ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическая работа № 3. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления
Тема: Изучение особенностей наглядно-действенного мышления Цель работы: Изучение особенностей наглядно-образного мышления у взрослого человека на примере решения задач сложения фигур из спичек. Вводные замечания. Наглядно-действенное мышление относится к допонятийному, наиболее раннему в онтогенезе виду мышления. Еще Ф.Энгельс говорил, что мысль, прежде всего, выражается в действии, в различных конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Наглядно-действенное мышление обладает всеми признаками мышления: оно целенаправленно, планируемо, обладает собственной структурой действий, обусловлено разного рода мотивами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2-3 лет. У взрослого человека он сохраняет свое значение, но находится под мощным влиянием понятийного вида мышления, гораздо более абстрактного и знакового. Методика: «Сложение фигур из спичек». Стимульный материал и оборудование. Спички и секундомер. Ход работы. Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Испытуемый решает предложенные ему задачи (приложение 3). Экспериментатор фиксирует правильность решения, время решения каждой задачи (для сокращения потерь можно ограничить его 3 минутами на задачу), количество использованных ходов, включая и неправильные (Таблица 5). Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию. Кроме этого экспериментатор записывает свои наблюдения за ходом решения: характер действий испытуемого, его высказывания. Далее испытуемый и экспериментатор меняются ролями. Протокол. Ф.И.О. испытуемого _______________________________________ Возраст __________________________________________________ Дата и время исследования ________________________________________________ Экспериментатор _________________________________________________
Таблица 5 Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек
Анализ результатов и выводы: Проанализировать особенности наглядно-действенного мышления у взрослого на примере испытуемого. Контрольные вопросы:
Экспериментальный материал методики «Сложение фигур из спичек» Вариант 1 1. Переложите 3 спички так, чтобы получить ровно 3 квадрата:
2. Перед вами равенство7+4-4 = 0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтобы оно стало верным
3. Разместите 8 спичек таким образом, чтобы образовалось ровно 2 квадрата и 4 треугольника 4. Уберите 6 спичек, не перекладывая остальных, чтобы осталось всего 3 квадрата 5. Нужно так переложить 6 спичек с одного места на другое, чтобы образовалась фигура, составленная из 6 одинаковых четырехугольников.
Вариант 2 1. извлеките 8 спичек, не трогая других, чтобы оставшиеся спички составили 4 одинаковых квадрата
2. Переложив всего одну спичку, добейтесь, чтобы равенство стало верным 3. Из 12 спичек нужно составить фигуру, в которой было бы три одинаковых четырехугольника и два одинаковых треугольника. Как это сделать? 4. Уберите 8 спичек, не трогая остальных, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата 5. Передвиньте 5 спичек так, чтобы уравновесить весы.
Варианты ответов к задачам методики «Сложение фигур из спичек» Вариант 1. 1. 2. 3. 4. 5. Вариант 2 2. 3.
4. 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|