Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВКЛАД ИОАННА (СНЫЧЕВА) В МИССИОНЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ

Миссионерская и просветительская деятельность РПЦ всегда являлась важной частью духовной жизни российского общества.

Христианская миссия (от лат. missio - поручение) - это одна из форм направленной деятельности Церкви и религиозных организаций, основной целью которой является обращение тех, кто не верит или представитель иных религий в пропагандируемую религию. О богатстве и многообразии миссии РПЦ свидетельствует ее история. Современные ученые выделяют два вида миссионерства: внешний, то есть деятельность непосредственно в других странах и внутренний, то есть соответствующая деятельности среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории. При этом хотелось бы отметить, что достаточно актуальным представляется изучение именно опыта и традиций внутренней миссии на региональном уровне[1].

Целью моей статьи является рассмотрение основных направлений миссионерской деятельности митрополита Иоанна (Снычева) в Куйбышевской епархии в период атеистической политики советского государства.

Информационные годовые отчеты 70-х годов XX века свидетельствуют о ревностном служении митрополита Иоанна (Снычев И.М.) на Самарской кафедре в сане епископа. Заметна в деятельности Иоанна Снычева большая активность в церковном служении. "...Каждое воскресение и в большие религиозные праздники он совершал службу в Покровском кафедральном соборе, часто наезжал в церковные приходы, особенно городские, обставлял службу высокой торжественностью. Являясь человеком глубоко верующим, епископ стремится организовать приходскую жизнь максимально деятельной в условиях советской действительности, не нарушая законодательства о культах...[2]".

Глубокая вера и знание Священного писания и придания Иоанна Снычева выявлялись в благоговении перед Божиими чудесами, примером тому служит установленная им ежегодная служба в Сызранском соборе (25 июня) по поводу явления Федоровской иконы Божьей Матери в Кашпирском источнике, недалеко от г. Сызрани. Архиерейская служба, состоявшаяся 25 июня 1974 года в Сызранском соборе, была многолюдной и очень торжественной. В ней участвовало более пяти тысяч человек. В богослужении кроме епископа принимали участие еще 12 священнослужителей, в их числе двое из Ульяновской области[3].

Большое внимание епископ Иоанн уделял омоложению состава духовенства преимущественно молодыми и грамотными священниками, чему препятствовали уполномоченные по делам религий в избежание повышения авторитета Церкви и усиления религиозных верований среди прихожан. А также он стремился омолодить и качественно улучшить состав архиерейского хора при кафедральном соборе за счет квалифицированных певцов, имеющих специальное образование[4].

Во взаимоотношениях с исполнительными органами религиозных обществ Иоанн Снычев стал действовать осторожно и осмотрительно не вызывая нареканий с их стороны.

Характеризуя проповедническую деятельность можно отметить, усиление роли проповеди в богослужении и наиболее действенным чуть ли ни единственным средством закрепления в сознании верующих религиозных идей. Поэтому не случайно их содержание направлено, главным образом, на укрепление у прихожан веры в бога и привлечения новых верующих в церковь[5]. И в связи с этим основным требованием к священникам было обязательное составление проповеди к каждому Богослужению.

"Основными в проповедях были неисчислимые благодеяния, исходящие от Всеблагого Господа ко всем нам - и добрым и злым... Многих из нас благословил Господь довольством, увенчал труды наши успехами; но чувствуем ли мы себя грешными и недостойными таких Божьих благодеяний?...

Восставши ото сна воздаем ли мы утреннее благодарение Богу за спокойно и благополучно проведенную ночь? А сколько различных несчастий может постигнуть нас во время ночи - болезни, внезапная смерть, пожар, воры, каждую ночь угрожают нам...

Наша чрезмерная преданность земным удовольствиям и греховным влечениям делает ум наш слепым, а сердце нечувствительным к милостям Божиим, делает нас гордыми, самонадеянными, делает грубее бессловесных животных...

Будем же чаще вспоминать, что Бог есть источник всех благ, которыми мы все пользуемся. Поэтому нужно посещать церковь и неустанно молиться Господу Богу.

Кроме этого духовенство пыталось выступать в роли морально - нравственных наставников, пропагандировать в противоположность коммунистической морали, христианскую мораль на примере образов "жития святых..."[6].

Смысл всех проповедей сводится к тому, что все мы грешны, но Бог милостив, мы помолимся и Он простит нам все наши грехи. Таким образом в проповедях раскрывается вся христианская мораль.

В некоторых проповедях священники проявляли элементы модернизации религии, пытались приспособить ее к требованиям советской действительности. Особенно это было присуще больше всего молодым священнослужителям, тогда как священники старой школы в своем большинстве ограничивали свою проповедь рамками религиозных писаний[7].

В Отчете за 1974-1975 гг. уполномоченного по делам РПЦ в истекшем году фактов грубого нарушения советского законодательства уменьшилось по сравнению с прошлым годом. "...Служители культа, за редким исключением, не вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов..."[8].

Все мы люди и у каждого из нас есть своя работа, свое дело, которому мы посвящаем всю свою сознательную жизнь. И важно, чтобы человек любой профессии относился к своей работе с любовью, с душой. Чтобы старался качественно совершенствовать свою работу, достигать чего - то нового, прогрессивного. Это тоже будет преумножение данного каждому из нас его таланта.

Человек должен совершенствоваться как физически, так и в моральном смысле. А все это само по себе не приходит. Для этого нужен труд и молитва.

С целью большего воздействия на психику верующих священники пытались показать, что имя верующего человека навеки будет записано в книге жизни Господа, тогда как земная слава людей со временем исчезнет[9].

Вступив в управление епархией, епископ Иоанн достаточно энергично пытался взять в свои руки все бразды правления, увеличил штат духовенства в некоторых городских церквах, в 1966 г. рукоположил в духовный сан четырех человек, укрепил церковные хоры, стал чаще, чем его предшественник, служить в приходских церквах[10].

В конце 60-х гг. ХХ в. в составе духовенства епархии происходило некоторое омоложение кадров. Из 32 священников 14 было моложе 40 лет. Как отмечал в своем докладе уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР, «молодое пополнение на первых порах более ревностно, чем старики, исполняет свои пастырские обязанности и поэтому более располагает к себе верующих»[11]. Выпускники духовных академий и семинарий держали себя с достоинством, службу вели грамотно, были осмотрительны в личном поведении и пунктуальны в выполнении законодательства о культах. Молодые священнослужители более тонко и умело отстаивали позиции Церкви[12].

В сентябре 1975 г. председатель Совета по делам религий В.А. Куроедов писал своим уполномоченным на местах: «Усиливая контроль за деятельностью религиозных организаций, сейчас надо особое внимание обратить на недопустимость нарушений социалистической законности в отношении верующих. Нельзя мириться с тем, что во многих местах контроль носит односторонний характер». В.А. Куроедов признавал, что, требуя от верующих и духовенства соблюдения законодательства о культах, местные органы власти нередко сами его не соблюдали. В.А. Куроедов призывал уполномоченных бороться с проявлениями ущемления прав верующих, более внимательно относиться к их жалобам и заявлениям[13].

В 80-х годах XX века усиливается пропаганда "научного" атеизма. И ею в 1983 году в Куйбышевской области было занято 900 лекторов, в том числе 8 кандидатов наук, 27 научных работников и преподавателей вузов. Из них более половины состояли в КПСС, 2/3 имели высшее образование. Ими читалось в год свыше 11 000 атеистических лекций.

В областном университете лекторского мастерства был организован двухгодичный факультет лекторов-атеистов. В 1984 г. его окончили 84 человека. В области функционировал 1 народный университет и 25 факультетов по проблемам научного атеизма с охватом 1747 слушателей[14].

Несмотря на это, с начала 80-х гг. церкви стали чаще посещать молодежь, люди среднего возраста и интеллигенция[15].

С началом перестройки начинает меняться положение и роль Русской православной церкви в советском обществе. Отныне Церковь беспрепятственно могла благоустраивать свои здания, улучшать качество хоров. В конце 1985 г. в г. Тольятти всего за три месяца была построена новая церковь, хотя и под видом реконструкции старой.

В сентябре 1986 г. председатель Куйбышевского облисполкома Г.В. Задыхин принял группу православного духовенства во главе с архиепископом Иоанном. Архиерей вручил Г.В. Задыхину поздравительный адрес в связи с 400-летием г. Самары и награждением его орденом Октябрьской революции. Председатель горисполкома проинформировал делегацию о положении дел в городе, путях решения основных социальных вопросов, а также высказал согласие на передачу дома по ул. Садовой, 86, Епархиальному управлению взамен сносимого старого здания. В этом доме, впоследствии расширенном, Епархиальное управление располагается и по сей день[16].

Представители Русской православной церкви активно принимали участие в пополнении Советского Фонда мира. В него перечислялось четверть всех церковных доходов. Перечисления в Фонд мира тяжким бременем ложились на приходские общины, вынужденные откладывать ремонтные работы и мероприятия по благоустройству церквей, чтобы вовремя внести «добровольные» взносы. В конце 80-х гг. церковные взносы в Фонд мира превышали 1 миллион рублей в год, архиепископ Иоанн лично от себя вносил 1000 рублей[17]. Епархия не оставалась в стороне от несчастных случаев: аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других бедствий.

Стараясь идти в ногу со временем, куйбышевское духовенство активно поддержало развернувшееся в стране движение против пьянства и алкоголизма. Архиепископ Иоанн старался не оставлять безнаказанными факты злоупотребления спиртными напитками в среде священнослужителей[18].

В 1987 г. в Куйбышевской епархии началась подготовка к празднованию 1000-летнего юбилея крещения Руси. При поддержке архиепископа Иоанна, надеявшегося укрепить позиции Церкви в обществе, верующие многих городов и сел области подняли вопросы о регистрации новых приходов и передаче им недействующих церковных зданий. За ходом рассмотрения этих вопросов архиерей следил лично, несмотря на то, что уполномоченный сделал ему замечание за «излишнюю его в этом активность, что эти вопросы должны быть делом самих верующих»[19].

Несмотря на официально еще атеистическую государственную идеологию, органами власти было оказано содействие архиепископу Иоанну и священнослужителям епархии во встречах с журналистами и писателями, посвященных предстоящему торжеству. Одна из первых таких встреч-бесед состоялась у владыки Иоанна с писателем А.А. Солоницыным, она транслировалась по областному радио и положила начало регулярным выступлениям священников в средствах массовой информации[20].

Целый ряд статей в центральной прессе, передач по радио и телевидению подтверждали, что 1000-летний юбилей получил не только религиозное, но и общественно-политическое звучание. Впервые за долгие годы состоялась встреча патриарха и Священного Синода с генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачёвым. Вместе с тем заметно пошла на убыль атеистическая пропаганда[21].

Поместный собор Русской православной церкви проходил 6–9 июня 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре. От Куйбышевской епархии на него были выбраны на собрании священнослужителей и мирян настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Иоанн Гончаров и секретарь Епархиального управления А.А. Савин. Архиепископ Иоанн, как и все правящие архиереи, участвовал в деяниях Собора по должности.

В своем выступлении на Поместном соборе владыка Иоанн предложил перенести духовное образование из стен академий и семинарий на приходы, создавая катехизические курсы или училища хотя бы при кафедральных соборах, где верующие могли получать начальные знания о Боге и духовной жизни. Архиепископ Иоанн обратил внимание Собора на необходимость аттестации профессорско-преподавательского состава духовных учебных заведений «с точки зрения их православного направления», так как «не всё преподается православно»[22].

Активное участие архиепископ Иоанн принимал в работе общественного комитета «Самара», который ставил цель возвратить областному городу его историческое имя.

В первой половине 1990 г. шло активное обсуждение проекта общесоюзного закона «О свободе совести и религиозных организациях». В Куйбышевской области представители Церкви высказывались за законодательное разрешение факультативного обучения детей религии в школах; за упразднение атеизма из программы учебных заведений; за лишение атеизма преимуществ над религией и отделение его, как и религии, от государства; за передачу бывших и действующих храмов в собственность религиозных организаций; за участие государственных организаций в восстановлении храмов, пришедших в негодность после их закрытия в 20-30-х гг. ХХ в.; за упразднение Совета по делам религий и его уполномоченных на местах; за взаимодействие Церкви с государством напрямую[23].

Количество зарегистрированных православных религиозных объединений выросло за последние годы архиерейства владыки Иоанна с 18 до 40, за 1987–1989 гг. им было посвящено в духовный сан 20 человек[24].

Таким образом, на четверть века управления архиепископом Иоанном Куйбышевской епархией пришлись и годы гонений на верующих, и радость обретения веры тысячами людей, открытие православных храмов. Он оставил после себя память (скончался владыка Иоанн 2 ноября 1995 г.) как страстный поборник благочестия и чистоты Православия. Его статьи и книги об историческом пути России, пронизанные духом патриотизма и убежденности в ее великом будущем, сыграли большую роль в духовном воспитании прихожан и оставили несомненный след в русской культуре.

 

Библиографический список:

1. Действующий архив СЕУ. Отчет архиепископа Иоанна за 1989 г.

2. Матвеева Е.С. Миссионерская и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Центральной России второй половины XIX - начала XX века / История и современность № 5 (35) 2014. С.176-184.

3. Поместный Собор Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г. Материалы. М., 1990.

4. Центральный государственный архив Самарской области (далее ЦГАСО). Ф. 3219. Оп. 1. Д. 2.

5. ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 3, 60.

6. ЦГАСО.Ф. 3219. Оп.1. Д. 12. Л. 37.

7. ЦГАСО.Ф.3219. Оп.1. Д. 21. Л.22.

8. ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 46.

9. ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 51, 60.

10. ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 60, 72.

11. ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 61, 66.

12. ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 71.

13. ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 71, 72.


[1] Матвеева Е.С. Миссионерская и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Центральной России второй половины XIX - начала XX века / История и современность № 5 (35) 2014. С. 176-184.

[2] ЦГАСО.Ф. 3219. Оп.1. Д. 12. Л. 37.

[3] ЦГАСО.Ф.3219. Оп.1. Д. 21. Л. 22.

[4] Там же Л. 23.

[5] ЦГАСО.Ф. 3219. Оп.1. Д. 12. Л. 37.

[6] ЦГАСО. Ф.3219. Оп. 1. Д. 21. Л.24.

[7]ЦГАСО. Ф.3219. Оп. 1. Д. 21. Л.25.

[8] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп.1. Д.12. Л.37.

[9] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп.1. Д. 21. Л.27.

[10] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 3, 60.

[11] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 7, 61.

[12] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 11, 66.

[13] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 20.

[14] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 51.

[15] ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 46.

[16] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 60, 72.

[17] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 66.

[18] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 61, 66.

[19] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 51, 60.

[20] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 71.

[21] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 71, 72.

[22] Поместный Собор Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г. Материалы. М., 1990.

[23] ЦГАСО, Ф. 3219. Оп. 1. Д. 2.

[24] Действующий архив СЕУ. Отчет архиепископа Иоанна за 1989 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕУШИНА А. М. Леушина о системе и последовательности обучения детей счету в детском саду. | Формы движения материи.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных