Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Драматургия А. Н. Островского




«Гроза»

1. История создания произведения и проблема прототипов.

2. Основной конфликт «Грозы». Новаторский характер изображения «темного царства». Два поколения героев и система их взаимоотношений.

3. Своеобразие жанра пьесы: «народная трагедия» или социально-бытовая драма? Полемика Д. Писарева с Н. Добролюбовым.

4. Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и трактовка финала произведения. Трагизм образа героини.

5. Поэтика пьесы: ремарки; монолог; символика названия; вещь - символ; сравнение - символ; язык действующих лиц. Мифопоэтика образов, хронотоп.

6. Особенности исполнения роли Катерины в театре (на примере известных русских актрис XIX–XX веков).

Список литературы

Островский А. Н. Гроза (любое издание).

Григорьев А. Литературная критика. М., 1967 (или: Григорьев А. Театральная критика. Л., 1985).

Добролюбов Н. Темное царство; Луч света в темном царстве (любое издание).

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1955.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

Вайман С. Т. Неэвклидова поэтика: Работы разных лет. М., 2001. Раздел 4.

Журавлева А. «Гроза» А. Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2.

Она же. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А. Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Гл. 6.

Мильдон В. И. Открылась бездна… Образы места и времени в классической русской драме. М., 1992.

Островский А. Н., Чехов А. П. и литературный процесс XIX-XX вв.: Сб. М., 2003. Статьи А. И. Ревякина, М. И. Свердлова, Г. И. Романовой.

Тамарченко Н. Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А. Н. Островского // Автор и текст: Сб. статей / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.

Штейн А. Мастерство русской драмы. М., 1973.

 

«Бесприданница»

 

1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5. Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

 

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

 

 

Повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

 

1. Как построено произведение? В чем смысл такого построения? Расшифруйте понятие «подполье». Восстановите, опираясь на текст, ход рассуждений «подпольного». С кем полемизирует герой, утверждая мыслительную активность, преимущества развитого сознания? Критика рационалистических, просветительских теорий о человеке и прогрессе в повести. Оцените аргументы «подпольного», диалектику его размышлений. Что значат слова «дважды два четыре есть уже не жизнь... а начало смерти»? Что, с точки зрения героя, «выгоднее всех выгод» для человека? Почему «подпольный» отрицает «хрустальные дворцы»?

2. Почему вторая часть повести называется «По поводу мокрого снега»? Смысл и функции эпиграфа. Полемическое переосмысление традиционных сюжетов. Как раскрывается здесь герой? «Подпольный» и Лиза. Проанализируйте сцену объяснения. Что значат самоопределения героя: «трус» и «раб»? Верны ли они? Проблема свободы и своеволия. Смысл финала.

3. «Записки...» как философский пролог «великого пятикнижия».

Список литературы

Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 77–89.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.

Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229–236.

Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374–386.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220–226, 249–252.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.

Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.

Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).

Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194–199, 223–231,242.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101–109.

Работа с текстом повести «Записки из подполья»

Занятие рассчитано на самостоятельную подготовку студентов и тщательный анализ текста.

Каждый студент должен подготовить ответ на один из вопросов, входящих в блоки проблемных заданий.

Обсуждение всех вопросов на занятии должно в сумме своей представить обстоятельную и неоднозначную трактовку текста произведения.

 

План

1. В чем парадоксальность мышления подпольного человека:

– в рассуждениях о свободе воли человека;

– в оценке духовной слабости (прежде всего своей собственной);

– в понимании красоты;

– в представлении об историческом развитии человечества;

– в отрицании возможности гармонического социального устройства.

2. Аргументы подпольного человека:

– опровержение принципов детерминизма и рационализма;

– обоснование «права на бесчестье», на низкий и подлый поступок;

– отрицание прогресса человеческой истории;

– опровержение социализма.

Насколько убедительны его доказательства? Какое из них представляется подпольному человеку самым веским? С кем полемизирует подпольный человек? Против каких философских систем он восстает? К каким аргументам подпольного человека автор относится сочувственно или с пониманием?

С кем полемизирует сам Достоевский?

3. Найти в тексте:

– полемические выпады против теории «разумного эгоизма» Чернышевского и поведения героев романа «Что делать?», руководствующихся этой теорией;

– использование в полемических целях образов и мотивов «Героя нашего времени» Лермонтова;

– полемическое травестирование известных сюжетных ситуаций, традиционных для 1860-х гг. (во 2-й сюжетной части повести).

4. Объяснить полемический смысл эпиграфа ко 2-й части повести (отрывка из стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья...»).

5. Как обнаруживается авторское несогласие с подпольным человеком и осуждение его:

– в изображении психологического экспериментаторства парадоксалиста;

– в итогах пережитых им коллизий;

– в системе образов и композиции повести.

Как определял смысл «подполья» Ф. М. Достоевский? Уникален или типичен подпольный человек? Какова его социальная природа? «Эпохальные» черты подпольного человека. В чем оригинальность его психофизиологического склада? Какова его литературная родословная? Какие типы, характеры в русской литературе подготовили подпольного человека?

Герои романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

 

1. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

2. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.

3. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека — кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

4. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.

Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).

5. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии.

Образ старца Зосимы. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.

Образ Алеши Карамазова. Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.

 

Список литературы

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34–45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В. А. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164–183.

Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342

Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»

 

1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»).

2. Тема воскресения в творчестве Л. Н. Толстого 1880-1890 гг. («Власть тьмы», «Хозяин и работник», «Смерть Ивана Ильича»). История замысла и создания романа «Воскресенье».

3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания.

4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя?

5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?

6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция.

Список литературы

Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание).

Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980.

Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967.

Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2.

Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979.

Маймин Е. Некоторые особенности композиции романа «Воскресенье» // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1969.

Петров Г. М. Отлучение Л. Н. Толстого от церкви. М., 1978.

Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресенье»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.

Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991.

Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10.

Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных