — социально-инфраструктурная составляющая здесь, практически, едина и расположена, в основном, в городе, а административные структуры города и района — разные.

[24] Например, Северо-Западный регион, Среднее Поволжье, Урал и т.д.

[25] О природных детерминантах культурной специфики региона П.Флоренский писал следующее: “Человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек — малый мир, микрокосм. Среда — большой мир, макрокосм. В среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось в Человеке, а в Человеке нет ничего такого, что в увеличенных размерах, но разрозненно, не нашлось бы у среды”. — Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. — М., 1984. — Вып.24.

[26] В качестве примера проектного решения данной задачи можно привести программу “Возвращенные имена”, которая была разработана и реализована в Твери.

[27] Например, в Дзержинском районе г.Санкт-Петербурга программа была построена именно по этому принципу — в силу того, что в районе, практически, не было муниципальных учреждений культуры и досуга.

 

[28] Методологическое обоснование данного принципа и его практическая реализация в контексте проблем совершенствования университетского образования содержатся в монографии Запесоцкого А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПБ, 1996.

 

[29] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

[30] См.: Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. — М., НИИ культуры, 1992.

[31] См.: Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — С.117.

[32] Как известно, развитие есть процесс и результат, который наиболее продуктивен в энергетическом поле альтернатив и не сводим ни к одной из них.

[33] ЗуевС.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991, №2, стр. 21-27.

[34] На личностном уровне для характеристики изменений, полученных в результате реализации проекта, уместна категория “преображение” — она фиксирует целевую установку и качество культурного развития личности — ее новый образ, “образованность”.

[35]Дело в том, что сохранение носит более выраженный характер во всех “азиатских” и восточных культурах. Например, в Японии в основу государственной культурной политики положен принцип преемственности, развития как восстановления и совершенствования традиционных социальных институтов и форм бытия, которые должны быть переданы будущим поколениям. Японцы считают, что включенность в собственную традицию создает культурную память, “глубину”, “тылы” общественной жизни.

[36] Например, в 70–80-е годы от прямых политических репрессий советское государство перешло к идеологической ликвидации и подавлению инакомыслия.

[37] См.: Великоречин А. Всему голова // Клуб, 1991. — № 12.

[38] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

[39] См.: Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1995.

[40] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

 

[41] См. проект “Музей и семья”.

[42] Специфика личностных проблем, технология их анализа будут даны в последующих разделах пособия.

[43] См. раздел пособия “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[44] По мнению Э.А.Орловой, на этом уровне анализа ситуации выделение ее относительно неизменных и подвижных элементов целесообразно вести по следующим общезначимым измерениям: структура общественного разделения труда как установленные в обществе типичные виды занятости членов общества и связей между ними; характер распределения общественного богатства как источник обеспечения членов общества; совокупность юридических законов, регулирующих жизнь общества; ценности, утвержденные в рамках лидирующих институтов. При социокультурном проектировании на этом уровне по каждому из выделенных измерений в ситуации определяются те элементы, которые могут быть изменены — гипотетически и реально — в целях решения проблемы в общесоциальном масштабе. В этом случае проектные решения адресуются всем членам общества и осуществляются в виде реформ или изменений в законодательной сфере на государственном уровне. — См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование: Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[45] Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

[46] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[47] Было опрошено 6037 респондентов в 38 городах и селах пяти регионов — Московском, Пермском, Краснодарском, Челябинском, Красноярском.

[48] Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — C.77.

[49] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб, 1996.

[50] См. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития.–Общие проблемы культуры. Обзорная информация. – Вып.2. — М., 1987.

[51] Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. ин-т культурологии, 1996.

 

[52] Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры культурной политики. Вып.2-3. — М., Мин. культ. РФ, Рос. институт культурологии. 1996.

 

[53] См. раздел пособия “Культура как объект проектирования”.

[54] Данные формулировки проблем были получены в результате контент-анализа большого количества периодических изданий, социологических исследований ряда регионов России, проведения серии апробационно-поисковых игр с участием работников образования, учреждений культуры и искусства, органов управления, писателей и журналистов, депутатов, представителей общественных объединений и организаций.

[55] См.: Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере межнациональных отношений. – Обзор. инф. — Вып. 3. — М., 1989.

[56] К сожалению, катастрофически быстро растет число людей, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. В стране насчитывается несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в социальной поддержке и постоянном медицинском уходе.

[57] Программа эффективно реализуется во многих странах мира.

[58] Такой проект действует во многих странах Западной Европы и США. В России идея аналогичного проекта осуществляется в Екатеринбурге, где городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети будут действовать на неосвобожденной основе: обсуждать законопроекты, производить экспертизу городских программ и т.д.

 

[59] Например, проект “Школа социально-культурных технологий”, заявка на финансирование которого содержится в приложении к данному пособию.

[60] Например, для специалистов в области организации туристского дела в качестве проблем можно рассматривать: спад притока туристов в Санкт-Петербург; слабую информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, которая позволяет турфирмам давать ложную информацию и обманывать клиентов; сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм; снижение интереса к туризму как форме досуговой деятельности вследствие безответственной деятельности фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.); неразвитость инфраструктуры спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха); невостребованность ландшафтного и историко-культурного потенциала (района, города) и др.

Проблемами образования сегодня являются, например, несоответствие учебной литературы изменяющейся структуре и содержанию образования; низкий уровень преподавания в школах вследствие падения престижа педагогического труда; профессиональная непригодность значительной части педагогов к воспитательной работе. Отсутствуют ресурсные предпосылки для дифференциации и индивидуализации обучения, возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественности и родителей.

 

[61]Идеи большинства отраслевых проектов возникли в процессе разработки городской программы поддержки и развития культуры г.Полярные Зори.

[62] Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года N609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

[63] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[64] См. Приложение к данному разделу “Примерный перечень проблем, характеризующих состояние туристской отрасли”).

[65]Виды туризма (и соответствующие сегменты рынка):

Сегментация по целям: деловой туризм (бизнес-цели — установление контактов, стажировка, повышение квалификации); конгрессный туризм — поездки деловых людей для участия в международных научно-технических мероприятиях (конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках, проводимых в нашей стране и за рубежом); рекреационный (праздники, азартные игры и др.); культурно-познавательный; образовательный; этнический (ностальгический) — посещение родины, родственников, друзей и т.п.; экзотический туризм, предлагающий клиентам необычные путешествия и экскурсии (например, на Северный полюс, в Антарктиду, путешествие на воздушном шаре, подводной лодке и др.); спортивный туризм (охота, спортивные праздники, соревнования); лечебно-оздоровительный (посещение здравниц, санаториев); миссионерский (паломнический) — посещение храмов, религиозных праздников и т.д.; экологический туризм, экономический туризм (шоппинг-туры — shop-tours).

Социально-демографические сегменты туризма: семейный туризм, детский и молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм третьего возраста, социальный туризм (субсидируемый из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и иных граждан); элитарный туризм.

[66] В основе идеи — тема, т.е. фон, на котором проходит реклама. Возможные темы: досуг, религия, развлечения, спорт, здоровье, экология. Например, реклама горнолыжных маршрутов обязательно должна соответствовать теме спорта, здоровья. Реклама в религиозные центры (такие как Израиль, Греция) — теме паломничества. Реклама отдыха в Испании (которая является одним из самых популярных маршрутов) должна соответствовать: теме экологии (испанские курорты считаются одними из самых экологически благоприятных), теме экзотики (зрелище корриды, знойные танцы фламенко), теме развлечения (знаменитый на весь мир аквапарк и другие мощные центры развлечений), теме досуга (экскурсии).

[67] Возможные цели и задачи рекламной кампании: имидж-реклама фирмы (внедрение в сознание потребителей четкий, позитивный образ марки и поддержка узнаваемости марки или услуги); обеспечение продвижения туристского продукта на рынке услуг (привлечение новых потребителей); стабилизация сбыта услуг и получение стабильной прибыли; создание круга надежных клиентов и увеличение вторичного спроса; расширение рынка сбыта за счет вытеснения конкурентов (информирование потребителя о своих преимуществах перед конкурентами); формирование в сознании потребителей ценности отдыха в любое время года; создание “поля доверия” между производителем и потребителем.

[68] Основные должностные и функциональные единицы современного КДУ (и соответствующие социокультурные технологии):

Менеджер. Его задачи — соорганизация других функциональных ролей между собой и контекстом, в рамках которого функционирует КДУ, т.е. создание оптимальных условий для успешной совместной деятельности коллектива, для эффективного взаимодействия со средой.

Специалист — человек, профессионально владеющий тем или иным видом социально-культурной деятельности. К этой группе следуети отнести всех руководителей коллективов, студий и кружков самодеятельности, спортивных тренеров, организаторов досуга.

Творец (художник). Это носитель редких технологий (в сфере искусства, традиционного народного творчества, народной медицины, экстрасенсорики и др.), умения или продукт деятельности которого необходимо донести до потребителя.

Лидер неформальной общности.

Импрессарио (антрепренер, продюсер, агент-устроитель) — посредник и организатор взаимодействия между “специалистами”, “творцами”, “лидерами” и широким кругом публики. Его задачи — обеспечить благоприятные условия для деятельности “специалистов”, т.е. для производства культурных ценностей и услуг (продуктов досуговой индустрии), а также для их реализации (продажи, “проката”). Для него публика должна быть представлена как сложно и тонко дифференцированная среда, где каждая категория и группа населения имеет свои проблемы, потребности, интересы. Он должен уметь выстраивать индивидуально формы продуктивного контакта “специалистов” и населения.

Реформатор (проектировщик, генератор идей) — нновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга.

 

[69] См. проект слушаний в разделе “Социально-культурная программа как способ решения отраслевых проблем”.

[70] Под культурно-историческим наследием следует понимать тот пласт культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью).

 

[71] См. раздел “Социокультурная ситуация и ее составляющие”.

[72] Социально-педагогические задачи следует отличать от задач социально-педагогической и социально-правовой службы. Последние заключаются в оказании помощи семьям с недостаточными воспитательными возможностями; устройство детей, оставшихся без родителей и контроль за условиями их жизни; выявление конфликтных семей и оказание им помощи; охрана интересов семьи и детей от посягательств и т.п.

[73] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[74] Например, социальная база общественного объединения “Полицейская Ассоциация” — работники правоохранительных органов, состав общественного движения “Мемориал” — жертвы сталинских репрессий.

[75] Например, в задачи Ленинградской Областной Ассоциации скаутов входит: профилактика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей, работа с группами “социального риска” (т.е. Ассоциация в данном случае решает соцмальные проблемы предотвращения преступности), снижение числа подростков, уклоняющихся от службы в ВС и др.

[76] Например, ассоциация “Особый ребенок” объединяет родителей, имеющих детей-инвалидов. Общество “Спасение семьи” — это объединение родителей, у которых дети больны аутизмом.

 

[77] Результаты исследования фонда «Культурная инициатива».

[78] См.: Панин Э.И. Возвращение (о репатриации депортированных народов) // Социс, 1990, № 12.

[79] Общественное объединение это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

[80] См. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. — Российская газета, 25 мая 1995 г.

[81] Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

 

 

[82] Программа действует в 14 странах мира.

[83] Программа была реализована на базе одной из московских школ.

[84] Автор программы — Р.Виттингтон (США).

[85] Проект реализуется на базе одной из школ г.Архангельска.

[86] Проблемная ситуация и варианты проектных решений, данных в разделе, касаются, в основном, детей-инвалидов.

[87] В данном случае дается характеристика программ, ориентированных на детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в развитии.

[88] Статистика свидетельствует о том, что каждый десятый из живущих на Земле людей — инвалид. — См. “Как общаться с инвалидами”. — М., “Преодоление”, 1993.

[89] См. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура и инвалиды” на 1996-1998 годы. — М., Рос. Институт культурологии.1995.

[90] Проекты могут быть направлены на художественно-творческую и социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовную и физическую реабилитацию, профессиональную ориентацию и реабилитацию.

 

[91] Данные задачи являются общими для разработки практически всех типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и программ. Соответственно, игровые методы проектирования обнаруживают свою эффективность в процессе формирования как социально-культурных (региональных и локальных), так и социально-педагогических проектов и программ.

 

[92] См.: Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы-семинара. — Л., 1987. — С. 85.

[93] Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983; Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.– М., 1986; Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983; Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986; Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.

[94] Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7. — С.85-86.

[95] Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М.,

[96] Более подробно об указанных методах см.: Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5. — С.106-107.

[97] На перспективу — строительство специального музейного здания (подготовка проектно-сметной документации, финансирование строительства и оснащения музея, комплектование штатов и т.д.).

[98] Эти же требования одновременно выступают в качестве критериев оценки социально-культурных проектов и программ.

[99] См.: Культура на перепутье. — М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. — 1994.

[100] Культура на перепутье. — С.214.

[101] В США, например, корпорации по производству сигарет финансируют крупные культурные проекты, обеспечивая тем самым косвенную рекламу своей продукции.

[102] Например, «заказчик» и «покупатель» социально-культурных программ – отдел культуры, а «потребитель» – конкретная социальная группа или все население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате – конъюнктурность работы, игнорирование проблем и потребностей социальных групп и личностей.

[103] См.: Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991.

 

[104] Разделы и содержание пакета предложений: цель, миссия и уникальность организации (т.е. что заслуживает финансовой поддержки); краткое описание проекта или программы, под которую запрашиваются средства; ссылка на наиболее яркие моменты в творческой деятельности организации, ее зрительская аудитория, посещаемость, положительные отзывы критики, связи с известными людьми и др.; упоминание других крупных доноров организации (это подтвердит ее жизнеспособность и может усилить желание перспективных доноров вложить средства; запрашиваемая сумма, определенная в процессе предшествующего изучения; указание на преимущества, которые получит вкладчик (ценности связей, им приобретаемых, свободный вход на престижные мероприятия, скидкина билеты и др.).

Состав сопроводительных материалов, прилагаемых к запросу: Полный бюджет организации, а если средства испрашиваются на проект, то индивидуальный бюджет проекта; Краткая история организации и ее планы; Список доноров прошлого финансового года; Справка об официальном освобождении вкладчика от налогов; Список членов совета попечителей и их профессии; Список программ, выпущенных в течение года; Самый последний отчет финансовой проверки; Самый последний годовой отчет; Иллюстративный материал: брошюры, газетные и журнальные статьи.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных