Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






33 страница. Смысл космического бытия хорошо выразил древнегреческий мыслитель Гераклит Эфесский в понятии «логос»




Смысл космического бытия хорошо выразил древнегреческий мыслитель Гераклит Эфесский в понятии «логос». В дословном переводе с греческого языка термин «логос» означает слово, но одновременно Логос означает закон, разум.

В главном произведении Гераклита «О природе» понятие «Логос» чаще всего употребляется в последнем значении. Логос есть всеобщий закон Мироздания. Он упорядочивает, организует первичную субстанцию - огонь, превращает его в воплощённую в конкретных объектах логическую структуру Мира. Действительно, без Логоса или в современной интерпретации этого термина информационного обеспечения, без разумного смысла организация и структурное построение мира выглядит сверхчудом. Следовательно, абсурд не в том, что Разум существует не только в человеке, но и во Вселенной, а в том, что Мир может существовать без Разума.

Античные мудрецы поняли ту загадку бытия, которая лишь с началом информационной эпохи стала доступной нашим учёным. Сущность чувственного мира, данного нам в опыте, составляют бестелесные сверхчувственные идеи. Именно мир идей - бытиё определяет, согласно Платону, мир вещей, мир «становления»: непрерывного возникновения и исчезновения структур. Чтобы понять бытиё, Платон рекомендует: «...и отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия» (5). Иначе говоря, человек должен сконцентрировать всё своё внимание на той субстанции, которая лежит в основе всех вещей и процессов, т.е. понять планы, «проекты», «замыслы» структур Мироздания. Именно этим путём шли Пифагор, Парфемид, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и другие философы. Для них проблема взаимосвязи Космоса и человека - это, прежде всего, проблема мышления. И мышления не только человеческого, но и сверхчеловеческого.

Мир идей Платона есть предпосылка мышления в человеческой и иных личностных формах сознания. Именно личностные формы разума творят мир по законам гармонии и красоты и взаимодействуют между собой в ходе глобального эволюционного процесса. Следовательно, единство человека и Вселенной состоит не в том, что человек принадлежит Космосу телом, а в том, что бытиё мира и бытиё человека имеют одни и те же корни - мировую идею, душу.

Весьма ярко и оригинально эта мысль выражена в одном из диалогов Платона «Тимей» следующим образом.

По идеальному, совершенному, благостному образу Бог-Демиург создаёт прекрасную, гармоничную и живую Вселенную, наделённую космической душой. Из вселенской души Он создаёт душу человека и вкладывает её в тело, сотворённое богами второго порядка. Затем Творец возвещает законы рока: после первого, равного для всех душ человека рождения, каждое последующее воплощение в тело зависит от степени благости и справедливости предыдущей. И так будет до тех пор, пока душа не преодолеет многообразные соблазны и не придёт к идее лучшего состояния.

Здесь чётко просматривается зависимость судьбы человека от его воли и разума. Утверждая это, космизм Платона ориентирует человека на самосовершенствование в соответствии с идеальными нравственными началами, установленными Творцом для вселенской, а, следовательно, и человеческой души.

На это положение космизма обращает внимание уникальный русский мудрец, сподвижник космистов А.Ф. Лосев. Он отмечает: «Человек и космос, происшедшие из бездны единого, ответственны сами за себя и только за самих себя могут надеяться» (6).

Да, космизм в любом его виде формирует активную жизненную позицию. Он в большей мере, чем любое другое учение подчёркивает ответственность человека не только перед самим собой, но и перед Вселенной, с душой которой он связан генетически. Более того, за результаты своей жизнедеятельности человек ответственен и перед Богом.

С этой точки зрения космизм не является наукой о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом, Этим занимаются учёные других научных направлений. Космизм есть интуитивное постижение мира с помощью души. В душе человека есть та сокровенная дверь, через которую разум может подняться к вселенской душе и через неё выйти к Творцу. Эта дверь открывается посредством духовно-нравственных усилий, которые являются основой трансперсонального опыта людей.

Анализ творчества античных космистов указывает на то, что они в той или иной мере обладали трансперсональным опытом, и с помощью своих экстраординарных способностей дали тот срез человеко-вселенского бытия, который сегодня представляет значительный интерес для ноокосмологии.

1.4. Духовно-интеллектуальный потенциал космизма.

Воспроизводя единство человека и мира, космизм всегда ориентирует мысль на самоё себя, указывая тем самым ту сторону мироздания, в которой заключена вся его тайна. По-видимому, это является характерной чертой космизма не только в его философской форме, но и в иных проявлениях культуры. Так, в трагедии Софокла «Антигона», поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад, хор поёт: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». Спросим себя, почему Софокл, сравнивая свойства окружающего мира с человеком, отдаёт предпочтение последнему? Не потому ли, что в нём в идеальном виде отображается бесконечность космических явлений?

Всё их многообразие замыкается в едином, целостном духе так, как будто он и есть смысл вселенского бытия. А, может быть, жизнь и разум человека, его дух и в самом деле отображают сущность Мироздания?

В силу сложности данного вопроса наука пока не дала на него исчерпывающего ответа. Но поиск истины осуществляется в соответствии с основополагающей идеей космизма - принципом взаимосвязи человека и космоса. Этот принцип является исходным в ряде важных и серьёзных концепций как в философии, так и в естествознании. Опираясь на него, многие учёные и мыслители высказали немало интересных предположений о месте и роли жизни и разума в Мироздании. Академик В.И.Вернадский, например, считая жизнь космическим явлением, необходимым следствием мировой эволюции, положил начало естественнонаучного осознания космогонического значения разумной жизнедеятельности человека на Земле. А французский мыслитель П.Тейяр де Шарден сформулировал концепцию, согласно которой природа, породив жизнь на земле, сделала решающий шаг в направлении человека.

Сегодня мало кто сомневается в справедливости его вывода о том, что эволюция в неорганической, а вслед за тем и в органической природе обнаруживает своеобразный закон рекуррентности: мир движется в сторону усложнения, которое сопровождается появлением и всё большей значимостью психического, социального (7).

Уровень развития современной науки позволяет утверждать: предположение космистов относительно фундаментальных оснований жизни и разума, носителем которых выступает человек, весьма серьёзны.

Новейшие достижения физики, космологии, теоретической биологии, синергетики, информатики свидетельствуют в пользу нерасторжимого генетического единства человека и Вселенной. Из расчётов, проведенных рядом учёных, следует, что антропогенез состоялся потому, что в основаниях материи есть для этого всё необходимое. Материя изначальна «беременна» человеком. Для науки важно установить, как из потенциальных антропогенных качеств Мироздания возникло актуальное живое, разумное существо.

Современное информационное и приборное обеспечение, новые экспериментальные данные позволяют сегодня эффективно работать не только над актуальными проблемами антропогенеза, но и над всей совокупностью идей, составляющих содержание космизма. На горизонте научного познания брезжит мир идей Платона. В последние годы философы, астрономы, физики, космологи, синергетики всё чаще указывают на наличие энергоинформационных взаимодействий в природе. По этому поводу в духе космизма выдвигается немало интересных идей. Заслуживает внимания, в частности, гипотеза энергоинформационного поля нашей планеты. Оно, по-видимому, служит своеобразным резервуаром личностных образов и знаний, которые не исчезают бесследно после смерти живых организмов, а продолжают своё существование в континуальной памяти Земли. Физической основой информационного бытия ушедших в тонкий мир индивидов, в том числе и человека, могут служить открытые недавно микролептонные частицы и создаваемые ими «тонкие» структуры материи.

Ноокосмология рассматривает информационное поле Земли в качестве необходимого звена в информационном пространстве Мироздания. Глобальная коррекция жизни и разума в процессе их развития несомненно связана с информационными структурами Космоса.

Космизм со своим богатым интеллектуальным багажом оказывается чрезвычайно плодотворным при изучении информационных процессов в обществе и природе. В рамках космизма формируется новая универсальная картина мира, системообразующим принципом которой становится идея смыслового единства человека и космоса. Разумное существо в новой модели Мироздания превращается из внешнего наблюдателя в самое себя сознающее бытиё мира.

Плодотворные идеи натурфилософии, метафизики, догадки науки, опыт психоэнергетики духовных и интеллектуально-мыслительных процессов имеют под собой реальную основу. Человек по своему значению превосходит ту модель, которая официально признана в ХХ веке. Утверждение новой модели человека позволит осуществлять космостроительную духовно-инженерную практику в соответствии с фундаментальными культурно-взвешенными идеями космизма. Речь, прежде всего, идёт о ноосфере в представлениях В.И. Вернадского, о космосфере по взглядам К.Э. Циолковского, концепции энергоинформационных резонансных взаимодействий Н.Ф. Фёдорова.

Величие человека, его истинные масштабы проясняются по мере познания глубинных структур бытия. Открытие физикой высоких энергий целого веера разнообразных элементарных частиц, рождающихся из вакуума, позволило явственно ощутить дыхание того единого, о котором с таким трепетом говорили древние греки. Сегодня единое, по-видимому, становится тем мировоззренческим ориентиром, в направлении которого движется вся совокупность наших знаний. По крайней мере, направленность к единому является очевидной для физики. И хотя она ещё не создала единой теории поля, объединяющей в одно целое известные сегодня виды взаимодействий, но уже ясно продемонстрировала, что на физический вакуум замыкается не только мир элементарных частиц, но и астрономическая Вселенная - Мегамир. Получается так, что чем глубже проникает человек в микромир, тем больше возможностей у него открывается для понимания крупномасштабной структуры Мироздания и наоборот.

Развитие наук о человеке обнаруживает ещё один интересный ракурс. Единство всех структур, этажей и уровней мироздания обеспечивается информацией, то есть тем атрибутом, той субстанцией, которая в человеке находит развитие в виде психики и сознания. Мир звёзд и мир элементарных частиц, вещество и поле, сингулярное состояние материи и физический вакуум увязываются энергоинформационным полем мироздания в единый эволюционирующийся процесс.

Основным результатом глобального эволюционного процесса является жизнь и разум. Единственным эмпирически установленным существом, в котором жизнь и разум соединены воедино, выступает человек. И то, что для обеспечения своей жизни и для развития своего разума человек создаёт специфическую информационную среду - общественное сознание, говорит о том, что единство народов мира обеспечивается не их бытиём, а их сознанием.

Противоречивость и разобщённость общества есть ни что иное, как проекция разлада в душе человека. В каждую эпоху люди являются не только результатом развития общества, но и его предпосылкой. Своим мышлением каждый индивид напрямую включён в общественное сознание определённых социальных групп и человечества в целом. Он не только получает необходимые ему сведения из информационного резервуара человечества, но и вносит в него те или иные изменения. В качестве социально значимых идей мысли людей могут существенно влиять на судьбы отдельных народов, социальных групп и государств.

Например, благодаря мыслительной деятельности учёных, экономистов, политиков, военных и т.д. наш, раздираемый противоречиями мир, стал во второй половине ХХ века до предела взаимозависимым. Успехи научно-технической революции, становление информационно-компъютерного базиса цивилизации, логика геополитического и экономического развития предполагает новый уровень взаимосвязей человека и общества, существенную коррекцию как в индивидуальном сознании, так и в общественном сознании отдельных стран и народов. Недавно подвергавшаяся осмеянию и даже остракизму космополитическая ментальность, ощущение себя гражданином мира сегодня превращается в органический элемент политической культуры.

Для нашей страны, где в последнее время наметились сдвиги к экономической и социальной стабильности, укреплению международного авторитета и степени позитивного влияния на международные процессы, Чрезвычайно важны мировоззренческие установки русского космизма, в которых отражены понятийные и чувственно-образные структуры планетарного мышления, соответствующие духовно-национальным, геополитическим и религиозно-идеологическим традициям России.

В национальном самосознании россиян есть своя жизненная логика: вопреки возводимому в ранг идеала индивидуализму оно двигается в направлении национально-государственной соборности и планетарного коллективизма. Налицо устремлённость к «дифференцированному единству», в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а совершенствуется. Правда происходит этот процесс очень непросто. Социально-политическая и экономическая ситуации часто заставляют человека отрешаться от общества, уходить от мира людей, становиться антиподом целого.

В преодолении препятствий на пути к планетарному сознанию роль русского космизма трудно переоценить. В своём духовном арсенале он имеет предельно обширную гуманистическую ориентацию разума. Речь идёт о формировании подхода, позволяющего взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия.

Важнейший компонент нового подхода выражается в оберегающей, охранительной направленности нашего мышления. Разум человека в русском космизме получает невиданно широкое поле для своей реализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни не только на Земле, но в масштабах вселенского бытия.

1.5. Содержание проблемы единства мира и человека.

В большинстве работ, посвященных русскому космизму, отмечается, что центральной, системообразующей идеей этого направления духовной культуры общества является идея единства, взаимосвязи человека и Космоса. Многие исследователи, зафиксировав эту мысль, не находят нужным разворачивать, раскрывать её содержание. Между тем, для непосвящённых в эту тему людей, каковыми является большинство читателей, единство мира и человека ассоциируется с его взаимосвязью с астрономической вселенной. Это далеко не полное, поверхностное представление о смысле космизма вообще и русского космизма в частности.

Космизм предполагает тотальное смысловое единство человеческого бытия с бытиём Мироздания, понимая при этом бытиё в качестве системообразующей идей, посредством которой разворачиваются, строятся, организуются, регулируются, управляются и развиваются материальные структуры от элементарных частиц до астрономических объектов, от клеток до общественных организмов.

С этих позиций единство человека и мира включает в своё содержание потенциальную и актуальную взаимосвязь человека, его плоти и души с различными структурами Мироздания, начиная от физического вакуума, мира элементарных частиц, макрообъектов, особенно организмов растительного и животного мира, и кончая удалёнными на необозримые расстояния экзотическими, по нашим представлениям, феноменами Вселенной. Сегодня уже не подлежит сомнению, что все элементы Мироздания представляют собой единое целое, выражением и воспроизведением которого является человек.

Космизм, как оригинальное течение общественной мысли разных народов, не ограничивается утверждением тотального единства человека с универсумом.

Важнейшим его сущностным аспектом является установление всеобщей взаимосвязи отдельного индивида с социумом, с историей отдельных народов и человечества в целом, с одной стороны, и с живущими рядом и на всей планете современниками - с другой стороны.

Не ограничиваясь прошлым и настоящим, космизм устремляет взаимосвязи человека с универсумом и социумом в необозримые дали будущего. Космизм есть ощущение своей связи с более обширным образованием, чем собственное Я. Космизм есть понимание совпадения своего Я с тем, что по своим пространственновременным параметрам значительно превосходит собственное Я. В одних случаях это связано с родом, племенем, народом, обществом, человечеством, в других - с окружающей природой и с фундаментальными структурами Мироздания, в-третьих, с историей человечества, в- четвёртых, с творческим началом всего сущего, в-пятых, с ощущением своего присутствия во всём одновременно и пониманием полноты собственного бытия, вмещающего в себя все события прошлого, настоящего и будущего.

Некоторое представление об ощущениях и понимании творцов космизма дают их собственные впечатления. По отдельным штрихам можно составить обобщённую характеристику космизма как учения об осознании и понимании человеком своего собственного бытия в истинных параметрах его существования.

Общий пафос космического самосознания очень удачно выразил В.И.Вер- надский в 1886 году в письме к своей жене: «Когда работаешь над каким-нибудь научным вопросом, в уме мелькают облики лиц, раньше над этим думавших, чувствуешь, точно какая-то неведомая, невидимая цепь сильно связывает тебя с фи- лософом-греком, средневековым монахом, арабским врачом или с одним из великих учёных последних трёх столетий. Над тем же вопросом они работали, думали, на каждом шагу видишь следы их работы, их мысли и только дальше продолжаешь их, а твоя мысль сливается с их мыслью и все вместе являются общей непрерывной работой к неясному, но всем понятному идеалу, куда мы все неуклонно сильно стремимся. И вот в этом вопросе мне кажется точно живу в тех далёких временах, точно моя мысль тесно сплетается с мыслью стародавних эпох и людей» (8).

Если В.И. Вернадский в этом отрывке обратил внимание на воодушевление, связанное с совпадением самосознания всех людей независимо от того, в какой эпохе они жили, то наш замечательный современник М. Мамардашвили очень точно и подробно описал тотальную «включённость» сознания отдельного индивида в информационном поле человечества. Внутренняя пульсация этого поля при достаточном напряжении индивидуального мышления захватывает и включает его в собственные смысловые связи, отображающие опыт сознания человечества. Акты сознания отдельного индивида происходят на фоне опыта сознания человечества. При всей, казалось бы, несоизмеримости индивидуального и общечеловеческого сознания они совпадают по своей глубинной сути. Если человек глубоко и серьёзно занимается познанием мира и самого себя, то он обязательно приходит к тем же идеям, к которым приходили до него и к которым независимо от него придут другие. Общая направленность и характер мышления всех поколений людей совпадают в опыте самосознания. Речь идёт «о каком-то отношении или соотнесённости в сознании всего мира, о какой-то связности его до любого содержания, до любой предметной кристаллизации и, следовательно, до предметных утверждений об объектах. Или, скажем так - эта связность первична по отношению к любым предметам в поле мысли, её возможным кристаллизациям. Последние оказываются предметными просто в силу, если угодно, определённого сгущения названного поля» (9). Для нас здесь важно признание того, что единство сознания выражает акты самосознания и они же предшествуют множественному предметному восприятию мира. Этим, по-видимому, объясняется диалектическое сочетание в сознании человека единства мира и человека с множественностью их предметных проявлений.

Если предметность сознания, следуя причинно-следственным связям вещей, разводит их в пространственно-временном отношении, то единство самосознания сводит их в одну идею собственного бытия. При этом акты мысли одного человека, осуществляемые в некой пространственно-временной точке, с неизбежностью включают в своё содержание элементы мысли другого индивида. В актах самосознания человека происходит, таким образом, объединение всех поколений людей, преемственность личностей в мыслях, бессмертие индивидуума в непрерывном поле значений и смыслов.

Космизм складывается на основе таких структур и состояний сознания, которые независимы от предметного языка и интерпретаций внешнего опыта. Представления о единстве бытия человека и Мироздания, ощущение взаимосвязи индивида с сознанием человечества опираются на внутренний опыт, на структуры самосознания. Это позволяет выстраивать картину мира, в основе которой лежат предположения, противоречащие не только здравому смыслу, но, порой, и научным теориям. Причём философские идеи и принципы, общие представления о мире выступают основанием научного знания. Они проявляются в каждом исследователе с такой закономерностью и последовательностью, что выдающийся французский философ Декарт вынужден был заметить, что наука должна быть построена одним человеком. Действительно, при всём многообразии предметного отображения мира субъектом в сознании, психике человека есть нечто такое, что заставляет признать справедливость высказывания одного из основателей теории вероятности французского математика, физика и философа Блеза Паскаля о том, что наше мышление есть один человек, мыслящий вечно и непрерывно.

Пространственно-временные характеристики внутреннего мира человека не имеют границу. Субъект в ходе жизнедеятельности сам определяет горизонты собственного сознания. Они могут быть ограничены рамками обыденного бытия, сосуществования с непосредственными современниками. Но при достаточных интеллектуальных усилиях происходит прорыв, сдвиг в прошлое или будущее. Мыслящий человек получает совершенно другое пространство и время: не хронологическую параллельную последовательность событий, а некую вертикаль или веер, створки которого теряют причинно-следственную зависимость. Это и позволяет нам соприсутствовать с Пифагором, Платоном, Бергсоном и др. И при совпадении отношения к миру и к себе воспринимать их идеи как свои собственные.

В своей основе сознание субъекта опирается на изначальное тождество бытия мира и человека и, двигаясь через тернии предметно-процессного множества мира, оно стремится объединить его в себе. Самобытность и оригинальное восхождение человеческого разума к единству предполагает строгий учёт всего, что было достигнуто. Новые поколения людей выстраивают своё единство с миром и устанавливают адекватные отношения между собой на плечах тех гигантов мысли, которые жили до них. Причём ни одна ценная мысль в сокровищнице информационного банка цивилизации не пропадает зря. В.И.Вернадский даже предполагал, что мысль и её выражение не пропадает, даже если никто не узнает о происходившем духовном творении (10).

В свете вышеизложенных рассуждений этот парадоксальный вывод нашего соотечественника не выглядит нелепым. По-видимому, мысль, независимо от того, стала ли она достоянием или нет, обретает свою собственную жизнь в информационном поле человечества.

Рано или поздно к этой мысли придут люди, работающие в одном направлении с её первоначальным автором.

Неудивительно, что блестящая плеяда русских мыслителей конца Х1Х начала ХХ века в своих размышлениях пришла к обобщениям, выводам и заключениям, аналогичным тем, которые были сделаны в античном мире. Не исключено, что наши выдающиеся соотечественники вызвали из небытия и те мысли своих далёких предшественников, которые, казалось бы, навечно утрачены в трагической цепи исторических событий.

Все направления русского космизма выражают преемственность мировой космической мысли во всём многообразии её проявлений.

Естественнонаучное направление в лице В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного и др. стремится к обоснованию единства мира и человека. В этом отношении оно представляет собой творческое обобщение и развитие мирового космизма, сложившегося в лоне науки.

Религиозно-философское направление, выраженное в трудах Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П. А. Флоренского и т.д. представляет собой попытку через акты веры показать взаимосвязь человека не только со Вселенной и с тем, что ей предшествовало, было её и человека Творцом.

Поэтически-художественное направление, круг представлений которого простирается от В.Ф. Одоевского и А.В. Сухово-Кобылина до Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого выражает духовно-нравственное единство человека с позиций прекрасного и доброго.

Эзотерическое направление русского космизма, наиболее видными сторонниками которого несомненно являются Е.П. Блаватская, Г.И. Гурджиев, Е.И. Рерих, П.Д. Успенский и др., обращено к иррациональной стороне человеческой психики, которая через мистический опыт даёт возможность постигнуть ту сторону единства мира и человека, которая не нашла отражения ни в одной из признанных форм человеческой культуры. Речь идёт о специальных методах, позволяющих путём изменённых состояний сознания получать мистический опыт и формировать таким образом учение мистического космизма.

1.6. Идея высшего творческого начала в русском религиозно-философском космизме.

Разрабатывая тему единства мира и человека, представители различных сфер культуры постоянно аппелируют к высшему началу бытия. Оно в той или иной форме воспроизводится во всех ветвях космизма. Разумеется, в религиознофилософском космизме процесс творения мира и человека отображается не так, как это происходит в естественнонаучном его виде.

Есть свои особенности и в художественно-поэтической и эзотерической ветвях космизма. Раскрывая один и тот же процесс возникновения мира и человека, они выражают его своеобразно, с помощью своих средств.

Поскольку идея высшего творческого начала является центральной в учении о единстве мира и человека, постольку есть настоятельная необходимость её освещения в данной работе. Анализируя духовное наследие представителей различных сфер культуры, автор убедился в том, что стремление к адекватному познанию жизни и разума рано или поздно приводит к фундаментальным основаниям бытия. Глубоко закономерно, что размышления на эту тему сложились в отдельное самостоятельное течение человеческой мысли. По своему характеру и природе идея разумного начала мироздания не позволяет космизму полностью без остатка раствориться в знаниях о развитии и строении космических тел. Выходя за рамки науки, идея первоначала мира не вмещается и в лоне вероучений, несмотря на то, что они позволяют ощутить его в глубине человеческой души. Но каким бы ни было это ощущение выразить с его помощью смысл того «Слова», которое было в начале всего, не удалось ни одному представителю художественно-поэтического космизма.

Стремление восполнить пробел, образованный в традиционных формах культуры, вылилось в попутку постижения высшего начала бытия посредством необычных духовно-психических явлений (называемых парапсихологическими, экстрасенсорными и т.п.) и изменённых состояний сознания (экстаза, одержимости, медитации и др.). Но иррациональный, мистический опыт есть принадлежность отдельного индивида и в силу своей принципиальной невыразимости не может стать достоянием многих. Видимо, поэтому эзотерические знания с недоверием воспринимаются большинством людей.

И всё же при всей сложности постижения центральной идеи учения о единстве мира и человека адекватное её отображение можно найти в различных формах общественного сознания. Но, пожалуй, наиболее интересные трактовки основания бытия сложились в религиозно-философской форме русского космизма. Его представители В.С. Соловьёв, П. А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Фёдоров и др. тщательно проанализировали и обобщили всё, что было сказано до них по этому вопросу и обозначили основные вехи становления и развития понимания человеком основ собственного бытия. Так, В.С.Соловьёв в своих произведениях показал, что идея разумного начала мира и человека отчётливо просматривается уже в платоновской и буддистской философиях, оперировавших понятием абсолюта - вечного, совершенного и неизменного творческого начала мира, которое самодостаточно, не зависит ни от чего другого, само по себе содержит всё сущее и творит его. Однако древние индусы и древние греки, признав идеальность реально сущего - абсолюта, остановились на его созерцании и умственном постижении, в то время как иудейские пророки увидели в абсолюте высшее живое разумное существо и обогатили духовную культуру человечества пониманием Бога как единого живого субъекта, деятельной личностью (11).

Соглашаясь с этим утверждением, следует всё же заметить, что в иудаизме Бог остаётся за пределами жизни и разума человека, держит его на расстоянии. Идея живого, разумного, сострадающего людям, милосердного Бога до логического завершения доводится в христианстве - одной из самых высоких форм религиозного самосознания. Христианский Бог существует не за пределами человеческого бытия, а в самом его сердце. В лице своего Сына - Иисуса Христа Он воплотился в тело человека, приблизился к нему не только духом, но и плотью для того, чтобы спасти мир от разрушения, а человечество от смерти.

Анализ религиозно-философских трудов В.С. Соловьёва даёт основание считать, что он всецело стоит на почве христианства. Вместе с тем, идея творче- ского начала мира разрабатывается им в широком духовном контексте платонизма, буддизма, библейских традиций, философских учений Я. Бема, Б. Спинозы, Ф. Шеллинга, мистических учений Баадера, Каббалы с учётом личного мистического опыта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных