Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стимульный материал и оборудование. Бланк с указанием понятий (см




Бланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пиктограмма»).

Ручка или карандаш.

Ход работы.

Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде рисунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым выполнять задание на бланке (таблица 6).

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают пиктограммы.

Инструкция испытуемым:

«Вам предложен список понятий, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово. Нельзя писать ни слов, ни букв».

Протокол.

Ф.И.О. испытуемого _______________________________________

Возраст __________________________________________________

Дата и время исследования ________________________________________________

Эксперт _________________________________________________

Таблица 6

Бланк для методики «Пиктограмма»

Понятие Пиктограмма адекватность (+ или -) воспроизведение (+ или -) конкретность-абстрактность образа в баллах (от1 до 3) стандартность-оригинальность образа в баллах (от 1 до 3)
1. Веселый праздник          
2. Развитие          
3. Тяжелая работа          
4. Зимний день          
5. Разлука          
6. Внимание          
7. Болезнь          
8. Счастье          
9. Обман          
10. Бедность          
11. Энергия          
12. Тьма          
Всего          

После зарисовки пиктограмм эксперты проводят интервью со своим испытуемым о связи рисунка с запоминаемым понятием, выявленные связи и пояснения испытуемых записываются после таблицы.

Обработка результатов:

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Критерии оценивания:

1. Самый важный критерий — «адекватность». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи — знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше.

2. Спустя некоторое время после выполнения задания — обычно через 15-20 мин — эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий — «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

4. Четвертый критерий – «стандартность-оригинальность» пиктограмм — также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Анализ результатов и выводы:

Проанализировать особенности наглядно-образного мышления у испытуемого.

Контрольные вопросы:

  1. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?
  2. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».
  3. Приведите примеры использования рисуночного письма (пиктограммы) в реальной жизни.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных