Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 21. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ




КАК ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Международный туризм - это весьма сложное и уникальное явление, играющее большую роль в развитии государственности. В этом плане первостепенное значение имеет изучение влияние международного туризма на развитие национальной экономики и мировой торговли.

Специфические черты международного туризма.

Международный туризм как форма внешних экономических связей отличается рядом специфических черт. Важнейшей из них является то, что здесь предметами купли-продажи на мировом рынке выступают такие товары и услуги, которые не обладают способностью к прямому внешнеторговому обмену. Услуги, предоставляемые туристу в форме размещения в гостинице, питания, экскурсии, стирки белья, химчистки и т.п., носят характер товара, не говоря уже о самих товарах. При этом необходимо отметить, что продаются и покупаются не только товары и услуги, но и природные и социально-экономические туристско-рекреационные ресурсы. Но при этой купле-продаже они не отторгаются от территории, как это имеет место в традиционном экспорте. Валютные поступления от иностранного туризма, также как и доходы от внутреннего туризма, в своей первооснове представляются своеобразной рекреационной рентой за достопримечательности, целебные и уникальные свойства территории.

Второй такой особенностью является то, что овеществленный труд, затраченный на производство услуг и товаров, реализуется на месте создания. При этом здесь имеет место не передвижение товаров к потребителю, а, наоборот, покупатель приезжает на место производства товара – услуги. А это сокращает время кругооборота капитала. Это основная характерная черта международного туризма создает ряд условий, выгодно отличающих его от остальных экспортных статей. Во-первых, покупатель (турист) берет на себя оплату транспортных расходов. Во-вторых, приобретение иностранными туристами сувениров и других товаров во время их пребывания в стране можно рассматривать как чаще всего выгодную форму внешнеторговых операций, поскольку в этом случае продажа таких товаров производится по розничным ценам внутреннего рынка. Целый ряд отраслей в различных странах работает на этот «внутренний экспорт». Так, в Японии иностранные туристы покупают значительную часть производимых в стране радиотоваров и видеоаппаратуры, фотоаппаратов; в Швейцарии – часов, шоколада, сыров; во Франции - парфюмерных изделий и продукции салонов мод; в Италии – обуви и изделия кожгалантереи; в Великобритании – виски и т.д.

Страны поставщики туристов и страны, принимающие туристов.

Для международного туризма характерны те же виды операций, которые сложились во внешней торговле, а именно: экспорт, импорт и реэкспорт, хотя по своей форме эти операции в международном туризме имеют свои специфические особенности. Главное отличительная черта международного туризма как формы международных, экономических отношений заключается в том, что приобретение услуг происходит, как и любая внешнеторговая сделка, через иностранных контрагентов, которыми могут быть как туристская фирма, так и сам иностранный турист. В связи с этим под экспортом в международном туризме понимается прием иностранных гостей, а под импортом - направление туристов данной страны за границу. Несколько сложнее в международном туризме обстоит дело с реэкспортом. С чисто теоретической точки зрения по эту категорию должны подписать все иностранные туристы, купившие тур у туристской организации данной страны для поездки в третью страну. Однако из-за несовершенства существующей системы учета, выделить эту категорию туристов практически весьма затруднительно. Поэтому, хотя фактически реэкспортные операции находят все большее распространение в международном туризме, их показатели растворяются в экспортных операциях.

Экспорт через туризм имеет ряд преимуществ. Одно из них заключается в расширении экспортного рынка для товаров, которые в других случаях экспортировались бы обычными каналами. Далее, такой экспорт дает возможность продавать за иностранную валюту более широкий набор таких товаров и услуг, который иначе не был бы никогда продан за иностранную валюту. К этому следует добавить, что товары, продаваемые иностранным туристам, облагаются и налогом в иностранной валюте.

Международный туризм может оказывать и оказывает на самом деле в целом ряде стран существенное влияние на уровень и структуру национального дохода государства, на его платежный баланс. При определенных условиях развитие иностранного туризма может быть направлено на ускорение экономического и социального развития страны.

Туризм в системе хозяйства отражает разделение труда, при котором главную роль играет страны с высокоразвитой экономикой. Как известно преобладающая часть во внешней торговле приходится на товарооборот между промышленно развитыми странами. Такое же положение складывается и в международном туристском обмене. Основная масса туристских поездок в мире осуществляется между промышленно развитыми странами, для которых характерен высокий процент выезда граждан за границу (США, Франция, Великобритания и пр.). А также между ними и странами, находящимися на среднем уровне экономического развития (Греция, Португалия, Турция и т.д.), и развивающимися странами (Тунис, Таиланд и пр.). Соответственно этому Всемирной туристской организацией приняты следующие определения, это: «страны, являющиеся в первую очередь странами поставщиками туристов», и «страны, являющиеся в первую очередь принимающими туристов».

Все теоретики туризма подчеркивают исключительную экономическую рентабельность приема и облуживания иностранных туристов, а также указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации экономики на развитие туризма. Так, например, основу экономики на Багамских островах составляет иностранный туризм. Здесь доля ВВП сферы обслуживания, включая туризм, достигает 60 % государственного дохода, тогда как в промышленности – только 10 %. А на Барбадосе поступления от иностранного туризма превышают доходы от производства сахара – основной отрасли обрабатывающей промышленности. Однако нельзя утверждать, что страны – поставщики туристов находятся в экономически невыгодном положении, мотивируя это утечкой валютных средств. Ведь возможность выезда граждан за рубеж уже само за себя говорит о высоком уровне жизни в стране, о росте благосостояния и о достаточной продолжительности отпусков. Необходимо отметить, что развитие туристских связей между государствами имеет двусторонний характер. Увеличение числа иностранных туристов в какой-либо стране вносит свой вклад в создание валютного резерва. К тому же, валютные средства, потраченные в принимающей стране, вернутся в поставляющую страну, но уже опосредованно, благодаря увеличению импорта. Например, руководство Бундесбанк (ФРГ) призывает административные органы не принимать никаких мер для сокращения дефицита по туристским операциям. По их мнению, расходы, производимые гражданами ФРГ во время их путешествий за границей, не представляют для страны окончательную потерю валютных средств. Значительная часть этой валюты возвращается в ФРГ, поскольку идет на закупку товаров, изготовленных в ней. Иными словами, западногерманские туристы предоставляют тем странам, которые они посещают, своего рода «кредиты», необходимые им для развития торговли ФРГ. А любое ограничение международного туристского обмена может привести к нарушению равновесия внешней торговли.

Экспорт и импорт туристских услуг.

С экономической точки зрения активный туризм (прием туристов) можно трактовать как экспорт туристских благ, а пассивный туризм-(выезд граждан) - как импорт. Способность к обмену, которую товары и услуги приобретают через туристский экспорт, приводит к активизации внутренней торговли, выявляет новые возможности традиционного экспорта, и, в принципе, может привести к замещению традиционного экспорта товаров_ экспортом туристских товаров и услуг.

Расчет эффективности пассивного и активного туризма не представляет особой сложности. Трудности начинаются со сбором практической информации, поскольку отсутствуют данные об объемах и видах спроса иностранных туристов на продукцию местного производства. Этот спрос невозможно регистрировать, его лишь можно предполагать. Либерализация требований, связанных с пересечением границы и обменом денег, закрывает некоторые источники информации. Точно можно определить лишь количество прибывших туристов и средний срок их пребывания в стране. Трудности статистического учета туристского потребления еще и в том, что потребление происходит в стране приема, а приобретенные товары вывозятся в страну постоянного жительства. Эти товары, как правило, не регистрируются при пересечении границы. С этой точки зрения активный туризм можно определить как «невидимый экспорт», а пассивный - как «невидимый импорт».

Одним из решений, способствующих дальнейшему развитию торговли, может стать туристский экспорт продовольствия, позволяющий странам, откуда приезжают туристы, осуществлять традиционный экспорт. В качестве примера можно указать на Болгарию и Испанию, которые с успехом заменяют традиционный экспорт потребительских товаров туристским экспортом. Развивающиеся страны начинают находить возможность для поддерживания своего экспорта путем туристского импорта. Экономический эффект положения заключается в том, что пассивный туризм дает стране приема валюту, что, в свою очередь, положительно воздействует на национальный доход. В результате этого страна, принимающая туристов, склонна использовать положительное сальдо, туристского баланса для стимулирования импорта товаров из страны-поставщика туристов. Положительное туристское сальдо для любого государства позволяет импортировать значительно больше товаров, чем это было бы возможно без туристского экспорта. Даже для промышленных развитых стран такой тип обмена - это путь к поддержанию и развитию собственного промышленного и сельскохозяйственного экспорта. Туризм может стать важным фактором роста в странах, где ограниченный экспорт сдерживает экономическое развитие. Иностранный туризм можно рассматривать как один из важнейших рычагов, ускоряющих экономическое развитие, активизирующих платежный баланс и увеличивающих валютные резервы страны.

Расчет эффективности международного обмена, экспорта или импорта определенных продуктов и услуг, производится на основе сопоставления произведенных затрат в валюте, полученной в результате традиционного экспорта, и в валюте, получаемой в туристском экспорте. Такой расчет приводит к выводу о целесообразности туристского экспорта, так как в этом случае расчет производится в розничных ценах, в то время как при традиционном экспорте – по оптовым ценам, которые чаще всего выше мировых.

Туристские поездки за рубеж, как и импорт, вызывают сокращение внутреннего спроса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что пассивный туризм не создает в стране, из которой турист выехал, никак материальный благ. Если предложение потребительских товаров ограничено, туристский импорт уменьшает спрос и тем самым смягчает отсутствие внутреннего равновесия на рынке потребительских благ. К тому же, чтобы поддерживать туристский импорт, страна должна иметь валюту, полученную дешевле, чем проданную туристам.

Кроме того, полученные деньги вернутся в страну, поставляющую туристов путем расширения заказов на импорт. В подобной ситуации население получает возможность без ограничений выезжать в туристские поездки, а бюджет государства не испытывает при этом отрицательного воздействия. В полной мере оценить влияние туристского экспорта и импорта на экономику государства можно только в том случае, когда в расчет принимаются все производственные факторы, инвестиционные потребности, связанные развитием туризма и международные связи государства. Более подробного изучения заслуживает также тенденция туристского импорта за счет туристского экспорта, то есть формула «туриста за туриста».

Как экономическая категория международный туристский рынок представляет собой сферу товарно-денежных отношений, специфические особенности которого можно сформулировать в следующих принципах:

- рынок имеет комплексный характер, то есть на нем выступают спрос и предложение товаров и услуг;

- потребление товаров и услуг происходят в стране-производителе. Данное положение можно рассматривать как выгодную форму внешнеторговых предприятий, так как продажа происходит по розничным ценам внутреннего рынка, которые значительно выше розничных цен. Розничная цена, как известно, включает в себя обложение внутренними налогами, в то время как с экспортируемых товаров такой налог, зачастую, не взимается;

- спрос имеет выраженный субъективный характер. Как форма потребления он имеет прямо пропорциональную зависимость от размеров личных доходов потребителей. С повышением благосостояния, соответственно, меняется соотношение между затратами на постоянном месте проживания и на отдыхе, перемещение расходов вызывает важное с экономической точки зрения изменение в расходах. Увеличение туристских расходов на отдыхе, естественно, не влечет за собой уменьшение расходов в месте постоянного проживания до нуля. Расходы же туристов во время отдыха, как правило, выше чем расходы, произведенные по месту жительства за тот же период. И только при достаточно высоком уровне жизни общества расходы на туризм становятся значительными. Туристская потребность возникает и формируется при определенном уровне развития производительных сил, при наличии соответствующих общественно-экономических условий. В масштабах всего общества расходы на туризм могут быть значительными только при достижении определенного уровня благосостояния. Происходит постепенное превращение обычного бюджета в туристский. Следовательно, наиболее отчетливо этот процесс наблюдается в экономически развитых странах;

- предложение в туризме крайне негибкое. Это происходит в силу того, что производственные возможности здесь четко определены, и не могут подвергаться быстрым изменениям вслед за изменением спроса, который подвержен резким сезонным колебаниям. Вследствие того, что большую часть этого спроса составляют туристские услуги, развитие предложения требует значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру и основные фонды;

-спецификой работы туристского предприятия является невозможность создания стратегического запаса. Отсутствие его не позволяет компенсировать значительную загрузку предприятий в «мертвый сезон», расширением предложения в «сезон пик». Незанятый номер в гостинице, свободное место в самолете, будут потеряны для предприятия на весь срок простоя.

Влияние международного туризма на разные стороны жизни общества многогранно и разнообразно. Развитие иностранного туризма, расширение и углубление туристской деятельности способствует стабилизации платежного баланса государства, ведет к росту национального дохода и является средством нормализации политической обстановки. Являясь важным стимулом в активизации внешнеторгового обмена, туризм играет заметную роль в сфере развития международных услуг. С другой стороны, будучи одной из важнейших сторон внешнеэкономической деятельности, активизация международных туристских потоков оказывает влияние на расширение внешнеэкономических связей между государствами, дает возможность использования опыта других наций в создании материальных благ и культурных ценностей. В результате этого, значение международного туризма как одного из видов внешнеэкономических связей будет неуклонно, расти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных