Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






32 страница. Общее представление о космизме, о его проблематике и языке, средствах и методах, категориях и понятиях




Общее представление о космизме, о его проблематике и языке, средствах и методах, категориях и понятиях, тенденциях и противоречиях можно получить из философских взглядов Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, Фомы Аквинского, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других философов.

Но космизм развивается не только в философии. Возникнув в лоне мифологии, он затем последовательно воплощался во всех сферах культуры. Элементы космизма есть во многих вероучениях, философских системах, произведениях искусства и литературы, научных теориях. Однако в наиболее систематизированном и обобщённом виде космизм сформирован в двух основных ветвях русской философии.

Первая ветвь - религиозная философия человека представляет собой своеобразный персоноцентризм, антропоцентризм, который выражает устремлённость человека к высшей цели и идеалу - Иисусу Христу. Именно в жизни и учении Иисуса Христа человечество может гармонично соединиться со своим творцом и началом.

Другая, диаметрально противоположная ветвь сложилась под влиянием нового естествознания. Здесь проблемы единства человека и мира, космической природы человека и вселенских масштабов человеческой деятельности наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории нашей планеты и Вселенной в целом.

Верное сочетание разных аспектов русского космизма имеет важное значение для осмысления его сущности и содержания.

Обращаясь к духовному наследию Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и других замечательных мыслителей, исследователи космизма рассматривают его в качестве важнейшего направления отечественной философской мысли.

Возвращение без купюр идей выдающихся философов и учёных конца Х1 Х начала ХХ веков, которые по идеологическим соображениям либо умалчивались, либо искажались, имеет непреходящее значение для их дальнейшей творческой разработки.

Значительный вклад в выявление смысла и содержания русского космизма, в развитие его перспективных идей внесли своими книгами и статьями Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, С.Г. Семёнова, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, М.Е. Мишкина,

Э.В. Гирусов, Г.П. Аксёнов, Н.К. Гаврюшин, А.П. Огурцов, В.В. Казютинский,

А.Ф. Лосев, Ю.Г. Савин, А.Л. Доброхотов и др. Большинство названных авторов указывает на то, что сущностной чертой русского космизма является поиск путей взаимосвязи человека и Космоса. Такой взгляд на смысл русского космизма не вызывает сомнений.

Действительно, у русских мыслителей конца Х1 Х начала ХХ веков, как и у их далёких предшественников - древних греков, чётко просматривается стремление осознать себя и мир со стороны их изначального тождества.

Убеждённость космистов в наличии смысловой установленности вселенского целого наиболее ярко выражается в идее глобального эволюционного процесса, а мысль об определённой космической миссии человека в обосновании необходимости нового созидательного этапа развития мира, когда человечество, опираясь на опыт исторического сознания сможет разумно участвовать в созидании самого себя, то есть совместно со Вселенной развивать самые существенные качества - жизнь и разум в направлении их сближения пока жизнь не станет разумной, а разум - жизнеспособным, вечным.

Выделенные здесь положения являются отправной точкой развития ноокос- мологии - междисциплинарного комплексного направления исследования проблем ноосферы, космизма и законов духовного мира.

Возникновение ноокосмологии вызвано необходимостью широкого взгляда на окружающий мир, неизбежностью коренных изменений в системе жизнедеятельности человека.

В связи с катастрофически быстрым, аномальным развитием науки разработка конструктивной научной парадигмы предполагает формирование специфической духовной среды. Она призвана оберегать мир и человека от разрушения, которое может наступить при неразумной реализации экстраординарных открытий в области энергоинформационных взаимодействий.

Глобальная научная революция формирует универсальную научную картину мира, границы которой выходят за рамки субъект-объектных отношений. Познание с позиций «здесь субъект, там - предмет исследований» не даёт возможности понять, кто мы есть и где находимся, что такое жизнь и разум.

А ведь именно эти вопросы сегодня становятся главным предметом научных исследований.

Синтезируя в себе совокупный опыт человечества, прежде всего достижения русского космизма, ноокосмология по крупицам собирает всё ценное о человеке и окружающей его информационной среде, создавая тем самым необходимые предпосылки для осмысления феноменов жизни и разума.

Как и русский космизм, ноокосмология не ограничивается рамками одной лишь науки. Она обращает своё внимание на плодотворные идеи всех сфер духовной культуры человечества, в том числе полученные в трансперсональном опыте людей.

Всё это говорит о том, что ноокосмология, опираясь на идеи и представления русского космизма, все свои проблемы черпает из экстраординарных открытий в естественных науках второй половины ХХ века и стремится решать их с единственной целью - помочь человеку самосовершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, соответствующие новому витку развития человеческой цивилизации.

Ноокосмология располагает богатым фактическим материалом для разработки теории информационных взаимодействий и весьма эффективными методиками развития экстраординарных способностей людей, подготовки специалистов, способных получать в мозг информацию научного, лечебного, политического, общегуманитарного и иного содержания.

В данной работе автор ставит перед собой задачу обобщить имеющиеся среди космистов различные точки зрения по проблеме взаимосвязи космоса и человека и более конкретно раскрыть смысл и содержание русского космизма. Причём, в отличие от большинства опубликованных работ, упор сделан на наиболее приоритетных идеях, то есть тех мыслях и представлениях русских философов и учёных, которые активно разрабатываются в ноокосмологии. Отсюда следует признание космизма не только как учения о единстве мира и человека, но и как апробированной многовековым опытом человечества лучшей школы развития трансперсональных способностей людей, с помощью которых отдельным мыслителям удалось заглянуть в такие тайны мироздания, которые лишь сегодня начинают осознаваться в авангардных областях науки.

Данная работа - это первая попытка рассматривать русских космистов в качестве предтечи В.А. Аношко, А.И. Вейника, Ю.Г. Савина, А.К. Савченко, М.Е. Мишкиной, И.Б. Петрова, В.В. Щенникова, О.Д. Куракиной, Л.В. Лескова и других представителей ноокосмологии. Эти наши современники сумели расширить спектр представлений о космизме как главенствующего учения о природе и обществе, их творческая мысль достойно развила представления и идеи своих великих предшественников и служит ярким ориентиром в формировании современной картины миропонимания.

1.2. Космизм как особая мировоззренческая направленность различных сфер культуры.

Характерной чертой каждого культурного человека является определённое представление о его взаимосвязи с Космосом. Оно жизненно необходимо для нормального функционирования различных областей общественного организма, включая экономику, политику, управление, культуру, образование. Знания о единстве человека и Вселенной всё шире используются в естествознании, обще- ствознании, науках о мышлении и науках о технике. Логика развития познания подвела нас к понятию космизма. И хотя объём и содержание этого термина является весьма расплывчатым, он довольно точно воспроизводит ведущий вектор современной универсальной картины мира. Начиная со школы, лицея, гимназии, колледжа люди пытаются понять: Как устроен мир? Что лежит в его основе? Почему в мироздании есть место человеку? Является ли разумное существо проявлением мировой души или оно есть продукт развития косной материи?

В философской научной литературе, в университетских аудиториях и средствах массовой информации обсуждаются вопросы смысла жизни и предназначения человека, его возможностей и резервов, перспектив развития и взаимосвязи с разумом внеземных цивилизаций.

Ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия в готовом виде не содержится ни в религии, ни в философии, ни в науке о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом, ни в науке о строении и законах движения микрочастиц, рождающихся из физического вакуума, ни в науке о психических процессах, протекаемых во внутреннем мире человека.

Осознание единства мира и человека предполагает живую, напряжённую, драматическую работу души, итогом которой является определённая система знаний о человеческом измерении Космоса и вселенских масштабах человека.

В настоящее время она представляет собой сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания, которое в значительной мере определяет направление деятельности и отношение к природе и к общественной жизни отдельного человека, социальной группы и общества в целом.

В самых разных сферах духовной культуры - в мифологии и религии, в философии и науке, в искусстве и литературе, в моральных и эстетических воззрениях человек имеет возможность осознавать себя целостностью особого рода, сопоставимым с самой Вселенной бытиём. В культуре человечества есть всё необходимое для того, чтобы, направляя сознание во вне, формируя ту или иную картину мира, человек познавал самого себя, свою сущность, место и предназначение в Космосе и, сосредоточившись на этом, создавая адекватное представление о себе, возвращался к истокам, обнаруживал в глубине своей психики головокружительные вселенские масштабы.

По-видимому, человеческой душе изначально присуще свойство «замыкать» на себя внешний мир, На самой ранней стадии общественного развития оно выражалось в неопределённом ощущении, сопереживании её слитности с мировым началом, генетического родства с разумом Мироздания. По мере развития культуры оно постепенно превращалось в главный факт самосознания, который в концентрированном виде выражен в идее единства мира и человека. Вокруг этой идеи наслаивались знания, убеждения, верования, стремления, настроения, ценности, нормы, идеалы, надежды и т.д., образуя, таким образом, специфическое, интегральное умонастроение, которое в ХХ веке получило название космизма.

Космизм раскрывает целостность человека и мира с разных сторон. С познавательной стороны она представлена в обыденных, теоретических, научных, философских и т.д. знаниях, которые обобщают и систематизируют достижения индивидуального и общественного познания в ту или иную эпоху. Например, интеллектуальное поле античной картины мира выражалось в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. В высшем своём напряжении человеческий дух дошёл до понимания того, что он есть мера всех вещей и что внешнее не может быть исчерпывающим образом познано без осмысления внутреннего. Отсюда вытекает настойчивое требование Сократа: «Познай самого себя».

С эмоционально-психологической стороны достигнутые сознанием горизонты уходящего в бесконечность единства мира и человека выражаются в соответствующих настроениях, чувствах, эмоциях и т.д. Знания о вселенских масштабах человека, о сопоставимости его с Космосом не могут быть нейтральными, бесстрастными. Ведь их первоначальное появление вызвано не столько хладнокровной работой интеллекта, сколько напряжённой, трепетной деятельностью глубинных сфер человеческого духа. Осознавая своё величие и масштабы, он испытывает удивление, благоговение, восхищение, радость, счастье, удовлетворение. Целый спектр светлых эмоций космизма создаёт необходимые предпосылки для развития сущностных сил человека

В их лучах человеческие цели, идеалы, убеждения, верования, действия и иные ценностно-нормативные элементы мировоззрения приобретают свой испытанный смысл. Представления о добре и зле, счастье и несчастье, предназначении человека и смысле жизни, рождении и смерти увязываются космизмом в тугой узел с судьбой планеты и мира в целом.

По мере ускорения социального и научно-технического прогресса космизм становится всё более обоснованной и плодотворной научной концепцией. В ней человек предстаёт как продукт глобальной космической эволюции, как существо, жизнь и разум которого обусловлены структурной организацией мироздания. Парадоксальные, обескураживающие открытия в различных областях науки указывают на то, что Вселенная ориентирована в своём устройстве на человека. Значит, жизнь и разум человека выражают самую глубокую, сакральную сущность мироздания. Через человека пролегает основная линия мирового творческого процесса. Своим разумом и жизнью люди сопричастны к созидательной деятельности природы.

В настоящее время это выражается в перспективных социально-космических и планетарно-гуманистических целях, которые ориентируют жизненную стратегию человечества на охрану Земли, небесного и космического пространства, создание необходимых условий раскрепощения вселенских энергий и сил уникального разумного существа - человека. Появление прорывных космических технологий, связанных с энергоинформатикой, резонансным взаимодействием, индивидуальным и комбинаторно-полевым проявлением мышления знаменует выход человечества за рамки технократической цивилизации, низводящей человека до явления технологических циклов и элемента социальных систем. Бурное развитие космизма в ХХ веке свидетельствует о становлении новой гуманистической культуры, возводящей личность в ранг вселенского существа.

Сегодня, как никогда ранее, человек сосредоточенно вглядывается в своё сознание и не без радостного изумления и даже восхищения обнаруживает свою принадлежность к Космосу не только телом, но и душой. Исследования в области биологии, психологии, синергетики, информатики и т.д. заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания. Всё большее число учёных склоняется к мысли о том, что, наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект начинает постигать мир в таких его срезах, которые были описаны в умозрительных учениях Платона, Аристотеля, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других мыслителей.

Поиск фундаментальных связей человека и Вселенной всегда осуществлялся на генеральном направлении развития философии - на пути объяснения природы сознания, сущности духа.

История философии свидетельствует о том, что уровень понимания тождества человека и мира находится в строгом соответствии со взглядами на сознание. Если сознание мыслится как свойство высокоорганизованной материи, как идеальное отражение, характерное лишь для общественно развитого человека, то единство человека и Вселенной признаётся преимущественно с внешней вещественно-энергетической, телесной стороны. При таком подходе в природе есть лишь предпосылки возникновения сознания, но никак не феномен, подобный человеческому духу. Если же дух, сознание человека, рассматривается как проявление и выражение мировой духовной субстанции, то человек теряет свою локальность, ограниченность определёнными пространственно-временными рамками. Он осознаётся не элементом, не частью бесконечного мира, а его аспектом, неотъемлемым, необходимым атрибутом бытия.

Космизм не следует смешивать с философией, религией, наукой и другими формами общественного сознания. Но в той или иной форме он присутствует в любой мировоззренческой схеме. Любая совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о возникновении человека и его положении в мире и т.д. может быть отнесена к космизму, если она решается под углом зрения единства человека и Вселенной. Поэтому можно сказать, что космизм - это система общих мировоззренческих взглядов на единство человека и мира, осознание человеком своего вселенского бытия. Космизм - это определённая ориентация мировоззрения, его направленность на выяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе.

В наиболее полном виде космизм выражен в философии, где он выступает в форме самосознания, стремления теоретически описать и обосновать смысл жизни и разума. Один из самых выдающихся русских космистов В.И. Вернадский очень точно подметил: «Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни - своего существования и существования жизни. Я бы сказал, что это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить своё место не только на нашей планете, но и в Космосе» (2). В этом положении чётко выражена специфика космизма как формы универсального теоретического самопознания.

Космизм - это форма самосознания человека в таких его всеобщих измерениях, которые позволяют раскрывать плоть и дух человека за пределами их индивидуального и социального бытия.

При всей многоплановости и даже противоречивости космизма, при различии подходов к решению проблемы единства мира и человека, именно космизм даёт возможность осознать самые глубокие и сокровенные истоки человеческого бытия, понять его направленность и характер и сформулировать на этой основе адекватный космическим законам образ жизни. Космизм как целостное самосознание даёт мировоззренческую опору для решения таких важнейших философских проблем как активная творческая эволюция, космическая этика, Жизнь, смерть, бессмертие человека и т.д.

Каждый человек, каждое новое поколение людей в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Поэтому всякий раз космизм предстаёт перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как особенностями индивидуального трансперсонального опыта своих непосредственных творцов, так и прихотливым течением различных ветвей культуры. Время больших перемен, в которое нам доводится жить, накладывает свой неизгладимый отпечаток на социально-космические и планетарно-космические вопросы нашего бытия. Сегодня они не являются чем-то безразличным и внешним для живущих на Земле людей, они затрагивают самую суть их бытия. Таким образом, космизм как сложное мировоззренческое образование с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Проблема единства мира и человека ставится не отвлечённо. Её решение всегда сопряжено с уяснением места человека в этом мире. История свидетельствует, что на заре человеческой цивилизации объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных явлений и человека служили для формирования определённых социальных установок, для выработки соответствующего образа жизни. Постоянное обращение человека к смысложизненным проблемам, стремление познать окружающий мир позволило человеку открыть своё собственное сознание, свою психику. Именно с этого начинаются такие догадки, прозрения и интуиции, которые в конце Х1Х начала ХХ века составили основное содержание русского космизма.

1.3. Истоки мировой космической мысли.

Исторически первые элементы космизма возникли в мифологии - наиболее ранней форме культуры. На заре общественного развития люди посредством мифов (сказаний, преданий) пытались воспроизвести своё мироощущение, дать ответы на вопросы происхождения и устройства мироздания, своего возникновения, стремились раскрыть тайну рождения и смерти. В самом полном собрании древнегреческих мифов - в «Теогонии» Гесиода и в «Одиссее» Гомера в виде образного синкретического представления отображалось единство человека с природой. Следовательно, космизм здесь представлен не в форме знаний о жизни и разуме людей, а в виде их непосредственного чувственного переживания. Поэтому человек ещё не осознаёт себя автономной самобытной единицей бытия, а полностью растворяется в природе, сливается с ней как её неотделимая частица.

По мере развития человека чувство принадлежности к космическому бытию ослабевает и одновременно усиливается понимание своей исключительности, не схожести с окружающими вещами и существами. В наибольшей мере противоположность человека и природы достигает в вероучениях. Разделение мира на естественный и сверхъестественный означает, что человек природе, миру принадлежит лишь своим телом, душа человека является вечной и нетленной частицей божественного бытия. Через систему обрядовых действий, в основе которых лежит чувство любви, доброты, долга и восхищения люди стремились установить определённые отношения с первоисточником своей жизни и разума, укрепиться в высшем творческом начале мира. В вероучениях Вселенная, жизнь и разум считаются производными от Бога, образом и подобием которого является человек.

В религиозной форме космизма мироощущение человека вплотную подошло к пониманию смысла жизни и разума людей, но выражено оно было не с помощью знаний, а в особых самостоятельных психических актах, превышающих силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Вера в божественное происхождение и предопределение мира и человека стала ступенькой в становлении новой философской формы космизма. Наряду с духовно-практическим постижением жизни и разума начинается их теоретическое осмысление с помощью понятий и суждений. Философский космизм вынес на первый план интеллектуальные аспекты жизнедеятельности людей, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании единства мира и человека с позиций знания.

Произошло это две с половиной тысячи лет назад одновременно в нескольких точках Земли: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Здесь сложилась устойчивая, относительно самостоятельная форма философского космизма, тесно связанная с мифологией и религией данного региона. В её рамках было создано немало оригинальных учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в осознание человеком самого себя и своего места в мире. Переход от мифологического и религиозного мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на обретённое в интеллектуальном поиске знание, русский космист В.И.Вернадский назвал «взрывом творчества», а немецкий философ К.Ясперс охарактеризовал как осевое время всего человечества. Глубоко символично, что взрыв интеллектуальной энергии выразился в открытии человеком собственного разума и личности.

Ноокосмологии ещё предстоит ответить на вопрос, почему именно с самосознанием человека связаны такие догадки, интуиции и прозрения, к которым человечество обращается вновь и вновь по мере продвижения к тайнам мироздания.

Но уже в этой работе можно сказать, что жизнь и разум человека не чужды Вселенной. Поэтому логика познания с неизбежностью выводит сначала чувства в мифологии и религии, а затем и разум в философии и науке на те же глубинные корни плоти и духа, которые произрастают из фундаментальной жизнеразумной почвы Мироздания.

Для обоснования данного утверждения обратимся к пониманию взаимосвязи человека и космоса в древнеиндийских Ведах - сборниках гимнов в честь богов. Уже то, что весь конгломерат ведических текстов считается священным откровением, свидетельствует о смысловой взаимосвязи локализованного в определённой пространственно-временной точке человеческого разума с бесконечным и вечным резервуаром живого знания Вселенной. С помощью специальных методов совершающие интеллектуальные усилия ведические мудрецы «вышли» за тесные рамки земного существования и установили, что множественность объектов и предметов мироздания есть производное от идеальной единой субстанции, аналогом которой является человеческая душа.

В отличие от разлагающегося тела душа после смерти человека переселяется во вновь рождённую плоть. Эволюция души, судьба человека непосредственно зависят от успехов самосовершенствования, от стремления поддерживать равновесие между земным и незримым мирами.

Если эти положения индийских философских систем современная наука может ставить под сомнение, то вывод древнеиндийского космизма о том, что человек является прямым продолжением космогенеза, а сам космогенез в своей основе антропоморфичен, получил достаточно убедительное обоснование, стал своего рода эмпирическим обобщением.

В полной мере это относится и к ряду идей древнекитайского даосизма - учения о том, что некая смысловая реальность созидает мир вещей, придаёт им определённую структуру и организованность. Человек, как бытиё особого рода, может взаимодействовать с Дао, входить в Дао-поток и таким образом получать знания, недоступные внешнему наблюдателю. Несмотря на то, что общая установка даосизма носит откровенно мистический характер, она всё больше привлекает внимание исследователей трансперсонального опыта, прежде всего таких экстраординарных способностей людей, которые связаны с интуицией, откровением, вдохновением, пророчеством, предвидением и иными формами творчества.

Сегодня всё более очевидным становится факт колоссального воздействия обладающих трансперсональным опытом личностей на судьбы отдельных стран и целых регионов. Науке ещё предстоит разобраться, почему в мистических учениях древности заключены истины, ставшие методологическим ориентиром познания на целые тысячелетия. Одни из них направлены на раскрытие взаимосвязей человека с миром естественных вещей и процессов. Другие - на постижение отношений людей между собой.

В отличие от древнеиндийского космизма в китайской философии последний аспект стал приоритетным. В наиболее полном виде взаимосвязь человека с социальным космосом, правила, ритуалы и этикет поведения представлены в конфуцианстве, которое до сих пор играет огромную роль в идеологической сфере китайского общества. Примечательно, что сложившееся под влиянием конфуцианства представление о человеческом совершенстве предполагает, прежде всего, «гуманность», которая трактуется в духе морального императива «то, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Конфуций первым увязал нормы непреходящей ценности, вроде смелости, честности, доброты, порядочности с принципом уважения и строгого разделения социальных ролей: каждый на своём месте должен безропотно следовать сложившимся в обществе правилам, ритуалам и этикету.

Если этическая концепция конфуцианства ориентировала человека на поддержание гармонии с социумом, путём соблюдения сложившихся в информационном пространстве общества нормативов, то даосский идеал гармонизации предполагал выход на информационную среду Космоса. В трактате «Чжуанцзы» отмечено, что Конфуций осознавал, что он «странствует в человеческом», в то время как даосы «странствуют за пределами человеческого». Два ствола информации, замкнутых на человека, позволяют ему ощущать себя с одной стороны клеточкой социального организма, а с другой - микрокосмом, сущностно и структурно тождественным космическому универсуму.

Два основных направления Древневосточного космизма в полной мере проявились и в античной форме космизма - космоцентризме древних греков. Он возник и развивался в тесной связи с зачатками конкретных знаний о Вселенной. Стремление понять сущность природы, мира в целом привело древнегреческих мудрецов к вопросу: из чего всё произошло? У Пифагора в качестве сущностной основы мира рассматриваются числа, которые делают возможной небесную гармонию, порядок - Космос. Причём числа рассматриваются в качестве законов не только Вселенной, но и общества и индивида. Причастность человеческого духа этим законам позволяет ему переживать гармонию мира, обустраивать свою жизнь в обществе, насладиться красотой природы и собственных изделий, восходить через математические абстракции и музыку к открытию высшего космического порядка. Следует заметить, что Пифагор наряду с интеллектом особую роль в постижении идеального, абстрактного мира чисел отводит чувствам (музыке).

На роль чувств, художественного творчества в целом в переживании глубинных, незримых основ бытия указывал и выдающийся русский космист

В.С.Соловьёв. Он, в частности, писал: «Все сколько-нибудь знакомые с процес- сом художественного творчества знают, что художественные идеи и образы не суть сложные продукты наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору разом в своей внутренней целостности (художник видит их, как это прямо утверждали про себя Гёте и Гофман) и дальнейшая художественная работа сводится только к их развитию и воплощению в материальных подробностях. Если таким образом предметом художества не может быть ни частное явление, воспринимаемое во внешнем опыте, ни общее понятие, производимое рассудочной рефлексией, то этим может быть только сущая идея, открывающаяся умственному созерцанию» (3).

По-видимому, переживание, знание мира как целостного бытия, дано только во внутреннем опыте, непосредственно через душу. Именно душа является тем «трансформатором», посредством которого слабые и сверхслабые информационные токи незримых каналов духовного мира, усиливаясь, выходят на поверхность сознания в виде образно-метафорических представлений, непередаваемых с помощью слова психических актов веры, умозрительных понятий и рассуждений философии, а также интуитивных догадок науки. Чем мощнее духовно-интеллектуальное усилие, тем сильнее душа притягивает к себе сущие идеи бытия, тем ярче ощущает человек себя частицей необозримого разумного Космоса, трансформатором и проводником информации, лежащей в основе жизни и разума. Человек в состоянии творческого вдохновения выступает как бы усилителем и шлифовщиком приходящих из глубин информационного мира слабых и неогранённых идей и образов.

Сегодня есть все основания серьёзно и с доверием относиться к центральному положению античного космизма, утверждающему бытиё мира и человека в качестве бестелесной идеи. Современная наука говорит о том, что «человечество стоит на пороге открытия нового мира, на пороге открытия новой научной парадигмы мира, где объективным началом и основанием становится не вещество или энергия, а информация (4). Приятно осознавать факт признания того, что уже давно открыто в античном космизме. Это открытие в форме афоризма древнегреческий философ Парменид выразил следующим образом: «Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытиё - это одно и то же. Речь идёт об осмысленном бытии, ибо бытиё, лишённое смысла, есть уже небытиё. Причём это относится не только к бытию человека, но и к бытию космоса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных