Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Волшебное кружево сказки Терапевтическая метафора в работе с детьми 3 страница




- Проснитесь, Анна! - услышала она чей-то шепот и поняла, что Анна
- это она, хотя и звали ее по-другому.

- Я не сплю, - сказала девочка.

Перед ней сидел молодой человек лет двадцати, с сильно загоревшим
лицом, в темных массивных очках. На нем был голубой сюртук, и
девочка не понимала, как в таком блеклом мертвенном свете она
различает это волшебное сочетание голубого с загорелым.

Он наклонился и поцеловал ее в плечо.

- Это незабываемое мгновение, - тихо произнес он. - Ты гений... ты
вдохновенье...

- А кто ты? - спросила девочка, хотя и ощущала, что это он.

Она его узнала вмиг, чуть только он вошел.

- Что тебе в моем имени? - грустно сказал он и посмотрел в окно. -
Оно умрет и оставит лишь мертвый след, подобно узору надгробной
надписи на непонятном языке...

- Не говори так.

Он поправил очки:

- Сегодня была пятница...

- Я знаю. Ты в голубом...

- Время уходит. Твое время и мое. У нас нет общего времени.
Пройдут годы. Мечты постепенно развеются... И я забуду...

- А ты подожди меня, - сказала девочка и положила его холодную
руку себе на грудь. - Ты слышишь? Это я тебя догоняю...

Он встал и снова взглянул в окно. Но теперь уже с тревогой:

- Там таинственная сень. Она манит меня... Я думаю о ней
постоянно, брожу ли вдоль улиц шумных... Вы мне писали?

Он задал этот вопрос неожиданно сухо и повернулся спиной к окну.
Лицо его было бесстрастным, и девочке показалось, что сквозь
темные очки она видит его холодные зеленоватые глаза.

- Я? - растерянно сказала девочка.

- Не отпирайтесь! Не отпирайтесь, - сказал он. - Не приучайтесь
врать уже в таком возрасте.

- Я писала не вам, честное слово! Простите меня... Я просто хотела
немного позлить вас... Мне совсем не нравится долговязый...
Простите меня!..

- Мы не увидимся в синюю субботу, - четко проговорил он. -

В субботу у вас нет моих уроков... Прощайте.

Девочка выпрыгнула из постели и подбежала к окну, но он уже шагал
по другой стороне улицы, резко со свистом рассекая воздух тонким
прутиком направо и налево. Снова зазвучала ледяная челеста. И
вдруг девочка увидела, как от фонарного столба отделилась фигура в
черном, глухо запахнутом плаще и направилась ему наперерез.
Девочку вновь охватил безотчетный ужас.

- Он убьет тебя! - закричала она. - Убьет!

Когда мать вошла в комнату, девочка, тяжело дыша, улыбалась, стоя
у окна, и шептала: "Не успел, не успел!.. Я помешала ему..."

- Тебе опять что-то пригрезилось? - спросила мать.

- Не спится, - сказала девочка. - Здесь так душно...

Возвратившись из девочкиной комнаты, мать разбудила отца.

- А? - со сна спросил он. - В чем дело?

- Вчера она проснулась в два, а сегодня спала до четырех...

Завтра я дам ей две таблетки...

- Обязательно... - пробормотал отец.


В субботу учитель надел ("одел") синюю рубашку, повязал еще более
синий галстук и понял, что никуда не торопится, потому что через
субботу имел свободный день. Тем не менее около десяти утра он уже
вышел из метро и направился к школе. Дойдя до качелей, он
остановился, сел в лодочку и закурил. "Сейчас у них перемена, -
подумал он, - а всего - пять уроков..." Он вдруг понял, что ждет
конца уроков, и покраснел, как школьник. И подумал, что это уж
будет совсем превосходное зрелище: сидящий на качелях в свой
свободный день одинокий учитель возле школы, в которой он проводит
тридцать часов в неделю. А мимо будут идти дети и показывать на
него пальцем: что он тут делает?


Мимо прошла привлекательная девушка лет двадцати пяти.

- Извините! - крикнул учитель. - Вы не согласитесь побыть у меня
противовесом?

- Что? - Девушка обернулась, и учитель увидел ее лицо.

- Я хотел спросить, который час, - сказал учитель.

- Без двадцати одиннадцать, - ответила девушка.

"Не больно-то и хотелось", - подумал учитель и быстро пошел к
метро.

Он доехал до вокзала, сел в электричку и через полтора часа уже
проводил время средь юношей безумных и прелестных вакханок. Друзья
мои, прекрасен наш союз... Полнее стакан наливайте! В крови горит
огонь желанья. Не пой, красавица, при мне... но верь мне: дева на
скале прекрасней волн, небес и бури...Учитель не приехал, а
притащился домой далеко за полночь.

Раздраженный и усталый, он рухнул на постель и тут же уснул.


На втором уроке девочка получила двойку по математике, но
нисколько не расстроилась, а только пожала плечами и пошла к
своему месту.

- Ты понимаешь? - торжественно произнесла учительница. - Я
поставила тебе "два"!

- Понимаю, - сказала девочка и передала по ряду дневник.

По дороге домой она завернула на качели.

- Эй, староста! - крикнула девочка. - Побудь у меня противовесом!

Староста подошел к качелям и угрюмо полез в лодочку.

- Что случилось? - спросил он.

- А что случилось? - поинтересовалась девочка.

- Почему ты получила пару?

- Потому что мне ее поставили.

- Ты подводишь звено.

- О мама миа, - вздохнула девочка.

- Что?

- Ничего. Ты очень плохой противовес.

Девочка спрыгнула с качелей и не оборачиваясь пошла домой.

- Во вторник не исправишь - вызовем на совет отряда! - крикнул
вдогонку староста.

"Синяя суббота, - думала девочка, - фиолетовое воскресенье и
красный понедельник... Как это долго!.."


Вечером, рассеянно выслушав родительскую нотацию за полученную
двойку и нехотя приняв три таблетки, девочка ушла в свою
комнату.Не прошло и часа, как она прибрела к странному и
безлюдному месту на краю темного бора. Сидевшая в ветвях русалка
при виде девочки испуганно забила по дереву хвостом и соскользнула
в мутную зелень заросшего пруда. В глубине бора исчезала
единственная дорожка, на которой четко отпечатались чьи-то
огромные следы, и девочке стало жутко. В мертвой тишине лишь
иногда раздавался треск сломанной ветки. Это леший забирался все
дальше в чащу. Да позвякивала на ветру привязанная к основанию
большого зеленого дуба цепь. Девочка понимала, что это и есть
таинственная сень. Она прижалась спиной к зеленому дубу, обхватила
колени руками и стала ждать. Потом она услышала плеск и повернула
голову направо. Двое детей в школьной форме тащили из пруда сеть.
Сеть поддавалась с трудом, но дети все тащили и тащили ее, пока не
показался завернутый во все черное какой-то предмет. Дети
подтащили черный предмет к берегу, и вдруг глаза их расширились от
ужаса, и они бросились бежать. И девочка увидела, что предмет,
одетый во все черное, - мертвец. Девочка хотела закричать, но не
смогла. Страх сковал ее. А мертвец, лязгая зубами от холода,
выбрался на берег, стряхнул вцепившихся в него черных раков и
начал озираться, явно кого-то выискивая. Девочка сидела, не
шелохнувшись, боясь взглянуть в пустые глазницы мертвеца. Мчались
и вились тучи. В селе за рекою потух последний огонек. Оттуда в
таинственную сень вела одна дорога, по которой должен был идти он,
и вдруг девочка поняла кого ждет мертвец...На поля ложился туман,
когда она услышала знакомый свист рассекаемого прутиком воздуха.
Свист приближался. Мертвец вздрогнул и вытянул голову. Изо рта у
него закапала красного цвета слюна... И, преодолевая ужас,
сковавший все тело, девочка поднялась во весь рост, и мертвец
увидел ее. Он расставил руки и сделал шаг вперед. Девочка
попятилась и побежала, остановилась. Свист был уже совсем рядом.
Мертвец сделал еще шаг. Девочка еще попятилась и побежала на
непослушных тряпичных ногах подальше от таинственной сени. Она
боялась обернуться, но чувствовала, что мертвец гонится за ней.
Еще шаг, еще шаг, еще подальше, подальше бы... Холодная рука
вцепилась в ее плечо, мать сидела на кровати и тормошила девочку
за плечо. Девочка открыла глаза. Сердце колотилось, как бешеное.

- Ты стонала, - сказала мать, - и я тебя разбудила.

- Спасибо, мама, - ответила девочка, переводя дыхание, - это очень
важно.

- Но сегодня ты хоть не кричала.

- Не могла, - сказала девочка устало.

Мать посмотрела на часы. Часы показывали половину шестого.

"Значит, действует", - подумала мать и поцеловала девочку в лоб.


Учитель проснулся в воскресенье только часов около двенадцати.
Сначала принял таблетку от головной боли, потом - душ, потом
сварил кофе, потом вчерашний вечер стал для него ненужным,
утомительным и глупым. Он представил себе, что пока он вчера был
на даче, девочка пришла домой, пообедала, сделала уроки, погуляла,
поужинала, почистила зубы и легла спать в половине десятого. И чем
больше учитель думал о девочке, тем легче ему становилось, тем
лучше и как-то очищеннее он себя ощущал. В конце концов он
внезапно поднялся, натянул на себя фиолетовую рубаху и, махнув на
все рукой, направился к кинотеатру "Уран". В двадцать минут
третьего он уже стоял в очереди на ближайший сеанс. Он стоял и
старался не смотреть на взрослых и детей, заполнявших билетный
зал. Когда до окошечка оставалось двое, его тихонько тронули за
локоть. Девочка была в джинсах и в фиолетовом свитере.- У меня
сегодня тоже воскресенье, - сказала она, как бы оправдываясь.
-Возьмите мне билет, только в первом ряду. -

И она сунула ему в руку тридцать копеек.

Он сначала хотел вернуть ей деньги, но она наотрез стала
отказываться:

- Это не мои деньги. Это мамины...

И учитель решил, что лучше, наверное, эти тридцать копеек взять,
потому что в конечном счете она ученица, а он ее учитель...

Он купил два билета. Оба в первом ряду.

Когда они пробирались на свои места, она была впереди, а он слегка
поддерживал ее под руку. Внезапно учитель почувствовал, что на
него смотрят. Он повернул голову и увидел директрису. Привстав со
своего места, она провожала их взглядом, выражавшим недоумение и
озабоченность. Учитель поклонился ей, но она не прореагировала и
опустилась на свое место...

В первом ряду сидели сплошные дети, маленькие, такие же, как
девочка, значительно старше. Но все они по сравнению с ней были
детьми.

- Нравится Чаплин? - спросил учитель.

- Очень. Только мне его жалко... Где вы вчера были?

- Так... - нерешительно произнес он. - Нигде.

- Хотите ириску?

- Нет, нет, спасибо.

- Берите, берите. - Она положила ириску в нагрудный карман его
рубахи.

- Ладно, - сказал он. - Я ее съем, только не сегодня, а
когда-нибудь. Через много лет... Когда грозою грянут тучи, - храни
меня, мой талисман...

Она включилась сразу, лишь только погас свет и зажегся экран, и
хохотала так громко, как будто в зале кроме нее никого не было.
Она била себя ладонями по коленям, топала ногами, откидывалась на
спинку сиденья, и несколько раз ее голова касалась плеча учителя.
Он вздрагивал, покрывался краской и благодарил темноту. Они еще
продолжали сидеть, когда зажегся свет и захлопали сиденья.

- Как быстро! - разочарованно сказала девочка. - А все-таки мне
его жалко...

По дороге домой девочка выглядела встревоженной. Это учитель
заметил. Он предложил ей мороженое. Ему было приятно, что ничего,
кроме мороженого, он не может ей предлагать. Она отказалась,
показав пальцем на горло.

Потом ему почудилось, что в арке стоит ее мать.

"Ну и что? - подумал он, - Что особенного?"

И учитель слегка подтолкнул девочку в сторону дома...

В метро, когда он ехал, его занимал один вопрос: как долго может
сохраняться ириска?


Придя домой, девочка убралась в своей комнате, сложила на завтра
тетради и учебники, вымыла после ужина посуду и читала до позднего
вечера, а его все не было и не было. Уже дохнул на нее осенний
холод, а она продолжала сидеть на обочине промерзшей дороги, по
которой должен был пройти он. Он возник за ее спиной внезапно и
неслышно в мутной ночи под мутным небом. Она поняла это только
тогда, когда ощутила на плече его поцелуй.

- Я пришел проститься, - произнес он печально. - Я ухожу. Я
должен.

- Куда? - испуганно спросила девочка.

- Туда, - указал он рукой в сторону таинственной сени. - Там ждет
меня счастливый соперник. Рок завистливый бедою угрожает снова
мне.

- Не уходи, он убьет тебя, - сказала девочка и взяла его за руку.

- Может быть, - задумчиво сказал он. - Но я все равно буду тебя
ждать.

- А если я не приду?

- Я буду ждать.

- Долго-долго?..

Он снял очки, и впервые девочка увидела, что глаза у него не
зеленоватые, а густо-густо черные.

- Мне страшно и дико, - прошептала девочка и прижалась лицом к его
красной, влажной от росы рубахе.

- Пора, мой друг, пора, - Он осторожно отстранил девочку. - Я не
властен над судьбою...

Сделав несколько шагов, он остановился, повернулся лицом к девочке
и сказал, как бы извиняясь:

- Я вас любил так... как дай вам бог...

И больше уже ни разу не обернувшись, он пошел навстречу так
манившей и ждавшей его таинственной сени.

И девочка поняла, что должно случиться нечто страшное и
непоправимое, помешать которому она не в силах, и урна с водой,
выскользнув из ее рук, разбилась об утес, и девочка превратилась в
печальную статую. Она еще видела, как он, рассекая тросточкой
воздух, вошел в таинственную сень, а потом там что-то сухо
выстрелило и повалил с неба тяжелыми хлопьями красный снег,
постепенно покрывший землю сплошным красным понедельником. И
впервые за последние дни девочка проснулась по звонку будильника в
семь часов утра...

Некоторое время она еще лежала не мигая, глядя в потолок.

Потом поднялась, испытывая где-то внутри полную пустоту и
безнадежность, и прошла в ванную.

- Слава богу, - сказала мать отцу, - сегодня она ни разу не
проснулась. Слава богу...

За все утро девочка не произнесла ни слова, и даже не
поинтересовалась, почему мать решила проводить ее в школу.


... Директриса в черном платье, с тщательно забранными назад в
пучок волосами появилась в классе сразу после звонка на урок. Дети
встали.- Ребята, - произнесла она ровным голосом, - с сегодняшнего
дня ваш учитель литературы перешел в другую школу. Через несколько
дней роно пришлет нам другого преподавателя, а пока уроки
литературы буду вести я. Садитесь.

Дети сели.

- Итак, последний период творчества Пушкина...

Она несколько задумалась, собираясь с мыслями.

- Царское самодержавие не могло простить Пушкину вольнолюбивый
характер его стихов и только искало повода, чтобы расправиться с
поэтом. И такой повод представился. Двадцать девятого января
тысяча восемьсот тридцать седьмого года Александр Сергеевич был
убит на дуэли. Это произошло так...Девочка медленно встала из-за
стола.

- Это произошло из-за меня, - отрешенно проговорила она.

- Что? - взглянула на нее директриса.

- Это случилось из-за меня, - повторила девочка.

Кто-то хихикнул.

Затем в полной тишине девочка сложила вещи в свою джинсовую сумку,
повесила ее на плечо и вышла из класса.

Она неторопливо подошла к качелям, забралась в лодочку, легла
навзничь и стала смотреть в по-осеннему выцветшее, но все еще
голубое небо. Куда-то к югу тянулся крикливый караван гусей.
Таинственная сень обнажалась с печальным шумом.

"Вот уже и октябрь прошел", - подумала девочка.

Приближалась довольно скучная пора...

 

 

Выпуск 14

Содержание:

Творчество и Любознательность: "Вопросы и Ответы" (по М. Гелбу)

Творчество и Любознательность

Ненасытно-любознательный подход к жизни, неустанный поиск и
неистребимая жажда учения (Curiosita)
(По книге М. Гелба "Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да
Винчи")

Все мы рождаемся на свет любознательными. И на этом естественном
стремлении нашего сердца как раз и основывается принцип Curiosita.
Тут действует та же самая побудительная причина, которая
заставляет нас прочитывать книгу от корки до корки; и эта причина
- желание знать как можно больше. Каждый из нас от природы наделен
любознательностью; задача же состоит в том, чтобы научиться ею
пользоваться и развивать ее во благо себе и другим. В первые годы
жизни наш ум гложет неутолимая жажда познания. Начиная с самого
рождения, - а кое-кто утверждает, что даже и раньше, - зрение,
слух и все прочие органы чувств младенца чутко настраиваются на
исследование и познание мира. Ребятишки экспериментируют с каждым
окружающим их предметом, совсем как маленькие ученые. Едва
научившись говорить, они начинают задавать один вопрос за другим:
"Мамочка, расскажи, а как эта штуковина работает?", "Почему я
родился?", "Папа, а откуда берутся дети?"
Ребенком Леонардо также был невероятно пытлив и со свойственной
всем детям любознательностью изучал окружающий мир. Его страстно
увлекала природа, он проявлял замечательные способности к
рисованию и любил математику. По свидетельству Вазари, юный
Леонардо сплошь и рядом задавал своему учителю математики столь
неожиданные и каверзные вопросы, что "причинял своему наставнику
множество хлопот и зачастую ставил его в тупик".
Выдающиеся умы всю свою жизнь без устали задают "проклятые"
вопросы. В душе Леонардо никогда не иссякала жадная
любознательность и живое, непосредственное, ребяческое ощущение
чуда; взрослея, он ни на йоту не утратил ни широты, ни глубины
своих интересов, ни своей готовности оспаривать любые общепринятые
знания. На всем протяжении его взрослой жизни Curiosita неизменно
подпитывала неистощимый источник его гения.

Вопросы и Ответы


Возвратитесь мыслями в те дни, когда вы учились в школе. Все мы
помним, что случается с людьми, которые слишком много знают. И в
действительности, как обстояло дело с детьми, которые задавали
слишком много вопросов? Обычная отговорка измученных,
переработавшихся учителей, которых со всех сторон осаждают слишком
шустрые питомцы: "У нас нет времени, чтобы отвечать на все эти
вопросы; дай Бог хоть как-то одолеть учебный план". Ныне на
"почемучек" навешивают медицинские диагнозы, вроде "расстройства
внимания" или "гиперактивности", а затем пичкают их риталином и
прочими сильнодействующими лекарствами. Если бы юный Леонардо жил
в наши дни и ходил в начальную школу, его наверняка бы лечили от
"школьных болезней".
Хотя все мы пришли в жизнь с той же ненасытной любознательностью,
какая была свойственна Леонардо да Винчи, многие из нас, едва
начав посещать школу, быстро приучаются к тому, что ответы гораздо
важнее, чем вопросы. В большинстве случаев, обучение отнюдь не
развивает в нас пытливости, умения находить удовольствие во всякой
двойственности и неопределенности, а также умения задавать
вопросы. Единственный навык мышления, который поощряется в школе,
- это умение вычислить "правильный ответ" - то есть ответ,
исходящий от учителя как человека, наделенного реальной властью.
Этот стандарт неукоснительно выдерживается на всех стадиях
обучения, вплоть до университета и аспирантуры, особенно в тех
случаях, когда профессор собственноручно пишет текст лекций. (Не
так давно был проведен классический эксперимент с целью выяснить
эффективность университетского образования. Свежеиспеченным
специалистам, которые месяц назад с блеском сдали выпускные
экзамены и удостоились диплома с отличием, было предложено
повторно сдать те же самые экзамены; а в итоге все выпускники
дружно потерпели неудачу. Психолог Лесли Харт весьма остроумно
подытожила результаты этого эксперимента: "Финальные экзамены -
это и в самом деле полный финиш!") Мы вполне готовы признать, что
традиционный подход к образованию, основанный на льстивом
преклонении перед властью, пресечении всяких вопросов и строгом
следовании установленным правилам, в свое время принес нашему
обществу немалую пользу, бесперебойно поставляя трудовые ресурсы
для сборочного конвейера и стойкие кадры бюрократов. Но он не
слишком годится для того, чтобы готовить нас к приходу нового
Ренессанса.
Жизнь Леонардо да Винчи представляла собой неустанное упражнение в
творческом решении проблем самого высокого порядка. Принцип
Curiosita дает вам в руки основополагающий ключ к его методу. Этот
метод начинается со страстной любознательности и полнейшей
открытости ума, а затем реализуется в потоке вопросов, которые мы
задаем с самых различных точек зрения.
Вы можете усовершенствовать ваши навыки решения проблем - на
работе и дома, - если будете планомерно совершенствовать ваше
умение задавать вопросы. Таким образом, для большинства людей
центр тяжести радикально смещается: вместо настойчивых поисков
"правильного ответа" - столь же настойчивое выяснение того, "был
ли этот вопрос по-настоящему правильным" и "можно ли как-то иначе
взглянуть на эту проблему".
Для того, чтобы успешно решить проблему, часто бывает необходимо
поменять или переформулировать исходный вопрос. Чаще всего вопрос
можно сформулировать различным путем, а словесное его выражение
оказывает огромное, зачастую решающее влияние на вашу способность
находить приемлемые решения. Психолог Марк Браун приводит отличный
пример того, как эволюция одного-единственного вопроса завершилась
фундаментальным преобразованием целых человеческих сообществ. Вся
жизнь кочевых племен вращалась вокруг вопроса: "Как добраться к
воде?" Едва они начали задаваться вопросом: "Как сделать, чтобы
вода сама пришла к нам?" - былые кочевники, по словам Брауна,
сформировали оседлую земледельческую культуру.
Некоторые люди любят размышлять над философской загадкой: "В чем
смысл жизни?" Однако более практичные философы предпочитают
задавать себе совсем другой вопрос: "Каким образом я могу
наполнить смыслом свою жизнь?"

Давайте поучимся вместе с детьми подходить к их проблемам с
любопытством и открытостью. Чем больше вопросов задаст сам ребенок
- тем больше ответов он найдет (возможно, с вашей помощью, а
возможно, вы найдете свои ответы с его помощью, "Устами
младенца"). И тем больше ответов станут вашим общим семейным
достоянием.
У каждого родителя бывает период, когда проблемы, связанные с
детьми, встают достаточно остро. Очень часто это связано с
системой школьного (и дошкольного) образования и воспитания, общей
атмосферой в семье, степенью доверительности и дружбы Родителя и
Ребенка. А сейчас в качестве упражнения на улучшение ваших
взаимоотношений с ребенком и, соответственно, его взаимоотношений
с Миром, мы можем вместе с Майклом Гелбом воспользоваться его
исследованиями творческих принципов Леонардо. Возьмите любой
спорный вопрос, который периодически тревожит вас, любую проблему,
связанную с воспитанием. Если, на первый взгляд, таковых нет -
стоит поразмыслить над этой ситуацией. Возможно, наши дети считают
иначе:-). - Е.Ш. (далее мои комментарии так же выделены
курсивом).


Действительно ли перед нами спорный вопрос? Почему мы всегда
делали это именно так, а не иначе? Стремитесь поднимать вопросы,
которые никто еще не поднимал.
Обозначьте в своей записной книжке какую-нибудь проблему или
спорный вопрос, который причиняет вам больше всего беспокойства в
вашей личной или профессиональной жизни (в воспитании и во
взаимоотношениях с вашими детьми), и спросите у себя: Какой?
Когда? Кто? Как? Где? И почему?
В чем состоит проблема или спорный вопрос? Какие предвзятые
мнения, предубеждения или навязанные извне понятия могли повлиять
на мое восприятие этой проблемы [или спорного вопроса]?
Что случится, если я буду ее игнорировать? Какие возможности я,
вероятно, упустил из виду? Какие новые проблемы могут возникнуть,
если я попытаюсь решить эту проблему? Какие метафоры и параллели с
природными явлениями могли бы дополнительно разъяснить эту
проблему?
Когда это началось? Когда это обычно случается? Когда этого
удается избежать? Когда начнут ощущаться последствия этой
проблемы? Когда эту проблему нужно решать?
Кто об этом заботится? Кто от этого страдает? Кто это создал? Кто
стремится это увековечить? Кто поможет разрешить эту проблему?
Как это случается? Как я могу получить более объективную
информацию? Как я могу взглянуть на это с непривычной точки
зрения? Как это можно изменить? Как я узнаю о том, что проблема
решена?
Где это обычно случается? Где это началось? Где я это проглядел?
Где еще такое случалось?
Почему это важно? Почему это началось? Почему это продолжается?
Вам нужно без устали спрашивать: почему, почему, почему, почему,
почему... И лишь тогда вы доберетесь до сути вопроса.
И лишь тогда мы перебросим мостик к новому циклу вопросов,
указывающих пути к решению проблемы: Как? Каким еще образом?
Зачем? Для кого? Кем будет ощущать себя ребенок, если...?


CURIOSITA для РОДИТЕЛЕЙ
Что можно сделать, чтобы не дать угаснуть естественному
леонардовскому любопытству ваших детей? Для начала, вообразите
себя в роли ученика: пусть ваш ребенок послужит вам примером для
подражания. Таким образом, вы вернете себе давно утраченную
душевную открытость и пытливый склад ума. Если вы сами
по-настоящему глубоко проникнетесь той душевной чистотой и
энтузиазмом, которые свойственны вашему ребенку в его подходе к
учению, и научитесь "проживать" их вместе с детьми, вы добьетесь
гораздо больших успехов в пестовании этих драгоценных качеств.
Разумеется, ваш ребенок своими безостановочными вопросами будет
испытывать ваше терпение; но если ваше сердце открыто, вы найдете
в себе необходимую стойкость. Будучи прилежным учеником
собственных детей, вы сможете стать для них своего рода тренером в
освоении трудного искусства Curiosita. Научите их использовать
подход "что, когда, кто, как, где, почему" (Зачем? Для Кого?) и
непосредственно применять его для творческого решения проблем.
Пусть ваша жизнь проходит под знаком человеческого величия:
выбирайте "гения месяца" и обсуждайте разнообразные вопросы,
которые занимали великие умы на протяжении многих столетий. (Для
начала я горячо рекомендую вам "месячник Леонардо"! Например,
посетите вместе с детьми передвижную выставку под названием
"Леонардо и век изобретений", сходите в музей или просто
посмотрите вместе с ним книги, иллюстрации, расскажите о том, как
жил и творил этот художник. Таким образом, ребятишкам представится
прекрасная возможность на собственном опыте познакомиться хотя бы
с некоторыми из удивительных открытий маэстро.) Поощряйте ваших
детей задавать как можно больше вопросов. Когда ваши ребятишки
возвращаются домой после уроков, спрашивайте у них: "Какие вопросы
ты задавал сегодня в школе?"В качестве примера - маленькая
контрольная для родителей по подготовке к школе:

 

 

Выпуск 15


А. Воронин "Детская Одаренность" (отрывок из курсовой работы
"Нейро-лингвистическое программирование, как альтернативный метод
исследования детской одаренности")

"Поймите: в культуре, обеспокоенной поисками правильного ответа,
где обучение и возникающие в нем проблемы укладывают в прокрустово
ложе категорий, заявление, что альтернатив невероятно много,
звучит более устрашающе, чем обвинение в неправоте!"
Р. Дилтс

Представления исследователей о характерных чертах одаренного
ребенка

Кто такой одаренный ребенок? Что такое детская одаренность в
общем? На данный момент ни педагогика, ни психология не могут дать
однозначного ответа на эти вопросы. Трудности связаны и с
выявлением одаренных и с разработкой программ их обучения. Многие
проблемы могут быть решены за счет нахождения жестких критериев
одаренности. Пока же "природа" одаренности не открывается и
ускользает из рук исследователей. Возникают различные гипотезы,
но, видимо, ни одна из них все еще не выдерживает серьезной
критики.
Какие же характерные черты отличают одаренного ребенка от
обыкновенного по мнению отечественных и зарубежных исследователей?
Общим и присущим большинству таких детей признаком считается
неуемное любопытство. Еще малышами они разбирают игрушки и
приборы, чтобы посмотреть как они устроены, имеют огромное
количество вопросов и интересов. Дети ищут новой информации и
смены впечатлений. Узнав что-либо они не останавливаются на
достигнутом. Этот интеллектуальный "аппетит" заставляет их браться
одновременно за несколько дел, зачастую не рассчитав свои силы. Их
интересы многообразны и неуемны. Ребенок ради своего увлечения
может жертвовать "обычными" детскими радостями (игрой во дворе,
мультфильмами и пр.). Психологи указывают на то, что подобный
интерес познания стимулирует развитие способностей, поскольку
умственная активность проходит на ярко выраженном эмоциональном
фоне. Остро чувствуя постоянное сладостное напряжение умственного
труда, ребенок закрепляет устойчивый рефлекс на процесс познания
нового.
Любопытство одаренных детей зачастую подогревается желанием
соответствовать лучшим стандартам. Некоторые родители отмечают,
что другие их дети, хотя и проявляли большие способности, никогда
не желали так преуспеть, как их братья и сестры, позже названные
одаренными. Дети проявляющие упорность в занятии своим любимым
делом, просиживающие за ним часами, нередко относятся с тем же
рвением к каждому занятию. Видя перед собой цель, они стремятся ее
достичь и не важно сколь широка и недостижима она для ребенка.
Стремление довести дело до полного совершенства - одна из проблем
наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых
детей. Они нередко имеют заниженную самооценку как следствие
критического отношения к себе. Сила интереса и стремление к
совершенству становятся причинами и других проблем выдающихся
детей: неприязнь к школе, в случае если программа не вызывает
интереса (проста, например); различие в пристрастиях со
сверстниками, стремление перебить если кто-то не прав, непонимание
"глупости" окружающих - все это ведет к социальному отчуждению.
Здесь мы прикоснулись к обратной стороне медали, но стоит
взглянуть и на лицевую, а именно констатировать факт, что
самокритика и стремление быть лучшим является мощнейшим мотором
одаренности.
Видимо большинство авторов согласны и в вопросе обладания
талантливых детей так называемой "большей чувствительностью".
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия
окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают.
Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же
условиях. Они могут одновременно следить за несколькими событиями.
Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают
интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Эти
дети все воспринимают и на все реагируют. М. Карне отмечает, что
поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам,
они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к
окружающим. Они часто воспринимают слова или невербальные сигналы
как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой
ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку
постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
Одаренный ребенок - высокоинтеллектуальный ребенок? Существует
много споров по этому вопросу. Долгое время уровень интеллекта,
установленный соответствующими тестами, считался основным
показателем умственной одаренности. Однако талантливые дети отнюдь
не всегда отличаются громадным интеллектом, хотя могут и обладать
таковым. Об этой проблеме будет сказано ниже.
Одной из важнейших черт одаренных детей является их творческий
подход к делу. Их отличает способность прослеживать причинно -
следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно
увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Задаются
вопросом: "Что будет если изменить условия?". Эта способность
лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания" через
этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна
более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая
система является более разветвленной, с большим числом связей.
Рядом с творческостью рука об руку идут такие качества одаренных,
как умственная самостоятельность, смелость мысли, удовольствие от
творчества. Неизвестное не пугает таких детей а зачастую лишь
стимулирует их творческую активность. Талант состоит и в том,
чтобы посмотреть с разных перспектив не только на неведомое, но и
на уже узнанное и прочное. Одаренный ребенок готов рассмотреть
любые варианты.
Педагоги также отмечают, что одаренные дети наделены чрезвычайно
тонким юмором, благодаря уже упомянутым свойствам творческости и
высокой чувствительности они видят смешное там, где их сверстники
его не усматривают. И это также приводит к трениям в коллективе.
В этом подразделе был очерчен образ одаренного ребенка, видимый
глазами современной педагогики и психологии. Были указаны
главнейшие и некоторые второстепенные черты талантливых ребят. Но
все не так просто. Следующий подраздел призван раздробить картину
обозначенную здесь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных