ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стимульный материал и оборудование.Раздел 1. Исследование лабильности мыслительных процессов
Практическая работа № 1
Тема: Исследование ригидности мыслительных процессов (влияние прошлого опыта на способ решения задач). Цель работы: знакомство с проявлением познавательной ригидности мыслительных процессов, диагностика выраженности познавательной ригидности у испытуемого в рамках наличной выборки. Вводные замечания. Экспериментально-психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М. Вертгеймер полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей. В определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность. Методика: Эксперимент на основании методики А.С. Лачинса для выявления ригидности мыслительных процессов. Эксперимент состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя способами: предыдущим (в данном случае – нерациональным) и другим, более рациональным. Стимульный материал и оборудование. Два типа бланков с десятью арифметическими задачами на каждом. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. приложение 1). В 1 бланке даны задачи, сгруппированные по способу решения: № 1–5 и № 6–10. В бланке 2 такой группировки нет. Секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка. Ход работы. Эксперимент проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной экспериментальной – выдают бланк 1, второй, контрольной, бланк 2. Важнейшим условием проведения исследования является независимое решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Испытуемые должны решать задачи строго последовательно с 1-й по 10-ю. До начала эксперимента преподаватель сообщает испытуемым следующую инструкцию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|