Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 2. Официально-деловой стиль.




Планы практических занятий

 

Занятие 1. Функциональные стили современного русского языка. Культура научной речи (2ч)

  1. История становления научного стиля.
  2. Стилевые черты и основные стилеобразующие факторы научной речи: доминирующая языковая функция, основная форма реализации, типичный вид речи, преобладающий способ общения.
  3. Разновидности (подстили) научного стиля. Жанры научных произведений.
  4. Языковые особенности научного стиля:

а) лексико-фразеологическое своеобразие, общенаучная и узкоспециальная терминологическая лексика;

б) морфологические и синтаксические особенности языка науки.

5. Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление: конспект, реферат, аннотация. Требования к оформлению цитат, курсовых и дипломных работ.

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к практическому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

  1. Введенская Л.А.. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева, 2010.
  2. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб, 2010.
  3. Коренькова, Евгения Валентиновна. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева, 2010.
  4. Лысова, Татьяна Викторовна Культура научной и деловой речи: учеб. пособие / Т. В. Лысова, Т. В. Попова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 156 с.
  5. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / [А. И. Дунев [и др.]]; под ред. В. Д. Черняк, 2009. - 495 с. – 5 экз

6. Томашевский Б.В. Стилистика: учеб. пособие / Б. В. Томашевский. - 3-е изд. - М.: URSS, 2010.

Ознакомиться с дополнительной литературой:

  1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е. Н. Барышникова, Е. В. Клепач, Н. А. Красс. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 с.
  2. Бронникова Ю.О. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова; под. ред. А.П. Сдобновой. – 2-е изд. Испр. – М.: Флинта: Наука, 2009.
  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. – М., Флинта: Наука, 2006.
  4. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ нефилол. высш.учеб.заведений / Н.А. Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учеб.пособие для бакалавров, специалистов и магистров неязыковых вузов / О.И. Соколова, С.М. Федюнина, Н.А. Шабанова. – М.: Флинта: Наука, 2009.
  6. Романова Н.Н. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология: словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 304 с.
  7. Стилистические аспекты изучения русского языка / [под ред. Л. А. Константиновой]. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. - 149 с.

Практические задания:

1. Законспектировать статью и подготовить сообщение: Вартапетова С.С. Стиль научной речи // Русский язык в школе. 1998, №6. – С.65-74.

2. Приведите примеры терминов (не менее 5), используемых в вашей специальности. Дайте их определение.

 

3. Докажите (письменно), что данный текст принадлежит научному стилю. Определите подстиль и укажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Одним из распространённых методов познания биологических объектов является моделирование. Этот метод позволяет, используя основные законы физики, механики, математики, биологии, физиологии и других наук, объяснить функциональную структуру изучаемого процесса, выявить его существенные связи с внешними объектами, внутреннюю организацию, оценить количественные характеристики. Наиболее полно отражает гносеологическую суть модели определение В.А. Штофа: «Под моделью понимается такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте». Поиск аналога оригинала возможен на основе следующих типов моделей: детерминированные модели – модели, построенные на системах алгебраических, регрессионных и дифференциальных уравнений, уравнений в частных производных; статистические модели, предсказывающие вероятность различных событий.

Создание биохимических моделей основывается на двух типах информации: теоретических знаниях об изучаемом двигательном действии и экспериментальных данных, полученных методами видеоанализа, электромиографии, гониометрии и др.

Общая теория моделирования предполагает возможность построения комплексной модели, т.е. включение в модель максимального числа параметров. Подобная тенденция при создании биомеханической модели может привести к тому, что такая модель будет слишком трудной для понимания.

Темы рефератов:

  1. Термин и дефиниция в научной речи
  2. Фразеология в научном тексте

Занятие 2. Официально-деловой стиль.

Культура делового общения (2ч)

  1. История русского делового письма.
  2. Сфера применения и разновидности официально-делового стиля. Жанровое разнообразие.
  3. Виды документов, их текстовые и языковые нормы.
  4. Типичные средства языкового оформления «произведений» официально-делового стиля.
  5. Деловое общение: законы и формулы.

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинарскому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

  1. Введенская Л.А.. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева, 2010.
  2. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб, 2010.
  3. Коренькова, Евгения Валентиновна. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева, 2010.
  4. Лысова, Татьяна Викторовна Культура научной и деловой речи: учеб. пособие / Т. В. Лысова, Т. В. Попова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 156 с.
  5. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / [А. И. Дунев [и др.]]; под ред. В. Д. Черняк, 2009.

6. Томашевский Б.В. Стилистика: учеб. пособие / Б. В. Томашевский. - 3-е изд. - М.: URSS, 2010.

Ознакомиться с дополнительной литературой:

  1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е. Н. Барышникова, Е. В. Клепач, Н. А. Красс. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 с.
  2. Бронникова Ю.О. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова; под. ред. А.П. Сдобновой. – 2-е изд. Испр. – М.: Флинта: Наука, 2009.
  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. – М., Флинта: Наука, 2006.
  4. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ нефилол. высш.учеб.заведений / Н.А. Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учеб.пособие для бакалавров, специалистов и магистров неязыковых вузов / О.И. Соколова, С.М. Федюнина, Н.А. Шабанова. – М.: Флинта: Наука, 2009.
  6. Романова Н.Н. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология: словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 304 с.
  7. Стилистические аспекты изучения русского языка / [под ред. Л. А. Константиновой]. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. - 149 с.

Практические задания:

1. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю Аккредитив, аттестат, бюллетень, директива, извещение, коммюнике, меморандум, резолюция, сертификат, ультиматум.

2. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

Образец выполнения:

а). Оправдательный приговор (был зачитан оправдательный приговор…)

б). Обеспечить контроль (службам необходимо обеспечить контроль …)

а) приговор, дети, ответственность, действия, полномочия, обстоятельства, преступление, жалоба, пособие, порядок, рассмотрение.

б) контроль, приказ, выговор, ошибка, содействие, дисциплина, совещание, обязанности, обследование, меры.

3. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, напишите автобиографию и характеристику. Чем они отличаются?

4. Напишите любую сказку (например, «Колобок») в научном, официально- деловом, публицистическом стиле.

Занятие 3. Нормы устной речи: орфоэпия и акцентология (2ч.)

1.Что такое орфоэпия? Стили произношения.

2. Особенности двух вариантов литературной нормы: московского и петербургско-ленинградского.

3. Звуковые законы в области гласных звуков. Правила произнесения согласных. Произношение сочетаний согласных звуков.

4. Ударение. Что это такое?

5. Типы ударений: словесное, фразовое, выделительное.

6. Природа русского словесного ударения, его особенности.

7. Актуальные процессы в области ударения.

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к практическому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева, 2010.

2. Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб. пособие / Ж. В. Ганиев. - М.: Флинта: Наука, 2012.

3. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб, 2010.

4. Коренькова Е.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева, 2010.

5. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / [А. И. Дунев [и др.]]; под ред. В. Д. Черняк, 2009.

Ознакомиться с дополнительной литературой:

  1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е. Н. Барышникова, Е. В. Клепач, Н. А. Красс. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 с.
  2. Бронникова Ю.О. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова; под. ред. А.П. Сдобновой. – 2-е изд. Испр. – М.: Флинта: Наука, 2009.

3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. – М.:Высшая школа, 2001.

  1. Окунцова Е.А. Трудности устной речи: Словарь-справочник / Отв. Ред. Е.В.Скворецкая. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 2004.
  2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова, 2008. - 444 с. – 99 экз.
  3. Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учеб.пособие для бакалавров, специалистов и магистров неязыковых вузов / О.И. Соколова, С.М. Федюнина, Н.А. Шабанова. – М.: Флинта: Наука, 2009.

Практические задания:

Запомните! В приведенных словах отмеченные согласные перед буквой е должны произноситься твердо.

А т еизм, а т елье, ан т енна, баро н есса, вун д еркинд, д екольте, д ельта, д енди, д етектив, д ефолт, диспан с ер, ган т ели, ге н етика, гро т еск, ин д екс, ин т ервью, ин т ерьер, каба р е, ка р е, ка ф е, каш н е, ко д екс, кон т ейнер, кот т едж, мо д ель, пан т ера, пар т ер, поло н ез, пенс н е, портмо н е, проте ж е, рено м е, с ессия, син т ез, со н ет, т ембр, т ест, т енденция, т еннис, т ермос, ти р е, фо н ема, фо н етика, ша т ен, ше д евр, эс т ет.

В следующих словах отмеченные согласные перед буквой е произносятся мягко.

Аг р ессор, ака д емия, аква р ель, балетмейс т ер, бандероль [н’д’э] и [ндэ], ба р ельеф, б ежевый, б екон, б естселлер, гар д ероб, ге н ератор, гипо т еза, д ебаты, д ебош, д ебют, д евиз, д екорация, д екрет, д емократ, д емон, д епо, д еспот, д еталь, ин т еллект, ин т еллигенция, ка м ея, комп р есс, конк р етно, кон т екст, ко ф е, к р ейсер, к р ем, либ р етто, ма н екен, марио н етка, му з ей, О д есса, па т ефон, паш т ет, пио н ер, порт ф ель, пре т ензия, про т ест, ре з ерв, р ейд, р ейс, р екордсмен, р енегат, р епрессия, с еквестр, т екст, т ермин, т ефтели, т екстиль, т ема, т ерапевт [т’э] и [тэ], т ермометр, т ехника, фа н ера, фла н ель [нэ] и [н’э], фо р ель [рэ] и [р’э], цис т ерна, эксп р есс, эф ф ект.

! Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение.

Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры
и маляры
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.

1. Запишите слова, вставив вместо точек нужную гласную Е или Ё. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем русского языка.

Аф…ра, быти…, ман…вры, ос…длый, бл…клый, оп…ка, ист…кший год, ист…кший кровью, ж…лчь, жити…, остри…, хреб…т, никч…мный, подопл…ка.

2. Расшифруйте и правильно произнесите аббревиатуры

СНГ, ДТП, ЛДПР, НТВ, РТР, ДПС, ЕЭС, ФСБ, ФБР, США

3. Прочтите слова, обратив внимание на их правильное произношение. Объясните (письменно) значение выделенных слов (при выполнении задания обращайтесь к орфоэпическому и толковому словарям)

Инцидент, беспрецедентный, поскользнуться, дерматин, дикобраз, почерк, кондоминиум, компетентный, эскорт, компрометировать, скрупулёзный, яства.

4. Расставьте ударение и выучите слова, предложенные в разделе «Акцентологический минимум» (при выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем русского языка).

5. Составьте и запишите два небольших связных текста, включая в них слова из акцентологического минимума

Образец выполнения задания: Же'лчный старик из 56-й квартиры, бывший столя'р и завсегда'тай шахматного клуба, ранним а'вгустовским утром с грохотом выбросил в мусоропрово'д старую ту'флю с явным наме'рением разбудить весь дом. Он давно вел тя'жб у с жильцами дома и всего кварта'ла, и каждый кварта'л составлял подробный отчет самому себе о своих действиях...

6. Как меняются значения слов с изменением места ударения? Составьте и запишите словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Атлас, ирис, характерный, кирка, рондо, электрик, безобразный, острота, виски, дорогой, пили.

7. Прочитайте существительные иноязычного происхождения, обращая внимание на правильное ударение. Запишите слова и объясните значение этих слов (при выполнении задания обращайтесь к словарю иностранных слов, толковому словарю и орфоэпическому словарю русского языка).

Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, пиццерия, менеджмент, диспансер, некролог, квартал, пуловер, генезис, феномен, эксперт, каталог.

Темы рефератов:

1.Московская и Ленинградская (Санкт-Петербургская) фонологические школы.

2.Нормы произношения некоторых фамилий, имен и отчеств

Занятия 4-5 Грамматические нормы (4ч.)

1. Понятие морфологической нормы, ее свойства.

2. “Слабые места” морфологической нормы:

· трудности в определении рода и образовании форм множественного

числа имен существительных; варианты падежных окончаний;

· употребление полных и кратких форм имен прилагательных, степеней сравнения имен прилагательных;

  • склонение количественных числительных;
  • употребление видо-временных форм глагола, недостаточные и изобилующие глаголы; синонимия возвратных и невозвратных глаголов; особенности образования некоторых личных форм.

3. Особенности употребления местоимений, глагольных форм и наречий.

4. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов.

5. Согласование определений и приложений.

6. Однородные члены и их роль в структуре предложения.

7. Варианты форм управления: управление предложное и беспредложное.

8. Устранение ошибок в выборе форм управления.

9. Нормы употребления деепричастных и причастных оборотов.

10. Типичные ошибки в конструировании сложных предложений.

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинарскому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева, 2010.

2. Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб. пособие / Ж. В. Ганиев. - М.: Флинта: Наука, 2012.

3. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб, 2010.

4. Коренькова Е.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева, 2010.

5. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / [А. И. Дунев [и др.]]; под ред. В. Д. Черняк, 2009.

Ознакомиться с дополнительной литературой:

  1. Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие / Е. Н. Барышникова, Е. В. Клепач, Н. А. Красс. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 223 с.
  2. Бронникова Ю.О. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова; под. ред. А.П. Сдобновой. – 2-е изд. Испр. – М.: Флинта: Наука, 2009.
  3. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто: учеб. пособие / И. Б. Голуб. - М.: КноРус, 2010. - 274 с
  4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. – М., Флинта: Наука, 2006.
  5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова, 2008. - 444 с. – 99 экз.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб], 2008. - 361 с. – 100 экз.
  7. Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учеб.пособие для бакалавров, специалистов и магистров неязыковых вузов / О.И. Соколова, С.М. Федюнина, Н.А. Шабанова. – М.: Флинта: Наука, 2009.

Практические задания:

  1. Законспектировать статью: Муравьева Н. В. Управлять умеючи // Русская речь. - 1997. - №2. - С. 63-65.

2. Какого рода слова евро, икебана, сомелье, имейл, суаре, биеннале, бомонд, ноу-хау? Какие определения можно подобрать к данным словам? Запишите полученные словосочетания, указав значения заимствованных слов.

3. «На наших глазах исчезает из современной русской речи хороший обычай склонять числительные. Вместо того, чтобы сказать «более четырёхсот пятидесяти тонн», всё чаще говорят «более четыреста пятьдесят тонн», что, по-моему, звучит отвратительно, не по-русски» (И.Грекова). Соблюдая нормы современного русского языка, запишите числительные и существительные в нужной форме.

Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). К 500 (участники) обратился с речью организатор фестиваля. Деревня находится в 163 (километр) от города. К 375 прибавить 157. Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. В 2001 (год) мой брат пошел в школу. От 964 отнять 89. За массовую приватизацию высказались более 51% (опрошенный). С 600 (рубль) в этом клубе делать нечего.

4. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

Я ихние порядки знаю. Друзья пригласили к ним в гости. Больной попросил сестру принести себе воды. Я так за тобой соскучился. В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина. В этом фильме любые актеры играли хорошо. Собака подбежала к ему. Благодаря его советам мы не заблудились.

5.С какими из приведенных слов можно употребить собирательное числительное двое? Запишите получившиеся словосочетания. Объясните.

Мальчики, учительницы, очки, врачи, волки, волчата, ножницы, гусли, девочки, грабли, министры.

6. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Просидев в библиотеке до вечера, мной была написана курсовая работа. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полностью раскрыть тему. Окончив вуз, их ожидала интересная работа. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. Работая в клубе аниматором, у Ирины появляются новые друзья. Взобравшись на вершину холма, перед глазами открывается панорама города. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитету удалось подготовить его в срок.

7.Отредактируйте предложения, обратите внимание на случаи именного и глагольного управления.

Учитель организовал и руководил кружком пения. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

Темы рефератов:

1. Род названий лиц женского пола по профессии, должности

2. Склонение некоторых имен и фамилий

3. Особенности употребления числительных

 

Занятие 6.

Лексические нормы современного русского языка (2 ч.)

  1. Проблема выбора слова.
  2. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, паронимия). Стилистически оправданное и неоправданное употребление синонимов, антонимов, паронимов.
  3. Многозначность и омонимия. Разновидности омонимов, их функционирование в речи.
  4. Лексическая сочетаемость. Причины ограничения соединения слов. Контаминация.
  5. Речевая недостаточность.
  6. Речевая избыточность: тавтология и плеоназмы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных